ФЭБ: Надеждин. «Борис Годунов». А. Пушкина. Беседа старых знакомцев. — 1996 (текст)

Сочинение

500

Н. И. Надеждин

Беседа старых знакомцев

Слава, нас учили, дым:

Свет — судья лукавый!

Жуковский

«Слава… слава… обольстительный призрак!.. Что за волшебную прелесть имеешь ты для нас, слабых смертных!.. Едва удастся нам выдраться из-под ига животных потребностей, кои первые одолевают наше земное существование, как душа, только что спознавшая саму себя, становится игралищем собственных сил и рабою собственных прихотей. Ей кажется тесно и душно в пределах своего неделимого бытия: она ищет выбиться, излиться, раскинуться сколько можно шире в пространстве, среди коего поставлена; и, при недостатке существенной полноты, утешается, если шум, производимый ее усилиями, раздается вокруг нее более или менее внятными звуками. Забава, конечно, невинная, но зато — прочна ли?.. Сии обольстительные звуки… надолго ли их становится? Какая волшебная сила может оковать их летучую беглость в этой беспрестанно мятущейся стихии, которая называется мнением?.. Очарование естественно: но разочарование гораздо естественнее!.. Transit gloria!»

Так рассуждал я сам с собой, третьего дня, направляя стопы свои к жилищу доброго и почтенного князя Любославского, у которого в этот день, по случаю рождения старшей дочери и именин младшего сына, снаряжен был, по обычаю предков, богатый обед на славу.

Случай сделал меня известным князю, сохранившему от времен екатерининских барскую пышность и барское меценатство к ученой братии, которое, не в осуд нашему просвещению, началось ныне выходить из моды. В прежние годы, когда он сам был помоложе и поретивее, у него отделен был особенный день в неделе, который посвящался исключительно грамотеям и писакам,

Прозаистам и поэтам,

Журналистам, авторам, —

приглашаемым и угощаемым,

Не по чину, не по летам, —

венки Грациям

502

Князь Любославский: Страсть к науке и общению

Князь Любославский был человеком, чья страсть к науке и общению не знала границ. Он великодушно делил свое время между исследованиями и приемами гостей, не забывая при этом о своих обязанностях в области сельского хозяйства. Эта необычная гармония интересов оказала влияние на литературу и сделала его одним из ярких деятелей своего времени.

Князь Любославский не ограничивался теоретическими знаниями. Он внедрил нововведения в сельское хозяйство, создав проекты для улучшения сельскохозяйственных инструментов, таких как плуги и бороны. Его интерес к агрономическим вопросам и связанным с ними исследованиям сделали его активным участником в «Земледельческом журнале».

2 стр., 593 слов

Наука страсти нежной и подлинная любовь в жизни Онегина» по произведению ...

... на счастье герою чувствуем тихую радость: любовь — подлинная и высокая—победила. Вот такое прекрасное сочинение на тему «Наука страсти нежной и подлинная любовь в жизни Онегина», которое, мы надеемся, вдохновит вас на написание собственного сочинения. ... Нет ничего странного, что в итоге Евгений оказался пресыщенным и « ... «театральной» жизни Онегина заканчивается. В восьмой главе романа мы видим его ...

Однако, несмотря на серьезные научные и практические интересы, князь Любославский не утратил своей гостеприимности. Он часто приглашал гостей к себе, чтобы насладиться обедом и хорошей беседой. В одном из таких мероприятий он встретил своего старого приятеля Тленского и пригласил его сесть за стол.

Обед у князя Любославского был настолько разнообразным, что сложно даже вспомнить все блюда, которые были поданы. Однако, для князя, важнее было общение и обмен идеями, чем кушанье. Это отражало его стремление к научным и общественным исследованиям, которые сделали его выдающейся фигурой своего времени.

503

Разговор на обеде: Ученые и стихотворцы

Как и при образовании целой системы языка народного, разговор начался с односложных междуметий, развился потом на фразы и, уже при конце обеда, посыпался беглым огнем общего собеседования. Говорили прежде о холере; потом о театре; перешли было к политике; но один почтенный, пожилых лет человек, у которого я заметил признаки камергерского ключа, перервал вдруг речь и сообщил разговору другое направление.

— Я думаю, — сказал он, вытираясь салфеткою после жирного соуса и наполняя рюмку свою вином. — я думаю, что все беды происходят от ученых и стихотворцев. Ma foi, это пренеугомонные головы. Мой Jeannot — хоть бы например — с тех пор как вышел из пансиона и начал писать в альбомы, сделался ни на что не похож. Такую несет дичь!

