Сайт Майер Елены Николаевны

Сочинение

, на основании которого повествует автор о проблеме: СМИ, собственные воспоминания, воспоминания кого-то, книги и т.п.

2) 1-ый пример -иллюстрация (доказательство проблемы)

3) Пояснение

4) 2-ой пример -иллюстрация

5) Пояснение

6) Смысловая связь между примерами-иллюстрациями

1) Чтобы помочь читателю разобраться в поднятой проблеме, автор обращается к (воспоминаниям о…, эпизоду из…, цитирует того-то, обращается к точке зрения авторитетных людей, описывает картины природы и т. д.)

2) Сначала автор знакомит читателей с 3) ОБЯЗАТЕЛЬНО: пояснение (- Так автор…- Этими словами автор… – Этот пример показывает, что… – Смысл этого высказывания в том, что… – Эти слова убедительно доказывают, что…)

4) Далее автор показывает…(раскрывает,…)

5) ОБЯЗАТЕЛЬНО: пояснение (- Так автор…- Этими словами автор… – Этот пример показывает, что… – Смысл этого высказывания в том, что… – Эти слова убедительно доказывают, что…)

6) Смысловая связь: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…Противопоставляя эти примеры, автор доказывает (показывает)… Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Примеры-иллюстрации можно приводить ТРЕМЯ способами : цитирование (прямое и косвенное), указание на номера предложений

3 абзац:

Отражение позиции, мнения автора (рассказчика)

по поставленной проблеме.

Объём – 2-3 предложения

Понять позицию автора. Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их

Позиция автора ясно выражена…

Позиция автора ясно не выражена, но о ней можно догадаться по содержанию текста…

Автор считает, что «….». Автор говорит: «…».

Автор придерживается мнения, что …

Отстаивает…, доказывает…, выражает своё отношение к…

Автор приводит примеры…, иллюстрирует свою позицию…

4 абзац:

Формулировка собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или

несогласие) и обоснование его.

Объём – 3-5 предложений

Выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста , т.е. записать тезис к собственной аргументации: цитата из авторитетных источников, обоснование с опорой на литературу, опыт (личный, эксперимент, исследования и т.д.), обращение к традициям, авторитетным мнениям

Соглашусь с автором в том, что…Разделяю позицию автора …

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Вспоминаются слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который сказал: …

Немало подобных примеров в произведениях русской литературы.

Не случайно же в народе говорят… Эта пословица в полной мере относится

Мысль, высказанная NN , близка и понятна мне, потому что каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.).

5 абзац: Заключение.

Объём – 1- 3 предложения

Подвести итог, побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы;

нравственный вывод…

— Итак,…

— Таким образом, можно сделать вывод, что …

— Подводя итог, я хочу сказать, что необходимо…

(обязательно вывод должен быть

соотнесён с 1 абзац ем сочинения)

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ.

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) -24 балла

Формулировка проблем исходного текста

Баллы

К1

1 балл

0

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем

исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0

К2

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый

привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

5

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый

привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано

пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая

связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием

проблемы исходного текста, в комментарии нет

4

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый

привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение

1

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

0

К3

1 балл

о

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К4

1 балл

0

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись

с автором) и обосновал его

1

Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не

соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например,

«Я согласен / не согласен с автором»)

0

К5

2 балла

1 балл

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного

членения текста

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна

логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется

два случая нарушения абзацного членения текста

0

К6

2 балла

1 балл

0

Точность и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл

по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности

выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

К7

3 балла

2 балла

1 балл

0

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено более четырёх ошибок

0

К8

3 балла

2 балла

1 балл

0

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено одна–три ошибки

2

Допущено четыре-пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

К9

2 балла

1 балл

0

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущено одна-две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

К10

2 балла

1 балл

0

Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной речевой ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено более трёх ошибок

0

К11

1 балл

0

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (одна и более)

0

К12

1 балл 0

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

0

Майер Е.Н. Занятие по программе краткосрочного курса в поддержку учебных предметов (по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ) «Семь шагов к 5 баллам за комментарий».

