Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» методическая разработка по литературе (8 класс)

Сочинение

Главные герои

Олечка Розова – молодая, скромная, застенчивая девушка, любящая жена, чье поведение стал меняться после покупки модного воротничка.

Муж – супруг Олечки, любящий, наивный, доверчивый, честный молодой человек, не сумевший вынести измены жены.

Бабушка – добрая старая женщина, которая очень любила Олечку.

Студент – нахальный, ветреный, решительный и настойчивый молодой человек.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Жизнь и воротник»

Сюжет

Будучи скромной, застенчивой девушкой, Олечка Розова не предъявляла больших требований к жизни, и довольствовалась тем, что имела. Она уже три года состояла в браке, и была вполне счастлива, как только могут быть счастливы честные, добрые, простые люди. Однако привычный, размеренный ход жизни героини был навсегда нарушен после покупки такого, казалось бы, пустяка, как белый накрахмаленный воротничок.

Покрутившись дома перед зеркалом, Олечка поняла, что новый воротничок настоятельно требовал новой блузки, поскольку не подходил ни к одной из ее старых кофточек. Девушка не спала всю ночь, но утром отправилась в магазин, и купила новую блузку, взяв деньги, отложенные на хозяйственные нужды. Чтобы приобрести новые туфли, юбку, перчатки, сумку и шляпку, Олечке пришлось занимать у приятелей и даже обмануть любимую бабушку, сказав, что деньги нужны на лечение мужа.

Олечка Розова оказалась в полной зависимости от требовательного воротничка, который заставлял вести новый, непонятный ей образ жизни. Она остригла волосы, стала курить и громко смеяться, услышав непристойность. В глубине души ей претили эти перемены, но, будучи слабохарактерной от природы, она ничего не могла с собой поделать.

Однажды Олечку пригласили на ужин, где крахмальный воротничок требовал от нее фривольного поведения. К девушке стал нагло приставать подвыпивший студент, но она, находясь во власти воротничка, не пресекала новоявленного ухажера. Вернулась Олечка только под утро. Муж, не спавший всю ночь, нашел ломбардные квитанции и потребовал объяснений, на что Олечка лишь презрительно рассмеялась. Муж бросил ветреницу и переехал в другой город.

Когда во время стирки злосчастный воротничок потерялся, жизнь Олечки Розовой вошла в привычное русло. Она вновь стала милой скромной девушкой, краснеющей при слове «омнибус», потому что оно напоминало ей слово «обнимусь».

5 стр., 2083 слов

Я студент на английском языке с переводом. на английском языке ...

... представляет собой рассказ студента (с переводом) о себе и своей жизни. В конце даны . В рубрике топиков « » вы сможете найти больше полезных текстов на английском языке . My name ... крупнейших городов России, который однажды был столицей страны. Я студентка второго курса. Я изучаю медицину. Учиться в Медицинском сложно, но я делаю все возможное, чтобы стать хорошим специалистом. ...

Основные персонажи

Если сделать тщательный анализ «Жизни и воротника» Тэффи, то станет ясно, что в своем произведении автор раскрывает всю проблему мещанства. Другими словами, она показывает власть дорогих вещей над человеком. Из-за низкой духовности главная героиня попадает в хитрую ловушку. Она неспособна дальше бороться и винит в собственных грехах роскошный воротник. Писательница сатирически описывает пороки, которые завладели девушкой.

Главными героями рассказа «Жизнь и воротник» Надежды Тэффи являются:

  • Оля Розова — добрая и застенчивая, но очень слабохарактерная особа;
  • муж — честный и любящий человек;
  • бабушка — скромная и отзывчивая женщина;
  • студент — настойчивый и наглый парень.

После анализа «Жизни и воротника» Тэффи можно понять, что писательница не сильно стремилась к вычурности собственных рассказов. После многочисленных приключений главная героиня произведения пришла к нищей и одинокой жизни.

Потому что если люди внутри пусты и порочны, то их суть не сможет поменять никакая обновка.

Вывод и свое мнение

Человек слаб, и легко поддается разного рода соблазнам: азартным играм, алкоголю, развратному образу жизни. Для Олечки ее крестом стала страсть к красивым модным вещицам. В короткие сроки она стала рабой воротника, который ежедневно требовал от нее все новых и новых жертв. Но самое страшное – в погоне за модой героиня потеряла свое истинное «я», променяла честную, счастливую жизнь с любимым и любящим мужем на грязный разврат, который ей же самой и претил. Хорошо, что рассказ закончился не слишком печально, и Олечка не опустилась на самое дно. Она вернулась к прежней жизни, вернула душевное спокойствие.

