Этюд (описание предмета с хохломской росписью,урок развития речи, 8 класс)

Сочинение

Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс

Гжель

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Сочинение на тему хохломская ложка

7 Истоки народного промысла Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчёлы? Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком – сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, жёлтых, белых. 8 Истоки народного промысла Разве не останавливались вы в восхищении где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса, заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево полуобнажённых ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, кленов? Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. 9 Распространение народного промысла По Волге направлялись суда, груженные щепным товаром на ярмарки, в Среднюю Азию, Персию, Индию.

4 стр., 1859 слов

Ясноликая хохлома. (Обучение сочинению-описанию действия) (VI класс)

... роспись Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла ... с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные ...

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». 10 Элементы хохломской росписи Традиционные элементы Хохломы травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. 11 Волшебная красота Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной красоты. 12 Волшебная красота Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой. 13 Матрена Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко. Это русская… 14 Матрешка Владелица усадьбы в подмосковном Абрамцеве привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет. 15 Матрешка – путешественница До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира.

13 стр., 6146 слов

Хохломская роспись

... но пояски эти нанесены золотым порошком, который не применяли в Хохломе. Приемы, близкие хохломской росписи встречаются и у иконописцев (еще одна из версий зарождения ... специфической «золотой» росписью, сделалось село Хохлома Ковернинского района Нижегородской области, по имени которого изготавливающиеся изделия получили название хохломских. От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы ...

Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего. 16 Ай да матрешечки! Погляди скорее – Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки. 17 Предметы с хохломской росписью 18 19 Изделия с хохломской росписью 20 Жизнь народных традиций в современном мире Мужской галстукДамская сумочка и платок 21 Жизнь народных традиций в современном мире Рамка для фотографий Колюще-режущие предметы 22 Жизнь народных традиций в современном мире Компьютерная клавиатура Машина под «хохлому» 23 Жизнь народных традиций в современном мире Стилизованное кафеМебель для дошкольников 24 Русские традиции Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла. 25 ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ. ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА. И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА! 26 Композиция описания 1.Часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него. 2. Часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. Если описание в художественном стиле, то в первой части может быть выражена основная мысль, которая внутренне скрепляет все элементы описания в единое целое. 27 Слова-помощники Черный фон, сусальное золото, рдеющие кисти рябин, золотые трилистники, тонкие изящные стебельки, цветочки-звездочки, похожие на перо жар-птицы листья, пунцовые ягодки земляники, длинные волнистые листья с закруглениями и кольцами.

28 Оригинальная шкатулка (Пример сочинения школьницы ) Маме на день рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она в форме бочонка. Бочонок украшен хохломской росписью. Внутри он золотисто- огненный, а внешний его фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка-бочонок стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».

2 стр., 651 слов

Урок по русскому языку. -описание хохломской игрушки «Добрым ...

... Рассказ об истории Хохломы Экскурсия на фабрику «Хохломской художник» Слушание плясовых наигрышей. Подготовка к сочинению Словарная работа План сочинения Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? (Чтение ... яркие цвета, он символизирует торжественность.) Что означает слово ХОХЛОМА? Изделие, которое делают мастера. Народный промысел. Большое старинное торговое село, где продают хохлому.) ...

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

7 стр., 3089 слов

Изобразительное искусство» : «Древние образы в народном искусстве России. Птица

... народных промыслов Глава 1 Древние корни народного искусства 1.1 . Древние образы в народном искусстве Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия ... избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали ...

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Сочинение на тему хохлома 6 класс

Цель:

Формировать у учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь. Учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством. Содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.

Тип урока:

урок развития связной речи.

Оборудование:

выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку.

Ход урока

I. Слово учителя

искусство

— Искусство существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, в нашей повседневной жизни и зарождается. Как это происходит? Любовь к природе, любовь к нашему родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство. Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, не яркой, но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи – мы видим её красоту. Искусство рождается и тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям. Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красоте. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые сопровождают их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек начал украшать своё жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей – глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам народного искусства. Какие виды искусства вы знаете? (живопись, литература, скульптура, архитектура, искусство танца) Сегодня будем говорить о народно-прикладном искусстве. А для знакомства с несколькими видами народного искусства мы отправимся в музей народно-прикладного искусства. Но мы должны хорошо себе представлять, что значит музей народно-прикладного искусства. Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение слова

6 стр., 2537 слов

Сочинение что я знаю о народных умельцах

... с народными умельцами села Урено-Карлинское. Задачи исследования Собрать материал о народных умельцах села; Узнать какими видами народного искусства владеют мастера; Систематизировать и обобщить материал о мастерах; ... что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – пожары, набеги, нашествия, но, тем ...

