# Исследование
## Ранние хоровые сочинения
Ранние хоровые сочинения представляют собой разнообразную картину, где главной доминантой является установка на эксперимент. Эта установка проявилась в поиске образных сфер и жанровых моделей, а также работы с поэтическим текстом[^1^].
Одним из примеров хоровых сочинений раннего периода творчества композитора является «Лира» на стихи литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса. Созданная в 1974 году поэма для хора a’cappella занимает промежуточное положение между миниатюрой и хоровым циклом[^2^]. В этих сочинениях зарождаются первые стилевые приемы, которые позднее разрабатываются и углубляются.
В связи с успешным опытом работы над «Лирой», композитор создает небольшой хоровой цикл «Зимние песни», основанный на стихах русских поэтов. Это произведение, созданное в период 1975-76 годов, отражает смену явлений природы и уподобляет ее смене жизненных коллизий[^2^].
В целом, ранние хоровые сочинения Фалика являются удачным экспериментом в работе с хоровой фактурой, использованием современных приемов и разнообразием жанровых моделей. Композитор находит свою неповторимую манеру письма, основанную на многоуровневом использовании принципов концертирования, которые применяются как в лирических, так и в драматических сочинениях. Хоральная фактура, чередование типов фактуры и темброво-хоровая диалогичность характеризуют ранние хоровые сочинения композитора[^3^].
## **Примечания**
[^1^]: «Лира» и «Зимние песни» — примеры ранних хоровых сочинений.
[^2^]: «Лира» занимает промежуточное положение между миниатюрой и хоровым циклом, «Зимние песни» основаны на стихах русских поэтов.
[^3^]: Ранние сочинения Фалика отличаются работой с хоровой фактурой и использованием принципов концертирования.
Глава II «Хоровые концерты», Ю. Паисову
Главной идеей хорового концерта является максимально полный показ всех ансамблевых возможностей хора. Иными словами, хоровое концертирование основано на синтезе принципов «виртуозности» и «колоритности» (богатстве тембрового фонизма).
В хоровой музыке основным способом проявления концертности становится нетрадиционная трактовка хора, связанная с инструментализацией хоровой фактуры и подчёркнутой ролью фонизма (обогащение тембрового и гармонического колорита, а также усложнение интонационности).
Сочинения и рассказы «Зимние забавы»
... почему дети любят и ждут зиму. Короткий рассказ (сочинение-миниатюра) про зимние забавы Пришла морозная зима. Настало время зимних забав. На школьном футбольном поле залили каток. После уроков там ... год и Рождество. Зима — пора весёлых снежных игр и забав. Вот почему она мне . Мини-сочинение на тему «Зимние забавы» Наступила белоснежная зима. Снег белым пушистым покрывалом ...
Имея барочные корни, эта тенденция возрождается в ХХ веке в новой системе музыкального языка. Она связана с использованием додекафонной техники, сонорных и алеаторических приёмов, микроинтервалики, сложно интонируемых мелодий, нетрадиционной манеры произнесения слова. В целом, хоровой концерт ХХ века формируется как сложное синтетическое явление, вбирающее в себя важнейшие традиции прошлого — отдельные признаки барочного и классицистского хорового концерта.
Жанр концерта (не только хорового) в творчестве Фалика занимает особое место. Его инструментальные концерты появились ещё в консерваторские годы. К хоровому концерту он впервые обратился в 1979 году, создав «Поэзы Игоря Северянина». Композитору оказалась близка жанровая ветвь, продолжающая традиции русской классической хоровой музыки.
Пять хоровых концертов Фалика различны по своему художественному замыслу и по значимости в истории русской хоровой музыки. Пик композиторского интереса к жанру концерта попадает на конец 70-х-80-е годы – в это время появляются три сочинения – «Поэзы Игоря Северянина» (1979), «Троицын день» на слова М. Цветаевой (1987), и «О, природа!» на слова Б. Пастернака (1988).
Работа в концертном жанре возобновляется в 90-е годы – композитор создаёт «Пушкинские строфы» (1998) к юбилею поэта, а появление «Элегий» (2001) на слова А. Ахматовой и Н. Гумилёва подтверждает его верность избранному жанру.
«Поэзы Игоря Северянина»
Исследование хоровых сочинений композитора Фалика
Композитор Фалик, основываясь на своем опыте, отмечает, что первый хоровой концерт вдохновил его на создание последующих произведений. Он установил для себя цель написать концерты на стихи русских поэтов Серебряного века19. Благодаря этому подходу возникли концерты на слова М. Цветаевой и Б. Пастернака.
«Троицын день» (1987)
После десятилетнего перерыва Фалик вновь создает хоровой концерт «Пушкинские строфы» (1998)
. В 2001 году появляются «Элегии» на слова А. Ахматовой и Н. Гумилева. Оба этих сочинения продолжают линию хоровых концертов 70-80-х годов, однако они также обладают особой индивидуальностью, оттенками иной тональности.
Хоровой концерт «Пушкинские строфы» является типичным для композитора вариантом цикла (аналогичная структура была замечена в «Поэзах» и, отчасти, в концерте «О, природа!»).
Однако по сравнению с предыдущими произведениями, в нем заметно меняется драматургия, а поэзия Пушкина звучит совершенно иначе по сравнению со стихами поэтов Серебряного века. Тем не менее, Фалик долго не решался писать на тексты Пушкина из-за чувства ответственности перед поставленной задачей. Процесс сочинения «Пушкинских строф» начался с номера «Румяной зарёю…» и закончился номером «Бесами», так как после них композитору было трудно привнести что-либо новое.