— Извините, ваше превосходительство, — возразил сосед его с красным воротником на синем фраке. — Вы напрасно изволите смешивать ученых с стихотворцами. Это два противоречия, которые, secundum principium contradictionis, вместе быть не могут, особливо в нынешние смутные времена словесности. Теперь стихотворство сделалось синонимом невежеству. Невежество, конечно, беспокойно: но есть ли творение смирнее и безвреднее ученого?..

«Верно, рубашка к телу ближе», — подумал я сам про себя.

— Allons, professeur! — перервал хозяин. — В своем деле ты не можешь быть судьею. Знаю я ваше смирение. Но — за что такая клевета на стихотворцев? По-моему — это мокрые курицы!.. На своем веку я пригляделся к ним. Бывало, как соберутся у меня покойные…

— Покойные были очень покойны, ваше сиятельство, — возразил с живостию красный воротник. — Я говорю о нынешнем несчастном поколении. Эта ветреная молодежь, помыкающая теперь священною лирою Аполлона… dura aetas… quibus pepercit aris? Не говоря о дерзости, с каковою посмеивается она всем уставам и законоположениям, коими держится поэтическое

504

Завершение обсуждения

В ходе обеда разразился живой и интересный разговор о столетних дебатах между учеными и стихотворцами. Столетиями это противостояние продолжается, и мнения по этому поводу разделяются. Одни считают, что стихотворцы несут на себе вину за многие беды, в то время как другие полагают, что ученые не менее ответственны за текущее положение дел.

Искусство и наука: вечная дилемма

Обсуждение раскололось на две противоречивые точки зрения. Одни участники увидели в стихотворцах несметные беды и считают, что поэзия в нынешние времена приводит только к невежеству и дерзости. Другие, наоборот, отстаивают право стихотворцов на свободу выражения и креативное самовыражение.

1 стр., 398 слов

Что сказали мне стихи Пушкина? 6 класс

... же будем уважать творчество Александра Сергеевича Пушкина и других писателей и поэтов! ` Что сказали мне стихи Пушкина? Популярные сочинения ... теперь ответим на вопрос: «А могут ли стихи Пушкина нам что-то сказать?» Конечно могут. Они говорят нам о красотах природы ... то, что так проникновенно осталось бы в голове читателей. Стихи Пушкина открывают для нас много нового. К сожалению, мастер своего ...

Бесконечное противостояние

Этот дискуссионный вопрос остается актуальным и сегодня. Ученые и стихотворцы продолжают спорить о месте и значении своего искусства в современном обществе. Вопрос о том, кто несет ответственность за события и беды, остается открытым.

В конечном итоге, обед завершился, но спор оставался нерешенным. Столетиями ученые и стихотворцы продолжают бороться за свое место в обществе и в истории.

Православие является наставницей веков и народов, святой классической древности. Однако, сегодня ей недостаточно уважения, которое она заслуживает. Эта шумная толпа, называемая circulatorum, не заботится о том, чем она занимается. Что думают и чувствуют все эти люди? Какие их настроения? Какие их завывания? О, мы дожили до худых времен!

«Что правда, то правда», — подумал я, наблюдая за всем этим. «Но филиппика слишком пламенна. Есть ли повод для такого горячения?»

Одна из дам, сидевших рядом с хозяйкой, перебила мои мысли и прервала речь ученого. «Иван Прокофьевич, — сказала она, обращаясь к разгорячившемуся Демосфену, — ваш староверческий фанатизм давно известен. Однако, вам не удастся уговорить нас принять вашу веру. Мы не хотим читать «Россиаду».

Ученый, отвечая с неудовольствием, сказал: «Тогда прочитайте новую поэму Баратынского».

Хозяин перебил их разговор, выступая в роли посредника. «Шутки в сторону, — сказал он. — Я уже давно знаю, что «Россиада» не стоит ничего. Но правда, нам сейчас нечего читать! Что происходит с нашей словесностью? Все исписано! Даже сам Пушкин, которого я раньше с удовольствием читал… что с ним стало? Почему он замолк?»

Один из собеседников вступил в разговор: «А что насчет «Бориса Годунова»?»

Дама перебила его, вступив в состязание с ученым. «Не говорите мне о том несчастном произведении! — сказала она. — Я всегда стыжусь за Пушкина, когда слышу его имя! Это ужасно! Я всегда считала, что в «Руслане и Людмиле» было больше таланта, я восхищалась им… но теперь…»

И тут один молодой человек, у которого борода была в моде, предложил выслушать прекрасные стишки из одной петербургской газеты, которые касаются «Бориса Годунова».