10 кл. Тема: Работа над ошибками: оценивание комментария к проблеме исходного текста в сочинении ЕГЭ по критериям.

Цель: закрепить знания о смысловых частях комментария к проблеме исходного текста; отработать умение оценивать пять элементов комментария с помощью разных приёмов. Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на Слайд №1 и выберите из данного «Облака слов» знакомые вам понятия.

— Объясните их значение и связь между собой (Учащиеся называют и объясняют все понятия, связанные с комментарием проблемы исходного текста в сочинении ЕГЭ: комментарий, интерпретация, композиция, способы цитирования, пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, как связано с этими понятиями числительное «пять», которое тоже здесь есть? (Пять элементов комментария: пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь между примерами-иллюстрациями)

— А ещё ? (Максимальный балл за комментарий – 5 баллов)

— А ещё? ( Пять приёмов оценивания комментария: «Дорожка к правильному комментарию», «Пятицветик комментария», «Волшебные ножницы», «Эксперт», «Умная пятёрка»).

На прошлом занятии мы познакомились с этими приёмами и каждая группа поработала с одним из приёмов оценивания. Я предлагаю вам сегодня поработать также в пяти группах, соответствующих названиям приёмов оценивания, но поменяться названиями приёмов. Продолжить отработку умения оценивать комментарий других учащихся, чтобы правильно оценить написанный вами и не потерять ни одного балла из пяти.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) (Слайд №2): перед вами текст Геннадия Николаевича Головина. Предлагаю прочесть и назвать проблемы, поставленные автором текста.

Текст ЕГЭ. (1)Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий относительно своей единственной родственницы. (2)Не было для нее никакой загадки и в этих визитах, и в показном этом внимании. (3)Анна Петровна спокойно знала, что внучка, даже заполучив для своих жилищных комбинаций две её комнаты, даже забрав «в долг», как они с мужем выражались, все её сбережения (а сбережения были немалые, благодаря им, собственно, и появился на свет кофейно- чёрный кургузый автомобильчик Марины), — так вот, Анна Петровна спокойно знала, что молодые вовсе не собираются оставлять её в покое, поскольку уверены, что она всё ещё богата.

(4)Бог знает, откуда взялась у них эта жалкая жадная уверенность! (5)Причиной тому было скорее всего то, что их, конечно же, болезненно потрясли (Анна Петровна заметила это) та лёгкость, та пренебрежи­тельность даже, с какими рассталась она в своё время с теми несчаст­ными тысячами. Марина, помнится, едва лишь начала своё нытьё (явно не на один день рассчитанное) относительно стеснённости своих финан­совых обстоятельств, как Анна Петровна, которая даже на их взгляд была человеком разумным, так беспечально и равнодушно отдала в ру­ки чужим людям (а что они ей чужие, это они тоже хорошо сознавали), без расписки отдала, без свидетелей, — этакую сумму!.. (6) «Такое может быть только в одном-единственном случае, — рассу­дили они далее, — если эти тысячи — лишь малая часть, пренебрежи­тельно малая часть каких-то таких накоплений, каких-то та-а-а-аких накоплений…»

(7)И тут Анна Петровна всегда довольно-таки ехидно хихикала про се­бя, живо представляя восторженно-алчные глазёнки и мечтательно-слюнявые улыбочки Марины, тайком обсуждающей со своим галанте­рейным мужем мифические капиталы своей бабки.

(8)Нужно заметить, что Анна Петровна никогда и ни единым словом не пыталась их разубеждать. (10)В этом была, конечно, довольно простая и довольно бесцеремонная хитрость. (11)«Пусть хоть этот, не самый, конечно, благородный интерес привя­зывает их ко мне до поры до времени, — так примерно думала старая женщина. — Что поделаешь, если такие наступили времена, когда да­же молодые спят и видят себя богатыми, а родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у меня на сберкнижке». (12)Страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда слу­чится последняя болезнь, отвратительная мысль о том, что плохо и не­брежно похоронят, — это было сильнее высокомерной неприязни, ско­рее, брезгливости, которую она питала с некоторых пор к внучке и её новому мужу. (По Г.Н.Головину) Геннадий Николаевич Головин – российский журналист, телеведущий, писатель

( После прочтения учащиеся называют проблемы).

