Произведение Айтматова является одним из наиболее значимых в его творчестве. В нем автор раскрывает тему вечного противостояния добра и зла. Главным героем повести является семилетний киргизский мальчик, который вынужден существовать не только в реальном мире, но и в своем собственном вымышленном мире. Это связано с несправедливостью, которую мальчик ощущает в окружающей его действительности.
Мальчик воспитывается своим дедом, так как его родители живут раздельно. Он наблюдает несправедливое отношение людей друг к другу, и это вызывает у него чувство негодования. Чтобы справиться с этим, мальчик придумывает сказочные истории, которые помогают ему верить в добро и справедливость.
В одной из сказок, которую рассказывает дед, главной героиней становится мать-олениха. Она спасает киргизский род от вымирания, но люди забывают о ее поступке и начинают охоту на маралов, что приводит к их исчезновению.
В вымышленной истории мальчика главенствуют доброта и справедливость. Он наделяет камни вымышленными именами и характерами, которые отражают их свойства. В сказке также присутствует отец мальчика, который плавает на белом пароходе, и мальчик мечтает превратиться в рыбу и добраться до него.
Мальчику удается осуществить свою мечту, но встреча с человеческой жестокостью приводит к гибели матери-оленихи, которую убивает его собственный дед. Это становится для мальчика большим испытанием и заставляет его задуматься о смысле жизни и справедливости.
Продолжение сочинения по произведению «Белый пароход» Чингиза Айтматова
Мальчик, живущий на лесном кордоне со своим дедом, предстает перед читателем как символ силы добра и невинности, способной противостоять злу и несправедливости. В своем внутреннем мире он находит утешение и идеалы, которые неотразимо противоречат тому, что он видит и испытывает в реальном мире. Его стремление к справедливости и добру делает его героем, способным преодолеть трудности и сохранить свою чистоту души в мире, исполненном несправедливости.
Повесть «Белый пароход» Чингиза Айтматова, таким образом, затрагивает важные философские и этические вопросы, связанные с противопоставлением добра и зла, справедливости и несправедливости. В создании образа мальчика-сироты автор подчеркивает важность найти внутри себя идеалы, способные противостоять окружающим негативным воздействиям и дать силы не потерять надежду в светлое будущее.
В рассказе «Белый пароход» Чингиз Торекулович Айтматов поднимает вопрос сосуществования природы и человека. Автор обращает внимание на то, что каждый день люди наносят непоправимый вред окружающей среде, игнорируя ее красоту и ценность. Однако есть отдельные индивиды, такие как мальчик и старик, которые бережливо относятся к живому миру и ценят его. С другой стороны, демонстрируя реальный мир, автор показывает, что добро не всегда побеждает зло, и злой человек может поплатиться за свои деяния.
Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро
... миру, зло или добро?» I. Добро и зло в романе уравновешено Воландом и его спутниками II. Воланд — зеркало, в котором отражаются поступки людей 1. Воланд и его… Сочинение «Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)» ...
История начинается с описания мальчика, у которого были две сказки. Одна из них была своя, никому неизвестная, а другая – рассказываемая дедушкой. Однако со временем обе сказки исчезли. Основная часть рассказа разворачивается, когда мальчику исполнилось семь лет, и он готовится пойти в школу. У него был куплен портфель, черный дерматиновый с блестящим металлическим замочком-защелкой и передним карманом для мелочей. Покупка портфеля стала отправной точкой всей истории.
Мальчик жил на кордоне, где всего было три семьи. Там автолавка иногда приезжала к лесникам, специальным работникам, занимающимся охраной горного леса. Мальчик, будучи единственным мальчиком на территории кордона, всегда первым замечал приезд автолавки.
- «Едет!» – кричал он, подбегая к дверям и окошкам. – «Машина-магазин едет!»
Колесная дорога складывалась с побережья Иссык-Куля, пролегая вдоль реки, среди камней и ухабов. Она проходила через Караульную гору и спускалась по крутому склону к дому лесников. Мальчик часто ходил на Караульную гору, откуда было видно озеро и проходящие по дороге люди и машины.
Введение
В данном исследовании рассматривается один случай из жизни мальчика, произошедший в жаркое лето. Во время купания в запруде, мальчик случайно увидел, как по откосу проехала машина, поднимая пыль за собой. Запруда была сооружена его дедом из камней на краю речной отмели, и она сыграла немаловажную роль в сохранении жизни мальчика. Бабка утверждает, что если бы не запруда, мальчика давно уже не было бы в живых, а его кости были бы перемыты рекой и вынесены в Иссык-Куль.
Хотя это не произошло, задумываемый сценарий заставляет задуматься о том, что если бы случилось бедствие, возможно, бабка не спешила бы спасать мальчика, потому что считала бы его чужим. Возникает вопрос, почему именно он должен считаться чужим, а может быть, сама бабка чужая?
