- Тертычный А. А. Жанры периодической печати// Тертычный А. А – М.: Аспект Пресс, 2000 — 312 c.;
- Друговейко-Должанская С. В., Школьный энциклопедический словарь, Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н., 2013 – 585 с.
Интернет-ресурсы:
- Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. – Издательство: КРСУ, 2002. — URL: http://evartist.narod.ru/text16/069.htm (Дата обращения: 08.10.2018);
- Лободенко Л.К., Баштанар И.М., «Лексико-стилистические особенности аналитических жанров медиатекстов региональных интернет-СМИ»//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2016 г. – URL: (дата обращения — 30.11.2018).
Теоретический материал для самостоятельного обучения
К публицистическому стилю относятся жанры как письменной, так и устной речи. Среди них очерк (короткий описательный текст, стремящийся к обобщению), сочинение-рассуждение (размышление о какой-либо проблеме, явлении), рецензия (критический отзыв о каком-либо произведении), эссе (прозаическое сочинение свободный формы, выражающее индивидуальные впечатления и мысли автора), информационная заметка (журналистский материал, излагающий факты и сведения о каком-либо событии), репортаж (оперативное сообщение или материал о каком-либо событии), статья (аналитический текст), выступление (устное публичное сообщение), интервью (беседа журналиста с личностью, представляющей интерес для аудитории).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Определите разновидности очерков по приведенным отрывкам и распределите их по соответствующим столбикам.
- Оказавшись в Японии, приготовьтесь к бесконечным поклонам в магазинах, офисах, отелях и прочих общественных местах. Кланяются не только при встречах-расставаниях, но и во всех остальных случаях. Если вы едете в эту страну не как турист, а по делам, обязательно запаситесь внушительным количеством визиток. Любая встреча заканчивается их обменом. Помню, как недоуменно смотрели на меня местные журналисты, когда я разводил руками и говорил, что у меня кончились визитные карточки. («Аргументы и факты»)
- Это была очевидная ошибка, которую, на мой взгляд, можно квалифицировать и как непрофессионализм: журналист современного СМИ обязан уметь ориентироваться в интернете, в блогах, постах и т.д. и т.п., тем более если он оттуда берет информацию.
Совершенно очевидно, что обнаруженное мною обстоятельство перечеркивало всю статью Н. Копыловой, делало ложным ее пафос.
Виды словарей, их авторы
... толковый словарь, который сегодня вряд ли можно использовать как обычное справочное пособие, но обращение к ... в себе информационный и объяснительный материал. Орфографический словарь справочника содержит около 90 тысяч ... вид творческой деятельности, демонстрирующий не только знания пишущего в конкретной области, но и его общую культуру, интеллектуальный багаж личности. Естественно, любой текст (реферат, ...
Надо сказать, что я тут же позвонила в редакцию «Звезды» и, выяснив, что Н.А. Копылова является заместителем главного редактора и находится на своем рабочем месте, связалась с ней, объяснила ситуацию и посоветовала извиниться перед читателями за дезинформацию. Наталья Анатольевна выслушала меня и обещала разобраться. (Интернет-журнал «Филолог»)
- Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью — и мать, и брата, и сестру, и отца, — у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит! (К. И. Чуковский)
Портретный очерк |
Путевой очерк |
Проблемный очерк |
Решение:
Портретный очерк |
Путевой очерк |
Проблемный очерк |
3 |
1 |
2 |
Задание 2.
Прочитайте фрагмент текста Александра Гениса «Гость. Туда и обратно» и определите жанр.
Придумав себе ритуалы странствий, я строго следую им, надеясь открыть весь мир — страну за страной, столицу за столицей, море за морем. При этом в каждой части света я ищу то, чего мне не хватает. На Востоке — бога или того, что там его заменяет. В Японии — красоту, в Китае — мудрость, в Индии — слонов, в Израиле — все сразу.
Банк истории — Европа для меня как была, так и осталась геополитической мечтой, и я приезжаю туда, чтобы убедиться в том, что она настоящая, а не приснившаяся. Каждая поездка дробит маленький континент на еще меньшие части. Не Франция, а Бургундия, не Италия, а Венето, не Германия, а Франкония — и в ней крошечный Ротенбург, в котором я бы хотел родиться и умереть.
<…>
— Подводя итоги, конечно, предварительные — ведь мне еще не довелось побывать в Антарктиде, я хочу объяснить, что меня, собственно, гонит из дома: надежда вернуться не таким, каким уехал. Удавшееся путешествие напоминает классическую драму. В прологе герой думает, что все знает. К третьему акту он обнаруживает не то, что искал, а к пятому возвращается умнее, чем был в начале пути. В этом движении — оправдание дороги, которая знает не два, а три направления: вглубь, туда и обратно.
А. Путевой очерк.
Б. Публицистическая статья.
В. Эссе.
Г. Рецензия.
Решение: В. Эссе.