Художественный образ
Приведем примеры художественных образов.
Образ паруса в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Образ Петербурга., Образ России.
Запели тесаные дроги
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка,
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
1. Художественный образ обобщает действительность, воплощает в единичном общее, вечное.
приема художественного обобщения
Историческая личность в художественном произведении изображается согласно авторской трактовке образа, при этом выражена авторская оценка. Противоречивым можно назвать образ Емельяна Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка: с одной стороны, это преступник, «злодей», выбравший ложный путь насилия, жестоко расправляющийся с теми, кто отказывается ему присягать, например с капитаном Мироновым, с другой – сильная, широкая, поэтическая натура, персонаж, помнящий добро, держащий слово и помогающий Гриневу в безвыходной ситуации – тогда, когда оренбургский генерал отказывает главному герою в помощи.
Неоднозначен и образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»: с одной стороны, Петр – царь-преобразователь, прорубивший окно в Европу, основавший прекрасный город Санкт-Петербург, с другой – олицетворение жесткой государственной власти (Петр взнуздал Россию, как коня: «Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?»), государственной необходимости, не учитывающей интересы маленьких людей, разрушающей их судьбы.
Работа Образ А. С. Пушкина на страницах русской прозы XX века
... во взглядах на образ Пушкина и определило актуальность нашей работы. В свою очередь актуальность исследования позволила нам выбрать тему: Образ Пушкина в русской прозе. Целью работы является анализ систематизация образов Пушкина в русской прозе 20 века. ...
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» противопоставлены образы Наполеона, отрицательного героя, индивидуалиста, выбравшего путь насилия, и Кутузова, положительного героя, забывающего о личных интересах и заботящегося о людях. Писатель выражает нравственную идею: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
эстетическое значение
многогранность, неисчерпаемость.
Авторы литературных произведений поднимают проблемы, но не решают их полностью; читатель наполняет художественный образ своими мыслями и чувствами, становится соавтором.
Так, сложен, противоречив образ Григория Печорина, главного персонажа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин – и играющий жизнями людей, разрушающий людские судьбы и тем самым пытающийся развеять свою скуку эгоист, и незаурядно мыслящая, страдающая, судящая себя личность, ищущая смысл жизни, человек действия, пытающийся реализовать себя в «эпоху безвременья» (спада общественной мысли после подавления восстания декабристов, во время правления Николая I).
Далеко не однозначен образ странника Луки – героя драмы М. Горького «На дне»: по замыслу автора, Лука – отрицательный персонаж, уводящий других действующих лиц от жестокой правды жизни, пытающийся успокоить их, усыпить их сознание своими проповедями, лгущий во спасение – подобно тому, как это делается в несправедливо устроенном буржуазном обществе. (Жизненные взгляды создателя пьесы, близкие социалистическим идеям, выражает другой герой – Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… правда – бог свободного человека!», «Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…», «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью … уважать надо!») Тем не менее, с позиции современного читателя Лука – персонаж положительный: старик видит в опустившихся, потерявших свое имя ночлежниках прежде всего людей, способен к состраданию, милосердию. Поставленный автором в драме вопрос о том, что важнее – правда или сострадание, неправомерен: и то, и другое должно присутствовать в жизни.
Существуют различные трактовки появления образа Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать», посвященной событиям Октябрьской революции 1917 г., единого мнения литературоведов на этот счет нет: появление Христа свидетельствует об исключительной, еще не осознаваемой людьми важности события, революцию можно сравнить со страшным судом, красноармейцы совершают убийство Катьки, стреляют в невидимого за вьюгой Христа, отрицая нравственные основы, но не перестают быть «бедными», подобными детям, вызывать жалость, потому что не ведают, что творят, и Христос пришел спасти этих грешников.
внутренним законам.
Например, по воспоминаниям современников, А. С. Пушкин говорил о своей героине Татьяне Лариной так:
Вообрази, какую шутку выкинула со мной Татьяна: замуж вышла. (…) Моя Татьяна поразила меня: она отказала Онегину.
Таким образом, внутренняя логика художественного образа подчиняет себе авторский вымысел.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
... с ним и с нами". Татьяна Александровна имела самое большое влияние на жизнь Л. Толстого: "Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она ... в имение княжны - Ясная Поляна. Легендой был окружен в семейных воспоминаниях образ прадеда Толстого по матери Сергея Федоровича Волконского. Генерал-майором он участвовал в Семилетней войне. ...
Теоретико-литературные понятия «художественный образ», «собирательный образ» можно использовать в задании 17 «для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения».
Если статья оказалась полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на канал!
Художественный образ
Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.
Определение понятия «художественный образ»
Теория литературы видит специфику художественного образа не только в том, что он осмысливает действительность, но и в том, что он создает новый, вымышленный мир. Писатель стремиться отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
определение понятию «образ»
«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».
Литературовед Л.И. Тимофеев так характеризует художественный образ:
«Художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»
То есть образ – это элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, такие, как «метель» у Пушкина, «парус» у Лермонтова, «роза и крест» у символистов).
Предназначение художественного образа
Художественный образ – становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное для автора. Отразить важные для писателя идеи, настроения, переживания, воплотить авторский замысел в нетривиальной художественной форме.
Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорит о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера этого человека: поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определённый момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только художник Михайлов, а Вронский не заметил. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».
«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»
... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей ...
