Легенды в произведениях Н. С. Лескова «Скоморох Памфалов», «Гора», «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине»

Сочинение

От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы нехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора* «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине», персонажи которых рисовались двойниками и предтечами российских праведников.

Глубинный легендарно-исторический фон был тем более важен, что в творчестве Лескова конца 70-х годов XIX века появляется серия портретов вождей официальной веры, высших чиновников церкви (очерки «Мелочи архиерейской жизни», «Епархиальный суд» и другие),— серия, контрастная галерее монументальных простолюдинов-страдальцев. В двояком сопоставлении — с легендами и рассказами об архиереях — народные герои-праведники выступали как единственные прямые наследники и хранители высших гуманистических начал эпохи «апостольского» христианства, еще не опошленного и не бюрократизированного церковью. Удивительно ли, что жизнь ставила евангелистов-подвижников, поборников незамутненной нравственности, формально канонизированной догматическим православием и государственной властью, в положение юродивых, гонимых и православием и властями?.. Решение коренных социальных вопросов представлялось Лескову условием распутывания узлов на национальной почве. Языком прозрачных политических намеков писатель заговорил об этом уже в конце 70-х годов. «В народе,— отметил он,— есть изобилие здоровых элементов, ручающихся за его способность к широкому и свободному развитию жизни в несколько иных формах «. Все усиливающийся критицизм писателя побудил его к особенно энергичным выступлениям против русского самодержавия в 90-е годы.

«Зверство и дикость растут и смелеют, а люди с незрелыми сердцами совершенно бездеятельны, до ничтожества»,— с грустью делился художник с Л. Толстым в 1891 г. И вот легенды давали форму высказывания писателя о жгучих русских проблемах. Греко-римско-византийский мир представал аналогом окружающей Лескова действительности, обнажал в главных чертах его социальные механизмы. Утопический же идеал рисовался как бы осуществленным некогда в легендарной действительности былого, а позже затоптанным в историческом движении народов и разве что сохранившимся в душах горсточки праведников. Но Лесков не «уходит» окончательно в ветхозаветную историю, он обличает современную ему действительность, сопоставляя два исторических момента. Поэтому он писал Л. Н. Толстому: «Я хочу остаться выметальщиком сора, а не толкователем талмуда». Мудрыми глазами художника и русского патриота смотрел Лесков на современную ему жизнь, видя ее печали и недостатки. Будучи честным человеком и талантливым писателем, он не мог не отразить в своем творчестве главную «проблему» времени — гибель народа в нищете и забвении и обогащение кучки «счастливцев» на фоне всеобщего разорения. Но эта же Сочинение на тему актуальна и сегодня, не потому ли произведения Лескова так популярны в наши дни?!

11 стр., 5420 слов

Николай Семенович Лесков (1831—1895): очерк жизни и творчества

... публиковал статьи либеральной направленности о злоупотреблениях и общественных пороках в современной России. В 1861 г. Лесков переезжает в Петербург. В 1862 г. он напечатал первые художественные ... страницы большинства журналов. Освободиться от этой репутации писатель смог только на склоне жизни. Отвечая на выпады радикально-демократической и либеральной прессы в свой адрес (они были ...

Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными — сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения.

На первый взгляд Лесков в своих произведениях рассказывает о самых обыкновенных, можно сказать, о заурядных людях. Но к финалу едва ли не каждой повести, каждого рассказа или романа оказывается, что герой, явно пользующийся авторской симпатией, обладает всеми качествами личности исключительной в морально-нравственном отношении.

Лесков — писатель-реалист. Он рисует жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая ее. Однако в его произведениях жизнь и без приукрашиваний полна удивительных событий, заставляющих человека обнаруживать скрытые стороны своей натуры. Лесков — великолепный психолог. Он умело показывает самые сокровенные стороны человеческой души. И именно поэтому герои его произведений кажутся нам «настоящими» — жившими и творившими когда-то давно.

Лесков великолепно раскрывает особенности русского национального характера. Перечитывая страницы многих его произведений, невольно задумываешься о богатстве, незаурядности и своеобразии загадочной русской души. Особенно примечательно, что русский характер раскрывается в самых сложных условиях. Противоречие между внутренними стремлениями человека и вынужденными его действиями часто толкает героев на преступления. Например, главная героиня очерка «Леди Макбет Мценского уезда» — купеческая жена Катерина Львовна, безусловно, является в высшей степени сложной и загадочной натурой.

Молодая, сильная, страстная женщина вынуждена влачить жалкое существование в богатом купеческом доме. Она тоскует, томится, мечтая о настоящей страсти и довольствуясь довольно натянутыми отношениями с мужем.

Приближаясь к финалу произведения, невольно задаешься вопросом: можно ли осуждать Катерину Львовну за злодейства, ею совершенные. Не только можно, но и нужно. Но только как же быть с христианской заповедью: «Не судите, да не судимы будете»? Действия Катерины Львовны отчасти продиктованы инстинктом самосохранения, отчасти — желанием получить хотя бы малую толику простого женского счастья, которого она была лишена и о котором так долго мечтала.

Героиня способна вызвать восхищение у читателя несмотря на все свои злодеяния. Характер Катерины Львовны, безусловно, неординарен. Окажись она в иных условиях, возможно, нашлось бы более достойное применение ее физическим и духовным силам. Однако описанная Лесковым среда превращает Катерину в настоящее чудовище. Она безжалостно отправляет на тот свет не только своего свекра, затем мужа, но и губит невинного ребенка. Вина героини заключается прежде всего в том, что она не пыталась противостоять обстоятельствам. И вместе с тем она предстает достойной сожаления. В русском национальном характере склонность к риску и изобретательность часто идут рука об руку как со злодейством, так и с благородством. Судьба купеческой жены Катерины Львовны свидетельствует о том, как легко отдать все богатства своей души ради злого дела. Но так бывает далеко не всегда. Например, в повести «Старый гений» Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством того, что героя можно отнести к типичным.

5 стр., 2010 слов

Творчество Н.С. Лескова и его произведение «Левша»

... Лескова. Проанализировать произведение Н.С. Лескова «Левша». Охарактеризовать русский национальный характер Левши, героя сказа Лескова. Рассмотреть своеобразие жанра в произведении «Левша». Раскрыть жанр сказа в произведении «Левша». ... произведении Н.С. Лескова «Левша». Основными материалами в изучении данной темы ... чиновник, а как коммерческий деятель, по самому характеру ... на недоразумении. Лесков ...

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают. Фраза, встреченная в произведении: «В России невозможности нет», — еще раз наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему — и злодейству, посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно — благородному делу, которое исправит положение бедняги.

Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Но тем не менее образ кажется читателю вполне узнаваемым. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху.

Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное — он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг. Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение. Он кажется намного более благородным и возвышенным по сравнению с теми, кто отказывал старушке в помощи. И в старом гении-чиновнике удается разглядеть черты русского национального характера: стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Большинство русских людей в опасных обстоятельствах способны проявить самые удивительные качества.