Общая характеристика элективного курса
Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Навык написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Место элективного курса в учебном плане
«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» — элективный курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 17 часов в год. После завершения курса выполняется итоговая работа.
Результатом изучения курса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;
- структуру сочинений эссе и сочинения-рассуждения;
- знать приемы редактирования текста.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
- узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
- анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
- создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения
Ожидаемые результаты обучения
знать/понимать
- структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;
- критерии оценивания ответа на задание части С;
— смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;
- лексические, грамматические и речевые нормы.
уметь
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему исходного текста;
- комментировать сформулированную проблему;
- отражать позицию автора исходного текста;
- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- последовательно излагать собственные мысли;
— использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...
... текст - повествование, описание, рассуждение? (Должен получиться текст-рассуждение, т. к. они отвечают на вопрос и доказывают свое мнение.) Повествование-описание-рассуждение. 6. Подведение итогов подготовительной работы - Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. ... не одобряют, а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас каждый вспомните ...
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Содержание учебного курса
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора выступает на первый план: он является одновременно и рассказчиком, и героем. Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения. Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-janr-elektivnyiy-kurs/
Литература для учителя:
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.
4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.
Литература для учащихся:
1.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. — М.:Астрель, 2002.
2.Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
3.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
4.Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Учебно-тематический план
№ занятия |
Тема занятия |
кол-во часов |
форма проведения |
дата |
|
план |
факт |
||||
|
|||||
1 |
Основные требования к сочинению |
1 |
Лекция с элементами беседы |
04.09 |
|
|
|||||
2 |
Тема сочинения, отбор материала при помощи плана, цитирование в сочинении |
1 |
Практикум |
11.09 |
|
3 |
Работа над сочинением и его редактирование |
1 |
Практикум |
18.09 |
|
|
|||||
4 |
Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения |
1 |
Лекция |
25.09 |
|
5 |
Особенности эссе как жанра |
1 |
Практикум. Анализ образцов эссе |
02.10 |
|
6 |
Разновидности эссе: философское и литературно-критическое. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
09.10 |
|
7 |
Стиль, тип речи эссе |
1 |
Семинар |
16.10 |
|
8 |
Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе |
1 |
Лекция с элементами беседы |
23.10 |
|
9 |
Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами и анализ |
1 |
Практическая работа. |
06.11 |
|
IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы – 8 часов |
|||||
10 |
Сочинение-рассуждение на ЕГЭ, план и основные части сочинения |
Лекция |
13.11 |
||
11 |
Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем |
Практическая работа с текстами |
20.11 |
||
12 |
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции |
Практическая работа с текстами |
27.11 |
||
13 |
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов |
Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений |
04.12 |
||
14 |
Финал сочинения-рассуждения. |
Практическая работа. |
11.12 |
||
15 |
Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ |
Практическая работа. |
18.12 |
||
16 |
Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ |
Практическая работа. |
23.12 |
||
17 |
Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку |
Практическая работа. |
25.12 |
||
ИТОГО: 17 часов |