, на основании которого повествует автор о проблеме: СМИ, собственные воспоминания, воспоминания кого-то, книги и т.п.
2) 1-ый пример -иллюстрация (доказательство проблемы)
3) Пояснение
4) 2-ой пример -иллюстрация
5) Пояснение
6) Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
1) Чтобы помочь читателю разобраться в поднятой проблеме, автор обращается к (воспоминаниям о…, эпизоду из…, цитирует того-то, обращается к точке зрения авторитетных людей, описывает картины природы и т. д.) 2) Сначала автор знакомит читателей с… 3) ОБЯЗАТЕЛЬНО: пояснение (- Так автор…- Этими словами автор… – Этот пример показывает, что… – Смысл этого высказывания в том, что… – Эти слова убедительно доказывают, что…) 4) Далее автор показывает…(раскрывает,…) 5) ОБЯЗАТЕЛЬНО: пояснение (- Так автор…- Этими словами автор… – Этот пример показывает, что… – Смысл этого высказывания в том, что… – Эти слова убедительно доказывают, что…) 6) Смысловая связь: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…Противопоставляя эти примеры, автор доказывает (показывает)… Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Примеры-иллюстрации можно приводить ТРЕМЯ способами : цитирование (прямое и косвенное), указание на номера предложений |
||
3 абзац: Отражение позиции, мнения автора (рассказчика) по поставленной проблеме. Объём – 2-3 предложения |
Понять позицию автора. Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их |
Позиция автора ясно выражена… Позиция автора ясно не выражена, но о ней можно догадаться по содержанию текста… Автор считает, что «….». Автор говорит: «…». Автор придерживается мнения, что … Отстаивает…, доказывает…, выражает своё отношение к… Автор приводит примеры…, иллюстрирует свою позицию… |
4 абзац: Формулировка собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснование его. Объём – 3-5 предложений |
Выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста , т.е. записать тезис к собственной аргументации: цитата из авторитетных источников, обоснование с опорой на литературу, опыт (личный, эксперимент, исследования и т.д.), обращение к традициям, авторитетным мнениям |
Соглашусь с автором в том, что…Разделяю позицию автора … Нельзя не согласиться с автором в том, что… Вспоминаются слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который сказал: … Немало подобных примеров в произведениях русской литературы. Не случайно же в народе говорят… Эта пословица в полной мере относится … Мысль, высказанная NN , близка и понятна мне, потому что каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). |
5 абзац: Заключение. Объём – 1- 3 предложения |
Подвести итог, побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы; нравственный вывод… |
— Итак,… — Таким образом, можно сделать вывод, что … — Подводя итог, я хочу сказать, что необходимо… (обязательно вывод должен быть соотнесён с 1 абзац ем сочинения) |
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) -24 балла
№ |
Формулировка проблем исходного текста |
Баллы |
К1 1 балл 0 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 |
|
К2 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет |
5 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет |
4 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение |
2 |
|
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение |
1 |
|
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
|
К3 1 балл о |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована |
0 |
|
К4 1 балл 0 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его |
1 |
|
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 |
|
К5 2 балла 1 балл 0 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
К6 2 балла 1 балл 0 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
К7 3 балла 2 балла 1 балл 0 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено более четырёх ошибок |
0 |
|
К8 3 балла 2 балла 1 балл 0 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено одна–три ошибки |
2 |
|
Допущено четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
К9 2 балла 1 балл 0 |
Соблюдение языковых норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущено одна-две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
К10 2 балла 1 балл 0 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
|
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено более трёх ошибок |
0 |
|
К11 1 балл 0 |
Соблюдение этических норм |
|
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
Допущены этические ошибки (одна и более) |
0 |
|
К12 1 балл 0 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале |
0 |
Майер Е.Н. Занятие по программе краткосрочного курса в поддержку учебных предметов (по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ) «Семь шагов к 5 баллам за комментарий».
10 кл. Тема: Работа над ошибками: оценивание комментария к проблеме исходного текста в сочинении ЕГЭ по критериям.
