Базаров в финале романа — победитель или побежденный?

Сочинение

Базаров в финале романа — победитель или побежденный?

Роман «Отцы и дети» завершается трагично для центрального персонажа. Почему И. С. Тургенев «вычеркнул» Базарова из дальнейшей жизни? Вероятно, он чувствовал, что время людей, отрицающих традиционные устои, еще не пришло. Писатель не мог представить, как они будут действовать в дальнейшем.

Нигилист Базаров умирает в молодом возрасте, не успев своими действиями повлиять на изменение общества.

Смертью герой как бы искупает циничность и односторонность взглядов и суждений. Он мужественно принимает свою судьбу и накануне неизбежного

расставания неожиданно проявляет лучшие человеческие качества: нежность к старикам-родителям, поэтическую любовь к Анне Одинцовой. Ранее эти чувства были скрыты за внешней суровостью. Евгений так и не изменил прямоте и сарказму, но стал добрее к окружающим. Лишь в последние мгновения жизни видны глубокие душевные переживания Базарова.

Даже в сцене смерти угадываются симпатии Тургенева к своему герою, он показывает его скрытую сущность, противоречивый характер. Думы о кончине не беспокоят Базарова, он спокоен и невозмутим, сожалеет лишь о нерастраченной силе и неисполненной задаче. В чем же заключена роль

эпизода смерти героя? Автор через критическую ситуацию показывает несостоятельность нигилизма Базарова перед движением жизни и спокойствием смерти.

Главной темой трагического эпизода становится бренность бытия. Герой сломлен физически, но не побежден: он остается верен своим принципам. Однако перед лицом смерти все наносное и надуманное отступает, остается лишь главное — любовь к женщине и к родным старикам. Евгений больше не скрывает истинных чувств. Размышления Базарова о смерти: «Старая штука смерть, а каждому внове», лишь подтверждают несостоятельность отрицания очевидных вещей. Человек погибает в расцвете жизненных сил, и он бессилен перед неизбежностью смерти.

Тургенев развенчивает нигитистическую теорию героя, показывая, что жизнь не заканчивается смертью героя. Вместе с сильной личностью умерли его утопические идеи и убеждения, но цветы на могиле — знак того, что истинная жизнь бесконечна.

Базаров – победитель или проигравший?

В романе Тургенева “Отцы и дети” в самом названии заложена антитеза: столкновение эпох, противоречие поколений. Но сюжет не строится на этом. Конфликт также возникает из-за выбора жизненного пути у нового поколения “детей”. Так какие же возможности существуют у “сыновей” в романе и к чему они приведут? Героями, представляющими новое поколение, являются Аркадий и Базаров. Их объединяют общие жизненные ценности и взгляды, характерные для их эпохи. Однако они оба, начав свой жизненный путь из одной точки, пошли в разных направлениях.

14 стр., 6609 слов

Смерть базарова (по роману «отцы и дети»)

... дети сочинение С самого начало необходимо понять, что смерть Базарова это досадное недоразумение. Смерть Базарова наступает из-за такой маленькой глупости как маленький порез. Кстати этот маленький злополучный порез Базаров ... «Все равно: вилять хвостом не стану». Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем ...

В начале романа они приезжают в дом Кирсановых. Оба они являются последователями модного в то время течения – нигилизма. Это практицизм, возведенный в абсолютный принцип, опирающийся на вульгарный материализм, упрощающий материалистическую философию, сводящий ее к набору якобы самоочевидных истин. “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. С этой точки зрения Пушкин – вздор, Рафаэль – “гроша медного не стоит”, а “порядочней химик в 20 раз полезнее всякого поэта”. Нигилизм отрицает духовные и нравственные стороны жизни. Из-за этого течения Базаров сразу же вступает в конфликт с Павлом Петровичем, защищающим свои “принсипы”. Аркадий всячески поддерживает Базарова в этом споре, однако его реплики не так логически стройны и не столь весомы, как у его товарища. “Мы ломаем, потому что мы сила”, – замечает он на вопрос Павла Петровича: “Но как же это ломать, не зная даже почему?” Здесь намечено некоторое различие между двумя персонажами: Базаров полностью осознает свою теорию, а Аркадий как бы учится у него. Их пути идут параллельно, но Аркадий отстает от Базарова.

