Творчество А.Т. Твардовского

Сочинение

Имя Александра Трифоновича Твардовского

Александр Трифонович Твардовский — выдающийся советский поэт, лауреат Ленинской и Государственных премий, чье имя широко известно в нашей стране. Читателей Твардовского покорили и продолжают покорять свобода, юмор, правдивость, удаль, а также естественность его погружения в стихию народной жизни и речи. Его произведения, такие как «Страна Муравия», «Тёркин на том свете», «Дом у дороги», «За далью даль» и его лирика, сопровождают нас с детства.

Александр Твардовский является одной из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20-го века и считается большим национальным поэтом.

На протяжении всей своей жизни Твардовский хранил благодарные воспоминания о детстве, которое он называл «началом всех начал». Он прекрасно осознавал, что его детство было далеко не «золотым». Отец поэта, Трифон Гордеевич, был строгим до суровости, честолюбивым до болезненности и имел собственнические замашки. Для Александра, который был впечатлительным и чутким к несправедливости, было трудно справляться с ним.

Однако с обстановкой, в которой протекало детство будущего поэта, сложилось так, что он мог понять суть крестьянской работы, насладиться прелестью родной природы и впитывать стихи классиков. Он научился преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда. Стремление узнавать новое и непримиримость к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию стали основой его нравственного кодекса. Еще beingже на пороге юности он стал вырабатывать моральные принципы советского гражданина и русского поэта.

Рождение на «хуторе пустоши Столпово»

Александр Твардовский родился в Смоленщине, на «хуторе пустоши Столпово», 21 июня 1910 года. На бумагах это небольшое земельное пространство, состоящее из десяти десятин, было названо таким образом. Земля эта была покрыта мелкими болотцами, которые местные жители называли «Оборками», и полностью охвачена лозняком, ельником и березкой — была во всех смыслах эта земля была непривлекательной.

Однако для отца поэта, Трифона Гордеевича Твардовского, эта земля была очень дорогой. Он был единственным сыном безземельного солдата и многие годы с тяжелым трудом заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк. Помимо материальной ценности, эта земля являлась своего рода символом идеалов и надежд отца.

Влияние родного хутора и семьи на формирование поэта

С самого детства Твардовскому была внушена любовь и уважение к его родной земле — кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но всегда его «имению», как он шутил, называл свой хутор. Несмотря на то, что местность была дикая и находилась вдали от дорог, отец, прекрасный кузнец, решил закрыть свою кузницу и посвятить себя земледелию. Однако ему приходилось арендовать горн и наковальню для работы в отдаленных местах.

14 стр., 6851 слов

Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович

... солистов БСО ВРиТ. Дирижер В.Федосеев Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в ... домой… 1965 *** Мать поэта Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи – настолько бедной, что отец однажды не смог заплатить « ... иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река ...

Отец был грамотным и начитанным человеком по-деревенски. Книга была не редкостью в их доме, и зимние вечера часто проводились в чтении вслух. Таким образом, Твардовский познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. В. Толстого и Никитина. Отец также хорошо запоминал стихи, включая «Бородино», «Князя Курбского» и «Конька-Горбунка». Возможно, именно тогда в сердце мальчика зародились неприязнь и отвращение к Ивану Грозному, Мазепе и Кирилу Петровичу Троекурову.

В детстве на формирование будущего поэта оказало большое влияние его участие в труде, особенно в отцовской кузнице, которая для всей округи была своего рода клубом, газетой и академией наук. Твардовскому не нужно было учиться эстетике труда — она была частью его жизни. Он видел, как под молотом отца рождалось все, что нужно для работы на ниве, в лесу и при строительстве дома. Ожидание заказчиков в кузнице было заполнено интересными разговорами с грамотными людьми, которые жаждали общаться с ним.

На восемнадцатом году жизни Александр Трифонович Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете “Смоленская деревня” была опубликована его заметка “Как происходят перевыборы кооперативов”. 19 июля эта же газета напечатала его первое стихотворение “Новая изба”.

В последующие месяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденции, стихов Твардовского в различных газетах Смоленска; а в начале 1926 года, когда поэт специально приехал в этот город, чтобы познакомиться с М. В. Исаковским, он снова публикует свои стихи в газете “Рабочий путь”. Художник И. Фомичев рисует карандашный портрет “селькора Александра Твардовского”, который напечатан на одной газетной странице с его стихами. В апреле 1927 года смоленская газета “Юный товарищ” помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его стихов и фотографией — все это объединено общим заголовком “Творческий путь Александра Твардовского”. А было Александру 17 лет.

По свидетельству Исаковского, “это был стройный юноша с очень голубыми глазами и светло-русыми волосами. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Шапку он держал в руках”.

Юноша переселился в Смоленск. Но в редакции “Рабочего пути” никакой штатной должности для Твардовского не нашлось. Предложили писать заметки в хронику, что, естественно, не гарантировало постоянного заработка. Но он согласился, хотя прекрасно понимал, что обрекает себя на полуголодное существование.