Цель: закрепить знания о смысловых частях комментария к проблеме исходного текста; отработать умение оценивать пять элементов комментария с помощью разных приёмов. Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите на Слайд №1 и выберите из данного «Облака слов» знакомые вам понятия.
— Объясните их значение и связь между собой (Учащиеся называют и объясняют все понятия, связанные с комментарием проблемы исходного текста в сочинении ЕГЭ: комментарий, интерпретация, композиция, способы цитирования, пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь).
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Ребята, как связано с этими понятиями числительное «пять», которое тоже здесь есть? (Пять элементов комментария: пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь между примерами-иллюстрациями)
— А ещё ? (Максимальный балл за комментарий – 5 баллов)
— А ещё? ( Пять приёмов оценивания комментария: «Дорожка к правильному комментарию», «Пятицветик комментария», «Волшебные ножницы», «Эксперт», «Умная пятёрка»).
На прошлом занятии мы познакомились с этими приёмами и каждая группа поработала с одним из приёмов оценивания. Я предлагаю вам сегодня поработать также в пяти группах, соответствующих названиям приёмов оценивания, но поменяться названиями приёмов. Продолжить отработку умения оценивать комментарий других учащихся, чтобы правильно оценить написанный вами и не потерять ни одного балла из пяти.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1) (Слайд №2): перед вами текст Геннадия Николаевича Головина. Предлагаю прочесть и назвать проблемы, поставленные автором текста.
Текст ЕГЭ. (1)Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий относительно своей единственной родственницы. (2)Не было для нее никакой загадки и в этих визитах, и в показном этом внимании. (3)Анна Петровна спокойно знала, что внучка, даже заполучив для своих жилищных комбинаций две её комнаты, даже забрав «в долг», как они с мужем выражались, все её сбережения (а сбережения были немалые, благодаря им, собственно, и появился на свет кофейно- чёрный кургузый автомобильчик Марины), — так вот, Анна Петровна спокойно знала, что молодые вовсе не собираются оставлять её в покое, поскольку уверены, что она всё ещё богата.
(4)Бог знает, откуда взялась у них эта жалкая жадная уверенность! (5)Причиной тому было скорее всего то, что их, конечно же, болезненно потрясли (Анна Петровна заметила это) та лёгкость, та пренебрежительность даже, с какими рассталась она в своё время с теми несчастными тысячами. Марина, помнится, едва лишь начала своё нытьё (явно не на один день рассчитанное) относительно стеснённости своих финансовых обстоятельств, как Анна Петровна, которая даже на их взгляд была человеком разумным, так беспечально и равнодушно отдала в руки чужим людям (а что они ей чужие, это они тоже хорошо сознавали), без расписки отдала, без свидетелей, — этакую сумму!.. (6) «Такое может быть только в одном-единственном случае, — рассудили они далее, — если эти тысячи — лишь малая часть, пренебрежительно малая часть каких-то таких накоплений, каких-то та-а-а-аких накоплений…»
(7)И тут Анна Петровна всегда довольно-таки ехидно хихикала про себя, живо представляя восторженно-алчные глазёнки и мечтательно-слюнявые улыбочки Марины, тайком обсуждающей со своим галантерейным мужем мифические капиталы своей бабки.
(8)Нужно заметить, что Анна Петровна никогда и ни единым словом не пыталась их разубеждать. (10)В этом была, конечно, довольно простая и довольно бесцеремонная хитрость. (11)«Пусть хоть этот, не самый, конечно, благородный интерес привязывает их ко мне до поры до времени, — так примерно думала старая женщина. — Что поделаешь, если такие наступили времена, когда даже молодые спят и видят себя богатыми, а родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у меня на сберкнижке». (12)Страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда случится последняя болезнь, отвратительная мысль о том, что плохо и небрежно похоронят, — это было сильнее высокомерной неприязни, скорее, брезгливости, которую она питала с некоторых пор к внучке и её новому мужу. (По Г.Н.Головину) Геннадий Николаевич Головин – российский журналист, телеведущий, писатель
( После прочтения учащиеся называют проблемы).