Это и дало ему впоследствии возможность избавиться от нигилистической теории, поскольку, не осознав ее, он не оказался в ее зависимости. Базаров проповедует Аркадию теорию: “нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась”. Аркадий так и сделал: поняв, что Одинцова им не интересуется, он бесчувственно “переключился” на доступную Катерину, хотя внутренне и не согласен с таким подходом к делу. Сам же Базаров начинает осознавать ущербность своей теории. Отказ Фенечки, внезапная любовь к Одинцовой обрушили идею Базарова, что любовь – это лишь физиологическое влечение самцов и самок. Базаров обнаруживает в себе романтика и ненавидит его. Его сознание, в основе которого лежат нигилистические идеи, не может объяснить существование духовной стороны жизни, что раскалывает его существо, личность, Базарова. Он видит проявления нигилизма, доведенного до абсурда: Кукшина и Ситников, как слепые и глупые последователи, которых нигилизм привлек своей упрощенностью, схематичностью, доступностью, необязательностью ума, образования, совести и нравственности. С другой стороны, он испытал любовь и воспринял ее как факт в жизни людей, что обрушило нигилистическую теорию.

Но при этом Базаров ощущает неспособность измениться самому. Он осознал ценность духовной стороны жизни и ничтожность материальных вещей, ради которых он жил, что означало, что вся его жизнь прошла бесцельно в погоне за видимой выгодой. Это прозрение было страшным для него. Теряя почву под ногами, Базаров начинает ненавидеть окружающий мир, подозревать всех во лживости. Однако, осознав гибельность теории, Базаров старается избавить от нее Аркадия. Здесь и происходит окончательный разрыв в направлении их жизненных путей, сориентированных на разные ценности и принципы. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорил: “… ты поступил умно; для нашей горькой бобыльной жизни ты не создан”. “А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше”. Базаров сожалеет о том, что сам не может создать свой дом. Вскоре, вернувшись в родительский дом, он умирает. Аркадий, забыв про нигилизм, женился на Кате. В этом и заключаются пути “сыновей” в романе “Отцы и дети”. У них есть две альтернативы: либо жить, опираясь на опыт предыдущего поколения, используя устоявшиеся нравственные и духовные принципы, как впоследствии сделал Аркадий, либо пойти на поиски чего-то нового, восстать против незыблемых основ, сойти с протоптанной дороги и погибнуть, как Базаров. Таким образом, автор показал торжество духовных идеалов над материальными ценностями, бесцельность разрушения и неоспоримость моральных принципов.

4 стр., 1548 слов

«Роль литературы в жизни человека» — примеры и аргументы

... захламляют ум или имеют увеселительный и развлекательный характер. На фоне этого значение художественной литературы в жизни человека всё более возрастает. Если предпочитать ей просмотр кино, видеороликов, новостной ленты, вскоре ... проблемы остались те же. В целом литература и создана, чтобы разрешать их, а также дать ответы на извечные вопросы о любви и смысле жизни человека. Не уделяя ей должного ...

Итоговое сочинение — Победа и поражение

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», — делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, — никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей». И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек — змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, — никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии — победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!

608 слов

В романе Тургенева “Отцы и дети” в самом названии заложена антитеза: столкновение эпох, противоречие поколений. Но сюжет не строится на этом. Конфликт также возникает из-за выбора жизненного пути у нового поколения “детей”. Так какие же возможности существуют у “сыновей” в романе и к чему они приведут? Героями, представляющими новое поколение, являются Аркадий и Базаров. Их объединяют общие жизненные ценности и взгляды, характерные для их эпохи. Однако они оба, начав свой жизненный путь из одной точки, пошли в разных направлениях. В начале романа они приезжают в дом Кирсановых. Оба они являются последователями модного в то время течения — нигилизма. Это практицизм, возведенный в абсолютный принцип, опирающийся на вульгарный материализм, упрощающий материалистическую философию, сводящий ее к набору якобы самоочевидных истин. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. С этой точки зрения Пушкин — вздор, Рафаэль — “гроша медного не стоит”, а “порядочней химик в 20 раз полезнее всякого поэта”. Нигилизм отрицает духовные и нравственные стороны жизни. Из-за этого течения Базаров сразу же вступает в конфликт с Павлом Петровичем, защищающим свои “принсипы”.

Аркадий всячески поддерживает Базарова в этом споре, однако его реплики не так логически стройны и не столь весомы, как у его товарища. “Мы ломаем, потому что мы сила”, — замечает он на вопрос Павла Петровича: “Но как же это ломать, не зная даже почему?” Здесь намечено некоторое различие между двумя персонажами: Базаров полностью осознает свою теорию, а Аркадий как бы учится у него. Их пути идут параллельно, но Аркадий отстает от Базарова. Это и дало ему впоследствии возможность избавиться от нигилистической теории, поскольку, не осознав ее, он не оказался в ее зависимости. Базаров проповедует Аркадию теорию: “нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”. Аркадий так и сделал: поняв, что Одинцова им не интересуется, он бесчувственно “переключился” на доступную Катерину, хотя внутренне и не согласен с таким подходом к делу. Сам же Базаров начинает осознавать ущербность своей теории. Отказ Фенечки, внезапная любовь к Одинцовой обрушили идею Базарова, что любовь — это лишь физиологическое влечение самцов и самок. Базаров обнаруживает в себе романтика и ненавидит его. Его сознание, в основе которого лежат нигилистические идеи, не может объяснить существование духовной стороны жизни, что раскалывает его существо, личность, Базарова.

