ГВЭ 9 класс Русский язык

Сочинение

В статье рассматривается вопрос проведения Государственной Всероссийской Экзаменационной работы по русскому языку в 2017 году.

Русский язык

Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.

Сочинение-рассуждение

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения.

Тема-вопрос подразумевает формулировку, не выражающую идею, но указывающую прямой путь к ней. Например: «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?».

Тема-суждение, в свою очередь, выражает идею рассуждения. Например: «Онегин — лишний человек». Тема-суждение предоставляет готовую идею сочинения.

Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться в подборе аргументов для обоснования идеи и в расположении материала. Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего, так как он сам определяет идею рассуждения.

Тема-понятие дает наибольший простор для самостоятельности, поскольку автор рассуждения сам определяет проблему, разрешает её и формулирует основную идею сочинения.

Что такое рассуждение и как его построить

1. Рассуждение представляет собой тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения включает в себя три основных элемента:

  1. Тезис
  2. Доказательство (аргументы)
  3. Вывод

Тезис представляет собой высказанную мысль, суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Он отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

Аргументы и доводы служат исходными теоретическими или фактическими положениями, с помощью которых обосновывается тезис. Они должны быть убедительными.

Требования к сочинению

1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. Содержание сочинения

Вступление

Тема:

Вступление к сочинению — это начальная часть, в которой необходимо четко сформулировать основную мысль и авторские рассуждения по данной теме. В работе будет рассмотрено два художественных произведения из отечественной литературы, которые демонстрируют различные аспекты выбранной темы.

Первый аргумент из российской литературы

6 стр., 2825 слов

Общая характеристика истории политикоправовых учений как науки ...

... ему общество, то будет благая некая симфония”. Сегодня, когда принцип симфонии властей извращен и нарушен, а вместо православного ... - “Теперь вполне понятно, что и в силу идей, заложенных в русском патриаршестве, и по особому Божию промыслу ... внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства , его целях и задачах. Божественная сущность верховной власти является неоспоримой, ибо ...

Раскрывая первый аргумент, важно анализировать художественный текст и демонстрировать своё понимание и интерпретацию темы. В произведении «Н иди и вы найдете» автор поднимает проблему…

Данный фрагмент должен составлять приблизительно 120 слов.

Второй аргумент из российской литературы

Раскрывая второй аргумент, необходимо также провести анализ художественного текста, сосредоточившись на втором произведении отечественной литературы. В «Мастере и Маргарите» автор ставит перед нами новые вопросы и показывает…

Этот абзац должен составлять приблизительно 120 слов.

Вывод

В выводе сочинения необходимо созвучно вступлению и предыдущим аргументам подытожить основные идеи и дать окончательную позицию по данной теме. Оба произведения отечественной литературы рассматривают различные углы зрения на заданную проблему и читатель должен обратить внимание на…

Данный абзац должен составлять примерно 50 слов.

Заключение>

При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли, а использование художественных произведений для подкрепления аргументов добавит весомости и глубины рассуждениям выпускника…

Этот фрагмент сочинения должен содержать примерно 110 слов.

Развертывание исследования

При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексики и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампов и неуместных терминов. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил… (Эксперты вынесут это как этическую ошибку).

После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Образец построения сочинения-суждения

«Книги делают человека лучше…» (И.А.Гончаров)

Во вступлении

Вступление.

(Образец аргументов в пользу чтения).

Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина, Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть к злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит — разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится.

7 стр., 3210 слов

Тексты для изложений

... стран к общему благу.Мы везли клетки с ондатрами к большим озерам. Там был намечен выпуск зверьков. Одна ондатра приболела, и ... сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Тексты изложений с творческим заданием Изложение с ... могут помочь нам лучше понять смысл слов и названий, которые мы используем в ...

Вывод. Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А. Гончарова, мы можем сделать вывод, что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра.270 слов.

Пример одного из образцов комплекта тем сочинений:

1. «Книги делают человека лучше…» (И.А. Гончаров)

2. «Жалок тот, кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев)

3. Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.

4. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

Первые три темы свободные, четвёртая — на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

Изложение с творческим заданием

  • Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

  • Предложенный для изложения текст читается организатором в аудиториидважды.

  • Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.

  • Создавать текст в соответствии с заданной темой;

  • Обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;

  • Логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

  • Подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

  • Выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

  • Осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

При проверке изложения оценивается уровень

  • Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

  • Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

  • Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста.

    10 стр., 4578 слов

    Место физической культуры и спорта в моей жизни (прошлое, настоящее, ...

    ... в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на ... неожиданности и открытия. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются ... жизни. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в ... В начале моего реферата я хочу поговорить о первой специфической особенности спорта. Итак, в ...

  • Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

  • Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов, то изложение оценивается 0 баллов); творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то сочинение оценивается 0 баллов).

Пример сокращения текста, Исходный текст

Тишина — вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие (По В. Солоухину).

При работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали:

  • текст разделить на абзацы;

  • вычленить существенную информацию;

  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;

  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.

Исходный текст

Как сократить

Исследование о дефиците тишины на Земле и его влиянии на психику и сердце

Дефицит тишины является одной из наиболее серьезных проблем нашей планеты. Всеобщий шум, вызванный постоянным тарахтением автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов и самолетов, проникает в наши дома и не оставляет нам шанса на покой даже ночью. Этот шум делает Землю малопригодной для жизни, оглушая не только наши уши, но и сердца, а также негативно влияя на психическое состояние.

3 стр., 1117 слов

Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)

... слова, данного для анализа) 1-й пример-аргумент 2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста) Вывод Схема сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова, Типовые конструкции для сочинения ... что… Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте (фамилия автора) можно найти пример, ...

Исследования показывают, что постоянное воздействие шума транспорта на нашу планету оказывает негативное влияние на наше здоровье. Шум проникает в наши дома, нарушая покой и сон, что ведет к стрессу и нервным расстройствам. Ночное время, которое должно быть предназначено для отдыха и восстановления, становится временем продолжительного воздействия шума, что негативно сказывается на нашей психической и физической работоспособности.

Однако, не только психика страдает от дефицита тишины. Исследования также показывают, что постоянный шум транспорта оказывает негативное влияние на сердечно-сосудистую систему. Частые перегрузки и стрессы, вызванные постоянным шумом, могут привести к развитию сердечных заболеваний и повышению риска инфаркта.

Таким образом, дефицит тишины на Земле является серьезной проблемой, которая оказывает негативное влияние на наше здоровье и качество жизни. Необходимо принять меры для снижения уровня шума транспорта и создания условий для достижения тишины, которая является неотъемлемой частью здоровой и комфортной жизни.

Раскрытие темы

В данном исследовании рассматривается влияние различных факторов на здоровье человека. Автор указывает на то, что здоровье является важным аспектом жизни, однако его цена может быть высокой. Современный ритм жизни, загрязнение окружающей среды, стресс и переинформированность могут негативно сказываться на нашем здоровье.

Автор отмечает, что вместе с дефицитом тишины на земле становится дефицитной и возможность использования валерьянки. Быстрый темп жизни, ядовитые газы, которые мы вдыхаем, острое ощущение неуравновешенности и переизбыток информации — все это негативно влияет на наше самочувствие.

Кроме того, автор обращает внимание на скученность в городах, что также оказывает отрицательное воздействие на здоровье. В аптеках становится трудно найти натуральные препараты, такие как валерьяновый корень, из-за высокого спроса.

В исследовании предлагается исключить повторы слов и близких понятий, вводные и придаточные предложения, чтобы сделать текст более лаконичным и информативным.

Влияние факторов на здоровье

Здоровье — важный аспект жизни, но его цена может быть высокой. Быстрый ритм жизни, загрязнение окружающей среды, стресс и переинформированность — все это негативно сказывается на нашем самочувствии. Вместе с дефицитом тишины на земле становится дефицитной и возможность использования валерьянки. Скученность в городах также оказывает отрицательное воздействие на здоровье. В аптеках становится трудно найти натуральные препараты, такие как валерьяновый корень, из-за высокого спроса.

