Тургенев И. С. Отцы и дети, Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение

«Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев создал образ такого «нового человека» — революционера и демократа. Образ Базарова — собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько это возможно, объективную оценку, характер героя получился очень сложным, многогранным и противоречивым. Нам и сегодня очень сложно однозначно оценить его. Конечно, герой Тургенева несовершенен, как каждый из нас, но я искренне хочу разобраться, что мне нравится, а что я не могу принять в этом человеке.

Многим не понравится уже сам внешний вид «нового героя»: худое лицо с широким лбом, висячие бакенбарды песочного цвета, длинные волосы и длинный балахон с кистями. Но для меня его широкий лоб — свидетельство ума. Балахон, бакенбарды и длинные волосы — вызов устоявшейся моде. Обращают на себя внимание и его своеобразные манеры. Евгений намеренно демонстрирует бестактность, грубость, вульгарность, угрюмую недоверчивость к людям. Интонации его речи категоричны, а его самоуверенные высказывания порой чересчур насмешливы и саркастичны. Многие сочтут Базарова эгоистом, черствым человеком, или, как его литературный оппонент Павел Петрович Кирсанов, «гордецом, нахалом, циником, плебеем». Я тоже не во всем симпатизирую ему, но хочу разобраться, таков ли он на самом деле?

Базаров гордится своей причастностью в народной почве, своим дедом, который «землю пахал», считает, что «всякий человек сам себя воспитать должен», и старается воспитать в себе нужные, положительные, по его мнению, качества, постоянно учится чему-нибудь новому. Евгений ничего не принимает на веру, стремится все проверить опытным путем. И его тяга к естественным наукам — биологии, анатомии, химии, медицине — мне глубоко симпатична. Такие интересы были типичными для передовых людей 60-х годов XIX века, но мы и сейчас считаем, что за этими науками будущее. Вызывает уважение и работоспособность Базарова — «лихорадка работы», потому что его энергия направлена не только на теоретические изыскания, но и на практическую медицину, лечение пациентов, а значит, его деятельность приносит реальную пользу людям.

Евгений везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий, в конце концов, всей своей жизни. Он не только спорит и говорит о своем деле, труд для него — естественное состояние. Без труда скучно. Ежедневный труд, самоограничение и самоотдача стали его жизненными принципами. Он убежден, что интересной работой можно переломить даже тяжелое душевное состояние.

6 стр., 2550 слов

Почему разошлись пути двух друзей аркадия кирсанова и евгения ...

... и дети» И.С. Тургенева? Базаров и родители Базаров и псевдонигилизм Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своем романе Тургенев показал человека ...

Базаров — разночинец, он прошел тяжелую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его при этом всегда уверенные, точные, впечатляющие, а изрекаемые афоризмы отчетливо выражают его мировоззренческую позицию: «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «…Что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Многие из этих высказываний до сих пор сохранили свою актуальность. Кроме того, Евгений Базаров — человек с бесконечно добрым сердцем и всегда готов прийти на помощь.

Как образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны общественного строя и стремится их исправить. Речь его наполнена суровой и мужественной прямотой, она лишена притворства и уклончивости. Герой Тургенева всего себя отдает для того, чтобы улучшить, изменить жизнь, но остается непонятым, и вместо благодарности наталкивается лишь на негодование. Он видит главную движущую силу революции в народе, но его раздражает народная пассивность и предрассудки. Евгений — человек действия, не витает в облаках, не составляет далеко идущих планов, он привык решать проблемы, когда они возникают. Разве такая позиция не заслуживает уважения?