Вот такие разговоры происходили в Английском клубе, где я находился в тот момент.

Эпиграмма на Пушкина

Прочти-ка, прочти! — вскричал хозяин. — Я люблю до смерти эпиграммы и каламбуры…

Молодой франт приосанился, вынул из кармана маленькую бумажку и начал читать с декламаторским выражением:

И Пушкин стал нам скучен,

И Пушкин надоел,

И стих его не звучен,

И гений охладел.

Бориса Годунова

Он выпустил в народ:

Убогая обнова,

Увы! на Новый год!

Все захохотали и многие закричали: браво! прекрасно! бесподобно!

Поддержка и критика

  • И это напечатано! — сказал наконец камергер. — Ну, Пушкин… Capot!.. Да и давно бы пора!.. А то — вскружил головы молокососам ни за что, ни про что. Мой Jeannot — например — бывало, только им и бредит…
  • Я всегда сомневался, чтобы у него был истинный талант, — сказал один пожилой человек, в архивском вицемундире.

А я часто и говоривал, — примолвил другой.

15 стр., 7099 слов

«Русская смута» в трагедии «Борис Годунов»

... как главного героя трагедии; обозначить место «русской смуты» в трагедии «Борис Годунов». 1. Историзм в творчестве А.С. Пушкина 1.1 Личность А.С.Пушкина и создание трагедии «Борис Годунов» Пушкин был велик ... их решению. Тогда обращение к драме в «Борисе Годунове» означало утверждение реализма в творчестве Пушкина. Одной из ведущих проблем выступает проблема личности и общества, индивидуалиста - ...

  • Признаюсь, — сказал третий, — я и не говорил и не думал;
  • но теперь начинаю думать и готов сказать…

Я толкнул в свою очередь Тленского. «Что ж ты молчишь, — прибавил я ему потихоньку на ухо. — Ведь вашу тысячу рубят!» Тленский молчал, утупив глаза в тарелку.

Мнение журналистов

  • Но, — раздался один голос между присутствующими, — не должно спешить так опрометчиво приговором. Посмотрим еще, что скажут журналисты…
  • Они немы, как рыбы, — прервала дама.

— И это молчание есть уже самое красноречивое свидетельство…

  • По-моему, однако, гораздо вернее и безопаснее приостановить свое суждение — до решения «Московского телеграфа».

506

Уникальная часть учебной работы:

В упомянутом фрагменте произведения, главный герой Тленский вступает в дискуссию с дамой о возможной позиции газеты «Московский телеграф» по поводу пьесы «Борис Годунов». Дама утверждает, что газета будет на стороне правды и публики, в то время как Тленский, с видимым замешательством, отвечает, что ничего не знает на этот счет.

Тленский предполагает, что «Московский телеграф» из-за авторитета Пушкина и множества врагов, ограничится общими выражениями и не будет вдаваться в подробности о пьесе. Он также считает, что лучше предоставить публике самой судить о пьесе и разрушить идеализированный образ ее автора.

Однако, хозяин вмешивается в разговор, напоминая Тленскому, что он сам был одним из обольстителей пьесы «Борис Годунов». Хозяин вспоминает, как Тленский горячо защищал эту пьесу и утверждал, что она станет эпохой в литературе, выдвинув ее вперед на несколько столетий. Тленский в замешательстве признает, что, возможно, ошибался, так же как и все остальные.

Дама поддерживает Тленского, заявляя, что заблуждения свойственны как уму, так и сердцу. Тленский соглашается с ней, подчеркивая, что первые проходят быстрее, чем последние.

Во время этой дискуссии, главный герой ощущает себя неловко и нервничает. Все вокруг поздравляют и подают здоровье, и разговор начинает принимать другое направление. Тленский не отвечает на вопросы своего соседа, будто бы утонув в своих мыслях.

В данном фрагменте проявляется внутренний конфликт главного героя, который ранее был уверен в своих убеждениях, но теперь сомневается в них. Это добавляет психологической глубины и сложности к его характеру.

Дискуссия о «Борисе Годунове»

Обед вдруг прервался, и я решительно взял Тленского за руку, когда все вставали. С непоколебимой решимостью взглянув на него, спросил: «Понимал ли ты, что говорил?» Он решил отделаться от меня и сказал с досадой: «Ты меня душить своими диссертациями, а мне не до них».