Таким образом, важно обратить внимание на эти факторы и принять меры для поддержания здоровья и благополучия.

1. Введение

В данном исследовании было предпринято изучение влияния окружающей среды на психоэмоциональное состояние человека. Городская жизнь, с ее спешкой, загрязнением воздуха и информационным переизбытком, может оказывать отрицательное воздействие на нервную систему и приводить к нарушениям психического здоровья.

2. Ядовитые газы и грязный воздух

1 стр., 391 слов

Должен ли человек рисковать жизнью ради спасения птиц

... высокое и духовное. Среди тех, кто рисковал своей жизнью ради других, можно назвать множество военных. Именно простые солдаты рисковали собственной жизнью и здоровьем для того, чтобы спасти всех остальных, ... свою собственную жизнь и, быть может, жизнь своих близких людей. В жизни очень множество соблазном и приятностей, чтобы рисковать всем этим ради кого-то другого. Впрочем, человек устроен по ...

Часть предложения о ядовитых газах, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель, заменим словосочетанием «грязный воздух».

3. Влияние окружающей среды

Объединим 7-ое и 8-ое предложения, чтобы подчеркнуть влияние окружающей среды на психическое состояние. Предложение будет звучать следующим образом: «Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень» (25 слов).

4. Добыча корня валерианы

Предложение о добыче корня подлинной дикой валерианы оставим без изменений, за исключением слова «там» и причастного оборота. Предложение будет выглядеть так: «Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел ее» (13 слов).

5. Роль валерианы в современном мире

Исключим подчеркнутую часть придаточного предложения о роли валерианы в нашем суматошном веке. Она является лишь дополнением к уже известной информации. Корректированное предложение будет звучать так: «Вот растение, которому надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие» (33 слов).

6. Заключение

Таким образом, окружающая среда, включая загрязненный воздух и стрессовые ситуации, может оказывать негативное воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Поиск альтернативных корней, таких как валериана, может помочь в достижении душевного равновесия и улучшении психического здоровья.

Расшифровка текста

Текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте заключает в себе идеи о дефиците тишины и валерьянки, а также о сложностях в поиске натурального валерианового корня.

Результаты исследования

Изучая текст В. Солоухина, были выявлены следующие ключевые идеи:

  • Дефицит тишины как основная проблема на Земле.
  • Валерьянка также становится дефицитной из-за шума и других факторов.
  • Сложности в приобретении натурального валерианового корня из-за различных факторов, таких как скорость жизни, загрязнение и нехватка времени.
  • Необходимость увековечить валериану за её ценные свойства для человека.

Таким образом, текст В. Солоухина содержит в себе заметные темы о дефиците тишины и валерьянки, а также проблемах поиска натурального валерианового корня в современном мире.

Раскрытие темы

В данном тексте рассматривается процесс сжатия текста и написания изложения, основываясь на главном смысле и исключая второстепенную информацию. Предлагается несколько приемов сжатия текста, а также указывается необходимость сохранения стиля и типа речи при написании изложения.

При первом чтении

  • Слушайте текст, чтобы понять его содержание.
  • Определите тему текста и его идею.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Запомните последовательность событий и рассуждений.
  • Определите количество абзацев и ключевые слова.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для ключевых слов.

Как составить план

2 стр., 520 слов

Рассуждение В чем проявляется сущность и честолюбие мелочного ...

... них обман - это одно из средств достижения цели. Проблема мелочности человека показана Антоном Павловичем Чеховым не только в рассказе "Орден". ... данные аргументы убеждают нас, что мелочные и честолюбивые люди ради собственного блага готовы идти даже на самые ... выполнивших задуманное. Таким образом, Антон Павлович Чехов утвержден, Что лживые и честолюбивые люди в надежде показать себя с лучшей ...

  1. Выделите опорные слова в абзацах для составления назывного плана.
  2. Поставьте вопрос к каждому абзацу для составления вопросного плана.
  3. Ответьте на вопрос кратко для составления тезисного плана.

