Андрей Платонов и Леонид Андреев — известные писатели ХХ века. Их произведения отличаются глубоким психологизмом, социальной остротой и философскими размышлениями.
Андрей Платонов (1899-1951) — советский писатель, автор таких произведений, как «Юшка». В своих работах Платонов обращается к проблемам человеческой судьбы, сочувствия и сострадания. Он показывает, как маленький мальчик Юшка страдает от безразличия и жестокости окружающего мира. Платонов пытается вызвать у читателя чувство сочувствия к главному герою и задуматься о значимости сострадания в нашей жизни.
Леонид Андреев (1871-1919) — русский писатель, автор рассказа «Кусака». В этом произведении Андреев рассказывает о жизни бедного парня Кусаки, который страдает от нищеты и безысходности. Андреев показывает, как жестокие условия жизни могут привести человека к отчаянию и отчуждению от общества. Рассказ «Кусака» вызывает у читателя чувство сострадания и заставляет задуматься о важности помощи и поддержки близких.
Таким образом, произведения Андрея Платонова и Леонида Андреева направлены на развитие чувства сочувствия и сострадания к страдающим людям. Они показывают, что эти чувства являются важными для нашей жизни и помогают нам стать более отзывчивыми и внимательными к другим людям.
А.П.Платонов: биография
Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Литературный псевдоним от имени отца – слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Около полувека он работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство.
Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество
... рассказах Андреева. И в Саше и Петьке, и в других детях есть энергия чувства, ненависти, протеста, жизни. В Андрее Николаевиче ... владений, становится символом творчества Андреева: бунтарского, пропитанного возмущением и протестом. «Звуки были явны и точны и летели с ... Леонид Андреев. В кн: «Книга о Леониде Андрееве», изд. З.И. Гржебина, Берлин, 1922, С.8-9). Отношения между М. Горьким и Л. Андреев ...
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя от себя до скончания дней. Писатель чувствовал пожизненную ответственность перед замученной лишениями Ямской слободой и постоянное родство с ее людьми. В малолетстве он испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры.
Образование и карьера
А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем поступил в Воронежское городское училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. Подростком он познал непосильный наемный труд, с 15 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. В 1918-1922 годах учился в Воронежском политехникуме.
Литературная карьера
В литературу Платонов пришел как поэт. В 1922 году вышла его первая книга стихов “Голубая глубина”. А рассказ “Возвращение” (1946) был последним произведением, опубликованным при жизни писателя.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много писал для детей: это были рассказы (среди них рассказ “Юшка”), пьесы и киносценарии: “Избушка бабушки”, “Добрый Тит”, “Неродная дочь”. Он также занимался переработкой народных сказок “Финист – Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”.
5 января 1951 года А.П.Платонов скончался. Похоронен на Армянской кладбище в Москве.
Автор рассказа “Кусака” Л.Н.Андреев. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и раннее честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.
Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.
Устная речь
На доске цветы, они необычные, они цветы сочувствия и сострадания. Они еще необычные потому, что на лепестках написаны задания по рассказам А. Платонова. Таким образом, проверим ваши знания рассказа. Прежде чем приступить к работе над рассказами, объясним значение ключевых слов нашего урока и сочинения.
Сострадание, Сочувствие
1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
Сострадание в рассказе дети подземелья. «Сострадание — есть высочайшая ...
... детей варианте публикуется под заглавием «Дети подземелья». Повесть создавалась в условиях, вовсе не подходящих для литературного творчества. Тем ... что нельзя терять человечность, несмотря на твое происхождение, статус и доход. Другие сочинения: ← Главная мысль рассказа Тимур ... Что же толкало их, этих совсем еще молодых людей, на безрассудные – с обывательской точки зрения – поступки? Неопытность? ...
2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению
Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание?
Сострадание
А теперь обратимся к нашим цветам, выполним задания.
1. Кто такой главный герой Юшка?
2. Как относились взрослые к Юшке?
3. Как относились дети?
4. Куда уходил Юшка каждое лето?
5. (в ) Смерть Юшки.
6.( с) Гостья Ефима Дмитриевича.
7 .(т) Плоды Юшкиной любви.
8. (в) Среди людей бесчувственных как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?
9. (и) Почему умер Юшка?
10 .(е) Как приняли окружающие смерть Юшки?
Юшка – подручный помощник кузнеца
Юшка, маленький и худой, работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца. Из-за плохого зрения у него было мало силы в руках.
Он жил у хозяина кузницы, который кормил его за работу хлебом, щами и кашей. У Юшки была своя одежда и, получив 7 рублей 60 копеек в месяц, он не покупал чай и сахар.
Юшка носил одежду и обувь одну и ту же всю жизнь. Люди на улице обижали Юшку, а взрослые пожилые люди порой били его, не ценя его кротости и молчаливости.
Внешность Юшки
Юшка был маленького роста и худым. На его сморщенном лице, вместо усов и бороды, росли редкие седые волосы. Глаза у него были белые и влажные, как у слепца, похожи на неостывающие слезы.
Общение с людьми
Люди на улице обижали Юшку, не нравилось им, что он не походил на них и всегда молчал. Взрослые люди порой били Юшку из-за его кротости, забывая на время свое горе.
