Классификация сочинений

Сочинение
  • 1) сочинения из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личных опыт учащихся, на непосредственные наблюдения. Это может быть описание случившегося с самим рассказчиком, виденного, слышанного(рассказ со слов других людей).

  • 2) сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы(пробуждение природы весной, на берегу моря), общественной жизни и производственной деятельности людей(описание работы электростанции).

  • 3) сочинения по картине. Один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны — рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинение по ряду картин(по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение с грамматическим заданием.

Сочинения по наблюдениям имеют большое значение. Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения — описания. Работая, над развернутым описанием, ученики выделяют основные черты наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к выбору наиболее точных и подходящих слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний, развивают ответственное отношение к слову.

Описания бывают деловые и эмоционально-образные.

Виды описаний:

  • 1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению;
  • 2. описание трудового процесса, выполняемого учащимися;
  • 3. описание картин природы и других сложных предметов, явлений.

В зависимости от объема выделяют сочинения-миниатюры или сочинения малых форм. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который обусловлен конкретным, узким характером темы(осеннее небо), реже композиционно-жанровыми особенностями сочинения(в частности, формой дневниковых записей).

К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям.

6 стр., 2976 слов

Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию природы. Весна (5 класс)

... «весна и природа». Так какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься? ( Описание природы. Весна ) Слайд 5 Как вы думаете, чтобы написать сочинение, какие цели ... художников; - познакомиться с примером авторского описания природы. Формы работы:, Оборудование: Словарь Описание - Эпитет – слово или сочетание, подчеркивающее или выделяющее признак предмета, явления. Метафора – Клише - фраза, ...

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяют сочинения по опорным словам, с дополнением текста(распространение статьи), с грамматическим заданием. Ответы на вопросы — самый элементарный и в тоже время очень распространенный вид связной речи. Этот вид письменных работ по развитию речи имеет место на уроках по всем предметам. Он может рассматриваться как переходный к сочинению вид работы, подготовительный этап. Сочинения по опорным словам относят к сочинениям условно, поскольку требования употребить в письменной работе определенные слова или словосочетания сковывает свободу мысли. Школьной практике известно несколько сочинений этого типа:

  • А) сочинения, которые проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова;
  • Б) сочинения, проводимые главным образом с целью развития навыков связной речи. В этом случае опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания;
  • В) сочинения, где предлагается использовать определенную группу языковых средств (наречия, вводные слова, СПП с придаточными определительными);

Сочинения могут иметь и другое задание: в созданном тексте найти определенные языковые средства, подчеркнуть, выписать, проанализировать и т.д.

Во всех случаях учитывается, насколько предлагаемая тема позволяет естественно использовать определенные языковые средства. Но в любом случае перед пишущим сразу ставиться определенная языковая задача, что, несомненно, оказывает влияние на его речевую деятельность. В. С. Каданцев, специально исследовавший возможности использования сочинений с грамматическим заданием, убедительно доказал преимущество постановки дополнительных языковых заданий на этапе переработки первого варианта текста.

Сочинения с грамматическим заданием дают возможность широко использовать знания по грамматике, если учащиеся согласно заданию учителя включают в свои сочинения определенные грамматические конструкции. Задания могут касаться тех правил и конструкций, где учащиеся часто допускают ошибки, или новых, наиболее сложных и трудных. Среди тем школьных сочинений, по мнению Е.И. Никитиной всегда можно найти такие, которые невольно заставят учащихся применять те или иные языковые явления, независимо от дополнительного задания. Например, если урок посвящен правописанию суффиксов прилагательных -еньк-, -оньк-, учитель может принести маленькую белочку и предложить описать ее, то независимо от того, будет ли поставлена перед учащимися грамматическая задача, в описание войдут словосочетания типа остренькая мордочка, круглые черненькие глазки.

Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они, по преимуществу, на уроке в течении 10 — 15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определенной конструкции, а также активизация словаря. Речевые навыки можно вырабатывать в промежутках между большими сочинениями на материале сочинений-миниатюр, которые могут проводиться довольно часто и давать сравнительно быстро хороший эффект. Эти сочинения проверяются в классе после их написания. Анализ сочинений по содержанию, указания на ошибки, сделанные по свежим следам, способствуют закреплению у учащихся навыков пользования связной грамотной речью. Кроме того, они являются удобным приемом подготовки учащихся к развернутым сочинениям, в том числе и контрольного типа.

29 стр., 14427 слов

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ. методическая ...

... на первых порах учащиеся не владеют элементар- ными навыками написания сочинений и нуждаются в ... сочинениям; определение типов сочинений ( по содержанию,по источнику по- лучения материала, по жанру ,объёму ,месту и способу выполне - ния , по наличию или отсутствию дополнительных заданий, ... сочинений происходит осмысление изучаемо- го, совершенствуется стиль ,выразительность и композиция связных ...

Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам(чаще в начальной школе) . Например, природа нашей Родины, труд взрослых и детей, профессии, лучшие представители народа в прошлом и настоящем, праздники, школа, семья, друзья и д.п.(56, с.115)

Широкую популярность в школах приобрели сочинения и изложения малых форм. К сочинениям-миниатюрам предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Подготовительная работа занимает меньше времени, план не составляется в письменной форме.