После второго чтения

  • Разделите текст на смысловые части и начните работу по сжатию текста.
  • Исключите второстепенную информацию и обобщите факты.
  • Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используя авторские ключевые слова и словосочетания.
  • Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  • Напишите черновик изложения и внимательно проверьте его.

Приемы сжатия текста

Основные приемы сжатия текста:

  • Исключение вводных слов.

Исследование проводилось с целью выявления основных факторов, влияющих на уровень удовлетворенности сотрудников в организации. Для этого был проведен анкетный опрос среди сотрудников различных отделов компании. В опросе приняли участие 150 сотрудников, включая руководителей и подчиненных.

Анализ полученных данных показал, что одной из основных причин недовольства сотрудников является недостаточное материальное вознаграждение. Более 70% опрошенных указали этот фактор как важный для них. Также значительное количество сотрудников выразили неудовлетворенность отсутствием возможностей для профессионального роста и развития. Этот фактор был отмечен около 60% опрошенных.

Помимо этого, сотрудники также высказали свое недовольство недостаточной коммуникацией и отсутствием прозрачности в организации. Более половины опрошенных указали этот фактор как важный для них. Отношения с коллегами и руководством также оказались важными для сотрудников. Более 80% опрошенных отметили, что хорошие взаимоотношения с коллегами и руководством положительно влияют на их уровень удовлетворенности.

Таким образом, основными факторами, влияющими на уровень удовлетворенности сотрудников в организации, являются материальное вознаграждение, возможности для профессионального роста, коммуникация и отношения с коллегами и руководством. Учитывая эти факторы, организация может принять меры для повышения уровня удовлетворенности сотрудников и, как следствие, улучшения их производительности и эффективности работы.

  • ряда предложений;

  • связанных одной мыслью, частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.

  2. Найти в них общее.

    7 стр., 3186 слов

    «Человек чести»: есть ли в наши дни, какими качествами обладает, ...

    Данная тема часто встречается на итоговых сочинениях в 11 классе и ЕГЭ. Ниже вы найдете несколько сочинений по этой теме, а также ответы на вопросы, связанные с данной тематикой. Читайте далее. Есть ли в наши дни люди чести? Человек чести «жизнь – Родине, честь – никому» ...

  3. Объединить эти факты на основе общего.

  4. Сформулировать получившееся предложение.

Пример:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)



Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения — простым;

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • прямой речи — косвенной;

  • части текста — одним предложением;

  • части предложения местоимением и т.д.

Развертывание части исследования

Замена является одним из методов сокращения текста, который позволяет выделить ключевые слова или фразы для передачи основного содержания. При замене необходимо:

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

  2. Сформулировать получившееся предложение.

Пример:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно.

При сжатии текста необходимо учитывать, что нельзя удалять авторский тезис, аргументы автора и вывод автора.

Примерный вариант изложения с творческим заданием:

Задание
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С. Львова «Сострадание».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос, поставленный автором в тексте:
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Сострадание — активный помощник

Сострадание — это способность человека откликнуться на беду и страдания других людей. Но что делать, если есть те, кто не видит, не слышит и не чувствует боль и плохо других? Как помочь тем, кто страдает от равнодушия, а также самим равнодушным людям?

Одним из способов решения этой проблемы является воспитание сочувствия с самого детства. Важно научить себя отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Сочувствие — это великая человеческая способность и потребность, которая является благом и долгом каждого человека.

3 стр., 1222 слов

Человек чести в русской литературе

... этих служащих тоже можно назвать человеком чести. ` Человек чести Популярные сочинения Война. Эта тема в современном мире как никогда актуальна. ... даже задается вопросом: «что это: честь или бесчестие?». В данном контексте автор полностью на стороне главной герои, ... умереть с честью, чем жить со стыдом. Слово честь происходит от латинского «honos». Честь формирует повседневную жизнь людей, делает ...