Остановившись, я продолжил: «Ты, однако, всегда был честным, хотя и принадлежишь к известному приходу». Тленский признался: «Хорошо, пойдем в кабинет князя, закурим трубки и я буду тебя слушать. Но не распространяйся! Я дал слово составить партию Анне Петровне».

2 стр., 735 слов

Борис Годунов. Александра Пушкина

... благодарностию посвящает Александр Пушкин". карамзинского не хотел понять Так должно смотреть на политическую завязку жизни Бориса и ряд ... 1612 года... не смеет утвердительно назвать Бориса цареубийцею! Все это утратил Пушкин, взяв идею Карамзина. Впервые: Московский ... ; самые нелепые клеветы летописей повторяются, чтобы в Борисе непременно представить убийцу Димитрия-царевича, как прежде повторялось ...

Войдя в кабинет, мы обнаружили книгу «Борис Годунов» на столе, разложенную на «сцене в корчме». Я взял ее и обратился к Тленскому, который готовил мне трубку: «Читал ли ты всю «Бориса Годунова»?». Тленский ответил: «Читал!»

Я продолжил: «И что ты думаешь о ней?» Тленский выразил свое мнение: «Такая дрянь, что невольно дивишься и краснеешь. Как мог я до сих пор не быть с тобой одного мнения…». Но я не мог не заметить его неопределенности.

Я решил прояснить: «Почему ты знаешь, однако, что я разделяю твое мнение?» Тленский, лежа на диване, ответил: «На нем венца, коего похищение начинает становиться слишком ощутительно…».

Я задал ему еще один вопрос: «А ты и твоя братия, верно, хотите разыгрывать самозванца? Дело не дурное! Но давайте оставим аллегории! Скажи мне ясно, за что несчастный «Борис» упал у вас так низко?». Но Тленский отмахнулся: «Это дребедень, не сумеешь как назвать… Не то трагедия, не то комедия, не то… черт знает что…».

Я усмехнулся и заключил: «Ге! Ге! Так и вы начали разбирать имена! А между тем, ваша братия раньше называла всякое покушение подводить произведения новейшей романтической поэзии под разрядный список старинных классических учебников. Пушкин сделал заметку на заглавном листке «Бориса Годунова». Теперь приходится вам ломать свои головы…»

Фамильный тип в поэзии

Фамильный тип — это особый характер, который делает поэтическое произведение уникальным и определяет его принадлежность к определенной категории поэтического мира. Этот тип является ключевой чертой, которая выделяет одно произведение от другого, делая его неповторимым.

Однако, как утверждает Тлен, не следует злоупотреблять фразами, которые могут затмить суть произведения. Ведь справедливость заключается в том, что поэтическое произведение должно иметь определенный характер, но этот характер должен быть четко определен и не размываться множеством слов.

В диалоге между Тленом и Я, они обсуждают характер произведения «Борис Годунов». Вопрос о том, является ли оно драмой или исторической поэмой, поднимается. Но и здесь нет однозначного ответа. «Борис Годунов» не подходит под определения ни драмы, ни исторической поэмы.

Таким образом, можно сказать, что «Борис Годунов» имеет свой уникальный характер, который не подпадает ни под одну из существующих категорий поэтического мира. Это произведение несет в себе органическую целостность, но она проявляется не в форме обычных диалогов или сцен, а через размышления и воспоминания о давно минувших днях и преданиях старины.

Искусство Пушкина в «Борисе Годунове» заключается в создании уникального фамильного типа, который не подчиняется стандартным жанровым рамкам и оставляет читателя с ощущением удивления и неопределенности.

14 стр., 6600 слов

Сочинения по трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина

... мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу. Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра,Но для реализации своих намерений ... в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский ...

Итак, «Борис Годунов» можно назвать произведением, которое выходит за рамки традиционных жанров и представляет собой уникальный фамильный тип в поэзии.

Борис Годунов: Историческая Эпоха**

Введение

Пьеса «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина является важным произведением русской литературы, которое освещает исторические события и личность Бориса Годунова. Однако для полного понимания этой пьесы необходимо разобраться в глубоком контексте и исторических реалиях той эпохи.

Царствование Бориса Годунова

Царствование Бориса Годунова — это эпоха, которая наполнила мир историческими событиями и переменами. Он обладал всей царской властью и управлял Русью из-за слабости Феодора, но при этом он не осмелился изменить старые московские обычаи и традиции. Таким образом, хотя он фактически царствовал, его период на престоле не принес значительных изменений в жизни Московского царства. Это было время благочестивой панихиды по памяти Ивана Грозного.

