Главный герой произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант» слепой от рождения. С младенчества он рос в безмятежном покое, чувствуя себя защищённым и любимым. Конечно, невозможность видеть всё, что происходит вокруг него, природу, своих близких и просто солнечный свет печалило его, но зато взамен отсутствию зрения Петруся был очень чувствителен к звукам окружающего мира.
Знакомство с семьёй Ставрученков становится, наверное, первым в жизни потрясением для мальчика, его первым столкновением с реальным миром. Он вдруг узнает, что помимо его усадьбы, за ее пределами существует совсем другой мир. Сперва он заинтересованно слушал эти разговоры, но затем он почувствовал себя чужим здесь. Эта встреча заставила его задуматься и принесла ещё больше страданий.
Когда Петр посетил монастырь и встретился со слепыми звонарями, это произвело на него такое сильное впечатление, что он кардинально изменил свое отношение к жизни. Звонарь Роман ослеп, когда ему было 7 лет, он был очень добродушен и мил, а вот Егорий обозлился на весь мир, не переносил детей, он корил судьбу, что она так несправедливо с ним обошлась. Петр ощущал, что похож на Егория и думал, что все, кто родился слепыми злые. Он испытывал зависть к слепым попрошайкам на улице, ведь им некогда думать о своем горе, надо добывать себе пропитание и ночлег.
Встреча со слепым дядей Максимом потрясла его до глубины души. Дядя предлагает своему племяннику отказаться от всех благ сытой и богатой жизни и испытать на себе все «радости» бедных. В итоге Петр примыкает к компании слепых музыкантов.
После скитания со слепыми и совершив паломничество к чудотворной иконе, злость Петра уходит. Он избавился от своей болезни, но не от слепоты, а от душевного озлобления на весь мир. Злоба неожиданно сменилась другими чувствами: сочувствием, состраданием и непреодолимым желанием оказывать помощь другим людям.
Немаловажную роль в жизни Петра сыграла Эвелина. Она явилась для него теплым лучиком надежды, которая помогла ему справиться со своим несчастьем и обрести гармонию с самим собой.
Петр справился со своим душевным дискомфортом, он пришел к своему счастью, снося все преграды, встречавшиеся на пути. Он избавился от злобы и эгоизма. Он хорошо уяснил для себя, что несмотря на все невзгоды, надо идти вперёд, стремиться к заветной цели, изживать из себя весь негатив и тогда ты непременно увидишь « свет в конце тоннеля».
2 вариант
Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не поправимо. Мать долгое время пребывала в депрессии, но позже смогла взять себя в руки. Родители очень любят своего ребенка, стараются его баловать. Он никогда не в чем не нуждался.
История жизни Петра Гринева (Капитанская дочка)
... В конце произведения Маша Миронова и Петр Гринев женятся. Такова история жизни главного героя «Капитанской дочки». История жизни Петра Гринева (Капитанская дочка) Несколько интересных сочинений Думаю, что достаточно оглянуться, чтобы найти ... с Савельичем на место службы. По дороге они попадают во вьюгу. Здесь Петр Гринев совершает очень важный поступок. Он дает свой тулуп казаку. Юноша не знал, ...
В семье также присутствует дядя слепого мальчика, брат Петиной матери. Он самодостаточен и пытается сделать из него самодостаточного уверенного человека, и дает совет матери, чтобы та с ним не сюсюкалась и сам не проявлял жалости к племяннику.
У мальчика же нету друзей, так как ему сложно было найти общий язык с ровесниками, он чувствует себя не таким как все. Однажды его жизнь меняется, когда он встретил девочку по имени Эвелина. Ей было очень жаль мальчика. Она была добродушной и чувствительной девочкой. Позже их дружба переросла в любовь. Когда дети выросли, они поженились и у них родился ребенок, у которого не было проблем со зрением.
Позже у мальчика проявляется талант в музыке. А также Петр перестает чувствовать себя неполноценным. Позже Петр стал талантливым музыкантом. Музыка помогла ему исцелиться, он не стал замыкаться в себе и терять смысл жизни, постоянно думая о своих проблемах.
Понять свое предназначение помогла не только музыка, но и его дядя. Благодаря тому режиму, которому он установил Петрусе, мальчик не растет беспомощным. В шесть лет дядя Максим решает подарить племяннику лошадь, и хотя мать считала эту затею не очень хорошей Петруся научился легко держаться в седле спустя месяца два.