— Ребята, я предлагаю остановиться сегодня на одной из проблем – проблеме одиночества, незащищённости пожилого человека. Итак, у каждой группы свой вариант готового комментария к данной проблеме. В соответствии с приёмом оценивания (по названию группы), я предлагаю вам выполнить оценивание его.

2) Самостоятельная работа групп по оцениванию комментария.

Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию». Прочитайте ученическую работу и распределите материал, используя таблицу. Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Проблему одиночества автор раскрывает на примере взаимоотношений Анны Петровны и её родных. Писатель обращает внимание на то, что внучка вместе с мужем забрала у старушки все сбережения как бы «в долг» и не собиралась оставлять её в покое, надеясь получить ещё больше. Только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Г.Н. Головин показывает, что все переживания Анны Петровны заключаются в том, что в ней нуждаются не потому что любят и ценят, а только потому, что считают, «что она всё ещё богата». Тоска одиночества отчётливо звучит еще в одном эпизоде, где читатель знакомится с рассуждениями героини о наступивших тяжелых временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке. Анна Петровна никогда не пыталась разубедить своих родственников и открыть Марине правду о своём материальном положении, потому что материальный интерес хоть немного привязывает внучку к бабушке. Автор говорит о том, что старушка больше всего на свете боится остаться одной, совсем никому не нужной.

5 обязательных элементов

Комментарий ученика

пример-иллюстрация 1

Пояснение

пример-иллюстрация 2

Пояснение

смысловая связь

Группа №2. Приём «Пятицветик комментария». Прочитайте ученическую работу и отметьте пять элементов комментария, используя разноцветные ручки или карандаши (красный цвет – пример-иллюстрация 1, синий цвет – пояснение, зелёный цвет — пример-иллюстрация 2, чёрный цвет – пояснение, фиолетовый цвет – смысловая связь).

Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений Анны Петровны и ее родных. Г.Н.Головин обращает внимание на то, как Марина и ее муж забрали все сбережения как бы «в долг» и две комнаты в квартире, надеясь получить еще больше. Бабушка знала, что в ней нуждаются не из-за того, что любят и ценят, а только считая, «что она все еще богата». Действительно, только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Затем автор пишет о том, почему же Анна Петровна не пыталась разубедить своих родственников и открыть внучке правду о своем материальном положении. Стоит обратить внимание на размышления женщины о наступивших временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке (предложение 11).

Оба примера иллюстрируют панический страх старушки остаться одной, совсем никому не нужной и это чувство было сильнее брезгливости, которое она испытывала к Марине и ее мужу. Ведь как это горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен.

5 обязательных элементов

Комментарий ученика

пример-иллюстрация 1

красный цвет

Пояснение

синий цвет

пример-иллюстрация 2

зелёный цвет

Пояснение

чёрный цвет

смысловая связь

фиолетовый

Группа №3. Приём «Волшебные ножницы». Прочитайте ученический комментарий. Разрежьте лист с комментарием на пять элементов (элемент 1 — пример-иллюстрация 1, элемент 2 — пояснение, элемент 3 – пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая связь), вклейте их в таблицу. Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Писатель обращает внимание на нелегкую судьбу старой женщины, семья которой своими поступками заставила её поверить в то, что «родственные чувства стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у неё на сберкнижке».

Пожилой человек легко и непринужденно готов мириться с этим отнюдь не благородным интересом со стороны своей семьи из-за боязни одиночества.

Автор дает понять, что «страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда случится последняя болезнь» заставляет бедную женщину мириться с неприязнью и отвращением, поселившимися в её душе.