Новое начало

Настоящая историческая сущность Бориса Годунова проявилась, когда он утвердил себя на престоле, который прежде занимал Феодор. С этого момента началась его историческая жизнь, и он должен был выступать перед обществом. Этот период также означал начало новой эры для Москвы, поскольку после Годунова власть перешла к другим рукам.

Завершение эпохи

Борис Годунов ушел с исторической арены, но его тень оставалась. Даже после его смерти власть сохраняла его наследник, и Москва пережила новый перелом. Исторический процесс не ограничивался его жизнью; он был лишь одним из ключевых игроков в большом историческом событии, которое затрагивало всю страну.

Заключение

Пьеса «Борис Годунов» Пушкина не только отображает личность Бориса Годунова, но и предоставляет окно в историческую эпоху, которая сформировала современную Россию. Эта пьеса помогает нам понять, как прошлые события и личности влияют на наше настоящее и будущее.

Тлен. И явился на позор в сценах Пушкина…

Я. Извини, любезный!.. Это именно и составляет их достоинство, что сей колоссальный призрак наших средних времен, облеченный всею прелестию романтической фантасмагории, представлен в них так, как доселе еще не бывало. Величие гения Борисова расстилается гигантскою тенью в скудных воспоминаниях нашей истории: но глубина сей исполинской души занавешена еще мрачным покровом.

Что совершалось в сокровенных 511 ее пещерах тогда, когда Москва, выплакавшая себе царя, должна была, вместо ожидаемого успокоения, испытать под ним всю тяжесть тиранства, которое было тем убийственнее, чем скрытнее и лукавее?.. Ужасен ропот современников, так верно переданный Пушкиным:

Что пользы в том, что явных казней нет,

Что на колу кровавом всенародно

Мы не поем канонов Иисусу,

Что нас не жгут на площади, а царь

Своим жезлом не подгребает углей?

Уверены ль мы в бедной жизни нашей:

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,

А там в глуши голодна смерть иль петля?

Легко ль, скажи: мы дома, как Литвой,

Осаждены неверными рабами:

Все языки, готовые продать,

Правительством подкупленные воры.

Зависим мы от первого холопа,

10 стр., 4840 слов

Борис годунов реферат пушкин

... историко-романтической драмы Шиллера и Гюго. Цель данной работы – проанализировать произведение Пушкина «Борис Годунов» как историческую драму. Для этого необходимо решить следующие задачи: выяснить, как ... и непосредственного отношения к содержанию трагедии не имеет. Особенность характера работы Пушкина над «Борисом Годуновым» состояла в том, что отдельные сцены создавались путём непосредственного ...

Которого захочем наказать (50, 51).

Царствование Бориса Годунова

В истории царствования Бориса Годунова произошла ужасная перемена, вызывающая много вопросов. История передает только действия, которые происходят на поверхности жизни, но поэзия способна проникнуть за кулисы и раскрыть сокровенные пружины, двигающие спектаклем. Нельзя сказать, что Пушкин раскрыл душевные тайны Бориса и полностью понял все сложные переживания его страстей. Характер Годунова требует дальнейшего анализа и исследования. Что заставило Бориса измениться? Это могли быть либо действия зла, освободившегося от маски после осознания своей всемогущественности, либо желание власти, которое не выбирает средств для преодоления препятствий. Пушкин принял промежуточную позицию между этими двумя крайностями, как и Карамзин, но эту позицию еще можно считать не окончательной. В глазах Пушкина, душа Бориса была своего рода уединенной пустыней, в которой сражались мучения винной совести, преследуемые привидениями совершенного преступления. С этой точки зрения, лицо Годунова было хотя и не совсем ясным, но выразительным в сценах, изображенных Пушкиным.

Страница 512

Особый интерес представляет первая сцена, где Борис встречается с патриархом и боярами. В ней его лицо не выражает никаких эмоций, а излишне почтительное обращение к тени Феодора является следствием необходимого этикетного притворства. Это бросает на Годунова мрачную тень лицемерия. Настоящий характер Бориса, по мнению поэта, полностью раскрывается во втором монологе, который следует после тайного совещания с чудесниками. Здесь он вынужден поднять завесу и показать червя, постоянно грызущего его душу. В монологе Годунов признается, что хотел устроить свой народ, принести ему славу и любовь, но отложил это попечение и понял, что живая власть ненавистна простому народу. Они умеют любить только мертвых. Мы сами безрассудны, преследуя общественное признание.