— Ребята, я предлагаю остановиться сегодня на одной из проблем – проблеме одиночества, незащищённости пожилого человека. Итак, у каждой группы свой вариант готового комментария к данной проблеме. В соответствии с приёмом оценивания (по названию группы), я предлагаю вам выполнить оценивание его.
2) Самостоятельная работа групп по оцениванию комментария.
Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию». Прочитайте ученическую работу и распределите материал, используя таблицу. Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Проблему одиночества автор раскрывает на примере взаимоотношений Анны Петровны и её родных. Писатель обращает внимание на то, что внучка вместе с мужем забрала у старушки все сбережения как бы «в долг» и не собиралась оставлять её в покое, надеясь получить ещё больше. Только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Г.Н. Головин показывает, что все переживания Анны Петровны заключаются в том, что в ней нуждаются не потому что любят и ценят, а только потому, что считают, «что она всё ещё богата». Тоска одиночества отчётливо звучит еще в одном эпизоде, где читатель знакомится с рассуждениями героини о наступивших тяжелых временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке. Анна Петровна никогда не пыталась разубедить своих родственников и открыть Марине правду о своём материальном положении, потому что материальный интерес хоть немного привязывает внучку к бабушке. Автор говорит о том, что старушка больше всего на свете боится остаться одной, совсем никому не нужной.
5 обязательных элементов |
Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 |
|
Пояснение |
|
пример-иллюстрация 2 |
|
Пояснение |
|
смысловая связь |
Группа №2. Приём «Пятицветик комментария». Прочитайте ученическую работу и отметьте пять элементов комментария, используя разноцветные ручки или карандаши (красный цвет – пример-иллюстрация 1, синий цвет – пояснение, зелёный цвет — пример-иллюстрация 2, чёрный цвет – пояснение, фиолетовый цвет – смысловая связь).
Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений Анны Петровны и ее родных. Г.Н.Головин обращает внимание на то, как Марина и ее муж забрали все сбережения как бы «в долг» и две комнаты в квартире, надеясь получить еще больше. Бабушка знала, что в ней нуждаются не из-за того, что любят и ценят, а только считая, «что она все еще богата». Действительно, только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Затем автор пишет о том, почему же Анна Петровна не пыталась разубедить своих родственников и открыть внучке правду о своем материальном положении. Стоит обратить внимание на размышления женщины о наступивших временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке (предложение 11).
Оба примера иллюстрируют панический страх старушки остаться одной, совсем никому не нужной и это чувство было сильнее брезгливости, которое она испытывала к Марине и ее мужу. Ведь как это горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен.
5 обязательных элементов |
Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 красный цвет |
|
Пояснение синий цвет |
|
пример-иллюстрация 2 зелёный цвет |
|
Пояснение чёрный цвет |
|
смысловая связь фиолетовый |
Группа №3. Приём «Волшебные ножницы». Прочитайте ученический комментарий. Разрежьте лист с комментарием на пять элементов (элемент 1 — пример-иллюстрация 1, элемент 2 — пояснение, элемент 3 – пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая связь), вклейте их в таблицу. Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Писатель обращает внимание на нелегкую судьбу старой женщины, семья которой своими поступками заставила её поверить в то, что «родственные чувства стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у неё на сберкнижке».
Пожилой человек легко и непринужденно готов мириться с этим отнюдь не благородным интересом со стороны своей семьи из-за боязни одиночества.
Автор дает понять, что «страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда случится последняя болезнь» заставляет бедную женщину мириться с неприязнью и отвращением, поселившимися в её душе.