музей

? А как же в толковом словаре? Работаем над следующим словом –

народный

— Что значит народный? А как в толковом словаре? От какого слова образовалось прилагательное прикладное? О чём говорит этот корень? приставка? (можно приложить, применить к данному случаю) Поможет нам разобраться толковый словарь. Владимир Даль в книге “Пословицы русского народа” приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад? Толк да лад, тут и клад. Как вы понимаете эти пословицы? Слово

искусство

  • С этого слова я начала наш урок. Говорила, как произошло зарождение искусства. А происходит благодаря любви – любви к природе, любви к родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем значение каждого слова. Так что же означает

музей народно-прикладного искусства

Вывод.

Язык и народно-прикладноеискусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка.

Почему? На этот вопрос мы ответим в течение урока.

Когда попадаешь в музей, вы встречаете экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет. Потому что все предметы без специалиста нам ничего о себе не расскажут. В музее народно-прикладного искусства мы посетим три зала, где познакомимся с хохломской росписью, дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь в каждом зале, вы составляете рассказ по плану (вывешивается план).

Поэтому во время экскурсии я предлагаю вам не просто смотреть, но и запоминать, делать пометки в своих тетрадях (знакомство с планом)

План рассказа:

И наши экскурсоводы. Вы узнаете много интересной информации, которая понадобиться при дальнейшей работе.

II. Хохломская роспись

Может быть, у вас есть вопросы? Из какой древесины изготовляли хохломские изделия?

Хохломские изделия изготовляли из берёзы и липы.

Почему деревянные изделия называют хохломскими?

Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему. Катят груженные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке: – Кому посуда для кашки – окрошки? Чудо-блюдо да чашки – ложки? – Откуда посуда? – К вам приехала сама золотая Хохлома! Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и весёлое слово Хохлома! В нём и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох! Слышатся.

Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью. В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты.

32 стр., 15630 слов

Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного ...

... являются составной частью при проведении всех видов работ по этому предмету. В беседах с младшими школьниками об искусства в доступной для них форме необходимо раскрыть такие понятия, как ... как в самом характере изделий, так и в элементах узоров, украшающих эти вещи, в их цветовой гамме. Образцы народного искусства надо подбирать доступными для восприятия младших школьников. ...

Что писали художники на изделиях?

Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод называется растительный орнамент. Самым любимым и стародавним является растительный орнамент – травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные кустиком. Как не странно, травка пишется красным и чёрным цветами. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Теперь обратимся к иллюстрациям. 5. На выставке вы видите три иллюстрации, где наблюдается хохломская роспись. Мастера хохломской росписи умеют, используя лишь несколько растительных элементов, создать впечатление пышного декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки” с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски, придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно закручивается на наших глазах, следуя форме миски. При кажущемся обилии орнамента нет ощущения тесноты – рисунок свободно размещается на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств сказывается тонкое понимание мастером законов декоративного искусства. Обратим внимание на следующую иллюстрацию. Сравнивая роспись первого поставца со вторым, отметим, что основной растительный орнамент у первого поставца нанесён на золотой фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно выделяются золотые листья и травки. И особенно ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и охотно обращаются к реальным растительным мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника, веточкам хмеля. В спокойной размеренности чередования ягод и листьев роспись плавно обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную форму. На третьей иллюстрации вы видите декоративные изделия. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. 6. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

III. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу)

1. Экскурсия в зале хохломской росписи закончена. Теперь приступаем к нашей совместной работе. Наши экскурсоводы часто использовали слова хохлома, хохломская роспись, хохломские изделия. Так что же означает слово хохлома? Составим словарную статью. Хохлома

1. Большое старинное торговое село, где продают хохлому. 2. Изделия, которые делают мастера. 3. Народный промысел. Как называется такое явление в русском языке? Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: I вариант – село Хохлома. II вариант – изделия, которые делают мастера. III вариант – народный промысел. Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе? (описание) Что характерно для описания? (оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете) 2. Наступает время пробовать себя в роли искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец. А вы следите, как автор отвечает на данные вопросы плана.

14 стр., 6876 слов

Жостовская роспись

... воздействие воды. Основной целью моей работы естественно было выполнение курсовой работы на оценку отлично, но мне ... красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера. Жостовские подносы ценятся не только на своей родине, ... Например, произведениями традиционных художественных промыслов являются: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень, Борок, и другие.) Народное ...

Чудо – хохлома! Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом. Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе. Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела. Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов.

Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения на вопросы, данные а плане. Кто был внимательным слушателем, тот должен сказать, как автор умело использует синонимы в тексте к слову мастер? Как ещё мы можем его назвать? Какую работу этот мастер делает? Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие узоры вы видите? Что помогает сделать этот узор прекрасным? (листья, травка, завиток, стебель ягодки) 3. И вновь мы с вами обращаемся к плану. Теперь вы должны сами составить текст. Поработаем по вопросам (план!)

Составление рассказа, корректировка устных ответов.

4. Отдохните, вытяните ноги, руки за спину, немного потянитесь. Вы побывали в зале хохломской росписи, вы узнали много интересного, участвовали в работе по собиранию материала к сочинению, увидели как можно сделать сочинение красивым. Теперь переходим в другой зал – зал жостовского подноса. И также нас встречают экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы, опорные слова.