Конечно, вот ваша статья с использованием указанных тегов:

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Ах, чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить:

Ничто, ничто… едина разве совесть —

Но если в ней единое пятно,

Единое случайно завелося;

Тогда беда: как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах… (30)

Эта последняя черта, конечно, слишком жестка: я бы посоветовал ее оставить.

Но — вот пламя, пожиравшее душу Бориса, которое отливалось багровым заревом на все Московское царство!.. Теперь далее!..

Насильственное спокойствие царского величия подавляет внутренний мятеж подозрений, взволновавшихся в сердце Бориса при слухах о новой смуте. Имя Димитрия, подобно электрической искре, мгновенно взрывает их волканическое скопление.

Димитрия!.. как? этого младенца?

Димитрия!.. Царевич, удались.

Димитрия!

..Взять меры сей же час;

Чтоб от Литвы Россия оградилась

Заставами; чтоб ни одна душа

Не перешла за эту грань; чтоб заяц

Не прибежал из Польши к нам; чтоб ворон

Не прилетел из Кракова! Ступай!.. (60, 61)

Вслед за сим, я опять не хотел бы встретить насильственного смеха, коим поэт заставляет Бориса удушать свое смятение в собственных глазах и в глазах Шуйского: смех этот слишком искусствен; и притом мы слыхали его в «Коварстве и любви» Шиллера. Но передышка его, после убийственного описания смерти Димитрия, которое он осужден был выслушать, имеет опять истинное достоинство:

Ух, тяжело!.. дай дух переведу —

11 стр., 5313 слов

Сочинения пушкина на сцене русских театров

... Взгляд его на театр как на трибуну в дальнейшем разовьют Гоголь, Островский, Салтыков-Щедрин и многие другие русские писатели и драматурги. Пушкин был страстным ... заменил его. Брянский, может быть, благопристойнее, вообще имеет более благородства на, сцене, более уважения к публике, тверже знает свои роли, не ... одинаков. Вечно улыбающийся Фингал, Тезей, Орозман, Язон, Димитрий - равно бездушны, наду

Я чувствовал: вся кровь моя в лице

Мне кинулась и тяжко опускалась…

Так вот зачем тринадцать лет мне сряду

Все снилося убитое дитя!

Да! да — вот что! теперь я понимаю.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (64, 65)

карамзинским

Никогда еще не являлся в столь верном и ярком очерке. Посмотри даже на мелкие черты: они иногда одною блесткою освещают целые ущелия души его! Не обнажает ли пред тобой всю прелесть простосердечия ума великого — богатого силою, но обделенного образованием — этот добродушный вопрос его царевичу:

А это что такое

Узором здесь виется!.. (55)

Или… не слышишь ли ты в этом медленно раскатывающемся взрыве — коим оканчивается глухая исповедь князя Шуйского — весь ужас бури, клокочущей в душе его:

Подумай, князь! Я милость обещаю.

Прошедшей лжи опалою напрасной

Не накажу. Но если ты теперь

Со мной хитришь, то головою сына

Клянусь — тебя постигнет злая казнь,

Такая казнь, что царь Иван Васильич

От ужаса во гробе содрогнется (63).

А!.. Что ты на это скажешь?.. Или — ты спишь никак…

Тлен. Совсем нет! я, напротив, тебя заслушался! продолжай, продолжай!.. Переметывай кадило…

Я. Да я совсем не шучу с тобой. Что ты на это скажешь?

Тлен. А — что ж такое! Если б Борис сам и действительно был представлен хорошо Пушкиным — так разве он один там только. Ну — а прочая святая братия…

Я. Шуйский представлен мастерски — отлично!.. Бесстыдная угодливость царедворца выливается ярко на всех его речах и поступках. Ему не стоит ничего отпереться от собственных слов пред прямодушным Воротынским (12); он выманивает у Пушкина тайну о самозванце и сам несет ее к Борису (42—50, 52—60).

Ничто не могло дать лучше и вернее об нем понятия, как эти слова Бориса, задержавшие клятвы, на которые он готов был рассыпаться:

Нет, Шуйский, не клянись,

Но отвечай!.. (68)

выручить…

515

Тлен. (небрежно).