Образование и работа в Москве

Летом 1929 года, во время отпуска большинства сотрудников «Рабочего пути», Твардовскому были поручены корреспондентские задания и района. Это принесло ему дополнительный доход и позволило расширить круг его знакомств, включая литературных.

1 стр., 500 слов

«В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь…» ...

... гражданской войны, ради чего погиб Емельянов? Зотова мстит за погубленную жизнь, за поруганные идеалы. Алексей Николаевич Толстой смог увидеть и предсказать, какую опасность несет сытость и ... только двадцать два, а сколько пережито, на несколько жизней бы хватило. "В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь". Но что она видела? — войну! Воевать умела ...

Преуспевая, он решил отправить свои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». К своей радости, Михаил Светлов опубликовал поэмы девятнадцатилетнего Твардовского. После этого события горизонты Смоленска стали казаться ему слишком узкими, и он решил переместиться в столицу.

Однако жизнь в Москве оказалась похожей на его предыдущий опыт. Его произведения время от времени печатали, некоторые одобряли его творчество и поддерживали его надежды, но его доходы были невелики, он жил в спартанских условиях, ходил по редакциям и все сильнее отклонялся от прямого пути к настоящему учению и настоящей жизни.

В своем воспоминании, написанном много лет спустя, поэт сжатым стилем описал свое пребывание в Москве и возвращение в Смоленск зимой 1930 года: «Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск…».

Причины возвращения в Смоленск

Трудно сказать, как бы сложилась литературная судьба Твардовского, если бы он остался в Москве, что было возможно, будь у него стабильное и надежное жилье. Вероятно, главной причиной его решения вернуться в Смоленск была его собственная требовательность к себе как поэту и неудовлетворенность своими стихами.

Твардовский осознавал, что его поэзия питалась жизнью села, его обычаями, природой и коллективизацией. Но все это оставалось в прошлом. Он позднее писал: «Был период, когда я, уйдя из деревни, одно время был, по существу, оторван от жизни, вращаясь в узколитературной среде».

Учеба и работа в Смоленске

В первый год обучения в институте, Твардовский сдал экзамены по всем предметам средней школы. Он написал: «Эти годы учебы и работы в Смоленске навсегда остались для меня периодом высокого душевного подъема…Я работал для областных газет в качестве корреспондента, посвящая себя колхозам, глубоко погружаясь в новую жизнь, писал статьи, вел всякие записи, исследовал сложный процесс развития колхозной жизни» («Автобиография»).

Начиная с 1929 года Твардовский стал писать по-новому, добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать “естественно, просто”, и он изгонял “всякий лиризм, проявление чувства”. Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях (“Яблоки”, “Стихи о всеобуче”) наряду с подлинно поэтическими стали появляться и такие, например, строчки:

И сюда

Ребят больших и малых, Соберётся школьный коллектив.

Впоследствии Твардовский понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего — сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, — выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, “в насыщении стихов прозаизмами, “разговорными интонациями” до того, что они переставали звучать как стихи и все в общем сливалось в серость, безобразность… в дальнейшем эти перегибы доходи подчас до абсолютной антихудожественности”

Долгий и трудный путь поисков пришлось пройти поэту, прежде чем он окончательно разуверился в жизненности полупрозаического стиха. Целое десятилетие бился он, как когда-то Некрасов, над решением мучительной задачи — “найти себя в себе самом”. Как и Некрасов, Твардовский прошел в молодости тернистый путь ученичества, подражания, временных успехов и горьких разочарований вплоть до отвращения к своим собственным писаниям, безрадостного и унизительного хождения по редакциям. Впоследствии он сам высказался об этом: “Некрасов был мне как-то лично близок, я знал его биографию, знал о его голодной юности и т. д. Я мечтал, что и я так же буду голодать, пробиваться, когда уеду со своими стихами из деревни; мечты эти, кстати сказать, впоследствии в достаточной мере осуществились, так как я и голодал, и безночлежничал и вообще мытарился порядочно. Но это между прочим. А я хочу сказать, что этот поэт был мне дорог еще и как личность, он был моим любимым героем”

3 стр., 1258 слов

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество

... похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. твердовский поэт теркин лирика Заключение В последние десять - пятнадцать лет своей жизни Твардовский был для множества своих собратьев по перу своеобразным ... -1940) и прозаические записи «С Карельского перешейка». В годы Великой Отечественной войны А. Твардовский был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл « ...

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя — направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете “Красная Армия”.

Жизнь и творчество Александра Твардовского в годы Великой Отечественной войны.

Александр Трифонович Твардовский — российский писатель, поэт, переводчик. Его имя неразрывно связано с громадным заголовком — Великая Отечественная война. Эта война была для него важнейшим событием в жизни.

