Литература для всех

Сочинение

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Комплексный анализ лирического произведения, как и любого художественного текста, строится в соответствии с определенной логикой. Знание логической структуры анализа поэтического текста позволит учащемуся написать любую творческую работу (сочинение, отзыв и др.), в основе которой предполагается разбор поэтического текста. Приведем примерный план анализа стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения.

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувств, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворении: их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел.

11. Место и роль

В лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей. Встречающиеся в лирических произведениях детали портрета, мир вещей выполняют исключительно психологическую функцию. Например, в стихотворении «Смятение» А.А. Ахматовой «…красный тюльпан, / Тюльпан у тебя в петлице» является ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначая напряженность лирического переживания.

Наибольшую трудность для анализа представляют те стихотворения, в которых намечено некое подобие сюжета и системы персонажей. В данном случае возникает соблазн перенести основные принципы и приемы анализа эпического, драматического произведения на лирическое, но это в корне неправильно, так как основная функция лирического сюжета — психологическая. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий» возникает образ, который, на первый взгляд, имеет и социальное положение, и возраст, и внешность, но на самом деле все эти приметы, характеризующие образ, необходимы автору для того, чтобы эмоционально и убедительно передать главную идею произведения: здесь нет нищего как конкретного человека, а есть чувство отвергнутости лирического героя.

2 стр., 840 слов

По произведению : Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу ...

... не жду от жизни ничего я… И не жаль мне прошлого ничуть. «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям ... тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Композиция стихотворения делится на две части. В ... на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический ...

Собственное отношение к лирическому произведению должно строиться на основе понимания авторской позиции, роли данного произведения в контексте творчества поэта, выявления роли художественно-выразительных средств, синтаксических и стилистических приемов. Необходимо раскрыть своеобразие лирического героя в данном стихотворении, найти сквозные лейтмотивы поэтического произведения; охарактеризовать общее лирическое настроение произведения, его пафос; проанализировать причины изменения эмоционального со­стояния поэта.

При анализе лирического произведения не должны исчезнуть авторская позиция, симпатии и антипатии поэта, которые пронизывают всю ткань лирического произведения — от особенностей языка до построения текста в целом. И поэтому любой литературный разбор должен основываться на понимании авторского пня к изображаемому.

Основные требования к анализу лирического произведения можно сформулировать так:

1. Соответствие содержания анализа предложенному тексту стихотворения.

2. Содержательность, завершенность, полнота.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность тех позиций, которые защищаются.

4. Логичность и последовательность в изложении материала.

5. Самостоятельность в подходе к анализу лирического произведения.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка.

7. Точность в использовании цитат (при анализе лирического произведения цитирование обязательно).

.

8. Рациональное сочетание анализа текста художественного произведения литературной критики и собственных рассуждения пишущего.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирическое произведение — самостоятельный, но не замкнутый мир, поэтому на начальном этапе анализа лирической: произведения необходимо: упомянуть об истории и времени создания поэтического текста; соотнести художественное произведение с конкретным периодом творчества поэта; рассказать об идеологических и культурных влияниях, оказываемых на лирическое произведение; объяснить (если есть посвящение), кому посвящено стихотворение.

первичного

В отдельных случаях при анализе лирических произведений необходимо подробно изложить историю создания поэтического текста, так как это главный ключ к постижению глубин его co держания. В других случаях, наоборот, следует указать лишь период творчества автора, либо кратко сопоставить с другими произведениями, созданными в тот же промежуток времени.

Каждое из стихотворных произведений возникло на основании определе­нного чувства, испытываемого поэтом, или какого-либо размышления. Это чувство, мысль конкретного человека, живущего в определенную историческую эпоху, именно поэтому каждое стихотворение имеет свою неповторимую творческую историю. Ее выявление позволяет понять произведение во всей его неповторимости, обусловленной временем, историей, личностью поэта.

11 стр., 5491 слов

Анализ стихотворения Еще томлюсь тоской желаний Тютчева

... посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте ... доходами мужа. В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг — ... лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью. срочно нужен анализ стихотворения ...

История создания лирического произведения должна органически включаться в процесс его анализа как составная, неотъемлемая часть.