И все же, не все в Базарове я могу понять и принять. Например, присущее ему отрицание всего. Это отрицание человека, который «ко всему относится с критической точки зрения», «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но всегда ли это правильно? Положительно отрицание самодержавия, крепостного права и всего, что порождено «безобразным состоянием общества». Но как можно отрицать исторические и культурные ценности? Ведь наше прошлое — это часть нашей истории, и то, какими мы себя принимаем и хотим видеть в будущем, во многом определяется именно историческим и культурным развитием общества. Герой романа, на мой взгляд, чересчур увлечен утилитарностью, полезностью жизненных явлений. Он, например, рассматривает природу как мастерскую, в которой человек только работник. Для него человек не часть живой природы, а ее хозяин, и природа существует для того, чтобы человек мог в ней рубить, пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее. Евгений совершенно не способен наслаждаться великолепными картинами русской природы, испытывать при виде ее глубокое эмоциональное переживание.

Присущее Базарову отрицание всего его заставляет пренебрежительно относиться и к искусству, считать его «непростительной дурью». «Рафаэль, — говорит он, — гроша медного не стоит». А ведь чувство прекрасного — немаловажное условие гармоничного развития личности. «Порядочный химик», по мнению Евгения, «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Такие взгляды тоже были распространенными в то время, и они еще раз подчеркивают принадлежность Базарова к «героям своего времени».

Базаров — сторонник решительного разрушения прежних основ бытия, но мы нигде не находим точной формулировки его положительной программы. Кроме того, герой романа не считается с такими нравственными понятиями, как долг, честь, отрицает их. Ошибочно его утверждение о том, что все люди обладают одинаковыми нравственными качествами, потому только, что «у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены». Я не одобряю и его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство, стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою нежность снисходительным отношением.

2 стр., 550 слов

Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?

... же герой Тургенева – личность трагическая, что я попробую доказать. Во-первых, мы видим, как Базаров глубоко одинок: Аркадий Кирсанов, изначально увлечённый идеями Евгения, ... в повествование деталь – пепельница в форме лаптя. Родители Базарова скорбят по умершему сыну и приходят на его ... рождаются дети. Анна Одинцова тоже выходит замуж за человека, вполне подходящего ей и по социальному статусу, и ...

Базаров не прав и в своем неуважительном отношении к женщинам, отрицая у них свободу мысли.

А как можно отрицать любовь? Любовь пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства. Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но, к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его делу. И, останься Базаров жить, он преодолел бы эту любовь.

Евгений Базаров преодолел многие жизненные испытания, но автор прослеживает и эволюцию душевного состояния своего героя. Хоть и на смертном одре, но он все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но Думает о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. И больше не стыдится своего «романтизма». А умереть так, как умер Евгений Базаров, по словам Д. И. Писарева, «все равно, что сделать великий подвиг…».

Вот таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и искренней симпатии.

Заговоры и заклинания. Защита и удача. Приметы. Экстрасенсы. Сглаз и порча

В письме к Достоевскому Тургенев с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? Или зачем он так хорош?» Кто же он такой — этот Евгений Васильевич Базаров? На мой взгляд, образ получился сложным, противоречивым, но, безусловно, интересным. Во многом такая неоднозначность оценки героя зависит от отношения автора к своему герою. С одной стороны, Тургенев оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен. Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, «загореться» его идеей, но безрезультатно. Автор и его герой так и остаются по разные стороны. Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее, наоборот.

По его собственному замечанию, «настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». Базаров постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решится противостоять этому бурному потоку, — Павел Петрович Кирсанов. В спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему силы в «схватках» с нигилистом. Базаров же может противопоставить только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не во всем прав, его пылкость, убежденность вызывают восхищение. Автор как бы все время пытается помочь читателю увидеть достоинства своего нового героя. Тургенев хочет убедить читателя, что Базаров не злой гений, а прежде всего несчастный, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми обыкновенными человеческими чувствами человек. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви. Одинцова ждет от него зрелых чувств — в ее жизни нет места потрясениям. Базаров же уже не мыслит себя без «бури» переживаний, он еще не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то ... и даже редко дает себе труд скрывать свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются. Он никого не любит; не ...