Жизнь Александра Твардовского разворачивается в трудные годы войны. Часть этого периода он проводит на фронте, где работает журналистом. По его воспоминаниям, «он не видел возможности для себя писать на темы, не связанные с войной — там, где начиналась война, заканчивалась литература».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его произведения. Очерками «Родина и чужбина» он поделился впечатлениями о жизни на фронте. А знакомые Твардовского, свидетели этих событий, рассказывали о его судьбе.

Однажды под Киевом в 1941 году Александр Твардовский едва вышел из окружения. Он работал в газете Юго-Западного фронта, располагавшейся в Киеве, и приказано было не покидать город. В этот трудный период ему удалось спастись только благодаря помощи полкового комиссара.

Жизнь Александра Твардовского продолжалась на передовой — весной 1942 года он попал в окружение под Каневом, но и из этого он вышел живым «чудом», как отмечал И. С Маршак. Оставаясь на фронте, он продолжал трудиться, и его родным домом сталась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Вместе с Тёркиным, этот дом стал легендарным в жизни Твардовского.

Художник 0. Верейский оставил нам запоминающееся описание внешности Александра Твардовского. Он был высоким, широкоплечим, но также обладал и женственной мягкостью в очертаниях губ и округлых линиях щёк. Этот образ можно увидеть в его поэтических произведениях и описаниях.

Введение

В 1940 году, после окончания вооруженного конфликта с Финляндией, имя Василия Теркина было известно только жителям Ленинграда и Карельского перешейка. Однако соавторы его фельетонных куплетов и сам Твардовский, смотрели на него с некоторой снисходительностью, не считая его творчество литературой. Твардовский же постоянно размышлял о том, чтобы написать о минувшей войне что-то крупное и серьезное. В его воображении уже складывались отдельные эпизоды, но сам герой оставался неясным.

4 стр., 1582 слов

Образ Василия Тёркина в поэме Василия Теркин Твардовского

... к сочинению Образ Василия Теркина в поэме Твардовского Популярные ... из боя. Вот кем был Василий Теркин… Сочинение про Теркина Образ Василия Теркина, ... ему такую возможность. Образ Василия Теркина является ... из которых был Твардовский еще до Великой Отечественной войны. Позднее, а именно при Финской войне к нему пришла мысль создать полноценное произведение в стихах о данном герое. Вернувшись с войны, ...

Описание героя

20 апреля 1940 года, в день, когда его приняли в члены ВКП(б), Твардовский записывает:

«Вчера вечером или сегодня утром герой нашелся, и сейчас я вижу, что только он мне и нужен, именно он, Вася Теркин! Он похож на фольклорный образ с проверенным делом. Необходимо только поднять его веселость и энергию, его удачливость и неунывающую душу для преодоления сурового материала этой войны. Он способен вобрать в себя все то, что нужно коснуться. Вася Теркин — веселый армейский шут, но вместе с тем в нем будет присутствовать и лиризм. Трогательно будет видеть, как Вася ползет, раненный, на пункт и не сдается.»

В дальнейшем описываются характеристики Василия Теркина: он родился в деревне, но уже поработал в городе или на новостройке. Он является весельчаком, острословом и балагуром, в чем-то напоминающим шофера, который вез Твардовского с М. Голодным из Феодосии в Коктебель.

Теркин — участник освободительного похода в Западную Белоруссию. Его рассказы о походе демонстрируют его умение и находчивость. В нем сочетается простодушная уставная дидактика с вольностью и ухарством. В мирное время он ловок и находчив, а в пафосе пехоты воплощается близость к земле, холоду, огню и смерти. Вася Теркин может соврать, однако он не преувеличивает своих подвигов, представляя их в смешном, случайном и настоящем виде.

Анализ романа “Книга о войне” А. Твардовского

А. Твардовский, написав роман “Книга о войне”, создал образы героев-бойцов, которые стали символом нашей Родины. Роман первоначально был задуман таким образом, что именно его персонажи отражают настроения, мысли и чувства молодых людей, ушедших на войну.

Влияние финской войны на создание романа

Роман написан под впечатлением финской войны. Твардовский увидел, что на фронте бойцы лишь занимаются боевыми действиями, а у них также есть свободное время и душевный мир, которые они хотели бы наполнить умными мыслями и чувствами.

Автор тоже ощутил, что просто браться за оружие и драться – грустно и нельзя. Поэтому он задумал создать обтора, который поможет не только поднять боевой дух, но и наполнить душу бойцов юмором и жизнеутверждающими идеями.

Тёркин как символ веселости и жизнерадостности

Символом веселья и жизнерадостности стали герои-солдаты, среди которых выделяется Вася Тёркин. Его персонаж – это талантливый и юморной боец, который стал символом народного героя и почтил любого солдата в глубине души.

В современном военном фельетоне часто можно увидеть таких героев, как Иван Гвоздев и Гриша Танкин, но автор уверен, что его персонажи значительно превосходят их по красоте души и восприятии окружающего мира. Тёркин и его товарищи стали идеальными героями произведения – в них слились удачливость, веселость и жизнерадостность настоящих бойцов на фронте.