Я. Патриарх поставлен также не дурно. В разговоре с игумном (25, 26), он является во всей простоте доброго старца; при совещании, на царской Думе (97—101), возвышается до боголепной святительской торжественности…

Тлен и Я: Дискуссия о сцене «Бориса Годунова»

Тлен. А по-моему — он ничего не значит в сравнении с Мисаилом и Варлаамом… вот так настоящие старцы!.. Шутки в сторону — а это чуть ли не первые лица между всею братиею, составляющею причт Годунова! На них только и можно полюбоваться: в них виден еще талант Пушкина!.. Черт возьми! Я готов за них простить ему все грехи: уморили меня со смеху…

Я. Который, вероятно, и помешал тебе рассмотреть, что это одна из самых худших сцен «Бориса»! Я не спорю, что бродяги изображены в ней весьма верно, прямо с натуры; и сам на них от души посмеялся. Но — кроме излишества, до которого в некоторых пунктах доведен этот фарс, — его драматическое строение исполнено таких несообразностей, что из рук вон! Ну статочное ль, например, дело, чтобы в то время, когда сами приставы привязываются с подозрениями к Мисаилу и сей последний объявляет себя безграмотным — Григорий вздумал сваливать беду на Варлаама, который — хотя и когда-то — но все-таки умел читать? и следовательно, мог изобличить его обман, как действительно и случилось?.. Спасение изобличенного обманщика из корчмы, с кинжалом в руке, было бы, может быть, и очень эффектно, если б только не весьма естественное сомнение: как он мог проскочить сквозь окно корчмы, которая и поныне красна бывает пирогами, а не углами и окнами?.. Нет! я почти столько ж недоволен этим фарсом, как и карикатурным смешением языков в сцене битвы на равнине близ Новгорода-Северского…

1 стр., 459 слов

История России глазами Пушкина (по трагедии «Борис Годунов»)

... показал, народ – та сила, которая движет и управляет историей, хотя ... позволило его обличить. Александр Сергеевич Пушкин в этом вопросе был солидарен с ... России нужна сильная и непоколебимая власть, но не замешанная на крови. Иначе все превратится в пыль, таков закон жизни, и его не преступить. Александр Сергеевич в трагедии «Борис Годунов» ... сочинение? А вот еще:

Тлен. Как! Тебе и это не нравится! Ква! ква!.. pravoslavni… пошель… все эти штуки!.. Ну, брат! с тобой деются чудеса. Мне кажется, что холера составляет эпоху в твоем образе мыслей. Назад тому месяцев шесть ты бы первый стал доказывать, что здесь-то именно и является талант Пушкина. Тогда в твоих глазах или, по крайней мере, в твоих словах — только что на карикатуры.

516

он был и годен. Я помню, как ты это напевал мне. А ты — ты… я думаю, скажешь с Шуйским:

В этом фрагменте мы видим диалог двух персонажей, обсуждающих произведение Пушкина «Борис Годунов». Один из них критикует произведение, говоря, что оно раздвоено и неудачно осуществляет интерес главного лица — Годунова. В то же время другой персонаж спорит с ним, утверждая, что произведение отлично и что недостатки, возможно, более ощутимы только для критика. Однако, фрагмент содержит не только диалог оценки произведения, но и фрагменты произведения самого Пушкина, в которых читатель может увидеть описание сцены с юродивым, мастерски выполненной фантазией автора.

Я. По наружной отделке — не спорю! Но тем для ней хуже!.. Я согласен, что эта сцена, взятая отдельно, есть блистательнейшее произведение поэзии. Она горит мыслями, кипит чувством. Но по несчастию, ей недостает самой простейшей и самой важнейшей вещи — исторической истины. Ну возможно ли, чтобы старец Пимен, сколь ни много видел он при дворе Иоанновом, мог восторгнуться до того высшего взгляда на судьбы человеческие, которого из всех нынешних французских и немецких систем не мог вычитать, при всей своей досужести, так называемый историк русского народа? Сии высокие мысли:

Минувшее проходит предо мной —

Давно ль оно неслось событий полно,

518

Волнуяся, как море-океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно:

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходит до меня,

А прочее погибло невозвратно! (14) —

Гердеровых

Я верую в пророчества пиитов.