И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге — одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком; он отрекается от родителей, от «глупой жизни отцов», но сам в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним. Базаров искренне верит в то, что делает все для благополучия своей Родины. Но нужен ли Базаров России? Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий. Единственным разрешением этих противоречий оказывается смерть. В одном из писем Тургенев признался, что, когда писал Базарова, он в конце концов чувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором воплотились некоторые черты его собственного идеала. В романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал Базаров. Это удивительный образ, который от первой главы к последней меняется больше всех остальных героев романа. Причем его изменение приводит и к изменению отношения к нему читателя. Он уже не кажется столь «сумрачным, диким и обреченным на погибель », как говорили о нем современники Тургенева. Базаров — это герой будущего, и поэтому он несет в себе черты будущего — силу, открытость, честность. Базаров — личность неординарная, интересная, сложная. Однозначно выразить свое отношение к нему невозможно. Наря­ду с положительными качествами, что так привлекают читателя, в его личности достаточно и негативного, что отталкивает от него.

Безусловно, Базаров умен, смел. К положительным его каче­ствам можно отнести то, что он человек дела. Даже приехав в гости, Евгений продолжает трудиться. Прекрасно, что Базаров никогда не занимается делами поверхностно. У него есть цель в жизни, ко­торой он хочет достичь. Немаловажным достоинством Базарова можно считать исходящую от него силу, энергию. Он не один из многих, он — лидер. Эти качества располагают читателя к нему. Но много в Базарове и такого, что вызывает недоумение, граничащее с неприязнью. Его кредо, его жизненная позиция»зачастую отталки-вают.Так, Базаров считает необходимым разрушение установлен^ ного порядка и коренное переустройство общества. Чем обусловле­но базаровское отрицание? Какова программа общественного пе­реустройства по Базарову?

7 стр., 3276 слов

Сочинение раскольников и базаров можно ли строить жизнь по теории

... а в сторону убожества и слабости Можно ли обучить творчеству? Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией. ... например, отношение к общественному устройству, старой морали, но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения. Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, ...

Нигилист отказывается обсуждать эти вопросы с Павлом Пет­ровичем Кирсановым. Во время спора Базаров прямо говорит о том, что у него нет и не может быть никакой положительной программы, потому что у него нет и не может быть никакой Другой цели, кроме цели разрушения. Демократизм экстремист­ского толка оборачивается презрением Базарова к подавляющему одьшинству людей и разделением их на богов и олухов. Оттал­кивают в Базарове и позиция «мы ломаем, потому что мы сила», Рассуждения о том, что сила никому не дает отчета. Право равняется силе — кто победил, тот и прав.

Базаров стоит на том, о в своих решениях и действиях свободный человек нравствен ничем не связан. И опять-таки, это не просто принцип, профессию, науку, семью, брак, альтруистические чувства, такие нрав­ственные категории какдолг, право, обязанность, принципы. База­рову в самомделе чужд альтруизм. Для него нетреальности более не­сомненной, чемзакон борьбы за существование, когда то и дело дают себязнатьинстинкты сильногозверя, для которого все встреченное на пути-либо угроза,либодобыча,либо препятствие.

Нередко Базаров именно использует людей — поступает, как ему хочется, как ему удобно, а все остальное просто не принимает во внимание. Заметно также, что Базаров не только декларирует отрицание искусства; у него действительно нет «художественного смысла», он действительно чужд поэзии и равнодушен к ней. Разу­меется, и в любви Базаров остается самим собой. Он чувствует в Одинцовой силу, равновеликую его собственной: им движет иску­шение борьбы и потребность победы. Невозможность ответного чувства переживается как поражение, ощущение своего бессилия рождает злобу, да и сама базаровская страсть сродни злобе, в ней проглядывает что-то «почти зверское».

Базаров — человек, родившийся «не вовремя». Несмотря на то, что он всегда имеет собственное мнение, жизненные принципы и интересы, в тоже время онотрицаетпрекрасное. В этом и заключает­ся конфликт Базарова с «отцами». Базаров-«новый» человеке об­ществе «обычных» людей. Почему он умирает? Очевидно, ему нет места в этом мире: один против многих.

Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю?

Базаров — целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова.

Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое.

Базаров — идеал в каком-то смысле. Именно этим он привлекает меня. Своей храбростью, бесстрашностью, непоколебимостью и даже какой-то дерзостью, но дерзостью особенной. Яркой демонстрацией всего этого являются последние дни жизни Евгения Васильевича, когда он лицом к лицу сталкивается со смертью.

«Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня

Есть; на что тебе?

Нужно… ранку прижечь.

Как себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?

Вот тут на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.

Ну, вот я и попросил уездного врача; ну и порезался».

Этот фрагмент ярко свидетельствует о якобы проявлении нигилизма Базарова, но я считаю, что под маской «нигилистических настроений» он скрывает доброе и великодушное сердце… Почему я так считаю? Да потому, что отношения Базарова с «простым людом»- в своем роде, доверительные и теплые, иначе говоря, свойские. Но даже к этим отношениям Базаров относится презрительно, называя русский народ никудышным, ленивым и бесполезным. Меня восхищает то, как вел себя Базаров в последние минуты своей жизни. В нем сохраняется чувство собственной гордости и самосознание: «Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, -что за вздор!»; «-Эка, подумаешь!- промолвил Базаров.- Слово-то что значит! Нашел его, сказал «кризис»- утешен. Удивительное дело, как человек еще верит в слова. Скажут ему, например, дурака и не прибьют, он опечалится; назовут его умницей и денег ему не дадут — он почувствует удовольствие. Эта маленькая речь Базарова, напоминавшая его прежние «выходки», привела Василия Ивановича в умиление». Базаров удивительно непоколебим. В нем дух — жизни, силы, могущества и бесстрашия. Я думаю, этим он является кумиром для многих. Многие люди на месте Евгения Васильевича нервировали своих родственников и друзей, требовали от них неисполнимого и всячески надеялись на долгие утешения. Но Базаров не такой: он ничего не требует для себя, лишь просит отца отправить посыльного за Одинцовой. Совершая такой шаг, он может умереть спокойно. Одинцова приезжает, и с Базаровым у них состоялся небольшой диалог, в котором чувствуется сожаление и горечь Базарова: «-Меня вы забудете,- начал он опять,- мертвый живому не товарищ» В итоге, я хочу сказать, что Базаров для меня- пусть и не образец для подражания в целом, но в его бесстрашности и стойкости перед поворотами судьбы-вот это для меня пример, которому надо следовать. Насчет того, что я отрицаю и не принимаю в Базарове, так это все остальное. Меня прямо-таки возмущает презрительно-холодное отношение Базарова к окружающим его людям, он не считается с ними, единственный человек, с которым он общается на равных- это Одинцова. Она перевернула его отношение к женщинам.

2 стр., 913 слов

Базаров — «новый человек»

... силами человеческого разума. Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — человек труда, он не привычен для аристократического этикета и ... молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного ...

Кроме этого мне не нравится нигилизм — взгляд на некий объект с критической точки зрения. Так нигилизм для Базарова является губительной точкой отправки. Ведь Базаров не такой, он великодушный и у него нет черствого сердце, как поначалу кажется… Базаров, следуя модным направлениям, губит свою жизнь, портит отношения с людьми и даже посягает на святое! Критика искусства -становится в отрицание самого искусства:

«-По-моему,- возразил Базаров,- Рафаэль гроша медного не стоит…»

Отрицания позиции романтики — отрицание любви. То есть отрицая все то, что есть, существует и живет, Базаров отрицает саму жизнь! И значит нет смысла жить дальше, так как жить незачем, и смерть Базарова – логическое завершения романа.

Базаров совмещает в себе- пренебрежение и элементарное неуважение к старшим, отрицание всех моральных и нравственных принципов, потребительское отношение к людям, и это меня расстраивает.

Для меня Базаров всегда останется яркой личностью, единственной в своем роде, он яркий представитель своего поколения-поколения 60-х годов, но многое в нем меня отталкивает и заставляет не соглашаться с большинством его поступков, но несмотря на все это-есть в Базарове и то, что редко встретишь в людях. Стойкость и внутренний стержень.