Уникальный стиль и язык произведения

Поэма “Книга о войне” – это история героя-Тёркина и его компании, но её лучше понимать, как личную судьбу автора-поэта. Он наполнен своей душой, внутренними переживаниями и эмоциями, поэтому уникальное сочетание стиля и языка в произведении отражает и его личность и навыки расслабиться и провести время спокойно, чувствуя себя комфортно.

9 стр., 4258 слов

Характеристика василия теркина (образ героя)

... назвать прототипом Теркина…» (статья «Как был написан «Василий Теркин» Твардовского) Это был цитатный образ и характеристика Василия Теркина в поэме Твардовского, описание внешности и характера персонажа в цитатах, материалы для сочинения. Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/obraz ...

Именно такой стиль и язык являются одними из главных составляющих успеха романа. Автор создал уникального персонажа по своему образу и подобрал те слова, которые максимально точно отражают настроения бойцов-героев. Созданный Тёркин не просто лирический герой, а персонаж реальный и способный с легкостью чувствовать настроение происходящего на фронте.

Специальный образ автора-поэта

В “Книге о войне” помимо Тёркина есть еще один вторичный персонаж – автор-поэт А. Твардовский. Это не просто автор, переодетый в солдата, а художественно обобщенный образ, наполненный из любимого произведения.

Твардовский буквально вошел в военную судьбу своих героев и сумел их максимально четко и точно отразить в своем произведении. Опираясь на факты своей жизни и биографии, он создал персонажа на основе своих качеств и черт характера, что повлияло на создание яркого проверяемого и надежного изображения А. Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский и его литературный герой Теркин

Анализируя личность Александра Трифоновича Твардовского, можно отметить некоторое сходство между ним и его литературным героем Теркиным. Так, как и Твардовский, Теркин не терпел спесивых людей, был разумным и справедливым, не давал себя обижать, но при этом не был задиристым. Как и его создатель, Теркин был щедрым и отличался повышенной совестливостью. Например, он досрочно вернулся с отдыха, проведя всего лишь сутки, потому что почувствовал гражданский долг перед своей страной.

Несмотря на свое жизнелюбие, Твардовский также бывал мрачным и угрюмым, особенно в начале войны. В отличие от него, Теркин был балагуром, весельчаком и настоящим жизнелюбом, который наслаждался каждым моментом жизни даже на передовой.

Теркин был очень многогранным персонажем, способным меняться в зависимости от обстоятельств. Он мог быть и злым и добрым, веселым и печальным, честолюбивым и простодушным, насмешливым и серьезным, заносчивым и скромным, лукавым и прямым, задумчивым и игривым. В какие-то моменты он мог быть просто слабым и обыкновенным человеком. Однако, в нем развиты те качества, которые необходимы воину: упорство, бесстрашие, выносливость, ловкость, мужество, быстрота реакции. Он также испытывает глубокую любовь к родной стране и ненависть к врагу. Это позволяет автору назвать его настоящим героем. Генерал армии А. В. Горбатов, участник трех войн, отметил о Теркине: «В его дисциплине есть свобода, инициатива, он смело принимает свои решения».

Анализ персонажа Василия Теркина в романе Б. Шолохова «Тихий Дон»

В романе «Тихий Дон» автор создал персонажа, который стал не только символом простого советского солдата, но и воплощением национальных достоинств русского народа. Таковым персонажем стал Василий Теркин.

Дидактика и ободрение товарищей

Согласно высказыванию автора о Теркине в 1940 году, он являлся человеком с самой простодушной уставной дидактикой. Однако, в «Книге про бойца» дидактика обретает своеобразные формы — это политические беседы, которые проводит сам Василий Теркин. Его задача — ободрить приунывших товарищей. Так, в главах «О потере» и «Бой в болоте» Теркин немедленно ободрял бедолаг, утративших свои вещи или оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Решителен и непритязателен

В любой ситуации Теркин всегда решителен и непритязателен — он не упускает то, что заслужил. При этом, его склад души и тела, ума и сердца создают особое обаяние и делают его вместе с тем примером простой и высшей нормальности человека, как писал об нем А. Македонов.

13 стр., 6041 слов

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского Василий Теркин

... Теркину. Сочинение Русский солдат в поэме Василий Теркин Мало кто не читал поэму Твардовского “Василий Теркин”. ... простым русским солдатам, ведь участь Василия Теркина подобна участи миллиарда таких же солдат. Теркин воплощает в себе лучшие черты не только солдата, но и человека. Василий в любой ситуации оставался оптимистом, любил жизнь ... романтической поэмы С детских лет всем знакомы сказки. Они ...

Поединок и возвращение на родину

В главе «Поединок» Теркин вначале довольно хладнокровен, но сойдясь с немцем, он ощутил чесночный запах, который напомнил ему о его родине и о том, что он не довелось самому выбивать немцев из своего села. Однако, после форсирования Днепра, Теркин уже находится на правом берегу, где царит веселый гомон, шутки и смех. В главе «Про солдата-сироту» рассказывается о земляке автора, который воевал под Борками. Все описанные черты при жизненном опыте этого персонажа могут быть отнесены к Василию Теркину.

