Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему
«Обтекаемые» люди – какие они?
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с новым для них видом работы – изложением с элементами сочинения.
2.Формирование умений включать элементы сочинения в текст изложения.
3.Формирование морально-нравственных качеств учащихся и умения рассуждать, высказывать и доказывать свое мнение.
Оборудование урока:
Ход урока
I . Вступительное слово учителя.
В какое бы время, в каком бы столетии ни жил человек, его всегда волновали вопросы морали, нравственности: что такое доброта, , честность, совесть, дружба, трусость, счастье, вежливость… Чем нужно руководствоваться в своих поступках? Какие качества уважать в человеке, воспитывать в себе?
И мы на сегодняшнем уроке тоже будем говорить и писать об этих понятиях, о их роли в жизни человека, в вашей жизни.
Тема и вид работы, которые мы для этого используем, тоже для вас нов и необычен: изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. Запишите число и тему урока в тетрадях. (Оставляется место в тетрадях и на доске для заглавия изложения).
Мы с вами знаем, что такое изложение — письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Сочинение – самостоятельная письменная работа учащегося, изложение ими собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений.
Цель: сегодня мы объединим два эти вида работы в один.
Вам будет дан образец – небольшой текст, который вы должны письменно пересказать, творчески дополнив своими собственными мыслями, суждениями по поводу раскрываемых в нем проблем. Значит, тип вашего текста будет – рассуждение.
Но не только вид работы для вас нов, но и тема – морально-нравственная. Что означают эти понятия? Обратимся к философскому словарю, так как эти понятия из области философии. (Учащиеся зачитывают значение понятий из философского словаря).
Так вот, сегодня нам предстоит еще и работа ума и сердца: высказывание своих мыслей, суждений на морально-нравственную тему.
II . Работа с текстом.
Учитель зачитывает текст Л. Кассиля (прилагается).
26 стр., 12600 слов
Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах
... . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как устные (то ...
«Вот катится по жизни «колобок», «обтекаемый» человек. Чтобы избежать острых углов и столкновений, всем поддакивает, и где доброе скажут – поддакивает, и где злое, несправедливое – тоже поддакивает. И где черное за белое выдают – соглашается. Подпевает и другу, и недругу, лишь бы для всех быть приятным…
Спроси своего друга (себя самого): доверился бы он в серьезном деле такому человеку?»
Раздает текст детям, они еще раз читают.
1.Какова тема данного текста, то есть о чем он? (Об «обтекаемых» людях, о том, кто они такие, что это за люди).
2.Как вы поняли: кто же такие – эти «обтекаемые» люди? (Те, которые желают всем нравиться, быть для всех хорошими, приятными).
3.А каково отношение автора текста к «обтекаемым2 людям7 (Отрицательное).
Из каких слов это видно, по-вашему?
На дом вам были даны вопросы (сейчас они записаны на доске), над которыми вы должны были поразмышлять, высказать свое собственное мнение. Ответы на них нужны для нашей сегодняшней работы.
4. А как вы думаете, желание нравиться всем – это хорошо или плохо? Нравственно, безнравственно, аморально? Ваш ответ должен быть доказательным. (И хорошо, и плохо. Хорошо, потому что приятно, когда тебя любят все, не боятся, не ненавидят; а плохо, потому что для того, чтобы быть хорошим для всех, нужно, мне кажется, отказаться от какой-то части себя, лишь бы угодить, не оскорбить другого, не сделать ему неприятно. Поведение такого угодливого человека неестественно выглядит внешне, такой человек не выскажет уже собственного мнения, боясь обидеть того, другого, человека. Получается, что нужно просто отказаться от своих убеждений, мыслей, лишь бы быть приятным всем. Не будешь спорить с другим, потому что во время спора можно и поссориться, а «обтекаемый» человек старается избегать острых углов. Получается несоответствие в человеке мыслей и дела. Я больше склоняюсь, что такое качество человека – это все-таки плохо.
5. Как вы относитесь к таким «обтекаемым» людям? (Не уважаю; или: мне такие люди нравятся. Почему? Не уважаю – пусть ответ вам подскажет текст. Нравятся – потому что желание всем нравиться, ни с кем не спорить, со всеми соглашаться и так далее может исходить из того, что человек так поступает по доброте душевной, он добрый. Есть люди добрые и добренькие. Еще я бы назвала это соглашательством.)
6. Как бы вы назвали это их качество: трусость, доброта, вежливость, приятность? Почему? (Трусостью, потому что можно оставаться приятным, вежливым и добрым человеком, даже высказывая свое собственное мнение, споря и не стараясь избегать острых углов. Просто нужно соблюдать такт).
