ФЭБ: Макаров. . — 1994 (текст)

Сочинение

170

СОЧИНЕНИЕ. ИГНАТ МАКАРОВ

1863 год марта 18 дня

В прошлом году мы учились у графа очень хорошо Льва Николаевича, потому мы хорошо учились, что у нас были три учителя: Владимир Александрович, Иван Иванович, Густав Федорович и даже часто ходил к нам сам Лев Николаевич. Нас ребят ходило около 35 ти, мы разделялись на три класса: старий, средний и младший.

В старшем классе было человек семь и учил нас самый злой учитель солдат Владимир Александрович матиматики и геометрии, мы его очень боялись. А Иван Иванович 3 учил второкласных и он человек не плох и когда он что станет говорить кому нибудь, или спрашивать, то все смеется. А ежели на кого осерчает, то топнит об пол ногой, а сам даже засмееться, это значит он не умеет серчать, он учил второклассных читать и писать. А Густав Федорович4 был немец и учил он нас только рисовать и он был смирный никаго ни ругал

171

и не бил и разсказывал всенам как в Ермании хорошо, что там лето, а зимы почти нет.

————

1 Макаров Игнат Севастьянович (1849—1897) — ученик Яснополянской школы. В книжке «Ясной Поляны» за май месяц напечатано сочинение И. Макарова «Свадьба», а в апрельской — сочинение, написанное им вместе с Василием Морозовым, «Ложкой кормит, а стеблем глаз колет». В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой описал, как проявился характер И. Макарова (Семки) и В. Морозова (Федьки) в работе над этим сочинением: «Семка, казалось, видел и описывал находящееся перед его глазами… Федька, напротив, видел только те подробности, которые вызывали в нем то чувство, с которым он смотрел на известное лицо. …Семке нужны были преимущественно объективные образы: лапти, шинелишка, старик, баба, почти без связи между собою; Федьке нужно было вызвать чувство жалости, которым он сам был проникнут. …Глаза у него блестели почти слезами; черные, худенькие ручонки судорожно корчились; он сердился на меня и беспрестанно понукал: написал, написал? — все спрашивал он меня. Он деспотически-серьезно обращался со всеми другими, ему хотелось говорить только одному, — и не говорить как рассказывают, а говорить как пишут, т. е. художественно запечатлевать словом образы чувства; он не позволял, например, перестанавливать слов. …Размягченная и раздраженная его, в это время, душа чувством жалости, т. е. любви облекала всякий образ в художественную форму и отрицала все, что не соответствовало идее вечной красоты и гармонии.

2 стр., 766 слов

Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке

... (16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической ... (37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только ... минувшего лета. (9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, ...

  • ..Главное свойство во всяком искусстве — чувство меры — было развито в нем необычайно. Его коробило от всякой лишней черты, подсказываемой кем-нибудь из мальчиков» (8.304—305).

2 Владимир Александрович — учитель Яснополянской школы, отставной солдат. Фамилия неизвестна. Преподавал математику. Плохо проявил себя в работе и был от нее отстранен.

3 Орлов Иван Иванович — учитель Яснополянской и Телятинской школ. Происходил из духовного звания. В журнале «Ясная Поляна» за октябрь напечатана его статья «Телятинская школа». В 1863—1890 годах был управляющим в имении Толстых Никольское-Вяземское.

4 Келлер Густав Федорович (1839—1904) — учитель Яснополянской школы. Преподавал рисование, черчение, естественные науки. Приехал из Германии по приглашению Толстого в 1861 г. С 1865 г. преподавал немецкий язык в тульской классической гимназии, о чем рассказал в своих воспоминаниях его ученик В. В. Вересаев. Отчет Келлера о преподавании рисования Л. Н. Толстой включил в 3-ю статью «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (8.116—119).

5 Фрагменты данного сочинения опубликованы: 8.508, 511.