Василий Теркин: характеристики героя в романе А.Н. Толстого

Василий Теркин — один из наиболее популярных образов советской литературы. Роман А.Н. Толстого «Василий Теркин» описывает путь героя во время Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные характеристики, данного персонажа не следует рассматривать как собирательный образ. Теркин — личность чрезвычайно многогранная, в ней сочетаются черты разных людей — от балагура до героя.

Характер Теркина

В начале романа Теркин описывается, как беззаботный весельчак, остряк и балагур, но в ходе войны он умудрен громадным житейским и военным опытом, что придало ему истинную ценность жизни. Герой описывается как ловкий, смекалистый, свойский и бесстрашный. Теркин также обладает острым языком и оптимизмом, но не теряет критичности и не останавливается на достигнутом.

Индивидуальность героя

Хотя некоторые исследователи рассматривают Теркина, как типичный образ советского солдата, в романе вполне заметно индивидуальность героя. Так, например, глава «Теркин — Теркин» показывает, что Иван Теркин, играющий на гармони и имеющий награды за боевые действия, совсем другой по характеру человек. В свою очередь, Василий Теркин — человек невероятно всесторонний, в нем сохранились черты различных людей.

Многоголосие героя

Изображение многоголосия героя и разных людей, которые соединились в нем, создают особое ощущение в романе. Теркин не стремится находиться в центре внимания, но всегда привлекает к себе восхищенные взгляды бойцов. Также Толстой описывает солдатские разговоры с участием Теркина, когда его долго слушают и завораживают его слова. Но даже когда герой не принимает участия в разговоре, речь идет о нем или возле него, и его многоголосье усиливается.

Вывод

Благодаря многогранной личности героя, индивидуальности и многоголосью его образа, роман А.Н. Толстого «Василий Теркин» стал не только важным произведением отечественной литературы, но и изучается литературоведами в качестве примера художественного портрета персонажа.

Развитие исследования

Работа над «Книгой про бойца» Василия Твардовского была истинным подвигом. Он не проживал в изоляции, а находился в постоянном контакте с читателями, которые с восхищением читали каждую главу его произведения. Он получал много писем, в которых его книга получала высокую оценку.

10 стр., 4937 слов

ОПИСАНИЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

... жизни на ближайшие 10 лет. Прийти на мастер-класс Информационные Получение опыта и бесценных знаний, наиболее эффективное распределение времени и управление своей жизнью Следующий, второй год Мне 18 лет, ... экспериментировать Информационные Сочинить несколько музыкальных произведений на электрогитаре (другие) разработать крупный интернет портал Определиться с темой, создать сайт и заниматься его ...

После публикации «Теркина на том свете» появились упреки в заносчивости, связывая их с заключительной главой «Книги про бойца». Однако это не означало, что поэт стал заносчивым и не ценил любовь народа.

Василий Твардовский был непритязателен и безразличен к количеству статей, исследований и диссертаций, написанных о его книге. Но ему было важно, чтобы его произведение жило в народном сознании, чтобы о нем говорили не только ученые в многолюдных залах.

В 1944 году у меня созрело ощущение, что «Василий Теркин» — лучшее произведение о войне. И никто из нас не смог бы написать так, как написано в этой книге.

Твардовский осознавал общественное значение своей работы над «Теркиным». Для него «Книга про бойца» была серьезным вкладом в Победу над фашизмом: «Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся форме изложения».

Сам автор, к счастью, собственны ли глазами войну “с той стороны” не видел — его миновала чаша сия. Однако немалую роль во всем том, что толкнуло Твардовского писать “Дом у дороги” играли и обстоятельства сугубо личные: его родная Смоленщина более двух лет мучилась в плену там жили его родители И сестры, — и чего только он за это время о них не передумал! Правда, ему, можно сказать, повезло: Смоленскую область в 1943 году освобождали войска Западного фронта, с которым уже давно была связана его армейская судьба, и он в первые же дни после освобождения от оккупантов смог увидеть свои родные места. “Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома”.

Всю свою жизнь А. Т. Твардовский, как на боевом посту, — в самой гуще событий, литературных и иных страстей. Не щадя жизни, отстаивает “правду партии”, которой он верен “всегда во всем”. Перечитывая стихи, статьи и письма хотя бы одного лишь последнего десятилетия его жизни, диву даешься, когда успевал этот пожилой уже человек столько писать, ездить по стране и за рубеж и отдавать уйму времени редактированию “Нового мира”. Поистине “жизнь его не обделила” ни талантом, ни энергией. Почти до 60 лет он сохранил не только душевную молодость, но и свойственную молодости беспечность по отношению к своему здоровью. Всегда стремился сам все увидеть, прочитать, осознать, отстоять.