5 обязательных элементов |
Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 |
|
Пояснение |
|
пример-иллюстрация 2 |
|
Пояснение |
|
смысловая связь |
Группа №4 Приём «Эксперт». Оцените ученическую работу по критериям. Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Раскрывая суть поставленной проблемы, Геннадий Николаевич Головин обращается к размышлениям пожилой женщины, Анны Петровны, относительно её единственной родственницы, внучки. Пенсионерка с горечью осознаёт, что интерес Марины и её нового мужа к ней основан отнюдь не на привязанности и любви, а из-за желания поскорее заполучить «мифические капиталы своей бабки». Анна Петровна вынуждена мириться с этим, потому что боится одиночества. Далее автор говорит о том, что старушка даже не пыталась разубедить алчных родственников по поводу своего богатства, понимая, что «родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится» у неё на сберкнижке. Пожилую женщину охватывает страх о мысли, что внучка не пожелает достойно её похоронить. Эти размышления приносят Анне Петровне сильные нравственные страдания. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют убедиться в том, как это горько, когда в старости человек остается беспомощным, незащищённым и никому не нужным.
Группа №5. Приём «Умная пятёрка».
Напишите свой комментарий к поставленной автором проблеме в данном тексте. После написания комментария расставьте цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение +пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь)
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
3) Выступление групп с комментированием выставленных ими баллов, проверка с эталоном (Слайды №3-7).
Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию».
Группа №2. Приём «Пятицветик комментария».
Группа №3. Приём «Волшебные ножницы».
Группа №4 Приём «Эксперт».
Группа №5. Приём «Умная пятёрка».
Учащиеся зачитывают каждый элемент комментария, написанного ими, оценивают. Остальные группы и учитель обсуждают.
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Итак, ребята, сегодня вы попробовали ещё один приём оценивания комментария. Выскажите своё мнение, что удалось лучше всего? С какими трудностями столкнулись? Кто в вашей группе, на ваш взгляд, был первым помощником в работе? Над чем ещё нужно поработать?
Ну что ж, на следующем занятии вы снова поменяетесь названиями групп, чтобы освоить следующий приём оценивания комментария, пока каждая группа не пройдёт пятый этап – самостоятельное написание комментария и его оценивание.
Майер Е.Н. Занятие по программе краткосрочного курса в поддержку учебных предметов (по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ) «Семь шагов к 5 баллам за комментарий».
10 кл. Тема: Работа над ошибками: оценивание комментария к проблеме исходного текста в сочинении ЕГЭ по критериям.
Цель: закрепить знания о смысловых частях комментария к проблеме исходного текста; отработать умение оценивать пять элементов комментария с помощью разных приёмов.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите на Слайд №1 и выберите из данного «Облака слов» знакомые вам понятия.
— Объясните их значение и связь между собой (Учащиеся называют и объясняют все понятия, связанные с комментарием проблемы исходного текста в сочинении ЕГЭ: комментарий, интерпретация, композиция, способы цитирования, пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь).
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Ребята, как связано с этими понятиями числительное «пять», которое тоже здесь есть? (Пять элементов комментария: пример-иллюстрация 1, пояснение, пример-иллюстрация 2, пояснение, смысловая связь между примерами-иллюстрациями)
— А ещё ? (Максимальный балл за комментарий – 5 баллов)
— А ещё? ( Пять приёмов оценивания комментария: «Дорожка к правильному комментарию», «Пятицветик комментария», «Волшебные ножницы», «Эксперт», «Умная пятёрка»).
На прошлом занятии мы познакомились с этими приёмами и каждая группа поработала с одним из приёмов оценивания. Я предлагаю вам сегодня поработать также в пяти группах, соответствующих названиям приёмов оценивания, но поменяться названиями приёмов. Продолжить отработку умения оценивать комментарий других учащихся, чтобы правильно оценить написанный вами и не потерять ни одного балла из пяти.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1) (Слайд №2): перед вами текст Геннадия Николаевича Головина. Предлагаю прочесть и назвать проблемы, поставленные автором текста.
Т екст ЕГЭ. (1)Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий относительно своей единственной родственницы. (2)Не было для нее никакой загадки и в этих визитах, и в показном этом внимании. (3)Анна Петровна спокойно знала, что внучка, даже заполучив для своих жилищных комбинаций две её комнаты, даже забрав «в долг», как они с мужем выражались, все её сбережения (а сбережения были немалые, благодаря им, собственно, и появился на свет кофейно- чёрный кургузый автомобильчик Марины), — так вот, Анна Петровна спокойно знала, что молодые вовсе не собираются оставлять её в покое, поскольку уверены, что она всё ещё богата.
