Литеровед предлагает вниманию читателей сочинение на тему «Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», в котором образ Одинцовой рассматривается в сравнении с другими героинями.
И. С. Тургенев в своем творчестве создал удивительные женские образы. Ася, Лиза Калитина, Елена Стахова не похожи друг на друга внешне и по характеру, но у них есть объединяющие их качества: искренность, умение любить, внутренняя сила и душевное богатство.
В романе «Отцы и дети» перед читателем проходит череда женских типов. Одни живут только в воспоминаниях героев-мужчин, другие встречаются на их жизненном пути, но и те и другие играют свои роли в их судьбе.
В самом начале романа в воспоминаниях Николая Петровича Кирсанова воссоздается облик его жены, которая давно умерла, но он трепетно хранит память о ней. Она была миловидная, образованная, музыкальная девушка. Они десять лет прожили душа в душу, почти не расставаясь. Ее смерть стала большим ударом для Николая Петровича, от которого он с трудом оправился. Время – хороший лекарь, боль поутихла. Николай Павлович вернулся к жизни, занялся хозяйством, растил сына. Однажды в отдаленном уездном городе на постоялом дворе он познакомился с хозяйкой Ариной Савишной, которую пригласил стать в его хозяйстве экономкой. Ее дочь Фенечка произвела впечатление на Николая Петровича. Его душа снова была готова любить. После смерти матери Фенечка заняла ее место и превратилась в Федосью Николаевну. С Николаем Петровичем ее связывали нежные отношения, которые еще больше укрепились с рождением сына Мити.
Фенечке было около двадцати трех лет. «Беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детскими пухлявыми губками и нежными ручками», она производила трогательное впечатление на каждого, кто с ней встречался. Даже чопорный Павел Петрович, которого она ужасно боялась, проникся к ней. Взаимная симпатия возникла у Федосьи Николаевны с Базаровым, который назвал ее «хорошенькой» и похвалил Николая Петровича, сказав, что «у него губа не дура». Герой смог расположить женщину к себе тем, что Митя не испугался и легко пошел к нему на руки. Кроме того, Базаров быстро нашел общую тему для разговора: здоровье Митеньки.
Фенечка не получила блестящего образования, но она очень порядочная, скромная девушка. Она очень любит Николая Петровича. Тургенев показывает ее как хорошую хозяйку и заботливую мать. В героине мы видим типичный образ жены помещика.
Николай Петрович — это я…» — (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети)
... наслаждается простыми вещами, способен любить, дарить тепло и поддержку. Подтверждение тому – его молодая жена Фенечка и маленький сын Митя. Важно, что Николай Петрович считает Феню своей женой, а сына ... что Кирсанову чужды сословные предрассудки, для него главное – голос сердца, души. Николай Петрович по-настоящему добр и отзывчив, он всегда готов прийти на помощь тем, кто нуждается в ...
Совершенно не похожа на нее Анна Сергеевна Одинцова. Высокая, статная, она поражала «достоинством своей осанки». Светлые глаза смотрели «спокойно и умно», губ касалась едва приметная улыбка. История ее жизни довольно интересна. На момент повествования ей 28 лет. Отец ее, Сергей Николаевич Локтев, был красавец и игрок. Пошумев лет 15 в столицах, он растратил все состояние и поселился в деревне. Вскоре Сергей Николаевич умер, оставив «крошечное состояние» двум своим дочерям. Мать девочек скончалась еще раньше.
Анна Сергеевна получила прекрасное воспитание, но не была готова к «глухому деревенскому житью». Она позвала к себе тетку и думала, что ей суждено «увянуть в глуши». Судьба оказалась милостива и подарила ей встречу с Одинцовым, он был умен, богат и еще не стар. Она стала его женой. Через шесть лет муж умер, оставив ее богатой вдовой. Анна Сергеевна пробовала путешествовать, но побывала только в Германии и вернулась в любимое Никольское. Жила она уединенно, в городе появлялась редко и чаще всего по делам. Городское общество ей завидовало, из-за чего о ней сочиняли разные небылицы. О ней болтали всякое, что она «прошла через огонь и воду», к этому еще добавляли «медные трубы». Анну Сергеевну это мало беспокоило.
Одинцова отличалась нравом «свободным, решительным» и самодостаточным. Она не склонна была к проявлению эмоций, лицо сохраняло привычное приветливое выражение, по которому трудно догадаться, что она чувствует на самом деле. Думается, что какие-то большие чувства ей, вообще, были несвойственны. Базаров, отрицавший любовь, был наказан тем, что влюбился именно в Одинцову, которая не могла ответить на его чувство. Она заинтересовалась им, ей было приятно его общество, но не более. Заметив повышенный интерес Базарова, Анна Сергеевна проявила любопытство и, разговорив его, подвела к признанию. Ее испугала сила его страсти, она поспешила закончить разговор. Больше они к этой теме никогда не возвращались, вплоть до смерти Базарова. Одинцова проявила сострадание и приехала к умирающему.
Впоследствии она вышла замуж, но причиной тому была не великая любовь. Ее муж был умным, образованным и «холодным, как лед». Тургенев предположил, что они доживут до счастья, а, может быть, даже до любви. Эти слова автора говорят о том, что он не испытывает большой симпатии к героине, но надеется, что ее сердце испытает любовь хотя бы раз в жизни. Это великое чувство, как видно из произведения, писатель считает мерилом величия человека, основой жизни. В характере Одинцовой преобладает холодный расчет, такой человек не может быть по-настоящему счастлив. В полноценной человеческой жизни должна быть любовь, только она может принести счастье и удовлетворение. Даже при отсутствии взаимности, как у Базарова и Павла Петровича, она вносит смысл в существование. Жизнь Анны Сергеевны лишена его. У нее есть все: ум, красота, богатство, – но без любви это все теряет ценность.
На нее внешне похожа княгиня Р., разбившая жизнь Павла Петровича, но в ее душе бушевали страсти, с которыми она сама не могла совладать. Тургенев изображает еще одну героиню, которая пытается быть свободной, это Авдотья Никитична Кукшина. Она тоже сама управляет имением, в разговоре касается науки, политики. В отличие от Одинцовой, этот образ выглядит пародийно и неестественно.
Любовь Базарова и Одинцовой. История любви в романе Тургенева Отцы и дети
... какие это отношения. (…) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, ... он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться ... отношении можно сказать о Базарове? До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия ...
Фенечка, Катя Одинцова играют в романе менее заметную роль, но мы видим, что автор описывает их с любовью. Становится понято, что они близки к авторскому идеалу женщины. Они милые, любящие, заботливые, преданные жены. Такой же была мать Аркадия. Близка к ним и Арина Власьевна Базарова. Одинцова выделяется среди них. Она превосходит их по всем критериям, но проигрывает в главном. Ее образ, на мой взгляд, получился пустым и безжизненным.
Большая часть женских образов романа Тургенева имеет в основе своей любовь, поэтому они получились живыми, привлекательными. Они вызывают симпатии у читателя. На их фоне писатель изобразил Одинцову, которая должна быть идеалом, по меркам Базарова. Только она напоминает скорее античную мраморную статую, чем живую женщину.