Урок: «Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя». учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Сочинение

Тема: Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

  1. Знакомство с материалом по теме:

Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Художественные открытия Толстого.

Лев Николаевич, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его портрет и, главное, характер, даются писателем в движении, складываются постепенно из черт и признаков, проявляющихся в том, как герой действует, о чем говорит и думает, какое впечатление производит на окружающих. Толстого увлекало изображение самого процесса душевной жизни героев, показ «диалектики души».

Мы называем «Войну и мир» великим многоплановым произведением не только потому, что в нем множество действующих лиц с неповторимыми характерами, речевыми манерами, что в нем мастерски сплетены сюжеты, ситуации, сцены, судьбы, отчего повествование становится увлекательным. Роман этот велик прежде всего историческим, нравственным и общественным содержанием конфликтов, которые пластично разворачиваются перед читателем.

Это грандиозное полотно, на котором изображен сложнейший период российской истории с 1805 по 1820 год. Проникнутое высоким патриотическим чувством, оно несравненно и по своему высокому художественному мастерству.

Роман «Война и мир» — это еще гимн русскому народу, его доблести и чести, его беззаветной стойкости и преданности родине. Впервые в литературе Толстой изобразил героев мыслящих, обладающих высоким интеллектом, ищущих ответа на сложнейшие проблемы движения истории, человеческого существования, обрисовал их личную жизнь в сопряжении с процессами историческими. Роман «Война и мир» таит в себе неиссякаемые возможности для исследований, изучения, для открытий.

36 стр., 17528 слов

Художественные особенности романов Ги де Мопассана «Жизнь» ...

... половины XIX века. Предметом исследования являются художественные особенности в портрета и пейзажа в прозе Ги де Мопассана. Материалом для исследования послужили романы "Жизнь" и "Милый друг" на русском и ... ученых и ведущих литературоведов в области литературной критики и творчества Мопассана: Хализев, Чернец, Данилин [25,26,36]; Л.Н. Толстой, Поль Лафарг, Поль Бурже, Ж. Лаказ-Дутье [7,10,15,14]. ...

Мировое значение творчества писателя.

1.Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма 20 века Томас Манн ощущал в Л.Н. Толстом художника громадного диапазона: « Толстой знал искусство; он переболел им, он так много выстрадал из-за искусства и во имя искусства; он совершил в области искусства такое, о чем мы, простые смертные, и мечтать не смеем».

2.Л.Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского писателя 19 века Ги Де Мопассана, написавшего в 1879 году: «Нам всем требуется учиться у графа Толстого, автора “Войны и Мира”». Мопассан опирался на творчество Л.Н. Толстого в разработке военно-патриотической темы.

3.Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй считал Л.Н. Толстого своим учителем в изображении войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости Л.Н. Толстого. Последний был для него писателем, «который… порой умел делать своих персонажей такими живыми, какими они не были ни у кого.»

4. Французского писателя восхищали в Л.Н. Толстом глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная сила любви и милосердия к человеку. Франс считал Толстого учителем не только для себя, но и для всех: «Толстой — это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает из правды живого и вполне совершенного, подобно Афродите, которая выходит из глубин морских».

2. Подготовка к сочинению.

Возможные темы для итогового сочинения:

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План:

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года — основное в романе Толстого «Война и мир».

— Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

— Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

3 стр., 1200 слов

Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, ...

... приема Наташи, Пети и Николая Ростовых дядюшкой у себя в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении. В этом моменте романа Толстой рисует Наташу как ...

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

Наташа Ростова на пути к счастью

План:

1.Знакомство с Наташей (том 1, ч. 1, гл. 8,10, 16-17, ч.3, гл. 6. Том 2, ч. 1, гл. 10-12, 15).

2.Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. (том 2, часть 3, гл. 12-17, 19).Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом балу? Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

Что главное в Наташе: разум или чувство?

3.Национальные, народные черты в развитии характера Наташи:

Рассмотрим эпизод охоты (главы 3-7, часть 4, том 2).

-Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь»?

-Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?

-В чем эта сцена сцеплена со всем эпизодом охоты?

4.Дорогая цена испытаний. (Том 2, ч. 4, гл. 9-10, 13; ч.5, гл. 6-22.).

« Образ Пьера Безухова и его жизненные искания».

План:

1.Происхождение (незаконный сын екатерининского вельможи, с десяти лет воспитывался за границей, перед смертью отца усыновлен им и по завещанию становится наследником огромного состояния);

2.Внешность.

3.Личные качества:

а) простота и естественность поведения (А.П. Шерер все время боится за его поведение на вечере, так как Пьер искренен, не умеет притворяться – «не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти»);

б) простодушие, наивность (верит, что Василий Курагин печется об его интересах, что Элен его любит, говорит то, что думает);

в) отсутствие силы воли (не умеет сопротивляться предложениям князя Василия, Анатоля);

г) доброта («золотое сердце», любит помогать друзьям, родным, знакомым);

д) поиски смысла жизни: жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка выбрать службу по сердцу, женитьба на Элен, светская жизнь, вера в любовь окружающих, доверчивость, поиски счастья в семье, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, поездка в Петербург.