Уроки Совы Филиновны

Сочинение

Мужество — это одна из главных добродетелей, необходимая человеку в жизни. Это нравственная сила человека, умение преодолевать опасность, страх, малодушие. Это качество ярко раскрывается в какой-либо экстремальной ситуации — в бою, во время стихийного бедствия, пожара. Мужество не­обходимо человеку и в повседневной жизни: здесь также возникают ситуации, в которых важно не проявить малодушие. Истинное мужество «немно­горечиво», лишено пафоса, героического ореола. Размышления об этом мы встречаем в произведе­ниях русской классической литературы, например в романе Льва Толстого «Война и мир».

Писатель в своем романе не только осуждает ка­зенный, официальный патриотизм, но и преодоле­вает парадное представление о подвиге. Изображая войну, писатель показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами, не парады, не блеск по­бед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый, ежедневный труд. Герои Толстого — это простые воины-труженики.

Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капитана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений… разреши­лось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным видом бросился на французов и такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набе­жал на неприятеля, что французы, не успев опом­ниться, побросали оружие и побежали». Другим ге­роем Шенграбенского сражения является капитан Тушин, батарею которого дважды пытались атако­вать французы.

Тему подлинного героизма иллюстрирует у Тол­стого и сцена на батарее Раевского, куда попадает Пьер Безухов во время Бородинского сражения. Пьера охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему лишенными этих чувств. Он поражен мужеством, твердостью, про­стотой этих людей, лишенных всего внешнего, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сра­жения». «Он понял ту скрытую… теплоту патри­отизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно го­товились к смерти». Накануне сражения солдаты надевали белые рубахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей… молнии скрытого, раз­горающегося огня». Настоящим подвигом мы мо­жем считать и поведение Пьера Безухова во время французского плена, и участие князя Андрея в Бо­родинской битве.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ... переменных в детерминации поведения человека еще не означает изучения самой этой ситуации. Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов ...

Характерной манерой стиля Л.H. Толстого яв­ляется глубочайший психологизм. Он глубоко исследует чувства и эмоции человека на войне. Настоящим открытием для князя Андрея, мечтав­шего о своем Тулоне, становится небо Аустерли­ца. Личные честолюбивые мечтания сталкиваются здесь с внезапным открытием окружающего мира как вечности. И Болконский пересматривает свое представление о героизме и понимание подвига. И таким изменениям подвержены взгляды и дру­гих героев. На войне приходится сталкиваться со смертью, а это очень больно и трудно для человека. И писатель изображает эти чувства в сцене убий­ства Петей Ростовым француза. С течением време­ни изменяется представление о войне и у Николая Ростова.

Подвигом в понимании Толстого является вся народная, партизанская война, которая велась рус­скими людьми против французов. Настоящими героями становятся у него и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, сжига­ющий свои лавки при занятии французами Смо­ленска. Подвигом становится и поступок Росто­вых, отдающих свои подводы раненым солдатам. Писатель замечает, что «скрытая теплота патрио­тизма» охватила людей самых разных социальных групп: солдат, крестьянство, дворянство, купече­ство. Русские люди покидают Москву, потому что не могут оставаться под управлением французов. Подвигом является и поведение Кутузова, пол­ководца, кровно болеющего за победу русского народа.

Л.H. Толстой в своем романе деромантизирует, в определенном смысле снижает понятие «подви­га». Подвиг, в понимании писателя, — это следова­ние человека своему долгу, верность Родине.

Таким образом, справедливы слова А. Бестужева о том, что истинное мужество само геройство счи­тает «за долг, а не за подвиг».