Возможные варианты начала анализа лирического произведения

1. Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина прошли в Царскосельском лицее, где произошло формирование его жизненной позиции, социальных и политических взглядов. Изучая древнюю литературу и историю и находясь под сильным влиянием художественного направления классицизм, А.С. Пушкин в 1814 году пишет стихотворение «Лицинию», в котором обращается к истории Древнего Рима.

2. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» А.С. Пушкина написано после поражения восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году и адресовано сосланным в Сибирь декабристам.

3. После Октябрьской революции А.А. Ахматова пишет о родине тех лет. В стихотворении «Петроград, 1919» поэтесса выражает свое отношение к России, которая является ее неотъемлемой частью:

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Вопрос об эмиграции, об отъезде никогда не стоял для Ахматовой: она решила разделить судьбу своей родины до конца.

4. В мае 1913 года в Коктебеле Марина Цветаева написала из­вестное стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», которое впоследствии вошло в первый поэтический сборник по­этессы «Вечерний альбом». Уже в этом раннем стихотворении поэтесса бросила своеобразный вызов устоявшемуся в поэзии:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

5. Свой поэтический путь Н.А. Некрасов начал со стихотворения «В дороге». Путь, дорога, странствия стали ведущим моти­вом всей лирики поэта.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Следующим этапом анализа лирического произведения является выявление принадлежности поэтического текста к определенному лирическому жанру (стихотворение, ода, сонет, элегия, послание, эпиграмма, эпитафия, романс, песня, гимн, стансы).

Если обратить

В лирике субъект изображения (поэт) одновременно является и объектом художественного произведения. Действительность дана в лирике не самостоятельно, а как бы растворена в реакции поэта на мир. Совмещение в одном лице творца лирического произведения и его художественного материала требует от читателя особой «активности» ассоциаций. Читатель в процессе анализа сам воссоздает объективный мир стихотворения, используя свои жизненные впечатления. Восприятие лирики осложнено необходимостью прямого эмоционального контакта читателя с поэтом. Это при анализе лирического произведения создает опасность произвольной, субъективной подмены авторских ассоциаций читательскими.

2 стр., 845 слов

По произведению : Стихотворение С. Есенина «Русь» (Восприятие, ...

... Русью. Стихотворение разделено автором на пять частей. Исходя из этой композиции мы будем анализировать произведение. В первой части Есенин ... подчеркивает чувство поэта. А обращения роднят стихотворение с народной поэзией. В этой части поэт рисует ... первым дождем. Оптимизм переполняет и лирического героя: Я хочу верить в ... тишину. И обращение здесь звучит по-иному. Поэта волнует не только судьба России, ...

Лирика предъявляет к читателю, стремящемуся адекватно проанализировать стихотворение, особые, достаточно сложные требования.

Искусство разнообразно, бесконечно, как сама жизнь, которую оно отражает, пытается понять, осмыслить, преобразить.

Лирика в свою очередь подразделяется также на произведения разных видов, жанров. Жанр — это определенный склад произведения искусства, его постоянная основа, сочетание определенных признаков, объединяющих произведения данного вида. Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу произведения. Это не свод правил художественного оформ­ления идеи произведения, а, наоборот, глубокое выражение отношения писателя к предмету изображения. Для читателя, анализирующего художественное произведение, подзаголовок книги, следующий за названием и определяющий жанр произ­ведения, имеет огромное значение. Жанр задает определенную тональность всему произведению, вызывает у читателя те или иные ожидания. Говоря об основных особенностях жанров лирических произведений, можно сопоставить их с древними по­кровительницами искусства — музами. В греческой мифологии девять сестер, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Апполона, покровителя солнца и искусств. Ос­тановимся на тех музах, которые связаны с лирикой как родом литературы. Полигимния — строгая и благородная муза торжественных песнопений, гимнов. В ее жестах энергия порыва и сдержанность. Гимн — литературный жанр, берущий свое начало в глубокой древности и существующий до сих пор. Гимн прославляет какое-либо событие, человека, образ; он рожден восхищением, торжественен, мощен, величав. В этом главная особенность жанра. Гимн может быть написан и нерифмованным, свободным стихом, но сильная, торжественная мелодия в нем есть всегда. Жанр, собирая определенные признаки произведений искусства, становится хранителем памяти в искусстве. От гимна ожидаем торжественности, звучности, мощи, от лю­бовной песни — душевной искренности, взволнованности. Эрато — муза любовной поэзии. Ей присущи одновременно нежность и страдание. Стихотворения, проникнутые грустью, называют элегиями. В них чаще всего звучат мотивы любви, разлуки с родиной, размышления о природе, неудовлетворен­ность обществом. Евтерпа — верховная муза всей лирической поэзии, которой были отданы все другие поэтические жанры.