IV. Жостовские подносы

1. Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру. Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров. Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне, который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света. Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а почему расписывают подносы. 2. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На подносы складывали свои визитные карточки посетили особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма. 3. Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами, главным образом, из олова, меди и латуни. Но постепенно выполненные из меди и ладуни предметы перестают привлекать покупателей, и в XIX веке медные подносы всё чаще заменяются сделанными из железа. Железо имеет одну неприятную особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит из употребления. Краски росписи со временем тускнеют, растрескиваются и стираются. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья, написанные на них художниками. Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев Вишняковых. 4. По своей форме жостовские подносы разные: здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и треугольные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная (показать образцы): “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции. 5. Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на большом электропрессе изготовляют поднос, который затем шлифуется, грунтуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком. И вот поднос у художника, у мастера. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства, таланта. В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия.

7 стр., 3137 слов

Особенности русских народных промыслов (росписи, игрушки)

... их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа. Цель реферата - рассмотреть особенности хохломской и гжельской росписи и некоторых русских народных игрушек. 1. Хохломская роспись Хохлома ... травкой, ягодами, цветами; «травка» - узор из крупных и мелких травинок; «кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном ...

Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу)

Вы уже почти как настоящие искусствоведы – сами должны составить устный рассказ. Поработаем над языком вашего будущего рассказа. Что можно сказать о форме подноса? Какова композиция росписи, т.е. как расположен рисунок. Какие цветы использует мастер? Какой цвет предпочитают? Теперь поработаем над содержанием рассказа (составление рассказа).

Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал, помните, что работа наша с каждым этапом всё усложняется и становится более ответственной. Я могу вас заверить, что вам будет очень интересно. И по результатам этой работы, мы приступим к описанию не только устному, но и письменному. Прошу вас перейти в следующий зал – зал дымковской игрушки.

VI. Дымковская игрушка

1. Глина, используемая для изготовления керамических изделий, – это один из самых древних и самых распространённых природных материалов, известных человеку. Нельзя не любоваться забавными, ярко раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и “петух”, и многое другое. Это – знаменитые “вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые, задорные игрушки. “Вятки” – потому что город Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой. “Дымки” – потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником “Свистунья”, к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. 2. Техника изготовления дымковской игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится только женщинами из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. После длительное время сушат игрушку, потом обжигают, а затем только раскрашивают. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос. Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют в основном в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям. 3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте и клетчатой юбке с оборками идёт по улице “девушка-водоноска”. Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле. Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо посматривают по сторонам. Так когда-то в старой Вятке ходили за водой девушки “на виданье”, специально вырядившись в лучшее платье, чтобы понравиться будущему жениху. Плавно перетекают округлые формы скульптуры, взаимно уравновешивая друг друга. Красный цвет, повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки, создаёт гармоничную цветовую композицию. С большим вкусом найдены мягкие созвучия коричневого, синего и жёлтого цветов. За студёною водицей Водоноска-молодица Как Лебёдушка плывёт; Вёдра красные несёт На коромысле не спеша. Посмотрите, как хороша – Это девица-краса: Тугая чёрная коса, Щёчки алые горят. Удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво. Водоноска – так красива. Как Лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт. На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного – как и положено игрушке. Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и оранжевые. Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая фантазия народных мастеров превращает самых обычных домашних птиц в сказочные существа. Из трёх-четырёх основных цветов – красного, жёлтого, зелёного и синего на белом фоне – художник создаёт удивительное зрелище. Утка – Марфутка Бережком идёт. Уточек – Марфуточек Купаться ведёт. Посмотрите на “Индюка”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется какая-то смешная важность этой птицы. Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напышен, горделив. Смотрит свысока вокруг. Птица важная – индюк.

VII. Работа учителя по развитию речи

Вот истинное признание народного искусства.

Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый и грубый человек? Если вы внимательно слушали, … сказал – мастерица; … – игрушка лепиться только женщинами? Почему, как вы думаете? 2. Составление словосочетаний и предложений (работа с планом).

3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими искусствоведами. Перенесите все свои мысли, чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий искусствовед должен в совершенстве владеть не только устной, но письменной речью. Объём самостоятельных сочинений в 6 классе – одна страница. Может кто-то из вас испытывает трудности при написании сочинения, то эти учащиеся могут избрать другой вариант: они могут написать о хохломских изделиях, используя текст, который дан для образца.

VIII. Самостоятельная работа учащихся

IX. Итоги урока

Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла. Вижу, что вы представляете себя в роли изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без внимания подготовительную работу. Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, и непосредственно к теме сегодняшнего урока. Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым людям на загляденье…”? Чему научились? Учились собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополняли свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством. И ещё у нас был очень важный вопрос: Почему, открывая мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка?

X. Домашнее задание.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hohlomskaya-rospis-klass/

Декаративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья).

Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью).

Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.