АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ГЛАЗУНОВ
(1865-1936)
Александр Константинович Глазунов русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922).
Родился в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей. Изучал теорию музыки и композицию под руководством и после полутора лет занятий с ним, в 16-летнем возрасте, написал 1-ю симфонию, поразившую ясностью, законченностью формы и свободой изложения. В рецензии на первое исполнение симфонии (под управлением ) Ц. А. Кюи отмечал, что её юный автор «является композитором во всеоружии таланта и знания». Римский-Корсаков назвал этот день великим праздником для всех петербургских музыкантов. «Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике и форме, симфония имела большой успех», — писал он. Когда по вызову публики на сцену вышел автор, юноша в гимназической форме, публика была поражена.
На этом же концерте Глазунов встретился с М.П. Беляевым, богатым лесопромышленником и страстным любителем музыки. Беляев был восхищен талантом молодого композитора и решил пропагандировать его творчество. Увлечение творчеством Глазунова побудило Беляева заинтересоваться судьбой и других русских музыкантов. Он познакомился с группой современных композиторов и сумел оказать большое влияние на дальнейшее развитие музыки в России, поощряя композиторский труд русских мастеров.
Сочинения Глазунова исполнялись сразу же, как только он успевал их окончить. Одно сочинение следовало за другим. В августе 1882 года П ервая симфония была исполнена в Москве. В 1883 году Глазунов окончил реальное училище. Затем начал посещать филологический факультет университета, но вскоре бросил его. Однако круг его интересов оставался широким.
В начале 1880-х годов появилось очень много новых русских произведений для оркестра. Беляев решил организовать постоянные концерты, в которых ежегодно исполняли бы несколько программ исключительно из сочинений русских композиторов. Эти «Русские симфонические концерты» устраивались с декабря 1885 года в течение тридцати лет. На каждом концерте исполнялось новое оркестровое произведение Глазунова, который сочинял так быстро и много, что никогда не давал повода нарушить это правило.
На первом «Русском симфоническом концерте», в декабре 1885 года, была исполнена симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин».
Особенности симфонического творчества А.К. Глазунова
... году произошла встреча, во многом повлиявшая на судьбу Глазунова. На репетиции Первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки, крупным лесопромышленником и меценатом М. Беляевым, много сделавшим для поддержки русских ...
Популярность Глазунова за границей быстро росла. Произведения его все чаще встречались в программах концертов, а в прессе начали появляться разборы его сочинений и биографические справки о самом композиторе. Особенной известностью Глазунов пользовался в Англии, в 1907 году ему присвоили степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов. Он не раз посещал Лондон и дирижировал там своими произведениями.
В 1899 Глазунов был приглашён преподавать в Петербургскую консерваторию, с которой был тесно связан на протяжении 30 лет. В 1905 он примкнул к группе передовых русских музыкантов, активно поддержавших освободительное движение. В знак протеста против реакционных действий дирекции он временно ушёл из консерватории. В конце 1905, после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, Глазунов вернулся в консерваторию, где был избран на пост директора. Дальнейшие годы его жизни были заполнены большой педагогической и организационной работой, дирижёрскими выступлениями в России и за границей, разносторонней общественной деятельностью, особенно после смерти М.П. Беляева в начале 1904 года, когда вместе с Римским-Корсаковым и он стал во главе музыкальной жизни Петербурга.
В 1922 году в связи с празднованием сорокалетия творческой деятельности Глазунова ему было присвоено звание народного артиста Республики. Юбилей был отмечен рядом авторских концертов и постановкой балета «Раймонда». Осенью 1928 года Глазунов выехал за границу лечиться. Там, в Париже, он провел свои последние годы. В письмах тех лет он часто жаловался на усталость, много говорил о болезнях. Все же и тогда Глазунов продолжал композиторскую и дирижерскую деятельность, хотя условия для творчества были, по его словам, «далеко не благоприятны», а концертные турне очень утомительны.
Он дирижировал концертами из своих произведений в Париже, Мадриде, Лиссабоне и Валенсии. В ноябре 1929 года он впервые посетил Америку, где дал семь концертов: в Детройте, Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго. В 1930 году он дирижировал своими сочинениями в Лодзи, Варшаве и Праге, а в 1931-м — в Амстердаме и Истборне .
Педагогическая работа и дирижирование поглощали все силы композитора в этот период. К 1909 году относятся эскизы новой симфонии, из которой написана была первая часть (клавир).
После Восьмой симфонии прошло тридцать лет. Когда Глазунов начал писать Девятую симфонию, смерть помешала ему закончить ее. Историческая миссия Глазунова-симфониста, завершившего блестящий период классической русской симфонии, была выполнена. В начале нового столетия музыка начала развиваться в новом направлении.
В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог возвратиться на родину. Умер в Париже, его прах в 1972 перевезён в Петербург).
Творчество Глазунова проявилось во всех музыкальных жанрах и формах за исключением оперы. Но одно из основных мест принадлежит симфонической музыке. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов.
Произведения военных лет «Судьба человека» и «Василий ...
... Характеристика и роль поэмы Александра Твардовского "Василий Теркин" в годы Великой Отечественной войны. Анализ подзаголовка "Книга про бойца". Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения. ... черты характера, отбросив всё второстепенное. Андрей Соколов и Василий Тёркин - образы сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, ...
Симфонии Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития).
Молодецкий, стихийный размах и мощь обнаруживается в грандиозных финалах симфоний, из которых наиболее типичны финалы (си-бемоль мажор, op . 55, 1865) и 6-й (до минор ; op . 58; 1896 г.): в них и без всякой программы живо чувствуется массовая народная жизнь. Характерен в этом отношении и «Славянский квартет» (струнный ор. 26; соль мажор) и его финал – «Славянский праздник», удивительно мощно звучащий. Он был переложен автором для оркестра (Симфонический эскиз «Славянский праздник», ор. 26).
Нередко в его скерцо проявляется славянский юмор. В скерцо так же сказывается и иная сторона его творчества — фантастика (типично скерцо 4-й симфонии).
Глазунов редкостный гармонист по изобретательности и новизне гармонии, не впадающей, однако, никогда в вычурную изысканность, а как инструментовщик он — достойный преемник Римского-Корсакова. Но его оркестр в ином роде: он больше любит густые краски, чем тонкие штрихи.
К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также , в котором проявилось тяготение зрелого композитора к сосредоточенному углубленному лиризму и широте мелодического развития наряду с виртуозным блеском и яркостью жанрового колорита.
«Раймонда»
Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. Он завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917) , ряд произведений русских и зарубежных композиторов.
Как художнику Глазунову одинаково доступны области субъективного и объективного творчества. Обладая живой фантазией, способностью перевоплощения и богатой палитрой красок, он и в сфере программной музыки создал ряд замечательных произведений: «Стенька Разин» (ор. 13; 1885 г.), сюита «Из средних веков» (ор. 79) и в ней «Песня трубадура», удивительно передающая, казалось бы, совсем чуждый нам дух далеких времен; «Пляска смерти» — характерная картинка уличного средневекового спектакля.
По общему характеру и содержанию своей музыки Глазунов оптимист, цельная, здоровая, уравновешенная натура. Сочинения Глазунова почти все изданы Беляевым (свыше 90 opus’ов ).