Развитие событий
Однако, на данный момент, эти рассуждения отходят на второй план, ведь перед мальчиком открылась возможность получить портфель. Он с радостью заметил, что на дороге спускается автолавка, за которой поднимается пыль. Быстро выбравшись из воды, еще мокрый и посинелый от холодной воды реки, мальчик натянул штаны на тощие бедра и поспешил к двору, чтобы первым сообщить о прибытии автолавки.
В данной статье будет рассмотрено влияние окружающей среды на поведение мальчика и его взаимодействие с различными предметами и растениями. Описаны его любимые камни, такие как «Верблюд», «Седло», «Волк» и «Танк», которые он встречает на своем пути. Также отмечено, что мальчик имеет особую преданность к полевым вьюнкам, которые он рассматривает как умные и веселые цветы.
Мальчик проявляет осторожность при общении с камнями, особенно с горбатым гранитом, называемым «Верблюд». Он похлопывает по горбу этого камня, как по своему мерину, показывая свою привязанность к нему. Также мальчик приближается к камню «Волк» ползком и прицеливается, демонстрируя свою игровую активность.
По картине Хруцкого Цветы и плоды 5 и 3 класс (описание)
... → ` Картина Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». Описание творчества художника Именно в этом видел смысл натюрморта преподаватель академии и ... У произведений автора есть и другие особенные свойства Сочинение Ситников в романе Отцы и дети (Образ и ... занятий рисованием и живописью. Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши ...
Особое внимание в статье уделяется растениям, среди которых мальчик выделяет полевые вьюнки. Он считает их самыми умными и веселыми цветами. Автор отмечает, что вьюнки приветствуют утреннее солнце и распускают свои цветы, в то время как другие травы не обращают на это внимания.
Мальчик наблюдает, как муравьи бегают по вьюнкам и, возможно, слушают, о чем говорят цветы между собой. Возникает предположение, что муравьи могут слушать сны цветов, хотя это требует дальнейших исследований.
В день, обычно в полдень, мальчик часто проводил время в зарослях стеблистых ширалджинов. Эти высокие травы без цветов, но с пахучим запахом, росли островками, образуя кучи и не пуская другие травы близко. Ширалджины были его верными друзьями, особенно когда была какая-нибудь обида и хотелось плакать, чтобы никто не видел. Они были как укрытие, пахнущее сосновым лесом на опушке и горячим и тихим в ободе. Главное, они не закрывали небо, и лежа на спине, можно было смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не было видно, но затем приплывали облака и начинали выделывать все, что мальчик задумывал. Они знали, что ему было нехорошо, и превращались в то, во что ему хотелось.
Помимо ширалджинов, мальчик знал и другие травы. Например, серебристые ковыли на пойменном лугу, которые он воспринимал снисходительно. Они были как чудаки — мягкие, шелковистые метелки, которые не могли жить без ветра и всегда клонились в направлении его дуновений. Даже в случае дождя или грозы, они не знали, куда приткнуться, мечутся, падали и прижимались к земле, будто бы у них были ноги, они убежали бы куда глаза глядят. Но это было только их притворством, потому что как только гроза утихала, они снова беззаботно покорялись ветру.
В своем окружении, мальчик нередко пребывал в раздумьях, однако автолавка могла отвлечь его и заставить стремглав бежать к ней. Все, что предлагала автолавка, не имело ничего общего с травами и камнями. Она была буквально наполнена разнообразием!
Развернутое изложение
Когда мальчик добежал до дому, автолавка уже подъезжала ко двору, сзади домов. Дома на кордоне стояли лицом к реке, надворье переходило в пологий спуск прямо к берегу, а на той стороне реки, сразу от размытого яра, круто восходил лес по горам, так что подъезд к кордону был один — сзади домов. Не добеги мальчик вовремя, никто и не знал бы, что автолавка уже здесь.
Мужчин в тот час никого не было, все разошлись еще с утра. Женщины занимались домашними делами. Но тут он пронзительно закричал, подбегая к раскрытым дверям:
— Приехала! Машина-магазин приехала! Женщины всполошились. Кинулись искать припрятанные деньги. И выскочили, обгоняя одна другую. Бабка и та его похвалила:
Популярные сочинения
- Сочинение про Цветы
Мне очень нравится тема сочинения, потому что мне очень-очень нравятся цветы. Всякие – и покупные, и дикие, и те, которые цветут на подоконнике. И я люблю их рисовать!
- Сочинение по картине Радуга Куинджи
Красивое природное явление – радуга, не менее таинственное и чарующее. Она всегда бывает после дождя, когда из-за туч появляется солнце и озаряет всё вокруг.
- Сочинение-описание по картине Оттепель Васильева (4 класс)
Картина Васильева «Оттепель» написана в 1871 году, но стала известной только через несколько десятков лет, после того, как умер автор картины.