5 обязательных элементов

Комментарий ученика

пример-иллюстрация 1

Пояснение

пример-иллюстрация 2

Пояснение

смысловая связь

Группа №4 Приём «Эксперт». Оцените ученическую работу по критериям. Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Раскрывая суть поставленной проблемы, Геннадий Николаевич Головин обращается к размышлениям пожилой женщины, Анны Петровны, относительно её единственной родственницы, внучки. Пенсионерка с горечью осознаёт, что интерес Марины и её нового мужа к ней основан отнюдь не на привязанности и любви, а из-за желания поскорее заполучить «мифические капиталы своей бабки». Анна Петровна вынуждена мириться с этим, потому что боится одиночества. Далее автор говорит о том, что старушка даже не пыталась разубедить алчных родственников по поводу своего богатства, понимая, что «родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится» у неё на сберкнижке. Пожилую женщину охватывает страх о мысли, что внучка не пожелает достойно её похоронить. Эти размышления приносят Анне Петровне сильные нравственные страдания. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют убедиться в том, как это горько, когда в старости человек остается беспомощным, незащищённым и никому не нужным.

Группа №5. Приём «Умная пятёрка».

Напишите свой комментарий к поставленной автором проблеме в данном тексте. После написания комментария расставьте цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение +пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь)

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

3) Выступление групп с комментированием выставленных ими баллов, проверка с эталоном (Слайды №3-7).

Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию».

Группа №2. Приём «Пятицветик комментария».

Группа №3. Приём «Волшебные ножницы».

Группа №4 Приём «Эксперт».

Группа №5. Приём «Умная пятёрка».

Учащиеся зачитывают каждый элемент комментария, написанного ими, оценивают. Остальные группы и учитель обсуждают.

5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Итак, ребята, сегодня вы попробовали ещё один приём оценивания комментария. Выскажите своё мнение, что удалось лучше всего? С какими трудностями столкнулись? Кто в вашей группе, на ваш взгляд, был первым помощником в работе? Над чем ещё нужно поработать?

Ну что ж, на следующем занятии вы снова поменяетесь названиями групп, чтобы освоить следующий приём оценивания комментария, пока каждая группа не пройдёт пятый этап – самостоятельное написание комментария и его оценивание.

Тексты, проблемы и авторская позиция.


Майер Е.Н. Занятие по программе краткосрочного курса в поддержку учебных предметов (по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ) «Семь шагов к 5 баллам за комментарий».

10 кл. Тема: Работа над ошибками: оценивание комментария к проблеме исходного текста в сочинении ЕГЭ по критериям.

Цель: закрепить знания о смысловых частях комментария к проблеме исходного текста; отработать умение оценивать пять элементов комментария с помощью разных приёмов.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на Слайд №1 и выберите из данного «Облака слов» знакомые вам понятия.

— Объясните их значение и связь между собой (Учащиеся называют и объясняют все понятия, связанные с комментарием проблемы исходного текста в сочинении ЕГЭ: комментарий, интерпретация, композиция, способы цитирования, пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, как связано с этими понятиями числительное «пять», которое тоже здесь есть? (Пять элементов комментария: пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь между примерами-иллюстрациями)

— А ещё ? (Максимальный балл за комментарий – 5 баллов)

— А ещё? ( Пять приёмов оценивания комментария: «Дорожка к правильному комментарию», «Пятицветик комментария», «Волшебные ножницы», «Эксперт», «Умная пятёрка»).

На прошлом занятии мы познакомились с этими приёмами и каждая группа поработала с одним из приёмов оценивания. Я предлагаю вам сегодня поработать также в пяти группах, соответствующих названиям приёмов оценивания, но поменяться названиями приёмов. Продолжить отработку умения оценивать комментарий других учащихся, чтобы правильно оценить написанный вами и не потерять ни одного балла из пяти.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) (Слайд №2): перед вами текст Геннадия Николаевича Головина. Предлагаю прочесть и назвать проблемы, поставленные автором текста.

Т екст ЕГЭ. (1)Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий относительно своей единственной родственницы. (2)Не было для нее никакой загадки и в этих визитах, и в показном этом внимании. (3)Анна Петровна спокойно знала, что внучка, даже заполучив для своих жилищных комбинаций две её комнаты, даже забрав «в долг», как они с мужем выражались, все её сбережения (а сбережения были немалые, благодаря им, собственно, и появился на свет кофейно- чёрный кургузый автомобильчик Марины), — так вот, Анна Петровна спокойно знала, что молодые вовсе не собираются оставлять её в покое, поскольку уверены, что она всё ещё богата.