Художественный образ в литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hudojestvennyiy-obraz-v-literature-2/
На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображения – человек, как следствие изменяются и формы его отражения искусством. Есть свои особенности в отражении мира, а значит и в создании художественных образов, писателями-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т.д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои обязательно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А писатели-романтики наоборот – возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Писатели-реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств: интуиции, озарения, вдохновения и т.д. В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.
Художественный образ неисчерпаем
Художественныий образ – это инструмент по знания мира. Изучаемое явление получает свое осмысление в образе. Одна из особенностей художественного образа – диалог между исследователем (писателем, поэтом) и предметом, который он изображает. Любые окружающие нас явления жизни, детали, предметы – иллюзии, пока человек не познает их. Образ рождается в воображении автора, а затем воплощается в произведениях искусства, переносится в воображение читателя или зрителя.
Хотя создателями художественных образов являются художники в широком смысле слова (то есть поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы, мультипликаторы, кино- и театральные режиссеры и т.д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели и зрители. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями, дает ему собственную трактовку.
Разные читатели в разные эпохи наполняют художественный образ своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные стороны образа. Так, сегодня многие произведения ушедших эпох обретают новое прочтение, а созданные писателями образы героев обогащаются новыми чертами. Например, сегодня в сети существует множество сообществ фанатов таких неоднозначных героев, как Онегин, Печорин, Долохов. Образы этих героев для многих современных читателей обладают особой привлекательностью – это представители золотой молодежи своего времени, пресыщенные прожигатели жизни, носители философии саморазрушения, и этим они созвучны некоторым явлениям нашей эпохи.
Должен ли человек рисковать жизнью ради спасения птиц
... божьему, а потому ему все еще свойственно что-то в действительности высокое и духовное. Среди тех, кто рисковал своей жизнью ради других, ... лишь свою собственную жизнь и, быть может, жизнь своих близких людей. В жизни очень множество соблазном и приятностей, чтобы рисковать всем этим ради кого-то другого. Впрочем, человек устроен по подобию ...
И в этом смысле — в смысле возможности нового осмысления образа, его новой трактовки, нового осмысления — художественный образ неисчерпаем, как сама жизнь.
Источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hudojestvennyiy-obraz-v-literature-2/
Аристотель «Поэтика».
Л.А. Скубачевская «Литература: универсальный справочник»
Л.И. Тимофеев «Основы теории литературы»
В.Е. Хализев «Теория литературы»
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hudojestvennyiy-obraz-v-literature-2/
Проблема определения образа в тексте Зайцевой (ЕГЭ по русскому)
В предложенном варианте Зайцева поднимает проблему определения образа.
Уже в начале текста, в 3 предложении она задаёт читателю этот вопрос, над которым он рассуждает до конца. Зайцева подбирает очень много примеров для понимая сущности образа, и все они разные. В предложении 4 автор предполагает, что образ — это «совокупность характерных черт персонажа». Потом в 10 предложении раскрывает понятие образа как «своеобразный «язык», объединяющий людей». Затем, в 15 предложении автор говорит: «Образ — это художественное отражение идей, чувств, выраженных в звуке, слове и красках.
Всё это даёт нам понять, что образ можно рассматривать с разных сторон. Каждый человек будет по-своему понимать это слово.
Данную проблему можно отнести к нравственно-философской стороне жизни.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Понимание сущности образа влияет на мировоззрение и поступки людей.
Несмотря на большое количество предположений Зайцевой о образе, её позиция чётко выражена. Она считает, что образ — это совокупность характерных черт персонажа, которые люди придумывают сами для себя. Человек создаёт себе такой образ, который со временем становится неотделим от него. Автор называет популярных «имиджевых» людей пешками, марионетками в чужих руках и играх.
Не могу не согласиться с мнением писательницы. Для меня образ — это маска, которую человек носит в обществе, это определённое поведение, манеры, которые меняются в зависимости от того, с кем общается этот человек. Но это совсем не правильная позиция по жизни. Люди должны быть настоящими, показывать те эмоции, которые чувствуют здесь и сейчас, в данную минуту. Не надо бояться себя самих и прятаться под маской, которая будет удовлетворять окружающих.
Примером же такого человека является Евгений Базаров в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Он называет себя нигилистом — человеком, который не верит ни во что. Для него никто не является авторитетом, да и стереотипы и принципы ему ни к чему. Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Человек, который был уверен в своих убеждениях, ломается, когда встречает первую любовь. У героя возникает конфликт с самим собой, однако он очень поздно понимает, что его образ нигилиста мешал ему радоваться жизни. Можно предположить, что Базаров настолько вжился в свой образ, что не ощущал собственных чувств. Он боялся быть настоящим, поэтому и прятался под своим независимым и сильным образом.
Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Матренин двор": ... Матрены подобен иконе, жизнь - житию святых. Так, в образе героини автор подчеркивает, прежде всего, ... где живет Матрена. Её простая житейская история не лишена трагизма – судьба её ... что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась ...
В заключении хочу сказать, что в жизни нам иногда приходиться показывать людям тот образ, который они привыкли видеть, и это нормально. Главное не потерять в этом образе самого себя, понимать, что нет ничего лучше того, чтобы быть настоящим. Наш образ — это лишь что-то временное. Нужно давать волю чувствам и осознать, что из этих рамок можно выйти в любой момент. Не обязательно всю жизнь прятаться под своим образом.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id92671