Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга “Близнец в тучах”. Ранний Пастернак воспринимает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассоциативном сближении явлений. Художник не выдумывает образы, он черпает их повсюду – в природе, дома, в городе.
Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение “Марбург”. Гениальные строки стали эталоном поэтического признания в любви:
В тот день всю тебя от гребенок до ног,
Как
трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Окружающие человека вещи – и часть мира сами по себе, и соучастники совершаемых в герое перемен.
В 1922 г. вышел сборник “Сестра моя жизнь”, который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника – природа, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности. Природа является самым близким синонимом жизни, но не чем-то исключительным.
Открытое чувство любви – тоже выражение жизни.
Жизнь шире любого из образно-тематических рядов. Доверие поэта к жизни – основное качество его мировоззрения в эти годы
Казалось альфой и омегой –
Мы с жизнью на один покрой,
И круглый год, в снегу без снега,
Она жила, как alter ego,
И я назвал ее сестрой.
Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга “Темы и вариации” более драматична и напряжена, чем “Сестра моя жизнь”. Здесь больше кризисных ситуаций, что закреплено в названиях циклов – “Болезнь”, “Разрыв”. Отношение поэта к жизни становится сложнее, противоречивее.
Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободневность и целенаправленность. Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении “Другу”, посвященном Б. Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социальных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строящей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:
Тарханы в жизни поэта М.Ю. Лермонтова
... и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтове, дымится в утренний час за прудом, ... детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в ... поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы—его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бое в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в ...
Иль я не знаю, что в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я – урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста?
И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней?..
Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии времени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического закона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.
В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окрашивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Ярким примером является стихотворение “Рояль дрожащий”. История непонимания и разрыва двух любящих всегда несет личную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.
Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.
С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Происходит обновление поэтического стиля: стих становится проще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми.
Стихи наполняются гражданскими мотивами (“Разведчики”, “Смерть сапера”, “Преследование”).
Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в “Правде”. Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение “Весна”:
Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства,
И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.
Послевоенные стихи представлены сборником “Когда разгуляется”. Название его символично: “разгуляться” – проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это “оттепель”, принесшая глоток свежего воздуха свободы.
В стихотворениях “Весна в лесу”, “После вьюги”, “За поворотом” передается ощущение поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сборнике очень много “зимних” стихов (“Заморозки”, “Первый снег”, “Следы на снегу”, “Снег идет”), где Пастернак через “природную” метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Состояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности. Поэт не очень верил “оттепели”, предчувствуя, что заморозки еще вернутся.
В его судьбе этими “заморозками” была история с романом “Доктор Живаго” (“Я пропал, как зверь в загоне…”).
Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она обращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постижению смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении “Во всем мне хочется дойти до самой сути…”:
Аргументы из литературы и жизни для итогового сочинения : «Надежда и отчаяние»
... все трудности и препятствия. Наш народ верил в то, что скоро он вернётся к привычной жизни и всё встанет на свои места. Благодаря надежде не отчаивались ... Слово «отчаяться» произошло от древнерусского слова «чаять» – надеяться, поэтому означает от-чаяться, т.е. лишиться надежды. Отчаяние – ... чём взрослым мужчинам, выполняя крайне опасные задания. Во время одной из диверсий девушка попала в плен. ...
Во всем мне хочется дойти До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и наполняя современным содержанием. В “Стихотворениях Юрия Живаго” ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности (“Гефсиманский сад”), жизни и судьбы (“Гамлет”).
Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на актуальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был “вечности заложник у времени в плену”.
Глоссарий:
- сочинение на тему мое жизненное кредо
- сочинение на тему мой жизненный путь
- сочинение на тему жизненный путь
- жизненное кредо пастернака
(No Ratings Yet)