Статья: «Инструментальный концерт»

Сочинение

Управление Культуры, спорта и молодёжной политики, Администрации Тайшетского района, МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1», Г. ТАЙШЕТ

Доклад на тему:

«Инструментальный концерт»

Преподаватель первой

квалификационной категории

по классу скрипки

Григорян Сирануш Камоевна

Инструментальный концерт

Само это слово знакомо всем, особенно в первом его значении. «Концерт, — говорится в музыкальном словаре, — публичное исполнение произведений по заранее составленной программе».

Но дело в том, что у этого слова есть и другое значение: так называется сочинение для какого-либо музыкального инструмента (или голоса) в сопровождении оркестра. А вот почему оно так называется? И почему участники конкурса должны были играть именно концерт?

Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для фортепиано с оркестром» — это состязание пианиста с симфоническим оркестром.

В концерте состязаются какой-нибудь музыкальный инструмент и… целый симфонический оркестр. Да разве какой-нибудь крохотке флейте или хрупкой, изящной скрипке под силу победить оркестр? Что же это за состязание?

Великолепное, замечательное состязание! Так как силе, мощи и блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя-солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы. Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый взгляд кажется слабейшим. Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только в том случае, если он настоящий музыкант, талантливый исполнитель, потому что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа. Победа есть, а музыки нет.

Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы… Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев, силы удара, — словом, умения музыканта-исполнителя. И композитор, создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом произведении показать все своё мастерство.

Развитие темы

Когда композитор создает музыкальное произведение, он не просто стремится к созданию сложных задач и головоломок для исполнителя. Важнейшим аспектом произведения искусства является его содержание и мысли, которые оно передает.

13 стр., 6450 слов

Знакомство с симфоническим оркестром

... инструментов и их количество. Инструментальный симфонический оркестр в наше время состоит из четырех семейств родственных инструментов, музыканты называют их оркестровыми группами: струнные, деревянные, духовые, медные, ударные. Большинство исполнителей в симфоническом оркестре ...

Чайковский описывает свой концерт как соперничество двух сил — мощного и богатого оркестра и маленького, но сильного духом соперника, который борется и побеждает оркестр. В этой борьбе есть поэзия и множество комбинаций, привлекательных для композитора.

Если бы страницы книги могли зазвучать, то мы услышали бы яркие аккорды оркестра, которые внезапно наполнили бы зал радостью. Рояль, кажущийся маленьким и слабым, вступает в эту борьбу с оркестром, и его голос становится слышным и сильным.

Оркестр и рояль соперничают друг с другом, взаимно отвечая на мелодии и аккорды. Это не просто виртуозные трюки, но настоящая музыка, которая переносит слушателя в разные эмоциональные состояния.

Обычно концертная музыка является светлой и радостной, символизирующей дружеское состязание. Однако иногда она может быть мрачной и трагической, вызывая грусть и задумчивость.

Например, скрипичный концерт Шостаковича или фортепианный концерт Рахманинова могут быть очень мрачными и трагическими произведениями. Однако такие случаи встречаются реже.

Концерт для скрипки — это особый вид музыкального произведения, требующий большой виртуозности и мастерства исполнителя. Такой концерт, как концерт для скрипки Феликса Мендельсона, сочетает в себе выразительный музыкальный колорит с жесткой формой.

Для Мендельсона очень важны характернейшие черты романтизма — лиричность, песенность и изящество, всегда присутствующие в его произведениях. В концерте для скрипки эти черты дополняются драматизмом и эмоциональностью. Мендельсон достигает высокой драматичности, что позволяет говорить о его связи с бетховенскими симфоническими традициями.

Одной из важных особенностей концерта для скрипки является его многочастное строение. Как правило, в нем содержатся три части. Первая — это наиболее действенная, главный участок борьбы. Вторая часть обычно является медленной и лирической. И ее образы часто связаны с природой. Третья часть — финал, насыщенный жизнерадостностью, блестящей и стремительной музыкой.

Несмотря на то, что концерт для скрипки имеет симфоническое строение (маленькую симфонию, но с новым действующим лицом), он отличается от симфонии наличием каденции. Каденция представляет собой большой эпизод, исполняемый солистом без оркестра. В давние времена каденцию сочиняли сами исполнители, показывая публике свое мастерство на музыкальном инструменте. Сегодня композитор обязательно учитывает наличие каденции в своих произведениях и указывает место ее исполнения.

Концерт для скрипки представляет собой не только состязание, но и серьезное испытание для солиста, которое требует большой виртуозности и мастерства. Каденции остаются важной частью концертной музыки, давая возможность исполнителю продемонстрировать все возможности своего инструмента и настоящее музыкальное мастерство.