(4)Бог знает, откуда взялась у них эта жалкая жадная уверенность! (5)Причиной тому было скорее всего то, что их, конечно же, болезненно потрясли (Анна Петровна заметила это) та лёгкость, та пренебрежи­тельность даже, с какими рассталась она в своё время с теми несчаст­ными тысячами. Марина, помнится, едва лишь начала своё нытьё (явно не на один день рассчитанное) относительно стеснённости своих финан­совых обстоятельств, как Анна Петровна, которая даже на их взгляд была человеком разумным, так беспечально и равнодушно отдала в ру­ки чужим людям (а что они ей чужие, это они тоже хорошо сознавали), без расписки отдала, без свидетелей, — этакую сумму!.. (6) «Такое может быть только в одном-единственном случае, — рассу­дили они далее, — если эти тысячи — лишь малая часть, пренебрежи­тельно малая часть каких-то таких накоплений, каких-то та-а-а-аких накоплений…»

(7)И тут Анна Петровна всегда довольно-таки ехидно хихикала про се­бя, живо представляя восторженно-алчные глазёнки и мечтательно-слюнявые улыбочки Марины, тайком обсуждающей со своим галанте­рейным мужем мифические капиталы своей бабки.

(8)Нужно заметить, что Анна Петровна никогда и ни единым словом не пыталась их разубеждать. (10)В этом была, конечно, довольно простая и довольно бесцеремонная хитрость. (11)«Пусть хоть этот, не самый, конечно, благородный интерес привя­зывает их ко мне до поры до времени, — так примерно думала старая женщина. — Что поделаешь, если такие наступили времена, когда да­же молодые спят и видят себя богатыми, а родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у меня на сберкнижке». (12)Страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда слу­чится последняя болезнь, отвратительная мысль о том, что плохо и не­брежно похоронят, — это было сильнее высокомерной неприязни, ско­рее, брезгливости, которую она питала с некоторых пор к внучке и её новому мужу. (По Г.Н.Головину) Геннадий Николаевич Головин – российский журналист, телеведущий, писатель

( После прочтения учащиеся называют проблемы).

— Ребята, я предлагаю остановиться сегодня на одной из проблем – проблеме одиночества, незащищённости пожилого человека. Итак, у каждой группы свой вариант готового комментария к данной проблеме. В соответствии с приёмом оценивания (по названию группы), я предлагаю вам выполнить оценивание его.

2) Самостоятельная работа групп по оцениванию комментария.

Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию». Прочитайте ученическую работу и распределите материал, используя таблицу. Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Проблему одиночества автор раскрывает на примере взаимоотношений Анны Петровны и её родных. Писатель обращает внимание на то, что внучка вместе с мужем забрала у старушки все сбережения как бы «в долг» и не собиралась оставлять её в покое, надеясь получить ещё больше. Только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Г.Н. Головин показывает, что все переживания Анны Петровны заключаются в том, что в ней нуждаются не потому что любят и ценят, а только потому, что считают, «что она всё ещё богата». Тоска одиночества отчётливо звучит еще в одном эпизоде, где читатель знакомится с рассуждениями героини о наступивших тяжелых временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке. Анна Петровна никогда не пыталась разубедить своих родственников и открыть Марине правду о своём материальном положении, потому что материальный интерес хоть немного привязывает внучку к бабушке. Автор говорит о том, что старушка больше всего на свете боится остаться одной, совсем никому не нужной.

5 обязательных элементов

Комментарий ученика

пример-иллюстрация 1

Пояснение

пример-иллюстрация 2

Пояснение

смысловая связь

Группа №2. Приём «Пятицветик комментария». Прочитайте ученическую работу и отметьте пять элементов комментария, используя разноцветные ручки или карандаши (красный цвет – пример-иллюстрация 1, синий цвет – пояснение, зелёный цвет — пример-иллюстрация 2, чёрный цвет – пояснение, фиолетовый цвет – смысловая связь).

Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений Анны Петровны и ее родных. Г.Н.Головин обращает внимание на то, как Марина и ее муж забрали все сбережения как бы «в долг» и две комнаты в квартире, надеясь получить еще больше. Бабушка знала, что в ней нуждаются не из-за того, что любят и ценят, а только считая, «что она все еще богата». Действительно, только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Затем автор пишет о том, почему же Анна Петровна не пыталась разубедить своих родственников и открыть внучке правду о своем материальном положении. Стоит обратить внимание на размышления женщины о наступивших временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке (предложение 11).

Оба примера иллюстрируют панический страх старушки остаться одной, совсем никому не нужной и это чувство было сильнее брезгливости, которое она испытывала к Марине и ее мужу. Ведь как это горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен.

5 обязательных элементов

Комментарий ученика

пример-иллюстрация 1

красный цвет

Пояснение

синий цвет

пример-иллюстрация 2

зелёный цвет

Пояснение

чёрный цвет

смысловая связь

фиолетовый

Группа №3. Приём «Волшебные ножницы». Прочитайте ученический комментарий. Разрежьте лист с комментарием на пять элементов (элемент 1 — пример-иллюстрация 1, элемент 2 — пояснение, элемент 3 – пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая связь), вклейте их в таблицу. Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Писатель обращает внимание на нелегкую судьбу старой женщины, семья которой своими поступками заставила её поверить в то, что «родственные чувства стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у неё на сберкнижке».

Пожилой человек легко и непринужденно готов мириться с этим отнюдь не благородным интересом со стороны своей семьи из-за боязни одиночества.

Автор дает понять, что «страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда случится последняя болезнь» заставляет бедную женщину мириться с неприязнью и отвращением, поселившимися в её душе.

5 обязательных элементов

Комментарий ученика

пример-иллюстрация 1

Пояснение

пример-иллюстрация 2

Пояснение

смысловая связь

Группа №4 Приём «Эксперт». Оцените ученическую работу по критериям. Объясните поставленные вами баллы.

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

Раскрывая суть поставленной проблемы, Геннадий Николаевич Головин обращается к размышлениям пожилой женщины, Анны Петровны, относительно её единственной родственницы, внучки. Пенсионерка с горечью осознаёт, что интерес Марины и её нового мужа к ней основан отнюдь не на привязанности и любви, а из-за желания поскорее заполучить «мифические капиталы своей бабки». Анна Петровна вынуждена мириться с этим, потому что боится одиночества. Далее автор говорит о том, что старушка даже не пыталась разубедить алчных родственников по поводу своего богатства, понимая, что «родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится» у неё на сберкнижке. Пожилую женщину охватывает страх о мысли, что внучка не пожелает достойно её похоронить. Эти размышления приносят Анне Петровне сильные нравственные страдания. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют убедиться в том, как это горько, когда в старости человек остается беспомощным, незащищённым и никому не нужным.

Группа №5. Приём «Умная пятёрка».

Напишите свой комментарий к поставленной автором проблеме в данном тексте. После написания комментария расставьте цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение +пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь)

Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страда­ний и одиночества старого человека?)

3) Выступление групп с комментированием выставленных ими баллов, проверка с эталоном (Слайды №3-7).

Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию».

Группа №2. Приём «Пятицветик комментария».

Группа №3. Приём «Волшебные ножницы».

Группа №4 Приём «Эксперт».

Группа №5. Приём «Умная пятёрка».

Учащиеся зачитывают каждый элемент комментария, написанного ими, оценивают. Остальные группы и учитель обсуждают.

5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Итак, ребята, сегодня вы попробовали ещё один приём оценивания комментария. Выскажите своё мнение, что удалось лучше всего? С какими трудностями столкнулись? Кто в вашей группе, на ваш взгляд, был первым помощником в работе? Над чем ещё нужно поработать?

Ну что ж, на следующем занятии вы снова поменяетесь названиями групп, чтобы освоить следующий приём оценивания комментария, пока каждая группа не пройдёт пятый этап – самостоятельное написание комментария и его оценивание.