2 стр., 597 словПо повести Белый пароход Айтматова
... к нему. Дед считает, что все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи символичен: дети, которых она вскормила, ... автора.По повести Белый пароход Популярные сочинения Митраша – главный герой сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». На момент повествования мальчику 10 ... герой живет на лесном кордоне вместе с дедом, не зная своих родителей. Мальчик мечтает встретить своего отца ...
Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»
Тема урока: Ч. Ай
Цели:
1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное
2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями
3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).
Тип:
урок-анализ художественного текста
Метод:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).
Приём:
слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой
Оборудование:
интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)
Ход урока:
І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.
ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Ай. Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.
ІІІ. Опрос домашнего задания:
1 путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа.
Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)
Моя родина – аил Шекер… С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу…река, вскормившая всё в округе…
2 путь – использование эпиграфа
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:
Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» — «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…
3 путь – высказывание своих мыслей, мнений
:
Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?
Какой смысл таится здесь?
Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…
«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».
Вывод:
Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.
Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)
Разве мальчик не должен жить с родителями?
И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).
4 путь – краткие пересказы содержания повести
Чингиз Торекулович Айтматов. Белый пароход
... Орозкулу и Бекей люльку на рогах. На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно ... как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит. И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился ...
Фабула повести:
- Мальчик (с дедом и бабушкой) в лесном кордоне.
- Первая радость – портфель с автолавки. Разговор с Сейдахметом.
- Расторопный Момун. Роль народной традиции в повести.
- Отношения деда и внука. Взаимосвязь поколений.
- Белый пароход – мечта мальчика.
Словарная работа:
Кордон-место малолюдное
Расторопный-елпек, елгезек
Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела
ІҮ.Подробный анализ текста
Проблематика повести
:
- Экологическая проблема. Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.
- Философская проблема. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.
- Нравственная проблема. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества
Ү. Выводы и закрепление:
1.Поднимая экологическую проблему, мы убеждаемся:
Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери.
2. Решая философскую проблему, мы говорим:
Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти вперёд. 3. Нравственно подумав, мы заявляем:
Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.
ҮІ. На дом:
анализ повести, чтение других произведений писателя.
ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.
Рецензии на книгу «Белый пароход» Чингиз Айтматов , Белый пароход
Герои повести
Характеристика главных героев:
Мальчик-сирота, семилетний и наивный, живет на заповедном кордоне, в окружении трех дворов. Его имя неизвестно и ему приходится обходиться без родителей. Ребенок проводит время на улице, изучая природу и воображая, что разные вещи являются его друзьями. Например, он называет большой камень «верблюдом», тем самым создавая мир в своем воображении.
Воспитательной роли у ребенка берет на себя его дед по матери, Момун. Хотя дед не обучает мальчика наукам, он рассказывает ему сказки и заботится о нем насколько может. Один из примеров заботы Момуна — это постройка запруды, что спасло мальчика от бурных вод реки.
На кордоне насчитываются всего три женщины: бабка, сестра-тетка Бекей и жена некоего лесника по имени Гульджамал. Бекей сама бесплодна, и в своих пьяных выходках ее муж Орозкул часто обращается с ней жестоко. Орозкул работает начальником на кордоне, но вместо того, чтобы интенсивно трудиться, он предпочитает ездить по знакомым. В отличие от Орозкула, дед Момун славится своей оперативностью и умением заглянуть в каждую работу. Он заботится о скоте и пасеке, всегда вежлив и учтив с людьми, хотя, в конечном итоге, не получает заслуженного уважения.
Мальчик не помнит своих родителей и никогда их не видел. Однако, компенсируя это, он с уверенностью заявляет, что его отец работает матросом на белом пароходе, который ходит по Иссык-Кулю. Его мама, после развода, уехала в город и живет там в одиночестве.
«История крепостного мальчика» — краткое содержание повести С.П. Алексеева
... выходит из сложных ситуаций. Пример — сцена с Суворовым, когда Митьке пришлось выйти из укрытия. Мальчик сумел повести себя так, что полководец не только не рассердился, но и ... военной тематике. При таком подходе можно увидеть, что писатель старается показать не судьбы отдельных людей, а жизнь общества в целом, и сюжет воспринимается целиком, а ...
В 2013 году, Министерство образования и науки России опубликовало список из 100 книг, рекомендуемых для чтения школьниками. В этот список были включены произведения разных авторов, включая и повесть Чингиза Ай. С тех пор, эта повесть стала намного популярней и чаще читается, чем в предыдущие годы.
