ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И НАРОДНОСТЬ ЛИРИКИ H.А НЕКРАСОВА –

Сочинение

Перед вами замечательное сочинение-рассуждение по лирике Н. А. Некрасова. Как известно, поэзия Некрасова пронизана гражданским пафосом. Поэта волновали судьбы народа, он всей душой сопереживал бедным и обездоленным.

В сочинении производиться анализ наиболее показательных с точки зрения выражения авторской гражданской позиции произведения — «Поэт и гражданин», «Элегия», «Школьник», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо».

Я лиру посвятил народу своему,

Не небесам чужой отчизны –

Я песню Родине слагал.

Понятие гражданственности определено Некрасовым уже в первых его произведениях. Так, в стихотворении « Поэт и гражданин » сеть строки:

Что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Так Некрасов определяет свое понимание гражданственности, то есть понимание важных задач, стоящих перед страной, и умение работать для их осуществления. Гражданственная поэзия Некрасова определяет народность его произведений, потому что он, думая о судьбе своей Родины, не может не думать о народе. Видно, что для Некрасова понятия гражданственности и народности слиты воедино: защищать интересы крестьян и городской бедноты — значит быть отечества достойным сыном. В стихотворении «Элегия» мы читаем: «Я лиру посвятил народу своему».

С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: людей труда, «заступников народных» и угнетателей. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, восславляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших « против угнетателей народа » тернист, но сознает, что без жертв не могут быть достигнуты великие цели.

Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется за народное счастье пером. Центральный герой его произведений — народ. Поэт изображает его полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Одним из произведений подлинной гражданственности и народности является стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

2 стр., 825 слов

Стихотворение Некрасова Поэт и гражданин

... самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России — Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все ...

Обычное для Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте массу горестных мыслей. Он думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся чиновнике, который не любит « оборванной черни «, о судьбе всего своего народа. В конце стихотворения ставится вопрос: «Ты проснешься ль , исполненный сил ?». Ответ на эти сомнения Некрасов ищет в самом народе. Такие произведения поэта, как «Школьник », «Железная дорога » и поэма «Кому на Руси жить хорошо ?» служат продолжением этих раздумий. В стихотворении «Школьник» поэт передал гордость за свою страну, которая «выводит из народа столько славных «, идущих «к своей великой цели «, людей.

Несколько другой подход к проблеме в стихотворении «Железная дорога». Оно построено в виде спора с « утеснителем народа ». Особое значение здесь принимает тема воспитания. Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим «чернь”.

Главная мысль стихотворения раскрывает частную гражданскую позицию Некрасова: народ — лучшая часть нации, он сам «грудью проложит дорогу себе».

В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков -правдоискателей в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ способен к борьбе.

О чем бы ни писал Некрасов в своих произведениях, они всегда были выражением его взглядов, которым поэт верен до конца.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