Хоровое творчество юрия фалика

Сочинение
  • [ Страница 2 ] —

«Книга канцон»

«Незнакомка»

Промежуточное положение между миниатюрой и хоровым циклом занимает «Лира» на стихи литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса12 (1974), написанная в редком жанре поэмы для хора a’cappellа. Её содержание связано с орфеической темой: развитие сюжета направлено от начального отрицания у художника таланта и вдохновения («Нет лиры у меня») к победному финальному провозглашению – «Есть лира у меня!».

Во многом « Лира» подготовила появление хоровых концертов с их разнообразными приёмами концертирования и стала важным этапом на пути формирования концертного стиля Фалика. Это сочинение вновь демонстрирует кропотливую работу с голосоведением и фактурой, гармоническими красками, здесь закрепляются уже найденные стилевые приёмы и продолжается дальнейшая разработка ресурсов хора.

Вслед за « Лирой» Фалик создаёт небольшой хоровой цикл «Зимние песни» (1975-76) на стихи русских поэтов. Смена явлений природы (метель, пурга, оттепель) уподобляется смене жизненных коллизий. Его композиция отчасти напоминает структуру « Триптиха» — крайние части пейзажно-лирического характера, а в центре – яркий психологический номер на слова Б. Пастернака. Весьма удачное воплощение довольно сложной поэзии позволит композитору через двенадцать лет сделать этот номер частью хорового концерта «О, природа!».

«Эстонские акварели»

В целом ранние хоровые сочинения представляют разнообразную картину, доминантой которой является установка на эксперимент. Он проявился, прежде всего, в поиске образных сфер и жанровых моделей, а также работы с поэтическим текстом. В этом поиске композитор осваивает различные приёмы работы с хоровой фактурой и находит свою, неповторимую, манеру письма, главной константой которой является многоуровневое использование принципов концертирования. Они органично применяются как в сочинениях лирического, так и драматического плана и проявляются в разветвлённой хоровой фактуре, чередовании постоянного и переменного многоголосия, частой смене типов фактуры, темброво-хоровой диалогичности.

Глава II «Хоровые концерты», Ю. Паисову

Главной идеей хорового концерта является максимально полный показ всех ансамблевых возможностей хора. Иными словами, хоровое концертирование основано на синтезе принципов «виртуозности» и «колоритности» (богатстве тембрового фонизма).

24 стр., 11529 слов

Пейзажная хоровая лирика русских композиторов

... природы занимают важное место в творчестве ... в состав её входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и прочее. Народная ... природы, в которые они помещали мифологических или библейских героев. Примером такой картины ... современных аборигенов. Когда впоследствии лирическая песнь перерастает в личность и становится готовой и ...

В хоровой музыке основным способом проявления концертности становится нетрадиционная трактовка хора, связанная с инструментализацией хоровой фактуры и подчёркнутой ролью фонизма (обогащение тембрового и гармонического колорита, а также усложнение интонационности).

Имея барочные корни, эта тенденция возрождается в ХХ веке в новой системе музыкального языка. Она связана с использованием додекафонной техники, сонорных и алеаторических приёмов, микроинтервалики, сложно интонируемых мелодий, нетрадиционной манеры произнесения слова. В целом, хоровой концерт ХХ века формируется как сложное синтетическое явление, вбирающее в себя важнейшие традиции прошлого — отдельные признаки барочного и классицистского хорового концерта.

Жанр концерта (не только хорового) в творчестве Фалика занимает особое место. Его инструментальные концерты появились ещё в консерваторские годы18. К хоровому концерту он впервые обратился в 1979 году, создав « Поэзы Игоря Северянина» . Композитору оказалась близка жанровая ветвь, продолжающая традиции русской классической хоровой музыки.

Пять хоровых концертов Фалика различны по своему художественному замыслу и по значимости в истории русской хоровой музыки. Пик композиторского интереса к жанру концерта попадает на конец 70-х-80-е годы – в это время появляются три сочинения – « Поэзы Игоря Северянина» (1979), « Троицын день» на слова М. Цветаевой (1987), и « О, природа на слова Б. Пастернака (1988).

Работа в концертном жанре возобновляется в 90-е годы – композитор создаёт « Пушкинские строфы» ( 1998) к юбилею поэта, а появление « Элегий» (2001) на слова А. Ахматовой и Н. Гумилёва подтверждает его верность избранному жанру.

«Поэзы Игоря Северянина» (

По словам композитора, первый хоровой концерт подтолкнул его к созданию других: «Я поставил перед собой задачу написать концерты на стихи русских поэтов Серебряного века»19. Так появились концерты на слова М. Цветаевой и Б. Пастернака.

«Троицын день» (1987)

«О, природа!»

После десятилетнего перерыва Фалик создаёт хоровой концерт « Пушкинские строфы» (1998), а 2001 году появляются « Элегии» на слова А. Ахматовой и Н. Гумилёва. Безусловно, оба сочинения продолжают линию хоровых концертов 70-80-х годов, но вместе с этим, они заметно окрашиваются в иные тона.

«Строфы» представляют собой более типичный для композитора вариант цикла (похожая структура встречалась в « Поэзах» и, отчасти, в концерте «О, природа ).

Но по сравнению с предшествующими сочинениями, здесь значительно изменилась драматургия, а поэзия Пушкина зазвучала совсем по-иному, нежели стихи поэтов Серебряного века. По словам Фалика, он долго не решался писать на тексты Пушкина, поскольку чувствовал ответственность поставленной задачи. Сочинять «Пушкинские строфы» композитор начал с номера «Румяной зарёю…», а закончил «Бесами», решив, что после них ему трудно ещё что-то сказать.