12 стр., 5540 слов

Нигилизм Базарова («Отцы и дети» Тургенева)

... за это предоставляет себе право говорить людям в глаза резкие истины по той причине, что это ему нравится. В цинизме Базарова можно различить две стороны – внутреннюю и ... постоянно расширяющейся деятельности и постоянно увеличивающегося наслаждения, но, к несчастию для себя, Базаров не признаёт вечного существования человеческой личности. «Да вот, пример, - говорит он ...

В романе “Отцы и дети” Базаров главный герой. Сразу же с первых страниц романа герой привлекает меня своей внешностью и необычным поведением. Базаров высокого роста. Если внимательно присмотреться в его лицо “длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским в низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, которые оживлялись спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.У Евгения Васильевича ленивый, но мужественный голос, спокойное и светлое лицо.

Базаров очень гордится

своим демократическим происхождением, потому что все то лучшее что есть в нем впитано им из народной среды вместе с молоком матери. Больше всего что мне нравится в нем это трудолюбие. Базарова всегда можно достать за делами. Евгений встает раньше всех по утрам и идет на пруд ловить лягушек, чтобы проделывать над ними опыты. В его комнате установлен специфический запах по полам перемешанный с табаком. Еще одна черта которая мне нравится в нем это сила воли. Именно благодаря мужеству, выдержки огромной силы воли Евгений оказывается победителем в идейных спорах с Кирсановым, помогает справиться с сильным чувством любви к Анне Сергеевне Одинцовой, но особенно ярко раскрывается его сила воли в сцене смерти. Эта сцена потрясающая сцена в романе, заставляющая меня и страдать вместе с героем и восхищаться его мужеством. Базаров борется с наступающей смертью, он не хочет сдаваться ей без боя и огромным усилием вырывает у нее минуты, секунды сознательной жизни, чтобы не бредить он пытается считать. Он отрицает церковь и религию и своему отрицанию остается до конца.

Базаров покоряет меня не только глубоким умом, но еще и благородством. Это благородство я вижу в сцене дуэли. Он не только не мстит, но даже отказывается от повторного выстрела и оказывает раненному медицинскую помощь. Симпатичен мне Базаров и своей добротой, она проявляется к своим родителям. Добр Базаров и к простым людям и они платят ему искренней любовью.

Единственное что мне не нравится в Базарове это то, что он отрицает искусство, поэзию и не читает Пушкина, что Рафаэль по его мнению ломанного гроша не стоит. И мне хочется чтобы таких людей было больше, но их, к сожалению, очень мало.

Другие работы по этой теме:

  1. Особо ярко изображена любовь в романе “Отцы и дети”, где можно встретить две похожие любовные линии: Базарова и Одинцовой, Павла Кирсанова и княгини Р. Евгений…
  2. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что…
  3. Базаров – нигилист, отвергающий все прекрасное: музыку, поэзию, любовь. Но встреча с Одинцовой меняет его, в нем вспыхивает чувство. Базаров, по – прежнему, хочет казаться…
  4. Евгений Базаров – главный герой романа “Отцы и дети”. Сын уездного лекаря, придерживающийся нигилистических взглядов на жизнь. Он прост, свободолюбив и независим. Он человек острого…
  5. Образ Базарова в произведении Тургенева “Отцы и дети” оставляет многогранный след. Этот герой предстает перед нами с разных сторон, но впечатление, несомненно, создает конкретное: это…
  6. В произведении Тургенева “Отцы и дети” описано время, когда люди разделились на 2 половины. Одна половина поддерживали любые реформы, а вторая – все отрицала. Таких…
  7. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПИЗОДА Узнал о своей скорой смерти и поставил родителей в известность Базаров, когда, приехав из деревни, попросил у отца адского камня, чтобы прижечь…

Что мне нравится.

