Русский язык. 11 класс

Сочинение
  1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати// Тертычный А. А – М.: Аспект Пресс, 2000 — 312 c.;
  2. Друговейко-Должанская С. В., Школьный энциклопедический словарь, Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н., 2013 – 585 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. – Издательство: КРСУ, 2002. — URL: http://evartist.narod.ru/text16/069.htm (Дата обращения: 08.10.2018);
  2. Лободенко Л.К., Баштанар И.М., «Лексико-стилистические особенности аналитических жанров медиатекстов региональных интернет-СМИ»//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2016 г. – URL: (дата обращения — 30.11.2018).

Теоретический материал для самостоятельного обучения

К публицистическому стилю относятся жанры как письменной, так и устной речи. Среди них очерк (короткий описательный текст, стремящийся к обобщению), сочинение-рассуждение (размышление о какой-либо проблеме, явлении), рецензия (критический отзыв о каком-либо произведении), эссе (прозаическое сочинение свободный формы, выражающее индивидуальные впечатления и мысли автора), информационная заметка (журналистский материал, излагающий факты и сведения о каком-либо событии), репортаж (оперативное сообщение или материал о каком-либо событии), статья (аналитический текст), выступление (устное публичное сообщение), интервью (беседа журналиста с личностью, представляющей интерес для аудитории).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Определите разновидности очерков по приведенным отрывкам и распределите их по соответствующим столбикам.

  1. Оказавшись в Японии, приготовьтесь к бесконечным поклонам в магазинах, офисах, отелях и прочих общественных местах. Кланяются не только при встречах-расставаниях, но и во всех остальных случаях. Если вы едете в эту страну не как турист, а по делам, обязательно запаситесь внушительным количеством визиток. Любая встреча заканчивается их обменом. Помню, как недоуменно смотрели на меня местные журналисты, когда я разводил руками и говорил, что у меня кончились визитные карточки. («Аргументы и факты»)
  1. Это была очевидная ошибка, которую, на мой взгляд, можно квалифицировать и как непрофессионализм: журналист современного СМИ обязан уметь ориентироваться в интернете, в блогах, постах и т.д. и т.п., тем более если он оттуда берет информацию.

Совершенно очевидно, что обнаруженное мною обстоятельство перечеркивало всю статью Н. Копыловой, делало ложным ее пафос.

8 стр., 3519 слов

Виды словарей, их авторы

... толковый словарь, который сегодня вряд ли можно использовать как обычное справочное пособие, но обращение к ... в себе информационный и объяснительный материал. Орфографический словарь справочника содержит около 90 тысяч ... вид творческой деятельности, демонстрирующий не только знания пишущего в конкретной области, но и его общую культуру, интеллектуальный багаж личности. Естественно, любой текст (реферат, ...

Надо сказать, что я тут же позвонила в редакцию «Звезды» и, выяснив, что Н.А. Копылова является заместителем главного редактора и находится на своем рабочем месте, связалась с ней, объяснила ситуацию и посоветовала извиниться перед читателями за дезинформацию. Наталья Анатольевна выслушала меня и обещала разобраться. (Интернет-журнал «Филолог»)

  1. Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью — и мать, и брата, и сестру, и отца, — у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит! (К. И. Чуковский)

Портретный очерк

Путевой очерк

Проблемный очерк

Решение:

Портретный очерк

Путевой очерк

Проблемный очерк

3

1

2

Задание 2.

Прочитайте фрагмент текста Александра Гениса «Гость. Туда и обратно» и определите жанр.

Придумав себе ритуалы странствий, я строго следую им, надеясь открыть весь мир — страну за страной, столицу за столицей, море за морем. При этом в каждой части света я ищу то, чего мне не хватает. На Востоке — бога или того, что там его заменяет. В Японии — красоту, в Китае — мудрость, в Индии — слонов, в Израиле — все сразу.

Банк истории — Европа для меня как была, так и осталась геополитической мечтой, и я приезжаю туда, чтобы убедиться в том, что она настоящая, а не приснившаяся. Каждая поездка дробит маленький континент на еще меньшие части. Не Франция, а Бургундия, не Италия, а Венето, не Германия, а Франкония — и в ней крошечный Ротенбург, в котором я бы хотел родиться и умереть.

<…>

— Подводя итоги, конечно, предварительные — ведь мне еще не довелось побывать в Антарктиде, я хочу объяснить, что меня, собственно, гонит из дома: надежда вернуться не таким, каким уехал. Удавшееся путешествие напоминает классическую драму. В прологе герой думает, что все знает. К третьему акту он обнаруживает не то, что искал, а к пятому возвращается умнее, чем был в начале пути. В этом движении — оправдание дороги, которая знает не два, а три направления: вглубь, туда и обратно.

А. Путевой очерк.

Б. Публицистическая статья.

В. Эссе.

Г. Рецензия.

Решение: В. Эссе.