Современна ли комедия АСГрибоедова Горе от ума

Сочинение
  • Грибоедов
  • Горе от ума — комедия или драма

Пьеса драматурга была принята по-разному. Кто разделял мнение писателя, считали произведение идеальным, кто не одобрял позиции Грибоедова, те критически подошли к созданному труду. И естественно, здесь можно заметить и перепалки, ссоры и споры. И нам смешно наблюдать все это со стороны.

Мы видим, каким смешным представлен Чацкий. Он поступает здравомысляще, однако поступает совсем неправильно. Главный персонаж надоедает Софье своими признаниями в любви, несмотря на отталкивания девушки. Мы задаемся вопросом, отчего же он, не видевший ее три года, требует взаимности. Чацкий показан нам остроумным юношей. Когда он прибыл в Москву, то не желал сразу видеть Фамусова, а помчался к Софье. Молодой человек не желает конфликтовать с Фамусовым, но тот, начинает спорить с Чацким, да к тому же еще и поучает его. Он начинает юношу травить новостями о сватовстве Скалозуба, и эти выводит Чацкого из себя. Заметно, как постепенно раздражение принимает огромные масштабы. И вот уже на главный персонаж своим монологом выступает против этого общества.

Если посмотреть на произведение с комической точки зрения, то можно заметить, что во внешнем виде, например, Фамусова есть смешные моменты. И если этот чиновник такой забавный, то и остальные представители этого общества такие же комичные. Так и получается, что пьеса превратилась в комедию.

Однако у произведения есть и другая сторона. Мы видим, что здесь показана не только драма неудачных любовных отношений, но и крах идей передовых людей того времени. Ведь Чацкий в своем образе и показал именно таких представителей. И хотя он похож на человека одинокого, но предан свои убеждениям и мнению. Молодой человек бросает вызов фамусовскому обществу. Своим идеалом он считает свободу от подхалимства, преклонения перед вышестоящим начальством. Чацкий изобличает ложь, но при этом он остается в полном одиночестве. И здесь пьеса приобретает драматический смысл. Чацкого не только сломили старые силы, но он и был отвергнут из их круга. Параллельно с переплетением личной драмы и общественной здесь идет переплетение комедии с драмой. И хотя, зрители будут смеяться над происходящим на сцене во время просмотра, то поле окончания пьесы обязательно задумаются над ее концовкой.

Вариант 2

Грибоедов смотрел на явление театра в лучших традициях классицизма, как на трибуну, возможность донести до широкой публики важные мысли и направить действия людей, расшевелить их умы и сердца.

15 стр., 7092 слов

Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. ...

... общества и государства. Цитаты Фамусова на этот случай просто потрясают: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Отношение к службе ... общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий - умный, свободомыслящий молодой ... Образ Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов - центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно ...

Таким образом, он старается донести их до всей России. Поэтому автор выставляет Москвы отчасти смешной, а комический эффект создается больше комическим несоответствием, чем другими приемами, которыми автор тоже не пренебрегает. Но постепенно все становится драмой и обретает настоящий драматический подтекст.

Произведение лучше считать сатирической комедией, а все несоответствия будут обусловлены только в социальных рамках. Автор подчеркивает, что внешнее и внутреннее может не соответствовать, мысли и поведения главных героев никогда не совпадают, например, Молчанин, несмотря на внешнюю угодливость, был настоящим циником.

А также индивидуальные несоответствия внутреннего и психологического состояния притягивают читателя по-своему, так на балу все привлекают внимание, а глуховатая графиня пытается объясниться с Тугоуховским, который плохо слышит. Они громко общаются на протяжении всего вечера, стараясь перекричать друг друга.

Дополняют картину комические эффекты, созданные благодаря пародийным образам. Так Репетилов является прямой пародией на Чацкого.

Из собеседников многие не слышат других, во время разговоров каждый пытается рассказать только о своем, при этом не принимая во внимание точку зрения другого человека. Каждый кричит свое мнение и при этом не хочет слушать.

Каждое действие помогает внешнему наблюдателю ощутить настоящий комизм ситуации, чувствуется настоящий сарказм и даже ирония, которая отдает настоящей горечью. При этом сами герои шутят все меньше и меньше, они не привыкли использовать юмор в повседневных разговорах.

К концу действия Чацкий уже не может шутить, но привык высмеивать все происходящее и всех, кто попадает в его поле зрения. К концу произведения оно становится все более драматичным и непредсказуемым, драма ощутимо нарастает к финалу. Драма внутреннего человека и его противостояния с внешним миром, ему трудно найти общий язык с самим собой, он не понимает, почему общество отвергает его.

Чацкий является проигравшим в любовном треугольнике, он проигрывает и в социальном противостоянии. София – барышня не глупая, поэтому не выбирает Чадского. Окружающее общество считает его сумасшедшим. Поэтому герой вынужден покинуть столицу, он бежит от конфликтов, создаваемым им на протяжении долгого времени. Общество радуется тому, что смогло выставить настоящего раздражителя за пределы доступного влияния.