Обычно муза изображалась с двойной флейтой в руке, нежная и изящная, легкая и дерзкая. При чтении лирической поэзии важно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку и смысл стиха. Читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, как две флейты в руках у Евтерпы. Тогда стихотворение звучит, открывается его глубинный смысл. Обращенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в таком жанре, как послание.

Выбор жанра свидетельствует об отношении поэта к изображаемому, поэтому при анализе лирического произведения необходимо указать, к какому жанру принадлежит художественный текст, а в отдельных случаях выделить характерные жанровые черты, помогающие в постижении идейно-тематического своеобразия стихотворения. В некоторых случаях знание жанровой природы произведения помогает в анализе, указывая на какие стороны следует обратить более пристальное внимание.

14 стр., 6630 слов

Элегия как жанр лирической поэзии

... жизни поэта пушкнский герой любовной лирики переживает эволюцию. 1 Элегия – как жанр лирической поэзии Элегия – греч. Elegeia – жалостная песня, литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение ... сентиментализм и романтизм. Широко известны элегии Жуковского, Баратынского, Батюшкова. Первые произведения Баратынского были элегии. Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей ...

Однако не все лирические произведения имеют четкую жанровую структуру. Например, неопределимы в жанровом отноше­нии такие лирические произведения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», М.Ю. Лермонтова «Парус», «Пророк» и др.

Основные лирические жанры:

Стихотворение

Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «Безумных лет угасшее веселье…», А.А. Ахматовой «Мартовская элегия» и др.).

Стансы — в русской поэзии XVIII — начала XIX века произведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра…»).

Эпиграмма

Сонет — лирическое стихотворение, состоящее из четырна­дцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах — две или три. Расположение рифм допускает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как конквистадор в панцире железном…» и др.).

Эпитафия — надгробная надпись в стихотворной форме: небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.

Песня — жанр письменной поэзии, выражающий опреде­ленное идейно-эмоциональное отношение; основа для после­дующих музыкальных обработок.

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государ­ственного или социального единства (например, гимн России С.В. Михалкова и др.).

Виды гимнов: военные, государственные, религиозные.

Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение (например, оды М.В. Ломоносова, ода Г.Р. Державина «Фелица» и др.).

Виды од: хвалебная, праздничная, плачевная

Послание — стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (например, послания А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и др.)

Романс — небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражения переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку (например, романс С.А. Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и др)..

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Для прославления победы русского оружия М.В. Ломоносов выбирает жанр оды: «Ода на взятие Хотина»), так как поэту необходимо выразить гражданско-патриотическое содержание. Победоносная ода открывается «бурным» приступом:

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой…

Само построение оды, ее торжественно-патетический стиль, использование лексики высокого «штиля», особая риторичность, метафоричность языка способствуют эмоциональному воздействию на читателя.

2. Стихотворение А.С. Пушкина «Пущину» написано в жанре послания и адресовано лучшему другу поэта — лицейскому товарищу Ивану Пущину.

3. Пушкинское послание «К Чаадаеву» обращено не только к близкому поэту, но и к отдаленному чителю. Сама форма послания позволяет поэту личностно обратиться к читателю, воодушевить его своими стремлениями, идеалами:

3 стр., 1128 слов

Первые печатные стихотворения Пушкина — по творчеству А

... Пушкин начал в 1814 г. когда ему было 15 лет. Его первым печатным произведением было стихотворение «К другу стихотворцу». Здесь иная форма, чем в самых ранних стихотворениях, и иной жанр, ... Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность ... сочинения Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых ...

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

4. Размышляя о народе, народной судьбе уже в поздний период творчества Н.А. Некрасов пишет «Элегию», в основе которой грустные мысли поэта о крестьянском мире, в котором мало что изменилось. Выбранный жанр позволяет Некрасову максимально обобщить мир народа, народных характеров, поэтому «Элегия» начинается с обращения к юношеству, будущему России:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.