3 стр., 1341 слов

Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы

... на музыку, и все шире получают распространение хоровые обработки татарских народных песен, авторские многоголосные произведения. В Пермском крае небольшое количество хоровых композиторов. ... выявлению национальных композиторов Пермского края, пропаганде народной музыки, популяризации татарской культуры, творческой деятельности композитора Саубана Габдрахмановича Чуганаева. Мне эта тема показалось ...

« Пушкинские строфы», являясь органичным продолжением эволюции хорового стиля композитора, в то же время занимают особое место не только среди хоровых концертов, но и среди хоровых сочинений композитора в целом. Фалик на время оставляет столь любимую им поэзию Серебряного века и обращается к стилистически иному первоисточнику. Среди сочинений Пушкина он находит тексты, созвучные его мировосприятию. В основе сочинения лежит сюитный принцип построения цикла, что вполне соответствует жанру строф – композитор стремится запечатлеть многоликий и всеохватный мир пушкинской поэзии.

«Элегиям»

« Элегии» ещё более удалены от ранее созданных образцов жанра – в них явно просматривается влияние литургических сочинений композитора, созданных в 90-е годы. Соприкосновение с духовной традицией и повлекло за собой изменение музыкального языка – его мелодической, гармонической и метроритмической сторон. Светский текст содержит в себе предпосылки, заставляющие композитора обратиться к православной традиции. В стихах прямо или метафорически присутствует религиозно-обрядовая символика (церковь, Святое Писание, крест, колокольный звон), которая служит скрепляющим началом в цикле. Четыре номера выстраиваются в единую драматургическую линию, устремлённую к финалу («Храм Твой, Господи»).

Жанровая природа сочинения во многом определяется диалогичным сопоставлением солирующего голоса и хора — композитор подчеркнул это, назвав « Элегии» концертом для солирующего сопрано и смешанного хора без сопровождения. Музыкальный язык « Элегий» отражает взаимодействие светского и духовного начал, однако, вряд ли можно поставить данный опус в один ряд с духовными сочинениями Фалика, такими как « Литургические песнопения» или « Молитвы». Скорее, этот хоровой концерт находится в точке пересечения духовной и светской линий в творчестве композитора.

В целом, пять рассмотренных сочинений отчётливо демонстрируют трактовку Фаликом жанра хорового концерта и обнаруживают ряд общих закономерностей на драматургическом и стилистическом уровнях.

Прежде всего, концерты сближает выбор поэтических текстов – композитор с удивительным постоянством обращается к богатейшему литературному пласту лирики Серебряного века. Исключение в этом смысле составляют лишь « Пушкинские строфы» , которые, тем не менее, органично вписываются в общую линию развития этого жанра у Фалика.

Как правило, самыми значительными частями в хоровых концертах Фалика являются финалы, хотя в цикле может присутствовать другой номер, соперничающий с ними по значимости — например, «Румяной зарёю» в « Строфах» , или «Городок» в « Элегиях» .

8 стр., 3516 слов

Мой любимый композитор сочинение на немецком

... мой самый любимый композитор” Алексей Шор В марте в Москве прошла пресс-конференция, посвященная Мальтийскому музыкальному фестивалю, который состоится на Мальте в апреле. Композитор ... ли окружающий мир для композитора? Или во время сочинения композитор абстрагируется от действительности? — ... инф. Бетховен Людвиг ван Бетховен – композитор и пианист немецкого происхождения. Его музыка – это бесспорно ...

Практически во всех сочинениях ярко представлена звукоизобразительность, гармонично сочетающая в себе внешний пластический знак и психологически точную передачу внутреннего состояния в тот или иной момент. Кроме «Бесов», показательным в этом отношении является хор «Зимняя ночь» («О, Природа ).

Тематическое ядро здесь представляет собой сопоставление аккордовых комплексов (минорная тоника с секундой) в мужских и женских голосах. Это зримо иллюстрирует текст: «Мело, мело, по всей земле, во все пределы», и в то же время передаёт состояние внутренней сосредоточенности и напряжённого ожидания.

Эволюцию концертного стиля, Глава III «Сакральные жанры»

«Литургические песнопения» —

Сочинение Фалика – не ортодоксальная литургия, ориентированная на какой-либо образец (как, например, Литургия Иоанна Златоуста или Василия Великого), а свободный цикл, состоящий из обязательных и необязательных песнопений и трактованный одновременно как литургический и концертный. Причём литургичность понимается композитором в обобщённом плане – как причастность церковной традиции. Пятнадцать номеров группируются в монолитную композицию, имеющую несколько драматургически самостоятельных линий. Тексты, заимствованные из различных частей службы, составляют остов произведения.

Вопрос о принадлежности данного сочинения к литургическим или паралитургическим жанрам трудно решить однозначно. В « Литургических песнопениях» одновременно присутствуют два начала – церковное и светское. Тексты православных молитв сгруппированы не по литургической схеме, поскольку композитор не мыслил своё сочинение как законченную церковную службу. Однако некоторые номера (в частности, Пролог, «На велицем повечерии», «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш») звучали в православном храме.

В 1996 году американский хормейстер Ларри Кук, услышавший «Литургические песнопения» , предложил Фалику написать католическую мессу. По словам композитора, она была написана удивительно быстро – за месяц-полтора — и в 2001 году прозвучала в церкви Сент-Джон в Янгстауне (штат Огайо).