Нет, не вотще в их пламенной груди

Кипит восторг: благословится подвиг,

Его ж они прославили заране! (73)

Знаем мы, что Лжедимитрий подписывал имя свое по-латыни, хотя и без соблюдения орфографии: но поэзии надлежало бы изъяснить эту чудную черту исторической физиономии Самозванца или вовсе до ней не касаться. Сие последнее особенно прилично было в «Годунове», где гораздо б интереснее было увидеть, в первой аудиенции Лжедимитрия, не литературные его сведения, а живую и полную картину различных побуждений, кои созвали под знамена его первых слуг и первых ратников. Это общее место, произнесенное Гаврилою Пушкиным:

Они пришли у милости твоей

Просить меча и службы (68), —

совершенно ничего не сказывает в этом отношении; а между тем нам приятно б было найти в поэзии, если не извинение, то по крайней мере, объяснение столь странного

519

(ночью, в саду, при фонтане)

Черт с ними: мочи нет:

И путает, и вьется, и ползет,

Скользит из рук!.. (80)

Жизнь и творчество Александра Пушкина

Вот уже где действительно жалко Пушкина! Так он сбился, что не узнаешь!.. А между тем, как нарочно, эта злодейская сцена, в отношении к наружной отделке, премастерская!.. Последние сцены, в коих является Лжедимитрий, хоть уж тем хороши, что не подкрашены; а потому ничтожность их в глаза не мечется!.. Итак — Самозванец для того заслонил собою Бориса, чтобы показаться уродом! Конечно, это большее несчастие, которое не могло не повредить эффекту всей пиесы… но…

Тлен. Опять — но!.. Знаю — ты найдешься и contre и pour. Но забеливать черное гораздо труднее, чем чернить белое. Не беспокойся!.. Я устал слушать твои подробности; да и трубка моя докурилась. Пора идти; чай — заждались и так меня. Скажу только тебе одно слово: поэзия есть творчество; а здесь нет ни одного оригинального создания. Борис и Шуйский, которых ты хвалишь, переложены только в стихи из певучей прозы «Истории государства Российского»!

520

Я. Да что ж делать, когда ломаная проза «Истории русского народа» о сю пору все еще продирается сквозь заповедную чашу Ростиславов и Изяславов? Что бы ей добраться хоть до Годунова?.. А то — у кого ж достанет совести творить исторические лица!.. Впрочем, если дело дошло до творчества, то я тебе покажу, что ты не читал «Бориса», или читал по складам. А молодой Курбский?.. Разве это не собственное создание Пушкина?.. И какое еще создание… О! я не могу без умиления повторять этого трогательного излияния, в коем так светло отражается душа чистая, полная святою детскою любовью к родине:

Вот, вот она, вот русская граница!

Святая Русь! Отечество! Я твой!

Чужбины прах с презреньем отрясаю

С моих одежд, пью жадно воздух новый:

Он мне родной! теперь твоя душа,

О мой отец, утешилась и в гробе.

Опальные возрадуются кости!

Блеснул опять наследственный наш меч,

Сей славный меч — гроза Казани темной,

Сей добрый меч — слуга царей московских!

В своем пиру теперь он загуляет

За своего надежу — государя!.. (92—93)

А!.. Это для меня выкупает почти «Нулина»…

Заключение

Жизнь и творчество Александра Пушкина остаются вечными источниками вдохновения для многих. Несмотря на критику и споры, его талант и его вклад в русскую литературу остаются бесспорными. Его стихи и произведения продолжают волновать и вдохновлять читателей во всем мире.

Тлен.

Толкуй себе, толкуй!.. «Нулина»-то и поныне читают с жадностью: а о «Борисе» — спроси-ка у публики…

Я. Публики! Будто неизвестна наша публика?.. Правду сказать, Пушкин сам избаловал ее своими «Нулиными», «Цыганами» и «Разбойниками». Она привыкла от него ожидать или смеха, или дикости, оправленной в прекрасные стишки, которые можно написать в альбом или положить на ноты. Ему вздумалось теперь переменить тон и сделаться постепеннее: так и перестали узнавать его!.. Вот тебе разгадка холодности, с которою встречен «Годунов»! Он теперь гудит, а не щебечет. Странно было и для меня такое превращение: но я скоро признал Пушкина. Поэт только переменил голос: а вам чудится, что он спал с голоса…

  • Мне чудится, — перервал Тленский, — что меня кличут. И действительно!.. Прощай, любезный!.. Ты можешь витийствовать как угодно: но — дело сделано!..

521

C’en est fait! Глас народа, глас божий!.. «Годунову» не воскреснуть… Он порхнул, подобно зефиру…

  • Ах! — вскричал я, оставшись один. — Зачем Пушкин умел только сказать эту высокую истину:

Блажен, кто про себя таил

Души великие созданья

И от людей, как от могил,

Не ждал за песни воздаянья!

<1831>