Какого бы поэта мы ни взяли, в его стихах отражается время, в которое он жил, эпоха, питавшая его творчество. Осипу Мандельштаму было свойственно удивительное ощущение времени. В его произведениях оно предстаёт исполином, живущим по законам живой природы.
В стихотворении «Век» вздыбленная революцией эпоха видится поэту зверем с перебитым хребтом. Говоря о становлении нового уклада жизни, поэт пишет о том, что «кровь-строительница хлещет горлом из земных вещей». При этом он подчёркивает историческую неотвратимость происходящего, безжалостность революционной ломки.
Однако по мере того как в результате происходящего «строительства» новый режим приобретает всё более конкретные черты, отношение поэта к облику времени меняется. Если в стихотворении «Век» автор сочувствует ему («Но разбит твой позвоночник, мой прекрасный жалкий век!..»), то в 30-е годы поэт остро ощущает себя заложником эпохи. С наибольшей силой это мироощущение выражено, на мой взгляд, в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…».
В стихотворениях этого периода «звериный» лик времени зачастую проявляется в безобидных, на первый взгляд, деталях, которые требуют расшифровки для нас, потомков. Таково, например, стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», его заключительные строки:
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Каких «гостей дорогих» ждёт герой? Почему он их ждёт «всю ночь напролёт»? Разгадка, по моему мнению, заключена в последней строке. Сравнение дверных цепочек с кандалами говорит об атмосфере, присущей времени: из истории мы знаем, что при сталинском режиме людей арестовывали и увозили по ночам, так что многие горожане проводили бессонные ночи, ожидая визита «гостей дорогих».
,Анализ стихотворения И, бунина ночь
... ощущений, интуиции и логики. Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска ... — живёт вечно, на ней держится Вселенная. V. Образная система Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения: тихой, тайной ночью; царственными звё ...
В других стихах Мандельштама мы улавливаем сам дух того жестокого времени, когда случайно сказанное слово могло стать неопровержимой уликой, обернуться непоправимой бедой:
Не говори никому,
Всё, что ты видел, забудь —
Птицу, старуху, тюрьму
Или ещё что-нибудь…
Судьба Осипа Мандельштама была, как мне кажется, самой трагичной в поколении поэтов, творчество которых мы относим к серебряному веку. «Век-волкодав» выиграл физическую схватку с человеком, который «по крови своей» не был волком. То была даже не схватка, а расправа, которую никак нельзя считать победой над поэтом. «Век» и «вечность» — слова одного корня, однако по своему значению они не совпадают. Поэзия Осипа Мандельштама останется в вечности.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004