У ребенка есть план:
Дедова сказка
По вечерам Момун рассказывает внуку свою сказку. Давным-давно на берегу реки Энесай поселилось племя киргизов, но пришли враги и убили почти всех. В живых остались двое: мальчик и девочка, которых убийцы взяли с собой. Хан отдал детей Рябой Хромой Старухе, чтобы она избавилась от киргизов. Старуха повела сирот к берегу Энесая, но не успела утопить их. Из леса выскочила маралуха и попросила отдать ей ребят. Старуха отдала мальчика и девочку оленихе, предупредив: «Они вырастут и убьют твоих оленят… Они и друг друга не жалеют».
Маралуха привела детей к Иссык-Кулю, они выросли и поженились. Прежняя девочка, а теперь уже женщина, понесла и начала рожать. Роды были очень тяжелыми, муж перепугался и стал просить мать-олениху о помощи.
В ответ на зов издалека послышался звон, из лесу вышла мать-олениха и на рогах своих принесла бешик — колыбель. Звон раздавался от колокольчика, который весел на дужке колыбели. Женщина родила сына. Родители стали звать его Бугубаем — именем маралухи. С этого начался род Бугу.
Много позже умер богатый киргиз. На его могиле установили большие маральи рога. После этого маралы в иссык-кульских лесах жили в страхе. Их истребляли, пока не стало найти ни одного оленя в местных горах. Ушла и мать-олениха, сказав, что никогда больше не вернется.
Дальнейшие события
Наступила осень. Орозкул с Момуном тащили по склону два сосновых бревна. Начальник кордона был настолько зол, что хотел избить жену, но возвращаться домой было далеко. Момун увидел маралов и обрадовался до слез, чем еще больше разозлил Орозкула.
Уже у самого кордона мужчины поссорились: дед отпрашивался с работы, чтобы встретить мальчика из школы. Орозкул был против, пару раз огрел старика по голове, но тот все равно бросил в реке бревна и умчался за внуком.
Бекей плакала и ругала отца
Мальчик порывался рассказать деду о маралах, которых видел в лесу, но взрослым было некогда слушать детские восторги. Тогда ребенок вспомнил сказку и стал просить маралуху, чтобы принесла тетке Бекей на рогах колыбель.
На кордон приехали леди за бревнами. Пока вытаскивали лес из реки, Момун ходил за Орузкулом, как преданный пес. Приезжие тоже видели маралов, олени не испугались людей, значит, пришли с заповедных земель.
Вечером мальчик вернулся на кордон и увидел на огне казан, от которого пахло мясом. У костра стоял пьяный Момун, раньше внук никогда деда таким не видел. Орузкул и один неместный сидели у сарая и делили тушу. Поодаль лежала рогатая маралья голова. Мальчик оцепенел. Он хотел сбежать, но не мог сделать и шага. Все стоял и смотрел на голову матери-маралухи.
Дошкільна освіта за кордоном ( )
... Керівники ігрових груп (часто ними є матері вихованців групи) обов’язково повинні мати спеціальну психолого-педагогічну підготовку. Лікарняні ігрові групи призначені для виховання дітей, які ... п’ятий працівник датських дошкільних закладів є чоловіком. У Данії знаходиться центр Міжнародної Монтессорі-асоціації. Ізраїль. Дитячі садки в Ізраїлі перебувають на утриманні муніципалітетів, релігійних і ...
Скоро накрыли на стол. Мальчика тошнило. Он слышал, как пьяные люди, чавкая, ели оленину. Сайдахмат, лесник стал рассказывать, что заставил Момуна стрелять в маралуху.
Никто не заметил, как мальчик спустился к бурной речной воде и ступил туда. Он решил стать рыбой, уплыть и никогда не возвращаться на кордон.
Мальчик начал медленно отступать от костра и перебирать ногами в воде. Его сердце билось сильно, оттого что он собирался бежать. Он подумал о матери-маралухе, о ее голове, которая лежала поодаль. Он не мог поверить, что они убили его мать, рогатую маралуху, которая питала его и заботилась о нем всегда. Это было слишком ужасно и несправедливо.
Он вспомнил о Момуне, который был пьян и никогда раньше таким не был. Мальчик не понимал, как Момун мог причинить боль и смерть существу, которое было его матерью. Он чувствовал отвращение и смущение, видя пьяных людей, едя мясо своей мать. Оголодевший, еще детский разум мальчика не мог воспринять это со всех сторон и полностью осознать.
Стоя, наблюдая за костром и пьяными людьми, мальчик почувствовал в себе гнев и решимость бежать. Он твердо решил стать рыбой и уплыть прочь, чтобы никогда не возвращаться на этот кордон, где совершили жестокий поступок против его матери.
Медленно ступая в воде, каждым шагом мальчик все больше и больше утопал в свои решимость. Он представлял, как он превращается в рыбу, свободную от бурь судьбы. Он ехал по течению реки, вдали от этого неправедного и жестокого места. Он мечтал о новой жизни, полной радости и приключений. Получив силу от своей решимости, мальчик никогда место на кордоне не увидел.