Сочинение Комедия или драма — Горе от ума Грибоедова

Грибоедов написал произведение «Горе от ума» и каждый человек принял его по-разному. Одни разделяли его мнение и даже были согласны. Кроме этого они одобряли произведение автора и многим оно очень нравилось. А вот другие относились к нему отрицательно и не одобряли его. И на фоне этого происходили не только размолвки, но и ссоры и даже споры.

Если еще раз прочитать название произведения, то можно понять, что умным людям очень даже тяжело живется в мире. И поэтому поводу ее можно назвать не комедией, а драмой. Многие люди стараются жить сами по себе и не связываться с другими людьми. А вот Чацкий не хочет ни с кем связываться, ведь общество его могут не только затравить, но и уничтожить.

Он во всем видит только плохое. Кроме этого он в каждом человеке видит только обманщиков или лжецов. Именно поэтому он не хочет искать себе ни друзей, ни знакомых. Он двигает различные идеи, вот только общество совсем не соглашается с этими идеями и делает все для того чтобы они не сбылись. И если другим все понятно, то сам Чацкий не понимает, почему это все происходит. Он даже начал встречаться с девушкой, которая ему сначала нравилась. Но немного погодя она также ушла от него, а все, потому что нашла пусть не такого умного и образованного, но зато он был человечным и простым человеком.

1 стр., 414 слов

Против чего борется Чацкий (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)?

... подражание иностранцам ему чуждо. Чацкий не выносит льстецов, деспотов и лицемеров. Он считает пустыми интересы, которыми живет консервативное дворянство. Автор произведения наделяет главного героя определенными ... в обществе, нравственных убеждений и душевных переживаний. Главный конфликт драмы: А.А. Чацкий против фамусовской знати Молодой человек с реакционным мировоззрением и сильным характером, ...

Немного погодя его объявили просто невыносимым и сумасшедшим человеком, который мешает обществу. А ведь менять уже созданную жизнь на другую им не хочется, да еще и времени они потратили на обустройство своей жизни очень много. И ему не оставляют выбора, как просто взять и уехать навсегда в другой город.

Тугоуховский практически никого не хочет слышать, да ему просто неинтересно мнение других людей. А вот его мнение должно волновать мнение других людей и каждый человек должен с ним считаться. Каждый из героев слышит только себя, а на другого человека им давно наплевать.

Автор считает свое произведение комедией в стихах. Вот только чисто комедией ее назвать невозможно. Здесь смешиваются разные типы и жанры.

Чацкий больше всего на свете любит Софью, а вот девушка любит совсем другого человека. Здесь нет счастливого конца, значит это уже не комедия.

Главному герою такое развитие сюжета не нравится и поэтому он разочаровывается во всех людях. И это уже считается драмой.

Кроме этого сам автор смеется над людьми, которые живут в этом городе, ведь они глупые и вульгарные и ничего не хотят менять в своей жизни.

Другие сочинения: ← Черты классицизма в произведении Горе от ума↑ ГрибоедовЖизненные идеалы Чацкого →

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 42 071 раз

Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.

Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.

Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.

Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.

Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.

Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

14 стр., 6592 слов

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

... того общества. И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения. Чацкий и фамусовское общество. Сочинение Фамусов ...

Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.

Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.

Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.

Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.

Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.

В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.

Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.

Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам и косностью мышления.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

Посмотрите эти сочинения

  • Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
  • Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Мой Чацкий (сочинение) Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
  • Смысл названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
  • Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
  • Сцена бала в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
  • Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение) В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
  • Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский).

    9 стр., 4372 слов

    Рецензия на произведение Горе от ума 9 класс (Грибоедов)

    ... не знают, что любимая присказка – строка из комедии Грибоедова. Редкая рецензия на книгу «Горе от ума» обходится без замечаний об уме Чацкого и его стремлении к переменам. Намного меньше ... Грибоедов, создавая свою пьесу, вложил в нее намного больше, чем просто критику существующего политического и социального строя. Это отмечает практически любая, взятая наугад, рецензия, произведения «Горе от ума» ...

    10 стр., 4928 слов

    Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. ...

    ... Чацкий покидает Москву. Сочинение Чацкий и Молчалин сравнительная характериситка 9 класс В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает острые морально – нравственные ... такой подхалим, как Молчалин. Чацкий не ... 2 В комедии Грибоедова «Горе от ума» описывается некий любовный треугольник, в котором участвует Алексей Степанович Молчалин, Александр Андреевич Чацкий и дочь барина Софья Павловна. Молчалин ...

    Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846).

    Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]

  • Фамусовская Москва (сочинение) Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
  • Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение) Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
  • «Горе от ума» (сочинение) Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
  • Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • Софья начертана неясно (сочинение) В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
  • Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума» Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
  • Век нынешний и век минувший (таблица) Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • «Молчалины блаженствуют на свете» (сочинение) Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
  • Молчалин в комедии «Горе от ума» (сочинение) Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
  • Фамусов и его окружение (сочинение) При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом— презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]