Трагическое мировидение Ф. Кафки

Сочинение

В начале второго десятилетия XX века в немецкоязычную литературу пришел талантливый писатель, творчество которого до сих пор вызывает немало споров. Однако все критики соглашаются с тем, что именно он, Франц Кафка, чрезвычайно глубоко раскрыл кризис общества начала XX века с его бездуховностью, выдвинул множество оригинальных идей, затронул в своих произведениях немало’ проблем, которые и сегодня остаются злободневными,

Отличительной чертой творчества Кафки является трагический и пессимистичный взгляд на человека как на жертву судьбы. Такое восприятие отчасти было продиктовано влиянием популярных на рубеже веков философских учений, особенно идей Ф. Ницше, но в гораздо большей степени — обстоятельствами его собственной жизни. Еврей по национальности, Кафка родился и всю жизнь прожил в Праге, а Чехия входила тогда в состав Австро-Венгерской империи. В семье Кафки говорили по-немецки (мать говорила и по-чешски).

Такое специфическое положение между национальностями — немецкой, еврейской, чешской, австрийской — способствовало формированию ощущения какого-то промежуточного существования. А Кафка был человеком чрезвычайно легкоранимым и потому испытывал перед внешним миром постоянный, непрекращающийся страх. Беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, естественно в нее влиться доставляли Кафке бесконечные мучения и заставляли испытывать глубокое чувство вины перед жизнью и перед людьми. Можно было попытаться приспособиться к прозаической действительности или же изменить свое отношение к ней, проникнуться убежденностью в своей исключительности, найти утешение в общении с самим собой, с искусством (такие установки были популярны и в XIX веке, и во времена Кафки; художники отгораживались от мира и творили), но он этого не умел. Если, например, Р. М. Рильке, известный австрийский поэт, современник Кафки, негативно относился к городу, осуждая его губительное влияние на человека, но видел спасение в гармонии человека с Богом и Вселенной, то Кафка такого спасения не видел вообще. По его мнению, человек обречен на одиночество, страдания и муки, которые являются единственной реальностью и составляют все содержание его жизни. Кафка глубоко страдал от обыкновенных для других людей вещей, например от необходимости ежедневно ходить на службу, и мечтал только об одном: тихо заниматься писательством, чтобы никто не мешал, никто на него не притязал. Но он не мог себе, позволить этого материально.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей ...

Кроме того, его мучила и моральная сторона. Писатель постоянно ощущал свою вину перед семьей — перед отцом прежде всего. Ему казалось, что он не соответствует тем надеждам, которые отец, владелец небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая видеть сына преуспевающим юристом и достойным продолжателем семейного торгового дела. В своем «Письме к отцу», которое Кафка не отправил адресату, он так обрисовал эти отношения; «Стало быть, мир состоит из тебя и меня». Это письмо выразительно противопоставляет друг другу впечатлительного, ранимого сына, стремящегося к творческой деятельности, и деспотичного, волевого отца, пренебрежительно относящегося к его литературным занятиям. Естественно, это не могло не отразиться на творчестве писателя.

Франц Кафка слишком остро переживал свою неприспособленность к жизни и до самой смерти оставался одиноким и отчужденным от людей. Он видел смысл своей собственной жизни только в творчестве, только в занятиях литературой, но явно не считал свои произведения представляющими интерес для других. При жизни Кафка опубликовал только сборники рассказов, а три своих романа — по сути, все три неоконченных, — не только не стал публиковать, но и просил своего друга, писателя Макса Брода, сжечь вместе с другими оставшимися после него рукописями — набросками рассказов, дневниками. Брод не выполнил завещания и опубликовал 9 токов произведений Кафки.

Художественный мир этих произведений необычен — в нем неизменно присутствует много фантастического, сказочного, которое, тем не менее, органически связано с реальным чудовищным и ужасным, жестоким и безумным миром. Если допустить ту или иную историю, рассказанную Кафкой, в реальной жизни, то все события кажутся правдивыми и развиваются логично. Но трагическое мировидение и миропонимание Кафки делает его художественный мир не похожим ни на какой другой. Постоянно ощущается страх автора перед бессмысленной и бессодержательной жизнью, а персонажи его произведений так же безгранично одиноки и несчастны, как и он сам. Неспособные стать хозяевами своей судьбы, герои Кафки обречены на постоянные страдания и муки, к которым сводится вся их жизнь.

В любом из произведений Кафки в центре внимания оказывается одинокий и неприкаянный герой, окруженный фантастической реальностью. Таков шестнадцатилетний Карл, герой неоконченного романа «Пропавший без вести», опубликованного под названием «Америка». За провинность родители выслали Карла из родной Праги в далекую Америку, где юношу на каждом шагу подстерегают неприятности и разочарования. Перипетии судьбы героя приводят к неутешительному выводу: человек безгранично одинок и в своем одиночестве не способен противостоять всесильному житейскому злу и несправедливости. Таков и герой фантастического и таинственно-загадочного романа «Процесс», Йозеф К., арестованный какими-то неизвестными людьми и осужденный таинственным и всесильным судом, который официально не существует или существует неофициально.