7. можно ли довериться таким людям в серьезном деле? Вы бы сами доверились им? Почему? (нет, потому что в какой-то момент, может быть, наиболее важный, этот человек может подвести, не поддержать тебя либо из-за своей трусости, либо по доброте своей. Такие люди непостоянны. И еще, такой человек не сможет настоять на своем в решительный момент из-за своего слабоволия, желания не портить с кем-то отношения).
Сказка собственного сочинения о волшебном дереве
... людей, а злых он превращает в разных животных. И стала жить девочка с дедом, и не в чем себе не отказывать. Сказка собственного сочинения о волшебном дереве Несколько интересных сочинений ... настолько огромным что девочка не видела ни одного дерева. Страж в это время приказал спрятаться девочке ... положение? Снова выглядеть неискренними друг перед другом Люди в отличие от животных отличаются тем, что ...
Итак, мы выяснили, что такие «обтекаемые» люди вам в основном не нравятся.
8. В таком случае, какие же люди вам нравятся? Какими качествами должен, по-вашему, обладать человек, чтобы вызывать уважение у вас, у всех? (Люди, умеющие высказать свое собственное мнение, свои взгляды на жизнь, не боящиеся и не избегающие неприятных столкновений только из-за того, чтобы быть приятным для всех. Чтобы быть таким, человек должен обладать решительностью, смелостью, иметь свое собственное мнение, уметь его высказать, отстоять, быть принципиальным).
Эти качества я считаю главными в человеке.
— Теперь, исходя из мнения, высказанного в тексте Львом Кассилем, и из ваших собственных рассуждений, сформулируем основную мысль текста и ваших суждений.
Основная мысль: нельзя доверять «обтекаемым» людям в серьезных и сердечных делах.
(Записываем основную мысль в черновиках).
Значит, при написании изложения с элементами сочинения вы должны прийти к такому выводу в ходе своих рассуждений.
III . Включение элементов сочинения в текст.
Теперь, исходя из темы (об «обтекаемых» людях) и основной мысли, давайте озаглавим наше изложение.
«Обтекаемые» люди – какие они? Или: «Обтекаемые» люди – можно ли им доверять? (Записываем выбранный вариант на доске и в чистовых тетрадях).
— Теперь нам предстоит самая трудная работа – включить ваши только что высказанные рассуждения, мысли (то есть элементы сочинения) в данный текст. Для этого разделим текст на три части: вступление, основная часть и заключение (выводы).
Найдите все эти части в тексте. (Первое предложение можно считать вступлением. Но у нас изложение с элементами сочинения, поэтому вы имеете право написать свое собственное вступление; все остальное – основная часть; заключения здесь нет. Вы должны написать его сами, опираясь на выводы сегодняшнего урока или свои собственные).
— Теперь посмотрим, куда именно лучше всего включить элементы сочинения. Итак, вступлением, как я уже сказала, можно оставить первое предложение, а можно добавить свои размышления. Как можно, к примеру, начать изложение? С размышления о том, что в жизни часто приходится встречаться с людьми, обладающими различными качествами своего характера. Но, по большому счету, всех людей можно разделить на две группы: тех, кто плывет по течению (колобки, «обтекаемые» люди) и тех, кто плывет против течения (это люди решительные, не боящиеся высказать свое мнение и так далее).
Или: иногда человеку очень трудно разобраться в самом себе и в людях: какой я или он? Поэтому нужно помочь ему в этом, что мы и попытаемся сделать. Далее должен быть обязательно переход ко второй части. Например: человеку порой трудно разобраться, кто же, какой человек перед ним и каким людям лучше доверять. Поэтому нужно помочь ему в этом, что мы и попытаемся сделать.
Основная часть. Элементы сочинения, то есть ваши рассуждения, вы можете включить, где считаете нужным. Но давайте приблизительно определим, куда их лучше будет включить.
Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения.»Человек ...
... мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1 ... на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную ... сочинения -350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная ...
1.После слов «Лишь бы для всех быть приятным…» подключить ответы на 1, 2, 3 вопросы.
2.После последнего вопроса – ваши ответы на вопрос 4.
3.И, наконец, вывод (заключение) – только ваше мнение (ответы на вопросы 5, 6), Чтобы ваша работа шла успешнее, составим план изложения.
План
1.Разные люди – разные характеры.
2.Как ведет себя с другими «обтекаемый» человек.
3.Качества, которые я ценю в человеке.
IY . Лексическая, и пунктуационная работа.
Y .Устный пересказ полного текста изложения с элементами сочинения.
YI .Написание черновика, затем чистовика изложения.
Северо – Казахстанская область
Аккайынский район
Чаглинская школа-агролицей
Открытый урок
в 7 классе
Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/izlojenie-s-elementami-sochineniya-na-moralno-nravstvennuyu-temu-klass/
с. Чаглы, 2010 год