по литературе? Легко!

Сочинение

Извекова Любовь.11класс учитель:Савельева Т.М. МОБУ «СОШ№48» Оренбург

Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов?

Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? Безусловно, это спорный вопрос: нравственность и любовь к себе кажутся мне противоположными понятиями. В определенных ситуациях люди встают перед этим сложным выбором.

Писатели также неоднократно поднимали эту тему в своих произведениях. Например, произведение В.Быкова «Сотников» раскрывает нам суть этого вопроса. Сотников – выступает в роли совести и нравственных законов, а Рыбак – в роли любви к себе у человека. В такой специфичной обстановке перед каждым из них встает выбор. Сотников прекрасно понимает, что ни Демчиха, ни Рыбак не виноваты в их аресте. Это он, изначально больной, пошел на задание, потом начал кашлять на чердаке, подвел и оставил детей без матери. Поэтому он принимает правильное решение – спасти женщину и товарища – взять вину на себя, с помощью лжи заставить поверить полицаев, что Рыбак, Петр и Демчиха не виноваты. Тем более, что Сотников не боится смерти, он и так болен, а нога прострелена. Нам, читателям, его решение, конечно, кажется благородным и самым правильным.

А что же делает изворотливый Рыбак? Он использует одно правило: умелые лжецы всегда говорят правду. И рассказывает, где партизаны и сколько их. Сотников не понимает такой тактики товарища, и мы, читатели, осуждаем Рыбака. И вот наступает переломный момент – Рыбаку предлагают перейти на сторону врага, стать полицаем. Ему дорога его жизнь, поэтому перед самой смертью он принимает приглашение Портнова. Теперь он, нарушив нравственный закон, стал врагом своей страны. Разочарование в Рыбаке Сотников высказывает всего одной фразой «Пошел к черту!» Перед повешением Сотников не прощает товарища и думает, что эта петля для двоих, и со своей смертью он забирает душу Рыбака, его доброе начало. Теперь он, некогда осуждавший и чуть не убивший Петра, сам стал таким же предателем, поэтому он решает себя убить в уборной, но попытка повеситься не увенчалась успехом. Рыбак приходит к компромиссу со своей совестью, что приводит к гибели его, как человека. Он хотел спасти жизнь из-за чрезмерной любви к себе, и он спас ее, но ценой его жизни стала потеря нравственных ценностей, души, своего «Я».

1 стр., 335 слов

Нравственный закон

... что требования нравственного закона исполняются человеком только тогда, когда человек признает эти требования обязательными для себя. Таким образом, нравственный закон обусловлен признанием его со стороны свободной воли человеческой. Он является как ...

Какой же вывод можно сделать? Конечно же, эгоизм и нравственные законы не совместимые вещи. Мы просто должны выбирать между ними, всегда склоняясь к нравственности. Иначе нас ждет духовная гибель, как Рыбака. Мы должны понимать, что душу нам не вернуть.

Любовь к родине

Что такое родина? Планета Земля, страна Россия, город Оренбург – вот моя родина. Поменять адрес родины нельзя – она у каждого одна. Каждый житель России переживает за нее. Особенно ярко эти переживания выливались у писателей — эмигрантов в произведения. Волей случая они оказались за границей, но как же им хотелось домой. Ситуация в стране была напряженной, некоторые писатели дождались тех дней, когда Россия снова открыла для них свои двери, таким был А.И.Солженицын, другие так и умерли на чужбине.

Ярким примером истинного патриотизма, любви к Родине являлся писатель И.А.Бунин. Он жил во Франции, но писал про свою родину. В сборнике повестей «Темные аллеи» он вспоминает быт и уклад интеллигенции в дореволюционной России. Но писатель живет только воспоминанием о стране. Стремительные перевороты, смена власти волнует сердце писателя, но, к сожалению, на родину И.А Бунин вернуться не смог, однако всем своим сердцем он был предан России.

Свои переживания писатель Е.И.Замятин показывает в рассказе «Пещера». Он разочарован в революции, поэтому негативно описывает революцию, сравнивая ее с первобытными временами: об это свидетельствует название рассказа и первые предложения (ледники, мамонты, пустыня) Мамонтом предстает революция, которая губит Петербург. В произведении описана жизнь русской интеллигенции 1920 года. В холоде и голоде живут Мартин и Маша, борясь с превращением человека в зверя. Мартин Мартиныч переступает через себя и через заповеди: он крадет бревна, чтобы в день именин протопить комнатку в подарок жене. В этой краже есть и плюсы, и минусы… Герой понимает, что механизм запущен: сосед уже знает о краже, скоро за ним придут, а он встает на путь не просто жизни, а животного выживания. И он решается убить в себе и человека, и животного, но перед Мартином снова встает выбор: умереть самому или отдать флакончик со смертью жене. Это произведение заставляет о многом задуматься. Может, и вправду люди выживали, как могли и многие в этой борьбе за жизнь теряли в революции человека.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой любви к родине. Я считаю, что все писатели-эмигранты писали правду, неугодную правительству, поэтому их ссылали и депортировали. Разве патриоты, какими были большинство из них, могли бы посоветовать что-то плохое ради блага своей страны? Конечно же, нет!

Дорога в никуда.