Он видит проявления нигилизма, доведенного до абсурда: Кукшина и Ситников, как слепые и глупые последователи, которых нигилизм привлек своей упрощенностью, схематичностью, доступностью, необязательностью ума, образования, совести и нравственности. С другой стороны, он испытал любовь и воспринял ее как факт в жизни людей, что обрушило нигилистическую теорию. Но при этом Базаров ощущает неспособность измениться самому. Он осознал ценность духовной стороны жизни и ничтожность материальных вещей, ради которых он жил, что означало, что вся его жизнь прошла бесцельно в погоне за видимой выгодой. Это прозрение было страшным для него. Теряя почву под ногами, Базаров начинает ненавидеть окружающий мир, подозревать всех во лживости. Однако, осознав гибельность теории, Базаров старается избавить от нее Аркадия. Здесь и происходит окончательный разрыв в направлении их жизненных путей, сориентированных на разные ценности и принципы. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорил: “…ты поступил умно; для нашей горькой бобыльной жизни ты не создан”. “А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше”. Базаров сожалеет о том, что сам не может создать свой дом. Вскоре, вернувшись в родительский дом, он умирает. Аркадий, забыв про нигилизм, женился на Кате. В этом и заключаются пути “сыновей” в романе “Отцы и дети”. У них есть две альтернативы: либо жить, опираясь на опыт предыдущего поколения, используя устоявшиеся нравственные и духовные принципы, как впоследствии сделал Аркадий, либо пойти на поиски чего-то нового, восстать против незыблемых основ, сойти с протоптанной дороги и погибнуть, как Базаров. Таким образом, автор показал торжество духовных идеалов над материальными ценностями, бесцельность разрушения и неоспоримость моральных принципов.

< Предыдущая Следующая >

Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Размышляя о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», я могу с уверенностью сказать: в споре победила, конечно же, жизнь. Ибо она, по сути, определяет основные человеческие ценности. Не теории, не философии, а жизнь. Теория нигилистов была теорией разрушения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. «Всё?!» — поражается Павел Петрович. — «Всё!» Разрушать, как известно, всегда легче, чем созидать, строить. Евгений Базаров — новый тип передового деятеля 60-х годов XIX века — разночинца-демократа, человека дела, а не фразы. Он проповедует практицизм и материализм, отрицает искусство, поэзию, любовь. Вот его афористичные высказывания: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Конечно же, Базаров способен к практическому действию, ой приучен к труду. Базаров не созерцатель, а «деятель», однако во имя чего эта деятельность? Ведь та философия, которую он исповедует, противоречит жизни, и очень скоро Базаров это поймет — хотя бы тогда, когда вопреки своей теории о физиологической сути любви всем сердцем полюбит Анну Одинцову. В идейном споре Базаров побеждает, но в борьбе с такими человеческими свойствами, как любовь к женщине, он терпит поражение. И глубоко символично, что Тургенев заканчивает роман смертью главного героя — убеждения Базарова не выдержали столкновения с жизнью, и он уже сомневается в них.

Герой романа ратует за развитие естественных наук, полагая, что только это может быть благом для людей. Однако мы знаем, что научный прогресс ведет не только к достижениям, но и к великим катастрофам. Гармония жизни проявляется в единении науки и искусства, ибо наука развивает ум человеческий, а искусство — душу его.

По сути, Базаров одинок. Ведь нет никого, кто бы разделял его убеждения, верил ему, любил его. Хотя он и отрицает весь этот «романтизм», однако, возвратившись домой во второй раз, он стал «томиться тоскливою скукой» и начал искать общества. Его теория пришла в противоречие с жизнью. Материал с сайта //iEssay.ru

Базаров не верил в любовь, презирал влюбленных («Этакий человек — не мужчина») — и вдруг он обнаруживает в себе «рыцарские чувства», которые считал «чем-то вроде уродства или болезни». Любовь опровергла его нигилизм.

Я думаю, что нигилизм Базарова бесплоден. Отрицать ведь тоже надо во имя чего-то. Вынося приговор разного рода разрушительным теориям, Тургенев говорит нам: жизнь вечна, она не подчиняется отвлеченным теориям, в ней торжествуют глубоко человеческие начала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • что побеждает жизнь или нигилизм базарова
  • базаров победитель или побежденный реферат
  • отцы и дети.какой приговор выносит автор нигилизму
  • Е. Базаров – нигилист (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).