Краткое содержание

В течение трех лет скромная, застенчивая Олечка Розова «была честной женой честного человека». Она довольствовалась малым и считала себя счастливым человеком.

Размеренная, привычная жизнь девушки закончилась в тот миг, когда ей на глаза попался кокетливый «дамский воротник, с продернутой в него жёлтой ленточкой». Не выдержав соблазна, Олечка купила его, но вскоре поняла, что модная вещица настоятельно требует полного обновления гардероба.

Так Олечка была вынуждена потратить все хозяйственные деньги, а после – влезть в большие долги и заложить собственные украшения, чтобы стать обладательницей новой блузки, юбки «с глубокими складками», башмаков, шляпки, пояса и перчаток.

2 стр., 715 слов

«Жизнь и воротник» краткое содержание рассказа Тэффи – читать пересказ онлайн

... сочинения: ← Анализ рассказа Аверченко Вечером↑ ДругиеАнализ рассказа Мольера Мнимый больной → Сочинение 2 Надежда Александровна Тэффи ... главной темой ее рассказов. В рассказе Н.А.Тэффи «Весна» пробуждение ... какая-то! Любовь в этом рассказе прямо в каждой строке. ... занимают центральное место в рассказе. Девочка, находясь в ... переплетаются между собой. Весь рассказ наполнено чувством любви: ... рассказе ...

Чтобы полностью соответствовать капризному и требовательному воротничку, Олечка «бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги» и даже обманула свою бабушку, которая по доброте душевной отдала ей все деньги.

Покончив с обновлением гардероба, Олечка «купила безобразный полосатый диван», который не нравился ни ей, ни мужу, но этой покупки требовал все тот же злополучный воротничок.

Дальше – больше. Поведение Олечки стало меняться на глазах – «она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность». Где-то в глубине души она понимала, что поступает неправильно, но, будучи слабой и бесхарактерной, девушка «опустила руки и поплыла по течению».

Однажды Олечку «пригласили на вечер», где она вела себя крайне вызывающе. Ответив на недвусмысленные заигрывания студента, она провела с ним всю ночь, внутренне негодуя, но не смея противостоять воротничку.

Утром Олечку встретил взволнованный муж, который «держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола». Без тени смущения она призналась в измене и своих огромных тратах.

Так закончилась семейная жизнь Олечки – «честный муж бросил ее и перевелся в другой город». Вскоре злополучный воротничок был утерян, а девушка стала все той же скромной и застенчивой служащей банка, которая «краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь»».

Авторские афоризмы

«…Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами…»

«…Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем зашла и купила…»

«…Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник…»

«…Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, и не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие…»

«Жизнь и воротник», анализ произведения Тэффи

Тема неприятия пошлости, мещанства, обывательщины (в разные периоды времени по-разному именовали стремление к роскоши и комфорту) была одной из главных в ХХ веке. Владимир Маяковский был уверен, что «страшнее Врангеля обывательщины быт», а героиня фильма «Москва слезам не верит» Людмила с презрением высказалась об уехавшей на дачу подруге: «О, уже засосало мещанское болото!»

Не стала исключением в выборе данной темы и русская писательница Тэффи. Ее сборник дореволюционных рассказов «Тонкая психология» (1904-1911 г.г.) был посвящен именно неприятию мещанского быта. Особо можно выделить рассказ «Жизнь и воротник» об Олечке Розовой — «честной жене честного человека». Случайная покупка в Гостином дворе крахмального воротничка «с продернутой в него желтой ленточкой» навсегда изменила жизнь девушки, которая «характер имела тихий, застенчивый», а до роковой покупки «довольствовалась скромной жизнью».

Неслучайно автор не упоминает ни об увлечениях, ни об интересах героини: их просто нет. Жизнь Оленьки скучна и однообразна, и разглядывание витрин Гостиного двора — попытка хоть как-то разнообразить свою скромную жизнь. Роскошный предмет гардероба меняет характер героини настолько, что уже через несколько дней она ввергается в пучину трат и долгов, обстригает волосы, начинает курить и плывет по течению, «которым ловко управлял подлый воротник».

2 стр., 760 слов

Жизнь и судьба героев рассказа и а бунина темные аллеи сочинение

... Иногда мы узнаём о прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора.Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, как правило, невелики по объёму, ... же, как и книга, — «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла — «Ночлег», — напротив, рисует не любовь, а животную страсть. ...