Это дало основания генералу армии А. В. Горбатову, хорошо знавшему истинную цену людям, написать в своих воспоминаниях о Твардовском, что он считает его “…самым настоящим героем… Как коммунист, как человек, как поэт он брал все на себя и бесстрашно отвечал за свои честные партийные взгляды

Истинным отдыхом и наслаждением для Твардовского было на неделю-другую забраться в какую-нибудь глухомань, побыть в таких деревнях, где во многом еще сохранились старинные обычаи. Его постоянно тянуло в лес, в самую дремучую глушь, и, как свидетельствует О. Верейский, “он шел по лесу как хозяин, угадывая по своим тайным приметам грибные места, ругался, увидев следы варварской порубки. Брошенные в лесу обертки, куски газет, всякий пикниковый мусор возмущали его, и он никогда не шел дальше, пока не вытащит спички, не разожжет костерок и не спалит весь собранный им мусор”.

2 стр., 627 слов

Твардовский. Ема памяти в творчестве а. Т. Твардовского

... в творчестве Твардовского в двух аспектах. Поэт выделяет важность памяти о погибших на войне и говорит о значении родовой, семейной памяти. Военная тема — одна из главных тем творчества А.Т.Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ...

Пытаясь защитить советскую литературу от вторжения бездарных и самоуверенных авторов, Твардовский старался даже в самых откровенных отказах быть тактичным и уважительным к человеку. В одном из своих писем он отмечал: «Но, как бы я ни старался подобрать слова менее обидные для вас, суть остается прежней».

Личность поэта – мудрой, граждански зрелой, строгой к себе, гневной, нежной и усталой – прослеживается за каждым маленьким шедевром его поздней лирики. Это может вызвать затруднения у тех, кто предпочитает «поверять алгеброй гармонию»: за последние годы он написал столько стихотворений, которые не укладываются в привычные категории. Где у него граница между лирикой философской, гражданской, пейзажной и политической? Иногда ее просто нет. Однако все стихи последнего десятилетия свидетельствуют о том, что Твардовский-лирик достиг высших вершин поэзии.

В последнее десятилетие своей жизни у Твардовского были и другие заботы. Ему предстояло многое: завершить «Теркина на том свете», написать новую поэму, ясно изложить свои мысли о поэзии – дело, которое стало его главной заботой. Одно из самых важных стихотворений на эту тему – «Слово о словах» (1962), в котором он остерегается за судьбу отечественной литературы и призывает бороться за ценность и эффективность каждого слова. Сколько рукописей Твардовский-редактор отвергал из-за мелочности и пустоты, и сколько других, при его жизни, увидело свет через менее требовательных редакторов! Твардовский имел полное право обратиться к своей родной земле.

Действительно, если поэт, не дожидаясь, пытается «отзвучать» на какое-то событие, его слова становятся бессмысленными, словно «мухи, мрут». Что еще хуже, когда автор, особенно уже популярный, начинает действовать по корыстным побуждениям, борясь за славу и успех.

Чтоб не стоять у ней на страже, Как за жену, спокойным быть.

Написаны эти строки в 1967 году, когда Твардовский с высоты своих неполных 60 лет мог окинуть критическим взглядом все созданное им ранее и с горечью признать, что и сам порой поддавался подобному искушению.

Да, при всем своем мужестве, энергии и воле Твардовский все-таки не был лишен некоторых человеческих слабостей и знал, что «в слабости, в унынье» может порой не устоять против пагубного для поэзии соблазна. Но великое его достоинство в том, что он не страшился признавать свои слабости и беспощадно осуждать себя за них. Именно поэтому он чувствовал свое моральное право указывать другим на их огрехи. В 1959 году он напечатал довольно крупное стихотворение «Московское утро». Поэт, называя главным редактором всей литературы «великое время», восклицает:

Ах время, родное,

великое время,

Солгу по расчету —

лупи меня в темя!

А если подчас

отступлюсь ненароком —

Учи меня мудрым

уроком-упреком.

Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества… Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»).

«А иначе даже мертвому — как?»

Прошли годы, но боль от потерь не исчезла. Война стала далеким прошлым, а жизнь становилась все краше. Однако поэт по-прежнему остро ощущал необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Он использовал знаменательные даты и события, чтобы заставить читателя вспомнить о погибших, которые отстаивали будущее народа.

В 1957 году страна праздновала сорокалетие Великого Октября. В это время было много произведений, посвященных этому юбилею. Однако стихотворение Твардовского «Та кровь, что пролита недаром» выделялось особенно. В нем автор говорит о миллионах пролитой крови за эти сорок лет и о том, как она становится зарей, стучит в сердцах и владеет нами. Память о жертвах не покидает нас ни на час, и мы не должны забывать об этой крови, которая дымится нашим следом.

Память о погибших всегда стучит в сердце поэта. Даже полет Гагарина в космос вызывает у Твардовского особые ассоциации. В его стихотворении «Космонавту» он говорит о тех ребятах, которые погибли во время войны, и напоминает Гагарину, что они тоже герои. Они гордятся своей причастностью к особой славе, которую они добыли в бою, и они не променяли бы ее на славу Гагарина.