Хоровые сочинения «Пушкинские строфы» стали органичным продолжением эволюции стиля композитора. Они занимают особое место среди хоровых концертов и общего каталога сочинений Фалика. В этих произведениях композитор временно отступает от своей любимой поэзии Серебряного века и обращается к иному стилистическому источнику. Среди сочинений Александра Пушкина Фалик находит тексты, отзывающиеся с его собственным мировосприятием. Цикл базируется на сюитном принципе построения, отражающем разнообразный и всеобъемлющий мир пушкинской поэзии.
Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы
... групп на музыку, и все шире получают распространение хоровые обработки татарских народных песен, авторские многоголосные произведения. В Пермском крае небольшое количество хоровых композиторов. Это ... на основе слияния народных музыкально-поэтических традиций с принципами классического балета создал первый национальный балет «Шурале». Татарская симфоническая музыка зародилась в 20-30-е гг. 20 века ...
«Элегии»
Обзор хоровых концертов Фалика
Хоровые концерты Фалика представляют собой уникальное явление в музыкальном творчестве композитора. Исследование пяти рассмотренных сочинений позволяет выявить общие закономерности на драматургическом и стилистическом уровнях.
«Строфы»
Хоровой концерт «Строфы» является примером трактовки жанра Фаликом. В этом сочинении композитор снова обращается к богатому литературному наследию Серебряного века. Финалом концерта становится номер «Румяной зарёю», который является одной из самых значительных частей цикла.
«Молитвы»
Хоровой концерт «Молитвы» представляет собой диалог между солирующим голосом и хором. В цикле присутствует ряд номеров, однако особую значимость имеет финал. Композитор в этом сочинении обращается к религиозно-обрядовой символике, что свидетельствует о влиянии духовной традиции на его творчество.
«Литургические песнопения»
«Литургические песнопения» являются одним из духовных сочинений Фалика. В этом хоровом концерте композитор использует литургическую символику и обращается к православной традиции. Финалом цикла становится номер «Господи, спаси и помилуй», который является одной из наиболее значительных частей сочинения.
«Элегии»
Хоровой концерт «Элегии» ещё более удален от ранее созданных образцов жанра. В нем просматривается влияние литургических сочинений композитора, созданных в 90-е годы. Светский текст содержит в себе предпосылки, заставляющие композитора обратиться к православной традиции. Финалом цикла становится номер «Храм Твой, Господи».
Общие закономерности
Пять рассмотренных хоровых концертов Фалика демонстрируют трактовку жанра и обнаруживают ряд общих закономерностей. Во-первых, композитор постоянно обращается к богатому литературному пласту лирики Серебряного века. Во-вторых, финалы являются наиболее значительными частями циклов. В-третьих, влияние духовной традиции прослеживается в некоторых сочинениях, однако они не могут быть полностью отнесены к духовным сочинениям Фалика.
Исследование охватывает звукоизобразительность и гармоничное сочетание внешнего пластического знака с точной передачей внутреннего состояния. В работе приводятся примеры, подтверждающие этот факт, такие как хор «Зимняя ночь» («О, Природа!»).
В данном случае используется аккордовый комплекс, состоящий из минорной тоники и секунды, который сочетается в мужском и женском голосах. Эта комбинация не только иллюстрирует текст «Мело, мело, по всей земле, во все пределы», но также передает состояние внутренней сосредоточенности и напряженного ожидания.
Эволюция концертного стиля, Глава III «Сакральные жанры»
Работа Фалика «Литургические песнопения» является свободным циклом исключительно либо литургических, либо концертных песнопений. Она не основана на ортодоксальных образцах, таких как Литургия Иоанна Златоуста или Василия Великого. Вместе с тем, это произведение может одновременно рассматриваться как литургическое и концертное, при этом автор подразумевает литургическую составляющую в общепринятом смысле κак причастность к церковной традиции.
Хоровая музыка Ю. Фалика
... хоровой цикл, православные песнопения и католическая ординарная месса. Хоровая музыка Ю. Фалика - одна из ... в дальнейшем развитии фольклорных традиций. Композиторы обращаются к национальным традициям, что приводит к значительному ... Ю. Фалика, выявить его художественные ориентиры; Определить жанрово-стилевые доминанты Хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина». Структура работы: Дипломный реферат ...
Работа содержит пятнадцать частей, которые объединены между собой и создают цельную композицию c несколькими драматургическими линиями. Тексты в сочинении заимствованы из различных служебных стихир и являются основой работы Фалика.
Определение жанра данного сочинения как литургического или паралитургического представляется сложной задачей. «Литургические песнопения» совмещают в себе два начала — церковное и светское. Следует отметить, что православные молитвы, использованные в работе, расположены не по литургической схеме, так как полное охватывание всех составляющих церковного богослужения не являлось целью композитора. Однако некоторые части, такие как Пролог, «На велицем повечерии», «Богородице Дево, радуйся», и «Отче наш» звучали в православном храме.
В 1996 году американский хормейстер Ларри Кук предложил Фалику написать католическую мессу после прослушивания «Литургических песнопений». В соответствии с этим предложением композитор быстро создал мессу за месяц-полтора, и она впервые прозвучала в церкви Сент-Джон в Янгстауне (штат Огайо) в 2001 году.