Петруся смог преодолеть все трудности и обрел свое счастье. Он смог побороть ту злобу, которую обычно чувствуют незрячие люди.
Это произведение учит читателей, что несмотря не на что, нужно идти к своим целям. Какие бы не были препятствия и преграды на пути, ну нужно опускать руки. К тому же в жизни всегда найдется тот человек, который поможет поверить в себя. Близкий человек поможет преодолеть горе. Петр смог вырасти хорошим, а также талантливым человеком. Петр смог занять нужное место в жизни, не смотря не на что. Его родные и близкие люди помогли ему в этом, а именно любящая мать, дядя, который вселил в него дух уверенности и конечно же Эвелина, которая поддерживала Петра и подарила ему свою любовь.
Это произведение никого не оставит равнодушным. Эта история вызывает сначала у читателя глубокие переживания и сострадания, а позже также чувство легкости и радости.
Также читают:
Картинка к сочинению По рассказу Слепой музыкант
Популярные сегодня темы
Как и в любом виде литературного ( в том числе и устного) творчества, сказки тоже имеют свои жанры: бытовые, докучные, небылицы, сказки о животных.
Изначально, сказка Горького «Воробьишко» вышла в сборнике, а потом уже, издательство «Парус» выпустили её отдельной книгой.
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
Зима – поэтичное и живописное время года. Природа, устав от теплых осенних красок, наконец, преображается и сменяет свое желтое одеяние на сияющий белоснежный наряд.
Зачем человеку искусство? (по тексту Е.В.Амфилохиевой)
... к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда. Каждому человеку от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, ... автора, поскольку я думаю, что роль искусства и творческого мышления очень важна для формирования сознания каждого человека. О том, какое влияние на людей оказывает подлинное искусство, повествует А.И. Куприн ...
Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».
Сочинение: Искусство в судьбе человека По повести В.Г. Короленко Слепой музыкант , Искусство в судьбе человека
(По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)
- Музыка тоже великая сила, дающая воз-
можность владеть сердцем толпы . Да, он
прозрел . он чувствует и людское горе, и
людскую радость, он прозрел и сумеет на-
помнить счастливым о несчастных .
“Глаза, – сказал кто-то, – зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми
вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира”, – написал В. Г. Короленко в своей чудес-
ной поэтической повести “Слепой музыкант” о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий
гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что
такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.
Петрусь (так звали слепого ) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым,
стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания
мира – красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.
Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим. Этот мужчина, в
свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую
ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на
то, чтобы кое-как опираться на палку”. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старо-
го воина – помогли Петрусю узнавать мир.
Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия,
“тихо застонал и откинулся назад на траву”. Он был в глубоком обмороке.
Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно
передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечат-
ления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими
людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после дол-
гих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь
каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном
пианино “бороться с куском украшенной вербы”. Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал
родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня
поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла и у себя такое же, она сумела заставить
мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета.
Становление личности Петра Гринева (8 класс)
... выбору, очень вырос в нравственном плане. Он превратился в мужественного мужчину, для которого честь – превыше всего. Также читают: Картинка к сочинению Становление личности Петра Гринева Популярные сегодня темы ... описывая Гринева, стремиться донести свои соображения о том, как создаётся личность человека чести. Петр родился в заботливой семье. В качестве дядьки его любящие родители приставили к ...
“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его сущест-
вование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.
Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже позна-
комился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эве-
лина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой
переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.
Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, зам-
кнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье
за счастье людей. Максим постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба – недо-
статочный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту, которой живет большинство лю-
дей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок, огражденный от резких сторон-
них влияний далекой жизни”.
И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и сам порой выезжает в
люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили “замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его
чрезвычайно обострился”. С другой – привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него
вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба
удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился нормальным.
Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и
тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И
твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему
испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому
голоду ! . “ – бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым
музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых
он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда исчез
из усадьбы”, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.
Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он
узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течении долгих
Роль сказки в жизни ребёнка
... звучит так «Роль сказки в детском чтении». Объект изучения - детская сказка. Предмет изучения - сказка и её роль в досуговой деятельности ребенка. Цель - изучить роль сказки в досуговой деятельности. Задачи: ... жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле. Специалисты, изучавшие сказки во всемирном масштабе, сначала держались убеждения: сказки похожи потому, что были придуманы в ...
месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несом-
ненно”, – “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.
Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “. несправедливо обиженный
судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром
проживу на свете, изувеченный старый солдат. ”. Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом, в
котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и
“живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как
степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: “Подайте слепеньким. р-ради Христа”. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,
потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных. ”.
Искусство в судьбе человека По повести В.Г. Короленко Слепой музыкант (сочинение) , Искусство в судьбе человека
(По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)
- Музыка тоже великая сила, дающая воз-
можность владеть сердцем толпы . Да, он
прозрел . он чувствует и людское горе, и
людскую радость, он прозрел и сумеет на-
помнить счастливым о несчастных .
“Глаза, – сказал кто-то, – зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми
вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира”, – написал В. Г. Короленко в своей чудес-
ной поэтической повести “Слепой музыкант” о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий
гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что
такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.
Петрусь (так звали слепого ) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым,
стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания
мира – красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.
Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим. Этот мужчина, в
свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую
ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на
то, чтобы кое-как опираться на палку”. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старо-
го воина – помогли Петрусю узнавать мир.
Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия,
“тихо застонал и откинулся назад на траву”. Он был в глубоком обмороке.
Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно
передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечат-
ления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими
Образ Петра Гринева в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
... Марью. Подробнее об этом — в следующих разделах. Отношение Гринева к Швабрину сначала было дружеским. Петру нравилось общаться с остроумным и язвительным собеседником. Алексей был умным человеком, но ... века. Детство его прошло в имении отца, помещика Симбирской губернии. Воспитанием маленького Петра занимался дядя Савельич — крепостной мужик. Затем, как только Гринёв освоил грамоту, он ...
людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после дол-
гих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь
каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном
пианино “бороться с куском украшенной вербы”. Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал
родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня
поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла и у себя такое же, она сумела заставить
мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета.
“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его сущест-
вование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.
Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже позна-
комился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эве-
лина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой
переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.
Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, зам-
кнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье
за счастье людей. Максим постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба – недо-
статочный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту, которой живет большинство лю-
дей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок, огражденный от резких сторон-
них влияний далекой жизни”.
И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и сам порой выезжает в
люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили “замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его
чрезвычайно обострился”. С другой – привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него
вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба
удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился нормальным.
Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и
тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И
твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему
испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому
Текст мать родилась в сибирской деревне с детства большой любовью
... текст подробно. Ответьте на вопрос: «Какие черты характера матери особенно дороги Е. Пермитину?» Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?» Изложение “Мать” – (Пермитин) Мать ... передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского ...
голоду ! . “ – бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым
музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых
он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда исчез
из усадьбы”, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.
Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он
узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течении долгих
месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несом-
ненно”, – “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.
Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “. несправедливо обиженный
судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром
проживу на свете, изувеченный старый солдат. ”. Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом, в
котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и
“живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как
степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: “Подайте слепеньким. р-ради Христа”. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,
потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных. ”.
Краткое содержание: Слепой музыкант, Короленко
В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лучом. Мать первая обращает внимание на необычное выражение лица, неподвижного и не по-детски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении. Врач подтверждает страшную догадку пани Попельской.
Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец — добродушный деревенский помещик, весь в любимом деле, строительстве мельниц. Его незатейливое существование мало отражается на душевном складе сына. Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупредить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предостерег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь. Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь — борьба и в ней нет места для инвалида.
Родители Петра Гринева (Капитанская дочка)
... к сочинению Родители Петра Гринева Популярные сегодня темы Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой ... стко отчитал в письме сына за недостойное поведение. Авдотья Васильевна – мать Петра, кроткая и добрая женщина, которая во всём подчинялась своему ... Чтобы развивать мальчика дальше, отец выписал для него гувернёра француза Бопре. Он должен ...
Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он решается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности мальчика до такой степени, чтобы компенсировать слепоту. Максим решает вырастить из племянника борца. К Петрусю перестают бежать по первому зову, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота накладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к чему-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания. Большую роль играет слух, мальчик даже изучает комнаты по звукам.
Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонятных ощущений мальчику становится плохо, он падает в обморок, несколько дней находится в бреду. Тогда с незнакомыми ощущениями решают знакомить мальчика постепенно: открывают окна, выводят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комнатам. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах. Дядя Максим выписывает книги по физиологии, психологии и педагогике, осознав, что бороться можно не только саблей, а любым доступным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра — проявление его «таинственного предназначения ».
Когда мальчик знакомится с новыми явлениями мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уверенно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп. По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, исследуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни. Музыка пленяет его так, что однажды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер. Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать ревнует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкальное чувство Иохима берет верх над отточенной техникой Анны Михайловны.
Но, принимая слепоту сына как собственный недуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и начинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим научил ее, чем привлечь ребенка. Петрусь знакомится со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпимо, но у него возникает чувство разочарования: музыка — великая сила, но песня говорит не одному слуху, она «будит мысль в голове и мужество в сердце». Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на образы песни.
Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит порядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку. Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Иохимом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ребенка ослаблено. Особое значение в жизни Петруся приобретает слух. Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изучению истории, литературы. Дядя Максим знакомится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки. Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Максим приписывает это недостатку общения с детьми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».
СОЧИНЕНИЯ по творчеству В. Г. Короленко
... человек?”. Одним из первых так называемых “сибирских” рассказов, написанных Короленко в ссылке, был “Сон Макара”. Главный герой — простой крестьянин. ... значит, есть вера в осуществление мечты. В своих произведениях Короленко не только понимает своих героев, постигает глубины их ... лишь чувства читателя и автора Я считаю, что гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои — ...
В соседнем имении меняется арендатор. Соседями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собственное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.
Однажды Петрусь сидит один на холмике и играет на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эвелины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбезно. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят. Уйдите! Уйдите!» Девочка называет соседа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует — ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спокойный голос. Знакомые дети всегда громко кричали и смеялись, но никто не говорил так приятно. Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никогда не вернется?
Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит. Петрусь чувствует первое унижение калеки и горько рыдает. Эвелина возвращается, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет. Через некоторое время дети успокаиваются.
Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочется идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.
Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у калитки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязываются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается полезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы. Петрусь уже не ищет уединения — он нашел общение, которого не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом —- органическая потребность. Мать и дядя Петруся думают, что теперь душевное развитие мальчика пойдет тихим и ровным ходом. Но они ошибаются.
Максим понимает, что не он один влияет на мальчика, у Петруся случаются неожиданные проблески, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музыку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.
Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные предчувствия и порывы. Как ни старается дядя устранить внешние факторы, мальчик ощущает внутреннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчезает, появляется склонность к уединению.
Только общества Эвелины он ищет. Петр приближается к критическому возрасту между отрочеством и юностью.
Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с трудом выносит это, но считает, что душе воспитанника необходимо окрепнуть.
Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бурлит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей — своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом. Ставрученко — крепкий старик, похожий на гоголевского Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсуждают планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете. Разговоры проходят без его участия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негодует, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впечатления. Через две недели молодежь опять наносит визит Попельским. Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не знает. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвелина идет за ним.
Проходя по саду, она становится свидетельницей разговора Максима с сестрой. Он говорит Анне Михайловне, что мешать свободе Эвелины, портить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.
Когда девушка находит Петра, она возмущается поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, — это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.
Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены. Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидовал, и пожимают руку, предсказывая ему широкую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой исполнения Петра. Петрусь впервые становится центром оживленного разговора, в душе его — гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.
В усадьбе становится светлее и радостнее, Анна Михайловна будто молодеет, Максим чаще шутит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувствует себя в обществе свободнее, как равный участвует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков. Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, сопровождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где — каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр разговаривает с ним. Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и видел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выражение горечи. Он считает теперь, что все слепорожденные злы. Максим, не зная о визите на колокольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.
Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» — вот что его тревожит. Он пытается понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носится со своим горем.
Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, — пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.
На церковный праздник Максим с племянником идут поклониться чудотворной иконе и встречают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.
Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.
Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери. Возвращается домой он с двумя слепыми, в нищенской одежде. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совершил паломничество, чтобы помолиться об исцелении. Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.
Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «молодое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом. Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ребенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит. Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгновение, как ему кажется, он видит мать, жену и Максима, а потом теряет сознание.
Проходит три года. Слепой музыкант дебютирует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один необычнее другого. Петра сопровождают жена и Максим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощущение счастливой жизни. В ней сквозь яркую мелодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».
Максим понимает, что сделал свое дело и не даром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных».
Сочинение по повести Слепой музыкант Короленко
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:, Сочинение 7 класс. Что такое человеческое счастье? По повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Одно из самых известных и масштабных произведений Короленко – повесть «Слепой музыкант». В ней автор ставит перед читателем казалось бы простой вопрос: что такое человеческое счастье? Но самые простые вопросы требуют, как правило, самых развернутых ответов; причем ответить оказывается не всегда просто. В одном из своих ранних рассказов Короленко провозглашает мысль Горького: «Человек создан для счастья, как птица для полета. Но любой ли чело-век может познать счастье? Может ли человек, от природы неполноценный, лишенный чего-то, вести абсолютно полно-ценную жизнь, состояться и в карьере и в семье? Писатель отвечает на это вопрос оптимистично – может.
Повесть рассказывает о слепорожденном мальчике Петрусе. Для него мир лишен красок, света и радостях. Кто-то сказал, что человек не может быть несчастлив отсутствием того, чего он никогда не испытал. Как может огорчаться слепой тому, что не видит света? Он ведь не знает, что это такое. Но Короленко отвечает на это утверждение всей своей повестью – да, человек страдает от этого. А слепорожденный еще больше, чем ослепший. Ведь ослепшему есть что вспомнить, слепорожденному же нечего. Об этом рассказывается в заключительных главах, где читатель знакомится с двумя слепыми звонарями, Егорием и Романом. Егорий желчен и озлоблен, он никогда не видел света. Роман же ослеп семи лет от роду, ему снятся сны, он может зрительно представить свою мать. Он доброжелателен и отзывчив. Наверное, можно сказать, что он более счастлив, чем Егорий или Петр, если только допустимо употребить понятие степени счастья. Слепорожденные – потомки целого ряда зрячих людей. В их организме есть все, чтобы видеть, не хватает только какого-то маленького звена. Кто может представить, до какой степени страдают такие люди? Очень тяжело ощущать себя неполноценным, знать, что свет – вот он, рядом, и знать с пугающей ясностью, что этого света ты никогда не увидишь!
Короленко – тонкий психолог. Он проникновенно воссоздает тот тесный мир звуков, ощущений и мыслей, в который погружен его герой. Слепые лишены одного из главных чувств, поэтому свой недостаток они компенсируют развитием всех остальных четырех. Как известно, у них очень развиты обоняние, осязание, слух. Каждый человек должен в чем-нибудь найти себя. Слепые часто имеют призвание к музыке, как это было и с Петром. Он не только понимал и слышал музыку, он еще с ее помощью пытался воспроизводить краски, то есть хотя бы немного прикоснуться к тому ощущению, которое ему не дано. Сразу вспоминается опыт с аистом, когда мальчик проводил рукой по оперению, а мать нотами, взятыми на клавиатуре рояля, пыталась дать ему понять различие между двумя цветами, черным и белым. Тогда дядя Максим прервал эти опыты, но впоследствии и сам уже повзрослевшему Петру пытался объяснить краски, как ощущения.
О роли Максима в судьбе Петра нужно сказать особо, поскольку роль эта неоценима. Дядя, что совершенно естественно, не мог остаться равнодушен к судьбе племянника. И не потому, что они родственники, а потому, что судьбы их сходны. Оба инвалиды: один лишен ног, другой – зрения. Именно Максим не дает сестре сделать из мальчика тепличное растение. Как мы впоследствии убеждаемся, это была единственно верная политика в отношении слепого, которая и принесла ему впоследствии счастье. Если бы не Максим, его племянник ушел бы в себя, как делают многие обделенные природой люди. И только дядя всю жизнь буквально бросал племянника в водоворот жизни, в социум, заставлял общаться, ездить, изучать что-то. Последний шаг Максима (и самый верный) – знакомство Петра с нищими странствующими слепыми. Путешествие с ними заставило Петра переосмыслить свае существование, забыть наконец о своей вечной неудовлетворенности и обиде на мир.