Фронтовиков, как погибших, так и уцелевших, было много. Но их имена известны только узкому кругу людей. Празднуя День Победы, мы не должны забывать, во что нам обошлась эта страда. Мы не должны забывать, скольких сыновей мы потеряли, рыдая под звуки победных батарей.

Твардовский думал и писал о погибших в тот самый вечер, когда мы празднуем День Победы. Он напоминает нам, что эти люди были нашими родными братьями, и мы не должны забывать их подвиг.

Таким образом, Твардовский в своих произведениях постоянно напоминает о тех, кто погиб во время войны. Он говорит о пролитой крови и о важности помнить о погибших. Его слова наполнены гордостью и уважением к тем, кто отстоял наше будущее.

Сколько их на свете нету, Что прочли тебя, поэт…

За годы, прошедшие с окончания войны, ушли в небытие многие люди. В их числе и те, кто так или иначе был близок поэту и уносил с собой частичку его жизни, а среди всех этих потерь не самая ли горькая — смерть собственной матери?

“Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.

Так ещё при жизни матери писал о неё Александр Трифонович в “Автобиографии”.

В 1965 году он проводил её в последний путь. В этом же создан цикл “Памяти матери”. Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Первое и третье могли бы быть посвящены великому множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Прощание начинается,

Когда нам платочки, носочки, Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки, К назначенной рвёмся разлуке.

Это строки из первого стихотворения.

В третьем — описание похорон. Первые восемь строк — о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем — сразу резкий контраст:

Но как могильщики — рывком -, Давай, давай без передышки, -, Едва свалился первый ком,, И вот уже не слышно крышки.

Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:

Твардовский: жизнь и творчество

Александр Твардовский – советский писатель, поэт и журналист, родившийся в 1910 году в Заонежье. В детстве он пережил смерть обоих родителей, что особенно ограничило его возможности в жизни, но не помешало вскоре попасть в Ленинград в ученики в литературную школу.

Самая известная работа Твардовского — эпическая поэма “Василий Тёркин”. Она победоносно шла по стране и рассказывала о жизни солдата на фронтах Великой Отечественной войны, ни однажды не нарушив правдивость и значимость написанного. Эта работа значительно повысила авторитет и популярность писателя и оставалась для него источником гордости на протяжении всей жизни.

Ещё одно заметное литературное достижение – роман “Старцы”. Рассказывая о драматической жизни людей в деревне, он осмеливался говорить о том, что было в то время запрещено. Рассказывая о жизни людей во времена гражданской войны и коллективизации, Твардовский всегда отрицал незаменимость кровопролитных событий и вытекающих из них перспектив, подчёркивая скорее тяжкие, а порой трагические последствия для простых людей.

В 1954 году, Твардовский начинает работать над “Тёркином на том свете”. В этой работе, писатель становится и сатириком, и лириком, способным создавать произведение эпических масштабов, где каждый характер точно раскрыт и где пошире речь идёт не только о зле и коррупции в советском обществе, но и о радости и мечте о лучшем будущем. Несмотря на многочисленные нападки со стороны власти (это происходило в годы хрущевской «оттепели»), книга была выпущена и активно продвигалась, что смягчило частные позиции репрессий.

Поэт умер в 1971 году от инфаркта. Его творчество рассказывает нам о войне, о стихии, муках утраченной мечты – вернее всего его трудно позволили судить о своём времени, но только исследование его творчества может изменить это положение дел.

Опубликование и завершение “Тёркина на том свете” придало Твардовскому новые силы. Свидетельство тому — вся его последующая лирика, о которой К. Симонов, ведший совместно с М. Ульяновым документальный фильм о Твардовском, сказал: “Казалось, в своей поэме “За далью — даль” Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться уже невозможно. А он — сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина — его лирика последних лет”.

Самое последнее стихотворение Твардовского из опубликованных при жизни — “К обидам горьким собственной персоны” — датировано 1968 годом. Это не значит, что больше он уже вообще не написал ни строки, хотя, по свидетельству А. Кондратовича, “писал с каждым годом все мучительнее и труднее”. В одном из самых последних, написанном уже на шестидесятом году жизни и опубликованном посмертно, Твардовский спокойно прощался с жизнью:

Что нужно, чтобы жить с умом ?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, —
Он всех основ основа, —
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.

Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить,
Но каждый час,
Готовым быть к отлёту.

И не терзаться — ах да ох -,
Что, близкий или дальний, —
Он всё равно тебя врасплох,
Застигнет, час летальный.

Аминь! Спокойно ставь печать,
Той вопреки оглядке:
Уж если в ней одной печаль, —
Так, значит, всё в порядке.

Наверное, не одни только поэты, но все, кто стремиться быть настоящими людьми, будут правы, сделав это завещание великого советского поэта своим жизненным девизом.