Всю свою жизнь мы куда-то спешим, движемся к поставленной цели. А есть ли цель вообще? Один человек однажды сказал, что для человека главное не достижение цели, а сам путь к ней, именно поэтому наши мечты вряд ли будут осуществимы, так как мы сами ставим перед собой преграды, чтобы наш путь продолжался как можно дольше, но, по сути, этот путь является дорогой в никуда. А некоторые люди никогда не ставили себе целей и не искали дорогу в жизни, приходя в жизненный тупик.

2 стр., 727 слов

«Жизненный путь человека – это череда выборов» (Нострадамус) ( )

... общества, становится декабристом. Мы видим, как сложна жизнь, как часто она ставит человека в ситуацию выбора между добром и злом, честью и ... Пётр выполнил наказ своего отца, идя дорогой чести, нигде не сворачивая с пути. Одно из самых драматических испытаний, которое с ... на сторону восставших, отказывается служить Пугачёву. Он объясняет это тем, что он природный дворянин, давал присягу императрице и ...

В литературе также представлены персонажи, зашедшие в никуда. Таким персонажем был Р.Раскольников, из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», убив двух женщин, доказав себе, что он может их убить, он оказался в тупике и по этой причине был на грани безумия. Свернуть с дороги в никуда ему помогла Сонечка, девушка чистой души, ее жизненная тропа вела Соню к Богу. Девушка, как путеводная нить вывела Родиона на путь раскаяния, чтобы он очистил совесть и свернул с дороги в никуда в совершенно противоположное направление – дорогу к Богу и любви вместе с Соней. В конце романа Раскольников становится счастлив благодаря девушке. Дорога в никуда теперь пройденный этап жизни героя.

Произведение Вячеслава Дегтева «Крест» поражает своей жестокостью. Рассказчик, восхищаясь своим хладнокровием и суровостью, собственноручно топит трюмы корабля со священнослужителями, пожизненно неся этот крест на своей душе. Это и есть дорога в никуда. После повествования этой истории священнику капитан слышит, как тот осуждает его, называя его чудовищем. Получается, такой поступок завел героя в тупик. Беспрекословное выполнение приказа привело его жизнь к страшной дороге в никуда. Однако судить о том, что было дальше с капитаном, писатель оставляет нам, найдет ли капитан выход или нет — рассуждать читателям.

Давайте подведем итог: что же такое дорога в никуда? Это жизненная ситуация, из которой вы обязаны выбраться с помощью родных и близких, иначе будет слишком поздно. Для меня дорога в никуда – это темная и нескончаемая тропа, с которой вас смогут вытащить только любящие руки. Во всяком случае я советую вам никогда не оказываться на этой дороге.

Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Жизнь идет, и мы иногда задумываемся, как бы прожить её не зря? Всё-таки жизнь у нас одна. В Интернете есть много советов о том, как раскрасить наши серые будни, но разве прожитая не зря жизнь будет одинакова для всех? Конечно, нет! Для некоторых – это создать семью, для других – отправиться в кругосветное путешествие, а для меня – это оставить отпечаток в истории, поэтому я восхищаюсь такими людьми, как И.Ньютон, Д.Менделеев, Л.Толстой.

Литература прошлого всегда находит отклик в настоящем. Знаменитый монолог Чацкого в пьесе А.С Грибоедова «Горе от ума» актуален и в наше время. Он показывает нам «судей богатых грабительством». Разве в современном мире нет тех, кто построил своё состояние не только на официальной работе, но и на скверных делах, таких как воровство и коррупция.

«Вот уважать кого должны мы на безлюдье,

Вот наши строгие ценители и судьи»

2 стр., 686 слов

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям ...

... к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» 14. План: 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Сочувствие и сострадание необходимы. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Что происходит в жизни и в ... прочитанные произведения? Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие? Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему? 13. Вывод: отсутствие любви, сочувствия, сострадания ...

— восклицает Чацкий, выводя на чистую воду богатых людей того времени. Стыдно признавать, что через столько столетий этот вопрос по-прежнему актуален. Зато можно гордиться А.С Грибоедовым, оставив такое наследие, он, можно сказать, прожил жизнь не зря.

Не зря, по моему мнению, прожил жизнь и такой знаменитый русский писатель, как И.С Тургенев. Одним из первых он показал проблему взаимоотношений родителей и детей. «Отцы и дети» — произведение, раскрывающее тяжелое отношение временных эпох: прошлого и будущего. Каждый ребенок испытывает давление со стороны родителей, которое, как правило, начинается со слов: «в наше время такого не было…» Поэтому, читая «Отцы и дети» И.С Тургенева, я утвердительно киваю головой, ведь Базаров говорил о «старичках Кирсановых», что их песенка уже спета. Я согласна с Базаровым, он намекает, что нужно уступить молодым, а старички должны доживать свою эпоху, не пытаясь изменить ход событий. Получается, писатели-классики обогащают наш духовный мир: дают нам почву для размышлений и остаются в наших сердцах.

К какому же выводу можно прийти, размышляя над темой сочинения? И.С Бах и В.А.Моцарт, А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов, Н.Коперник и Б.Паскаль – деятели искусства и науки вот, кто прожил жизнь не зря. Вот к чему я буду стремиться.