3 стр., 1359 слов

Список тем для сочинений по произведению «Герой нашего времени»

... герой , Темы сочинений по роману «Герой нашего времени» о Печорине: Противоречивость и двойственность характера Григория. Обсуждаются вечные темы любви, чести, жизни, ... Герой нашего времени: кто он? Рассуждение на тему, существуют ли печорины в нынешней действительности. Любовь в произведении «Герой ... своего поколения. Критика романа во времена Лермонтова была неоднозначна. С одной стороны, некоторые ...

Изображение этого фантастического процесса составляет все содержание романа, а центральная проблема произведения — греховность человека, за которую его карают в течение всей жизни. Герой Кафки погружен в себя, он не интересуется окружающим миром, но постоянно ощущает собственную вину. Он виновен уже потому, что живет. И его казнят по приговору суда, который неотвратим как рок. Комплекс вины (перед отцом, семьей, друзьями и знакомыми) — один из самых сильных у Кафки, и с этой точки зрения рассказ «Превращение» — грандиозная метафора этого комплекса.

Герой рассказа Грегор — жалкое бесполезно разросшееся насекомое, позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать. Все внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии героя, его мыслях, его одиночестве. Но окружающий мир оказывается бездушным, безразличным к его страданиям, каким-то ужасающе беспощадным и жестоким.

«Страшную» реальность писатель «пропускает» сквозь собственную душу, сопоставляет со своим личным опытом и своим внутренним миром, и эта реальность поражает своей безысходностью и нелепостью. Пожалуй, лучше всего об этом сказала женщина, которую Кафка незадолго до смерти полюбил, но с которой так и не отважился связать свою судьбу, — чешская журналистка Милена Есенская. Она написала Максу Броду: «… я думаю… для него жизнь вообще — нечто решительно иное, чем для других людей, и прежде всего деньги, биржа, валютный банк, пишущая машинка для него совершенно мистические вещи… Для него служба — в том числе и его собственная — нечто столь же загадочное и удивительное, как локомотив для ребенка… Он абсолютно не способен солгать, как не способен напиться. У него нигде нет прибежища и приюта. Он как голый среди одетых… Человек, бойко печатающий на машинке, и человек, имеющий четырех любовниц, для него равно непостижимы… непостижимы потому, что они живые. А Франц не умеет жить. Франц не способен жить. Франц никогда не выздоровеет, Франц скоро умрет». Франц Кафка действительно был натурой, очень болезненно переживающей свою неспособность наладить благодатный контакт с окружающим миром. И жил с постоянным комплексом вины за все свои неудачи и свое несоответствие тем требованиям, которые предъявляет к человеку окружающая действительность. Он относился к тому типу людей, особенно распространенному среди художников, которые в несовершенстве мира находят оправдание своему одиночеству и своему недовольству миром. Такая позиция может разоблачать несовершенство внешнего мира, показывать его враждебность человеку, как это делали, например, реалисты; это несовершенство внешнего мира тогда и предстает главным виновником индивидуальных страданий.

Позиция «среда заела» кажется Кафке слишком соблазнительным и слишком легким решением. Потому-то проблематика всех его главных произведений вращается вокруг юридических комплексов — вины, оправдания, наказания, — но, конечно же, в юридическом обличье у него предстают проблемы нравственные.

2 стр., 779 слов

«Превращение» Кафки — ключевые моменты (Кафка Франц)

... сам является потерпевшим, который на себе ощущает всю несправедливость и жестокость человеческого мира. Вину за Грегором могут признать только лишь его родители, а в частности – его ... по душе его родным, но не ему самому. 5. Смысл финала новеллы «Превращение». Новелла имеет довольно печальный конец – гибель Грегора не заставляет никого мучаться угрызениями ...

Однако если бы творчество Кафки было только самобичеванием, только изживанием его личных комплексов, оно едва ли получило бы такой мировой резонанс. Кошмары и фантасмагории, порожденные его болезненной фантазией, запечатленные как в маленьких притчах, так и в довольно объемных незаконченных романах, оказались, как показало время, пророческими. Годы Второй мировой войны, гитлеровских и сталинских концлагерей наполнили их содержанием, которое Кафка в них не вкладывал, да и вряд ли мог предвидеть. Тем не менее, после смерти Кафки о нем заговорили как о пророке: его рассказы и романы исследуются учеными во всех уголках земного шара. Их обсуждают на конференциях, им посвящаются бесчисленные трактаты. В разное время в отдельных странах на них налагали запрет, их не переводили и не издавали. В настоящее время творчество Кафки оценено по достоинству и художественный мир его произведений по праву считается одной из вершин европейского литературного модернизма.