(4)Бог знает, откуда взялась у них эта жалкая жадная уверенность! (5)Причиной тому было скорее всего то, что их, конечно же, болезненно потрясли (Анна Петровна заметила это) та лёгкость, та пренебрежительность даже, с какими рассталась она в своё время с теми несчастными тысячами. Марина, помнится, едва лишь начала своё нытьё (явно не на один день рассчитанное) относительно стеснённости своих финансовых обстоятельств, как Анна Петровна, которая даже на их взгляд была человеком разумным, так беспечально и равнодушно отдала в руки чужим людям (а что они ей чужие, это они тоже хорошо сознавали), без расписки отдала, без свидетелей, — этакую сумму!.. (6) «Такое может быть только в одном-единственном случае, — рассудили они далее, — если эти тысячи — лишь малая часть, пренебрежительно малая часть каких-то таких накоплений, каких-то та-а-а-аких накоплений…»
(7)И тут Анна Петровна всегда довольно-таки ехидно хихикала про себя, живо представляя восторженно-алчные глазёнки и мечтательно-слюнявые улыбочки Марины, тайком обсуждающей со своим галантерейным мужем мифические капиталы своей бабки.
(8)Нужно заметить, что Анна Петровна никогда и ни единым словом не пыталась их разубеждать. (10)В этом была, конечно, довольно простая и довольно бесцеремонная хитрость. (11)«Пусть хоть этот, не самый, конечно, благородный интерес привязывает их ко мне до поры до времени, — так примерно думала старая женщина. — Что поделаешь, если такие наступили времена, когда даже молодые спят и видят себя богатыми, а родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у меня на сберкнижке». (12)Страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда случится последняя болезнь, отвратительная мысль о том, что плохо и небрежно похоронят, — это было сильнее высокомерной неприязни, скорее, брезгливости, которую она питала с некоторых пор к внучке и её новому мужу. (По Г.Н.Головину) Геннадий Николаевич Головин – российский журналист, телеведущий, писатель
( После прочтения учащиеся называют проблемы).
— Ребята, я предлагаю остановиться сегодня на одной из проблем – проблеме одиночества, незащищённости пожилого человека. Итак, у каждой группы свой вариант готового комментария к данной проблеме. В соответствии с приёмом оценивания (по названию группы), я предлагаю вам выполнить оценивание его.
2) Самостоятельная работа групп по оцениванию комментария.
Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию». Прочитайте ученическую работу и распределите материал, используя таблицу. Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Проблему одиночества автор раскрывает на примере взаимоотношений Анны Петровны и её родных. Писатель обращает внимание на то, что внучка вместе с мужем забрала у старушки все сбережения как бы «в долг» и не собиралась оставлять её в покое, надеясь получить ещё больше. Только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Г.Н. Головин показывает, что все переживания Анны Петровны заключаются в том, что в ней нуждаются не потому что любят и ценят, а только потому, что считают, «что она всё ещё богата». Тоска одиночества отчётливо звучит еще в одном эпизоде, где читатель знакомится с рассуждениями героини о наступивших тяжелых временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке. Анна Петровна никогда не пыталась разубедить своих родственников и открыть Марине правду о своём материальном положении, потому что материальный интерес хоть немного привязывает внучку к бабушке. Автор говорит о том, что старушка больше всего на свете боится остаться одной, совсем никому не нужной.
5 обязательных элементов |
Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 |
|
Пояснение |
|
пример-иллюстрация 2 |
|
Пояснение |
|
смысловая связь |
Группа №2. Приём «Пятицветик комментария». Прочитайте ученическую работу и отметьте пять элементов комментария, используя разноцветные ручки или карандаши (красный цвет – пример-иллюстрация 1, синий цвет – пояснение, зелёный цвет — пример-иллюстрация 2, чёрный цвет – пояснение, фиолетовый цвет – смысловая связь).
Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений Анны Петровны и ее родных. Г.Н.Головин обращает внимание на то, как Марина и ее муж забрали все сбережения как бы «в долг» и две комнаты в квартире, надеясь получить еще больше. Бабушка знала, что в ней нуждаются не из-за того, что любят и ценят, а только считая, «что она все еще богата». Действительно, только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке. Затем автор пишет о том, почему же Анна Петровна не пыталась разубедить своих родственников и открыть внучке правду о своем материальном положении. Стоит обратить внимание на размышления женщины о наступивших временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке (предложение 11).
Оба примера иллюстрируют панический страх старушки остаться одной, совсем никому не нужной и это чувство было сильнее брезгливости, которое она испытывала к Марине и ее мужу. Ведь как это горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен.
5 обязательных элементов |
Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 красный цвет |
|
Пояснение синий цвет |
|
пример-иллюстрация 2 зелёный цвет |
|
Пояснение чёрный цвет |
|
смысловая связь фиолетовый |
Группа №3. Приём «Волшебные ножницы». Прочитайте ученический комментарий. Разрежьте лист с комментарием на пять элементов (элемент 1 — пример-иллюстрация 1, элемент 2 — пояснение, элемент 3 – пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая связь), вклейте их в таблицу. Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Писатель обращает внимание на нелегкую судьбу старой женщины, семья которой своими поступками заставила её поверить в то, что «родственные чувства стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится у неё на сберкнижке».
Пожилой человек легко и непринужденно готов мириться с этим отнюдь не благородным интересом со стороны своей семьи из-за боязни одиночества.
Автор дает понять, что «страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда случится последняя болезнь» заставляет бедную женщину мириться с неприязнью и отвращением, поселившимися в её душе.
5 обязательных элементов |
Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 |
|
Пояснение |
|
пример-иллюстрация 2 |
|
Пояснение |
|
смысловая связь |
Группа №4 Приём «Эксперт». Оцените ученическую работу по критериям. Объясните поставленные вами баллы.
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
Раскрывая суть поставленной проблемы, Геннадий Николаевич Головин обращается к размышлениям пожилой женщины, Анны Петровны, относительно её единственной родственницы, внучки. Пенсионерка с горечью осознаёт, что интерес Марины и её нового мужа к ней основан отнюдь не на привязанности и любви, а из-за желания поскорее заполучить «мифические капиталы своей бабки». Анна Петровна вынуждена мириться с этим, потому что боится одиночества. Далее автор говорит о том, что старушка даже не пыталась разубедить алчных родственников по поводу своего богатства, понимая, что «родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится» у неё на сберкнижке. Пожилую женщину охватывает страх о мысли, что внучка не пожелает достойно её похоронить. Эти размышления приносят Анне Петровне сильные нравственные страдания. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют убедиться в том, как это горько, когда в старости человек остается беспомощным, незащищённым и никому не нужным.
Группа №5. Приём «Умная пятёрка».
Напишите свой комментарий к поставленной автором проблеме в данном тексте. После написания комментария расставьте цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение +пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь)
Проблема одиночества, незащищенности пожилого человека (В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека?)
3) Выступление групп с комментированием выставленных ими баллов, проверка с эталоном (Слайды №3-7).
Группа №1. Приём «Дорожка к правильному комментарию».
Группа №2. Приём «Пятицветик комментария».
Группа №3. Приём «Волшебные ножницы».
Группа №4 Приём «Эксперт».
Группа №5. Приём «Умная пятёрка».
Учащиеся зачитывают каждый элемент комментария, написанного ими, оценивают. Остальные группы и учитель обсуждают.
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Итак, ребята, сегодня вы попробовали ещё один приём оценивания комментария. Выскажите своё мнение, что удалось лучше всего? С какими трудностями столкнулись? Кто в вашей группе, на ваш взгляд, был первым помощником в работе? Над чем ещё нужно поработать?
Ну что ж, на следующем занятии вы снова поменяетесь названиями групп, чтобы освоить следующий приём оценивания комментария, пока каждая группа не пройдёт пятый этап – самостоятельное написание комментария и его оценивание.