Конечно, одна из главных составляющих человеческого счастья – любовь и семья. Тут герою несказанно повезло, потому что он мог и не встретить маленькую женщину Эвелину с таким развитым чувством долга, готовую на самопожертвование. Но он встретил ее, и она подарила ему счастье отцовства. Обычному человеку, наверное, еще рано становиться отцом в столь юном возрасте, но для Петра это была спасением, пришедшем как раз вовремя. Высшее блаженство он испытал даже не тогда, когда ребенок родился, а когда стало известно, что у него полноценное зрение. Петр уверял потом, что в эти несколько самых радостных минут в его жизни он видел. Совершенно нет разницы, было ли то просто его воображение или что-то еще. Раз он верил в это, значит, так оно и было.
Повесть заканчивается концертом, где мы видим успех слепого музыканта. Этого успеха он достиг лишь с помощью собственного таланта и упорства. Признание публики – его высшая награда. Здесь приходит мысль о том, что полное счастье человека возможно только при слиянии успехов личных и общественных. Человек счастлив, когда он среди людей, когда они признают его, и, тем более, когда восхищаются им.
Так решает Короленко проблему счастья. Цельное и гармоничное существование возможно даже для человека, чем-то обделенного. Конечно, к счастью нужно идти трудными путями. Конечно, по пути человек непременно что-то теряет. Конечно, и дальше безоблачное существование будет омрачаться. Но человек может быть счастлив. Это главная мысль Короленко, которая заставляет снова вспомнить знаменитые слова: «Человек создан для счастья, как птица для полета».
Урок развития связной речи в 8 классе. Сочинение–развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Разделы: Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/glavnyiy-geroy-povesti-korolenko-slepoy-muzyikant/
Оформление:
Цели урока:
- продолжать обучать учащихся написанию сочинений необычных жанров (сочинению-рецензии),
- развивать стремление к творческому поиску,
- отрабатывать умения самостоятельно анализировать художественный текст, давая собственную оценку прочитанному,
- воспитывать эстетический и литературный вкус.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Зачитывается текст. /Очерк «Огоньки» В.Г.Короленко/.
Вспомните известный вам текст очерка В.Г.Короленко «Огоньки».
Идейное содержание заключается в одной строке. Назовите эту строчку.
– Но всё-таки…всё-таки впереди огни!
– Правильно, но надо учесть, что огни – это аллегория, иносказание. Что же на самом деле скрывается за этими огнями?
Если мы раскроем смысл аллегории, заключённой в рассказе, мы научим темы вашего сегодняшнего урока развития речи.
-Что же всё-таки впереди?
- 1-й – Впереди надежда.
- 2-й – Впереди счастье.
- 3-й – Впереди любовь.
- 4-й – Впереди радость.
- 5-й – Впереди борьба.
- 6-й – Впереди жизнь.
– И как итог, я бы добавила. Всё-таки…всё-таки жизнь прекрасна.
/Эти высказывания записываются на доске/.
-Именно об этом нам с вами предстоит сегодня порассуждать.
/О счастье, о надежде и т.д./ и подготовиться к написанию сочинения-рецензии по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»/Писатель назвал своё произведение этюдом/.
-Начнём с домашнего задания. При подготовке к уроку вы должны были обратиться к словарям, дать определение отзыва и рецензии для того, чтобы точно знать, как работать над своим сочинением, на что следует обратить внимание при подготовке материалов к сочинению.
– Отзыв – то же, что отзвук, отклик.
-Мнение о ком, чём-нибудь.
-Условный секретный ответ на пароль/пропуск/ в войсках.
Словарь Ожегова.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.д.
Соварь русского языка Ожегова.
Рецензия –
- Газетно-журнальный жанр; критический разбор и оценка нового художественного или научного произведения.
- Отзыв на научную работу или литературно- художественное произведение перед их публикацией, защитой и т. д.
/На столах учеников памятки написания рецензий/.
- Библиографическое описание книги/Ф.И.О. автора, название книги, место издательства, год издания/.
- Краткое изложение содержания, о чём книга?
- Суждение о книге/что особенно понравилось и почему?/
- Выводы о прочитанном:согласны ли вы с идейным содержанием книги, т.е. с позицией автора или нет.
Обосновать свою точку зрения.