Твардовскому оставалось прожить еще около двух лет. Он еще не покинул своего кабинета в редакции “Нового мира” и еще не знал, что организм его разъедает злокачественная опухоль. Он чувствовал себя не только “в здравом уме и твердой памяти”, но и при исполнении служебных обязанностей”…

В последние десять — пятнадцать лет своей жизни Твардовский был для множества своих собратьев по перу своеобразным духовным отцом благодаря своему исключительному таланту, а главным образом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности за судьбы литературы, да и не только ее. “Он был нашей поэтической совестью” — так предельно точно определит нравственное значение Твардовского Кайсын Кулиев.

Лет за пятнадцать до смерти Твардовский писал, что жизнь его “не обделила… и столько в сердце поместила, что диву даться до поры — какие жесткие под силу ему ознобы и жары”.

До поры… Но вот пора настала. Сам поэт держался мужественно, верил, что выздоровеет.

Между тем самые близкие ему люди еще за год до его кончины знали, что надеяться не на что.

Теперь, когда прошло немало времени, и когда многие близко знавшие его люди опубликовали свои воспоминания о нем, составляющие в общей сложности более пятисот страниц, можно, сопоставив их, попытаться сделать некоторые обобщения и выводы: кто же он был?

Вчитываемся снова в наиболее характерные строки воспоминаний — что вырисовывается из них?

Выросший в крестьянской “босоте и наготе”, он с годами постепенно закалил свой характер.

Суровый реалист, научившийся, как завещал это Ленин, ничего не принимать на веру, он терпеть не мог людей чрезмерного практицизма: вчерашние выпускники вузов, самодовольно кичащиеся своей “ходовой” специальностью, которая обеспечивала в любом крупном городе солидный “кусок хлеба”, вызывали у него чувство недоумения: для него это были люди, преждевременно духовно постаревшие. Вместе с тем ранняя самостоятельность, расторопность и деловитость какого-нибудь мальчишки приводили его в восторг.

И не удивительно, ибо ему самому были чрезвычайно свойственны независимость, самостоятельность, твердость и сила воли. Слава не могла вскружить ему голову, он умел легко отстранить ее — а это ли не признак силы воли?

Даже те, кто с ним часто спорил, отмечали его глубоко продуманную справедливость. Всем бросалась в глаза неизменная душевная доброта Твардовского, стремление действенно помочь ближнему.

Обладая натурой на редкость цельной, он оставался всегда самим собой — и в творчестве, и в повседневном быту.

Трудно оценить в полной мере все созданное Твардовским-поэтом, прозаиком, литературным критиком, публицистом, редактором. Слишком много создано им за 46 лет творческой деятельности. И все-таки, оценивая то, что вошло в его прижизненное пятитомное издание, в посмертно изданные сборники и в опубликованные книги шеститомника, можно в общих чертах подвести итог его деятельности.

В Твардовском заключалось “три дара, из которых складывается истинное поэтическое дарование: дар сочувствия, дар понимания, дар выражения” — так метко определил его талант В. Александров. Еще более определенную оценку его художнической индивидуальности дал П. Выходцев: “Твардовский без назойливо трескучих деклараций, логикой развития художественных образов воспроизводит главные признаки нашего времени, политическое, историческое и философское содержание дел и свершений народа”. И в самом деле, социальное в творчестве поэта неотделимо от эстетического.

Твардовский постоянно находился на самом переднем крае, постоянно обращался в своем творчестве к самым насущным проблемам современности, ставил их со всей остротой и принципиальностью, т. е. был всегда верным и надежным помощником партии, Вот почему интерес и признательно и широкой читательской массы сопутствовали ему неизменно.

Не все грани таланта Твардовского одинаково изучены.

Твардовский-прозаик пока еще далеко не оценен по заслугам — главным образом потому, что заслонен Твардовским-поэтом. Но та же “естественность без примитивности и серьезность без нарочитого глубокомыслия” свойственны и прозе Твардовского, начиная с “Дневника председателя колхоза” и кончая “Заметками с Ангары”

Твардовский-критик еще ждет своего исследователя. Но любому даже при беглом знакомстве с его заметками и статьями о литературе не может не броситься в глаза, насколько обширен его литературный кругозор, насколько непринужденно сближает он в одной статье, скажем, Маршака и Гете, насколько глубоко и тонко судит о творчестве таких, казалось бы, чуждых ему поэтов, как Ахматова или Мандельштам. Три крупные статьи — о Бунине, Исаковском и Маршаке — свидетельствуют о том свойстве автора, которое музыканты именуют абсолютным слухом. Но при всем пристрастии к тому или иному писателю Твардовский судит о каждом принципиально, отнюдь не закрывая глаза на отдельные слабости, а иногда — как, например, в статье о Бунине — и на весьма существенные изъяны.

Александр Трифонович Твардовский сочетал в себе талант поэта, темперамент бойца, долг и совесть гражданина. Он был коммунистом и интернационалистом по самой своей натуре, оставаясь во всем русским национальным поэтом. И любому юноше, “решающему делать жизнь с кого”, если даже у него нет никакой склонности к поэзии, можно смело и безошибочно указать на жизнь замечательного советского поэта.