Дети, увидев старого Юшку, начали бросать в него предметы и толкать его. Однако старик не обижался и не отвечал на их действия. Дети были удивлены тем, что Юшка не реагирует и не пугает их. Они продолжали трогать его и кричать на него, надеясь вызвать его злость. Но Юшка оставался спокойным и говорил им, что они должны любить его и не трогать. Однако дети не понимали его слов и продолжали обижать его. Они радовались тому, что могут делать с Юшкой все, что хотят. Юшка верил, что дети его любят, но не знают, как выразить свою любовь и поэтому обижают его. Возможно, зло, которое проявляется у детей, исходит от их родителей, которые видят, как взрослые обижают Юшку. А. Платонов сказал, что дети — неполные сосуды, которые могут принять многое из этого мира и легко меняться.
4. Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.
Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка 7 класс
... одиночества и предательства. Юшка и Кусака - человек и собака, но как много общего в их судьбах! Они оба не нашли ни сочувствия, ни сострадания. Авторы произведений призывают задуматься о ... нуждается в поддержке. Сострадание - это способность «встать на место» другого человека, разделить с ним боль, как бы взяв часть несчастий на себя. Сочувствие и сострадание – чувства, которые ...
5. Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:
— Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.
Юшка первый раз в жизни сердился:
— А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.
Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
6. История о девушке-сироте:
Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Кузнец не понял, о ком она спрашивает. Спустя некоторое время только он догадался, что девушка пришла к Юшке. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.
7. Жизнь девушки-врача:
Девушка-врач осталась навсегда в городе, где жил Юшка. Она работала в больнице для больных чахоткой, ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки.
8. Любовь к природе и к людям:
Среди людей бесчувственных как же удалось Юшке сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям? Прежде всего Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.
9. Смерть Юшки:
Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полн людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?
10. Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.
Человек, когда он человек, без любви на свете жить не может
... ни один человек, когда он Человек, без любви на свете жить не может! Ведь потребность в настоящем чувстве, основанном не на капризе, не на мимолетном увлечении красотой, не на прихоти сердца, а на искренности, уважении и преклонении перед любимым, на стремлении жить его жизнью, ...
Учитель. Слушали ваш подробный пересказ рассказа Платонова “Юшка”. Сжато перескажите содержание рассказа “Кусака” по плану:
1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.
2. Как Кусака получила свою кличку.
3. В жизни есть счастье.
4. Уезжают.
5. Снова одиночество.
6. Кто виновато в одиночестве Кусаки?
В рассказе «Кусака» автор Л. Андреев говорит о том, что все живые существа имеют одну и ту же душу и страдают одними и теми же страданиями. Главная героиня — собака по имени Кусака — испытывает боль и одиночество, так как она не верит людям из-за того, что все ее обижали. Однако, когда она находит добрых хозяев, ее жизнь становится счастливой. Но счастье не длится долго, так как хозяева возвращаются в город и не позволяют Леле, дочери семьи, забрать Кусаку с собой. Кусака теряет веру в людей и остается одна и бездомной. Автор хочет сказать, что все живые существа имеют душу и нуждаются в заботе и любви, и что отношение людей к животным может влиять на их жизнь и счастье.
Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи.
На вопрос «Нужно ли сочувствие и сострадание людям» мы должны ответить положительно или отрицательно. Исходя из изученных рассказов, как мы ответим?
Сочувствие и сострадание необходимо.
Это тезис сочинения. Какая вторая часть рассуждения?
Доказательство.
Будем доказывать, ответив на вопросы:
Учитель. Кто обладает чувством сочувствия и сострадания?
Чувством сочувствия и сострадания обладает Юшка. Прежде всего у Юшки доброе сердце. Во всем он видит только лучшее. “Дети его обижают. А он думает, что они его любят, что он им нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его”.
Учитель. А как Юшка объясняет, почему взрослые обижают его?
У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”
Учитель. А сам Юшка умел ли любить? Что он делал для Любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.
В случае необходимости можно предложить ученикам примерный план рассказа.
1. Куда уходил Юшка каждое лето?
2. Смерть Юшки.
3. Гостья Ефима Дмитриевича.
4. Плоды Юшкиной любви.
Учитель. Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?
Ответ:
Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему несложно найти точку приложения своей любви. Юшка помогает девочке-сиротке. Причем, не только материально, но как потом оказалось, что был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью.
Кусака в городе совсем потеряла веру в людей. Поэтому когда Леля звала ее к себе, Кусака с каждым днем только на один шаг приблизилась к девочке. Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки. Когда Кусака увидела выразительные глаза и молоденькое, наивно-прелестное личико, второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят ее и приласкают. Ее приласкали. Она хотела выразить благодарность тем людям, которые вернули ей веру в жизнь. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.
Учитель в рассказе Уроки французского (образ учителя)
... человека. Лидия Михайловна приехала в далёкий сибирский городок с тёплой Кубани, чтобы преподавать французский язык в местной школе. Герой рассказа запомнил ... самый учитель, который совершает маленькую революцию в жизни одного человека, и может считает, что не преуспел в своем ... таким человеком, который привил любовь к французскому и не только. Также читают: Картинка к сочинению Учитель в рассказе ...
Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. А почему они не сочувствуют Юшке? Потому что они в своих бедах винят Юшку. Душевная черствость людей стоило Юшке жизни. Кусака злобилась, не встречая в людях сочувствия. Кусака, оставленная без признания одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.
Итак, выводом является то, что Юшка и Кусака сталкиваются с отсутствием сочувствия со стороны других людей и испытывают боль и разочарование из-за этого.
Домашнее задание, Тезисы к сочинению:
- Сочувствие и сострадание необходимо.
- Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?
- А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).
- Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.
- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
- А) Смерть Юшки.
- Б) Новое разочарование Кусаки.
- Вывод: словами А.Платонова: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию».