Идея двоемирия особую популярность набрала в период романтизма, провозглашали ее и символисты. Представители этих течений верили, что существует два параллельных мира – материальный и духовный. Поэт-символист А. Блок также берет за основу эту идею, но интерпретирует ее в духе революции. В современном ему укладе уживаются «старый» и «новый» миры, которые борются за право существования. Два мира легко узнаются в образах и деталях.
В поэме читатель встречает старушку, которая всю жизнь прожила в старом мире, а теперь «не понимает, на что такой огромный плакат», призывающий передать всю власть Учредительному собранию». Старушку А. Блок сравнивает с курицей, намекая, таким образом, на свое отношение к людям, которые не могут перебороть в себе «старое». Далее автор проводит по улицам революционного города и знакомит с барыней, «попом», «буржуем». Все они чувствуют себя некомфортно в новых условиях, но понимают, что сопротивляться бессмысленно, так как на страже нового порядка красногвардейцы.
– главный символ революции. Они разгуливают по улицам, разрушая старый мир. Грабежи, насилие, разрушение – вот удел революционеров. Они уверены, что только путь разрухи и хаоса способен привести к новому бытию весь не только их, но и весь народ. Чтобы читатель не сомневался в благости их намерений, А. Блок впереди этой компании ставит Христа «с белым венчиком из роз» на голове. Евангельский образ символизирует справедливость, любовь и добро, которые ждут революционеров и тех, кто пошел за ними, в конце пути. Двенадцать же красноармейцев толкуются литературоведами как апостолы Христа.
На грани «старого» и «нового» стоит Катька. Она живет в своем мире, не может определиться, куда ей «шагать» и это одна из причин ее смерти.
Не только человеческие образы создают миры в поэме А. Блока «Двенадцать». Вспомогательную роль играют явления природы, животные. Например, в начале произведения автор описывает ветреную, снежную погоду. Ветер символизирует революцию. Автор говорит, что ветер распространяется по всему «Божьему свету», но больше всего он донимает «буржуев»:
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?
... В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. История написания поэмы Свою неоднозначную поэму Блок написал в ... Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он ... и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что « ... автора до глубины души. Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой. Позже Блок разочаруется в ...
Далее поэт создает образ «мирового пожара», подразумевая под ним перевороты. Раздуть пожар собираются красногвардейцы «на горе всем буржуям»
Необычный символ старого времени появляется под конец произведения. За Христом и красноармейцами увязывается старый пес. Автор не зря именно так расставляет героев. Он показывает, что пережитки прошлого еще есть, но они уже такие слабые, что готовы «плестись» за революционерами.
Все произведение построено на контрасте, например красные, черные и белые цвета, настроения красногвардейцев и буржуев. Это художественное средство помогает сделать миры более выразительными.
Несмотря на то, что старый и новый миры полностью противоположны, автор мастерски сплетает их, показывая реальную картину их существования.