Базаров — личность неординарная, интересная, сложная. Однозначно выразить свое отношение к нему невозможно. Наря­ду с положительными качествами, что так привлекают читателя, в его личности достаточно и негативного, что отталкивает от него.

5 стр., 2439 слов

Евгений Базаров в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) 10 класс

... людьми. Некоторые считают, что такие черты характера не должны быть присущи будущему врачу. Характеристика Базарова - сочинение Роман «Отцы и дети» ... Отцы дети» является Евгений Базаров. С помощью этого героя автор, И. Тургенев анализирует и выясняет проблемы в отношениях отцов и детей. Внешность Евгения ... очень сложно. Ведь образ Базарова противоречивый. Читая роман, мы видим, что наш герой порой ...

Безусловно, Базаров умен, смел. К положительным его каче­ствам можно отнести то, что он человек дела. Даже приехав в гости, Евгений продолжает трудиться. Прекрасно, что Базаров никогда не занимается делами поверхностно. У него есть цель в жизни, ко­торой он хочет достичь. Немаловажным достоинством Базарова можно считать исходящую от него силу, энергию. Он не один из многих, он — лидер. Эти качества располагают читателя к нему. Но много в Базарове и такого, что вызывает недоумение, граничащее с неприязнью. Его кредо, его жизненная позиция зачастую отталки- вают.Так, Базаров считает необходимым разрушение установлен­ного порядка и коренное переустройство общества. Чем обусловле­но базаровское отрицание? Какова программа общественного пе­реустройства по Базарову?

Нигилист отказывается обсуждать эти вопросы с Павлом Пет­ровичем Кирсановым. Во время спора Базаров прямо говорит о том, что у него нет и не может быть никакой положительной программы, потому что у него нет и не может быть никакой другой цели, кроме цели разрушения. Демократизм экстремист­ского толка оборачивается презрением Базарова к подавляющему большинству людей и разделением их на богов и олухов. Оттал­кивают в Базарове и позиция «мы ломаем, потому что мы сила», и рассуждения о том, что сила никому не дает отчета. Право равняется силе — кто победил, тот и прав. Базаров стоит на том, что в своих решениях и действиях свободный человек нравствен­но ничем не связан. И опять-таки, это не просто принцип, провозглашаемый в теории: Базаров в самом деле единолично решает мировые вопросы, не задумываясь о своем праве на это, целиком берет решение на себя, тут же возводя его до степени нормы.

Порой вызывает недоумение то, как Базаров беспощадно и кате­горично отвергает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, фило­софию, науку, семью, брак, альтруистические чувства, такие нрав­ственные категории какдолг, право, обязанность, принципы. База­рову в самом деле чужд альтруизм. Для него нет реальности более не­сомненной, чем закон борьбы засуществование, когда то идело дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути-либо угроза, либо добыча, либо препятствие.

Нередко Базаров именно использует людей — поступает, как ему хочется, как ему удобно, а все остальное просто не принимает во внимание. Заметно также, что Базаров не только декларирует отрицание искусства; у него действительно нет «художественного смысла», он действительно чужд поэзии и равнодушен к ней. Разу­меется, и в любви Базаров остается самим собой. Он чувствует в Одинцовой силу, равновеликую его собственной: им движет иску­шение борьбы и потребность победы. Невозможность ответного чувства переживается как поражение, ощущение своего бессилия рождает злобу, да и сама базаровская страсть сродни злобе, в ней проглядывает что-то «почти зверское».

12 стр., 5682 слов

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

... конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров ... способным убить в человеке живую душу. Нигилизм был ... сочинение списано 15 228 раз Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов ...

Базаров — человек, родившийся «не вовремя». Несмотря на то, что он всегда имеет собственное мнение, жизненные принципы и интересы, в то же время он отрицает прекрасное. В этом и заключает­ся конфликт Базарова с «отцами». Базаров-«новый» человек в об­ществе «обычных» людей. Почему он умирает? Очевидно, ему нет места в этом мире: один против многих.