Так главным героем рассказа становится крахмальный воротник, что напоминает фантасмагорию «Нос» Николая Васильевича Гоголя. Так же, как у Гоголя, воротничок становится главнее своей хозяйки, а Олечка, слабея в этой борьбе, ведет уже не свою, а «воротничковую жизнь».

Воротник подчиняет волю героини настолько, что в какой-то момент она испытывает страх. Чтобы продемонстрировать взаимодействие героев, Тэффи использует параллелизм. Олечка все больше и больше теряла силы в борьбе со своим предметом гардероба, а воротник «укреплялся и властвовал». Именно он заставил нигде не бывавшую прежде скромную конторскую служащую отправиться на вечер, где «вел себя развязно до неприличия», заставляя хозяйку вертеть головой направо и налево. Пошлые ухаживания Олечкиного соседа-студента вызвали в ней бурю негодования, стыд и ужас, но воротник согласился даже на то, чтобы студент проводил ее до дома. Доминирование воротника стало настолько всеобъемлющим, что героиня просто теряется на просторах дальнейшего повествования, и обычная, казалось бы, вещь управляет жизнью Олечки Розовой.

Ведь после «студент с воротником» не только поехали в ресторан и уединились в кабинете, но и «пили ликер, говорили пошлости и целовались». Наутро после измены воротнику еще хватило наглости сказать потрясенному мужу (хотя Олечкина душа и дрожала), что «честная жена» всю ночь «болталась со студентом», а деньги «профукала».

Такого испытания честный муж не вынес и не просто бросил жену, но даже перевелся в другой город. Так печально закончился бунт скромной конторской служащей, спровоцированный крахмальным дамским воротничком, который вскоре потерялся в стирке. После ухода мужа Олечка стала вновь скромной, кроткой, ведь даже слово «омнибус» (так называли в начале ХХ века автобусы) вгоняет ее в краску, потому что созвучно со словом «обнимусь».

Авторское отношение к героине определяется не сразу. В начале рассказа звучит явная ирония, когда Тэффи рассуждает о том, что человек может беспредельно властвовать над вещами, ведь самая невзрачная вещица «вотрется в жизнь, закрутит и перевернет всю судьбу не в ту сторону».

В дальнейшем ирония сменяется откровенным сарказмом: писательница издевательски описывает, что, когда стирался воротник, Олечка рыдала и молилась, только выход все равно не находился. Сарказмом можно считать авторский вопрос, воспринимающийся, правда риторически: «Почему не догадалась она вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?»

Объяснение звучит так же издевательски: оказывается, «для нервных и слабосильных людей» (таких, как главная героиня) «некоторые страдания» становятся необходимыми, и эту «сладкую муку» они ни за что не поменяют на «здоровое спокойствие». Однако в финале своего произведения Тэффи как будто сочувствует оступившейся героине, потерявшей сначала мужа, а потом и виновника всех своих бед — злополучный воротник. Он становится символом не просто женской — человеческой слабости.

2 стр., 832 слов

Заячьи лапы по рассказу Паустовского анализ

... маленьком зайце, дедушке и внуке, писатель раскрывает истинный смысл таких человеческих качеств, как отзывчивость, милосердие, любовь и доброта по отношению к беззащитным животным. Анализ рассказа Заячьи лапы Константин Георгиевич Паустовский ...

Воротник становится символом вещизма — стремления обладать материальными благами, вещами, которые создают физический комфорт, лишая комфорта душевного. Во времена Тэффи это называли мещанством и обывательщиной, сейчас это называют потребительством. Какое бы слово ни использовалось для названия подобных человеческих слабостей, важно то, что в погоне за материальными благами можно растерять все свои душевные богатства, а это и губительно для всех. Примечательно, что у произведения получился сказочный финал: воротник был отдан в стирку прачке, где и потерялся. По законам жанра, его новая обладательница (возможно, и сама прачка) испытает те же злоключения, что и прежняя владелица.

Уделяя внимание комической стороне, Тэффи хочет не просто рассмешить, а прежде всего показать всю несуразицу и пустоту того, что некоторые персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

  • «Ностальгия», анализ рассказа Тэффи
  • «Блины», анализ рассказа Тэффи
  • «Свои и чужие», анализ рассказа Тэффи
  • «Брошечка», анализ рассказа Тэффи
  • «Экзамен», анализ рассказа Тэффи
  • «Тонкая психология», анализ рассказа Тэффи
  • «Модный адвокат», анализ рассказа Тэффи

По писателю: Тэффи