Те, кто обладает этой способностью или почувствовал ее недостаток в себе, те, кто развил в себе талант доброты и умеет превращать сочувствие в содействие, часто сталкиваются с трудностями и беспокойством. Однако их совесть остается чистой, и они продолжают придерживаться своей нравственной позиции. Такие люди, как правило, воспитывают хороших детей и пользуются уважением окружающих.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности, появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники. Он не только говорит с больными об их болезнях, но также обсуждает с ними сложные жизненные темы. Он умеет вселять надежду и бодрость в сердца людей. Он убедился, что человек, который никогда не сочувствовал другим и не сопереживал их страданиям, оказывается не готовым к своей собственной беде. Такое испытание встречает его жалким и беспомощным. Эгоизм, черствость, равнодушие и бессердечность жестоко мстят за себя, оставляя человека одиноким и исполненным страха.

Одно из самых важных человеческих чувств — это сочувствие. Оно не должно оставаться просто эмоцией, а должно становиться действием. Нужно приходить на помощь тем, кому плохо, даже если они молчат и не просят о помощи. Человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности, становится мощным и чутким радиоприемником, способным услышать и откликнуться на нужды других людей.

Примерные темы сочинений


Вариант 1


1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»


(К. Д. Ушинский).


2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его»


(Н. Г. Чернышевский).


3. Каков он, «герой нашего времени»?


4. Что позволило автору назвать Татьяну «милым идеалом»?


(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)


Вариант 2



1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).


2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)


3. В чём, на мой взгляд, заключается истинная красота?



4.Что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Вариант 3



1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф. М. Достоевский).


2. «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра» (Л. Н. Толстой).


3. Есть ли идеалы у современной молодёжи?


4. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?


Вариант 4



1. «Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги» (Н. К. Рерих).


2. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский)

Раздел 1: Определение понятия «честь»

В данном разделе будет рассмотрено толкование понятия «честь» с личной точки зрения автора.

4. Как предстаёт провинциальная Россия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Провинциальная Россия в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя изображается как унылая и мертвая сфера, где встречаются взяточничество, коррупция и моральная фальшь. Герои поэмы, олицетворяющие провинциального обывателя, поражают своей жалкой жизнью и поведением.

Раздел 2: Ценности, связанные с понятием «честь»

1. «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие «дельные и порядочные люди» (А. И. Герцен).

Ценностью, связанной с понятием «честь», является дружба, которая должна быть надежной, стойкой и выдерживать все трудности, с которыми сталкиваются порядочные люди.

2. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин).

Еще одной ценностью, связанной с понятием «честь», является мужество. Это великое свойство души, которым должен гордиться народ, обладающий им.

Раздел 3: Понятие «честь» в контексте культуры и искусства

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

В данной части будет рассмотрено соотношение благодарной природы и неблагодарного человека в контексте понятия «честь».

4. Почему в лирике М. Ю. Лермонтова любовь к родине названа «странной»?

Также будет проанализировано понятие «странной» любви к родине в лирике М. Ю. Лермонтова.

Раздел 4: Роль труда и гармонии в жизни человека

1. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов).

В этом разделе будет исследована роль труда и его значение для достижения чистой и радостной жизни.

4. Жизнь в гармонии с миром природы (по лирическим произведениям русских писателей XIX века).

Также будет рассмотрена жизнь в гармонии с миром природы, основываясь на лирических произведениях русских писателей XIX века.

Раздел 5: Понятие «честь» в контексте общественных и нравственных ценностей

1. «Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белинский).

В данной части работы будет проанализировано понятие «честь» в контексте общественных и нравственных ценностей.

2. «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи» (Ф. М. Достоевский).

Также будут рассмотрены понятия «честь» в контексте главных качеств человека, таких как характер, сердце, добрые чувства и передовые идеи.

3. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью» (Ф. М. Достоевский).

В этом разделе будет исследовано значение искусства в контексте понятия «честь» и его связь с человеческими потребностями и идеалами.

4. «Двойники» Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Также будет проанализировано понятие «честь» в контексте «двойников» главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Раздел 6: Выводы

В данном разделе будут сделаны выводы по исследованию понятия «честь» и его связи с различными аспектами жизни и культуры.

Примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов к сочинениям на ГВЭ

1. Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдания.

1. «Если ты поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Н. Толстой)

2. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество…» (Ф. М. Достоевский)

3. «Интеллигентом нельзя притвориться» (Д. С. Лихачёв).

4. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Вариант 9

1. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души» (Цицерон).

2. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы — большой и маленькой» (Д. С. Лихачёв).

3. Как часто в жизни нам приходится делать выбор?

4. Какую роль играет пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Вариант 10

1. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).

2. Какой смысл я вкладываю в понятие «вера»?

3. «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования» (Г. Спенсер).

4. Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого о бесчеловечном отношении помещиков к крепостным: один променял верных слуг на три борзых собаки, другой «на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке»); Н. А. Некрасов: стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На железной дороге»; В. Г. Короленко «В дурном обществе».

2. Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.

Фрагмент из сочинения:

«О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А.Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

3. Вмешательство в жизнь природы может обернуться трагедией.

В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (в гибели острова и деревни Матёры угадывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки);

В. П. Астафьев «Царь-рыба» (обличение браконьерства в самом широком смысле этого слова. Браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто даёт разрешение на вырубку лесов в городской зоне)… Нарушение равновесия природы и человека несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

4. Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

Б. Л. Васильев «В списках не значился» (лейтенант Николай Плужников, приехавший служить в Брест накануне начала войны и даже не успевший стать на воинский учёт, принял неравный бой с врагом и стал одним из последних защитников крепости. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей); повесть «А зори здесь тихие» (Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага); В. В. Быков: повесть «Обелиск» (учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам); Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Лётчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству, выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги. Впоследствии герой на протезах вернулся в свою эскадрилью и продолжил летать, доказав всем, что русский человек властен над своей судьбой); М. А. Шолохов: рассказ «Судьба человека» (В рассказе выражено преклонение автора перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. Герой рассказа Андрей Соколов преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких. В жизненных испытаниях он всегда сохраняет присутствие духа, достоинство и гордость, открытое доброе сердце)

5.Умение видеть и ценить красоту природы — важнейшее качество духовно развитой личности.

А. С. Пушкин: стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» и др.;

Ф. И. Тютчев: стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Люблю грозу в начале мая…», «Не то, что мните Вы, природа…»; М. М. Пришвин: повесть «Кладовая солнца» (Одно из значений названия «Кладовая солнца — сердце человека… его способность любить, и в этой способности великая правда, которую знал старый Антипыч. Истинное богатство, которое дарит человеку природа — это доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг.); « Лесная капель»…

6. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках.

М. Ю. Лермонтов «Бородино» (Стихотворение «Бородино» пронизано авторскими чувствами любви к Родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим, восхищения стойкостью, мужеством русских в битве за Москву. Истинными победителями в Отечественной войне 1812 года были обыкновенные солдаты, которые решили постоять «головою за родину свою» и защитить страну от захватчиков); Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака» (Ермак изображён Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена,/ И мы — не праздно в мире жили!»); Н. С. Лесков сказ «Левша» (рассказчик, как и Левша, любит свою Родину, годится её замечательным прошлым и настоящим, думает о её будущем, уважает русскую веру, обычаи. Тульский мастер Левша отказывается остаться в Англии, где оценили его мастерство. Несладко ему живётся, но для него главное — любимая работа и Родина); А. Т. Твардовский: поэма «Василий Тёркин» (герой поэмы -патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести непомерные тяготы воинских будней: В бой, вперёд, в огонь кромешный, Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек…)

7. Труд — основа человеческой жизни.

Использовать пословицы в качестве аргументов: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

8. Того, кто живёт обманом, рано или поздно ожидает наказание.

Пословицы: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься», «И с умом воровать — беды не миновать», «Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить».

9. Художественная литература — это важнейший источник духовного развития личности.

Сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина (учат ребёнка добру, пониманию того, что есть красота, указывают путь к духовным высотам).

Одно из писем известного учёного Д. С.Лихачёва посвящено очень серьёзной проблеме современного общества: снижению интереса к чтению, особенно среди молодежи. В очерке «Любите читать!» учёный Д. С. Лихачёв пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни. О назначении человека, о любви и о многом другом, что волнует каждого из нас.