А.Т. Твардовский вошел в историю советской и, шире, русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая ее изнутри. Он был художником, запечатлевшим удивительные проявления необъятной русской души. Духовно-творческая эволюция поэта вобрала в себя все основные коллизии искусства и действительности нескольких десятилетий, отразила судьбы народного сознания, его взлеты и обольщения. Федор Абрамов справедливо сказал о том, что «Твардовский — это история нашего общества…
[sms]
В качестве символов стабильности и развития выступают в творчестве Твардовского два главных его образа — дом и дорога. Они задают пространственно-временные объемы художественному миру поэта, главными проблемами для которого всегда оставались проблемы нравственности и духовности человека: дом — это традиции, извечные основы человеческой жизни, а дорога — это испытания, обновление, поиск. Творческая ценность обеспечивается широтой образной системы, в которой объединяются современное и непреходящее. Характерно, что любимые герои поэта — это неистребимо жизнестойкие правдоискатели Никита Моргунок, Василий Теркин, Анна и Андрей Сивцовы; отец (из поэмы «По праву памяти»).
Все эти типы — коренные, самобытно и духовно деятельные представители народного сообщества. Отличительное свойство художественного метода писателя — конкретность. Твардовский стремится сблизиться с персонажем, увидеть в нем реального человека, найти родственную душу.
В своей лирике Твардовский прежде всего сопереживает — поэтому пророчеств в ней никогда нет. И соответственно его стиль не рассчитан на то, чтобы поражать своими красотами. Поэт исповедует эстетику слова «простого, выношенного и сдержанного — именно такое слово способно к передаче важнейших нравственных истин о человеке и для человека.
В стихах поэта военных лет звучит философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-оарнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту «незнаменитую» войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной: «Мне жалко той судьбы далеки, / Как,будто мертвый, одинокий, / Как будто это я лежу…»
«Юбилей великого поэта .Твардовский и его Василий Тёркин»»
... не велят. Сам Твардовский говорил :« Тёркин был для меня во взаимоотношениях поэта с читателем – воюющим советским человеком, моей лирикой, ... произведении «Страна Муравия», Великая Отечественная война – в поэме«Василий Теркин». Твардовский начал работу над своей главной поэмой – «Василий Теркин» в ... мастер на все руки и мечтатель, влюблённый в свою родную землю, святой и грешный русский чудо-человек. У ...
Уже после войны, в 1945 — 1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о вой-ае — «Я убит подо Ржевом». Ведь именно после войны люди получили возможность вспомнить, оценить и осмыслить военные события: во время войны было не до того. Знаковым является и название города, использованное в названии стихотворения: бои подо Ржевом были одними их самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. Стихотворение написано от первого лица, это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый, — судить живых, строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом, оно довольно велико по объему, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз, почти рефреном звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: древнерусским воинским традициям, традиции христианской. Это обращение — «братья» («Вы должны были, братья, / Устоять, как стена»).
В этом стихотворении отразилась самая глубокая и одновременно самая простая мысль, с которой тысячи советских солдат шли в бой, зная, что скорее всего их ждет смерть:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
В лирике Твардовского отчетливее всего проступает оригинальная концепция личности, сумевшей не раствориться в массе, не поддаться тоталитарной унификации и вместе с тем способной хранить и развивать в себе чувства многих. Именно сознание ответственности перед людьми, неусыпная память спасали от раздвоенности, однако согласие с самим собой обреталось далеко не всегда. Твардовский пробовал скрываться от реальных противоречий за идиллией («Сельская хроника»), за формулами намеренно сглаженными я умиротворенными (некоторые главы поэмы «За далью — даль»), иногда он, напротив, воспарял на волне обезличенных государственных идей, но всякий раз это порождал0 творческое разочарование и бессилие. Нравственная пробле’ матика тех тем, которых касался Твардовский, не позволял» и не допускала компромиссов.
Главная, самая больная для поэта тема — тема исторической памяти — нашла отражение в лирике Твардовского 1950 — 1960-х годов. Памяти погибших на войне посвящены такие проникновенные строки:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь —
Речь не о том, но все же, все же, все же…
За открытым финалом стихотворения — целый мир человеческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть незаслуженную. И сам Твардовский по мере сил в своей поэзии старался отдать дань памяти тем, кто погиб для того, чтобы он жил.
Обращение как единица речи
... понимание их в тексте и использование их в общении; способность к логичной и последовательной речи; владение эпистолярным жанром, умение написать грамотное письмо на любую тему в соответствии ... роль. Цель данного реферата - обучить грамотно и выразительно говорить на русском языке. Основные задачи реферата: 1. Изучить формы обращения прошлых веков; 2. Выявить проблемы современного обращения; ...
Стихотворение «В тот день закончилась война» с трагической силой говорит о глухой разлуке с павшими, особенно остро осознаваемой под гром победных салютов теми, кому повезло выжить в пекле войны.
Такова нравственная проблематика лирики Твардовского. Она звучала абсолютно во всех темах, которые поднимались поэтом: человек на войне и пос.ле нее, человек в условиях тоталитарного общества, тема памяти.[/sms]