Пастернак жизненный путь или “Образ мира, в слове явленный”

Сочинение

Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга “Близнец в тучах”. Ранний Пастернак восприни­мает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассо­циативном сближении явлений. Художник не выдумывает обра­зы, он черпает их повсюду – в природе, дома, в городе.

Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение “Мар­бург”. Гениальные строки стали эталоном поэтического призна­ния в любви:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,

Как

трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.

Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Ок­ружающие человека вещи – и часть мира сами по себе, и соуча­стники совершаемых в герое перемен.

В 1922 г. вышел сборник “Сестра моя жизнь”, который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника – при­рода, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности. Природа является самым близ­ким синонимом жизни, но не чем-то исключительным.

Откры­тое чувство любви – тоже выражение жизни.

Жизнь шире любо­го из образно-тематических рядов. Доверие поэта к жизни – ос­новное качество его мировоззрения в эти годы

Казалось альфой и омегой –

Мы с жизнью на один покрой,

И круглый год, в снегу без снега,

Она жила, как alter ego,

И я назвал ее сестрой.

Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природ­ной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга “Темы и вариации” более драматична и на­пряжена, чем “Сестра моя жизнь”. Здесь больше кризисных си­туаций, что закреплено в названиях циклов – “Болезнь”, “Раз­рыв”. Отношение поэта к жизни становится сложнее, противо­речивее.

Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободнев­ность и целенаправленность. Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении “Другу”, по­священном Б. Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социаль­ных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строя­щей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:

7 стр., 3469 слов

Тарханы в жизни поэта М.Ю. Лермонтова

... и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтове, дымится в утренний час за прудом, ... детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в ... поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы—его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бое в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в ...

Иль я не знаю, что в потемки тычась,

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я – урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,

Не падаю, не подымаюсь с ней?

Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней?..

Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии вре­мени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического за­кона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.

В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окра­шивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Яр­ким примером является стихотворение “Рояль дрожащий”. Ис­тория непонимания и разрыва двух любящих всегда несет лич­ную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:

Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер,

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить.

Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.

С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Про­исходит обновление поэтического стиля: стих становится про­ще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми.

Стихи наполняются гражданскими мотивами (“Разведчики”, “Смерть сапера”, “Пре­следование”).

Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в “Правде”. Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение “Весна”:

Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства,

И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.

Послевоенные стихи представлены сборником “Когда разгу­ляется”. Название его символично: “разгуляться” – проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это “оттепель”, при­несшая глоток свежего воздуха свободы.

В стихотворениях “Вес­на в лесу”, “После вьюги”, “За поворотом” передается ощуще­ние поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сбор­нике очень много “зимних” стихов (“Заморозки”, “Первый снег”, “Следы на снегу”, “Снег идет”), где Пастернак через “природ­ную” метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Со­стояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности. Поэт не очень верил “оттепели”, пред­чувствуя, что заморозки еще вернутся.

В его судьбе этими “замо­розками” была история с романом “Доктор Живаго” (“Я про­пал, как зверь в загоне…”).

Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она об­ращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постиже­нию смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении “Во всем мне хочется дойти до самой сути…”:

6 стр., 2630 слов

Аргументы из литературы и жизни для итогового сочинения : «Надежда и отчаяние»

... все трудности и препятствия. Наш народ верил в то, что скоро он вернётся к привычной жизни и всё встанет на свои места. Благодаря надежде не отчаивались ... Слово «отчаяться» произошло от древнерусского слова «чаять» – надеяться, поэтому означает от-чаяться, т.е. лишиться надежды. Отчаяние – ... чём взрослым мужчинам, выполняя крайне опасные задания. Во время одной из диверсий девушка попала в плен. ...

Во всем мне хочется дойти До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на­полняя современным содержанием. В “Стихотворениях Юрия Живаго” ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности (“Гефсиманский сад”), жизни и судьбы (“Гамлет”).

Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на ак­туальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был “вечности заложник у времени в плену”.

Глоссарий:

  • сочинение на тему мое жизненное кредо
  • сочинение на тему мой жизненный путь
  • сочинение на тему жизненный путь
  • жизненное кредо пастернака
  • Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5

(No Ratings Yet)