РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (ПО РОМАНУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”)
Домашнее сочинение, на подготовку и написание которого отводилась одна неделя. Сочинение анализировали трое одноклассников автора.
Творческий метод Лермонтова можно определить как психологический романтизм. Поэту-романтику всегда был свойственен глубокий самоанализ. Особенно полно его интерес к внутреннему миру человека выразился в романе “Герой нашего времени”. Во втором предисловии к роману автор говорит: “История
души человеческой, пусть даже самой мелкой души, едва ли не занимательней и полезнее истории целого народа”.
В своем произведении Лермонтов использует такие формы психологизма, как психологический анализ, психологический портрет, психологический пейзаж, художественная деталь, речевая характеристика, внутренний монолог.
Значение внутреннего монолога, представленного в главе “Княжна Мери”, особенно велико, ведь Печорин, как и создатель этого героя, склонен к рефлексии. Глава имеет форму дневниковых записей. Это дает читателю возможность проникнуть в сознание молодого офицера, оценить
его способность дружить и любить.
Именно внутренний монолог длиной в две недели раскрывает такие свойства натуры героя, о которых мы раньше могли только догадываться.
Во взаимоотношениях с Грушницким проявляется способность Печорина создавать “ситуации взрыва”. Ему доставляет особое наслаждение разоблачать людей, срывать с них маски. Узнав о заговоре Грушницкого и драгунского офицера, Печорин соглашается на дуэль, только чтобы узнать, до какой степени нравственного падения дойдет его бывший приятель. В своих экспериментах главный герой заходит слишком далеко: Грушницкий убит на абсурдном поединке.
Доктор Вернер, присутствовавший на поединке, “в ужасе отвернулся от победителя”. Бесславно заканчивается и дружба Печорина с доктором. Герои испытывают глубокую симпатию друг к другу, однако Печорин предпочитает “держать дистанцию”. О причине такого поведения мы читаем в тетради Печорина: “Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…” Даже перед дуэлью он не делится своими переживаниями с доктором.
После поединка Вернер извлекает пулю из тела Грушницкого, чтобы представить произошедшее как несчастный случай и спасти друга от наказания. Но и после этого неблагодарный Печорин не изменит своего отношения к спасителю. Даже когда доктор захочет обнять его на прощание, офицер останется “холодным как камень”.
Печорин как герой своего времени
... на поприще культуры. ПЕЧОРИН – главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли Печорина с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. ...
Эгоизм Печорина и его безразличие к переживаниям окружающих сыграют решающую роль в отношениях с женщинами. В Пятигорске герой встречает Веру, женщину, с которой его несколько лет назад связывал длительный роман. Понимая, что отношения с замужней Верой бесперспективны. Печорин пользуется ее любовью, так как Вера – единственный человек, принимающий героя “со всеми слабостями и тяжкими пороками”.
Отъезд Веры из Пятигорска становится полной неожиданностью для Печорина. Вспоминая это событие в мельчайших подробностях, он напишет: “Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударила мне в сердце… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничего не выразит моего отчаяния”.
Не догнав, несмотря на все усилия, ту, которой причинил столько душевных страданий, герой быстро приходит в себя. Как и в любой ситуации, разум Печорина берет верх над его чувствами… Момент, когда сердце героя смягчится, он на мгновение сбросит маску невозмутимости, скоро настанет вновь.
Во время последнего объяснения с Мери Печорин осознает вину перед отвергнутой им девушкой: “Казалось, еще мгновение, и я упаду к ее ногам”. Но этого мгновения никогда не будет: Печорин слишком дорожит своей свободой. Получив желанную свободу, он не чувствует удовлетворения, потому что стремится к свободе духа, а добивается лишь свободы от человеческих привязанностей.
Личная драма героя состоит в том, что он способен только брать и не в состоянии дать ничего взамен любящим его людям. В конце главы Печорин доверяет своему дневнику горькую мысль: “Я стал нравственным калекой”. Именно нравственным калекой становится человек, живущий по принципу “правота в желаниях”.
В значительной мере причиной очерствения души Печорина является постоянный самоанализ. Рефлексия перерастает у него в болезнь. Переживания и поступки, как свои, так и других людей, герой делает объектом бесстрастного наблюдения, теряя при этом восприимчивость к боли другого и переставая различать добро и зло.
Однако глубокое познание собственного “я” имеет и позитивную сторону. Герой сам осознает пагубность своего характера и страдает от этого: “Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние”.
К сожалению, у Печорина не хватает воли, чтобы изменить свою “роль топора в руках судьбы”. Нервическая натура, пытливый ум, беспокойное сердце не позволяют герою сосредоточиться на конкретном деле, вести размеренный образ жизни. Роковые вопросы: “Кто я? Для чего родился на свет?” – мучают его беспрестанно и приводят к разрушению личности.
В. Г. Белинский сказал о Печорине: “Печорин бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду, и горько упрекает себя в своих заблуждениях”.
Глава “Княжна Мери” так полно раскрывает образ главного героя именно потому, что представляет собой его внутренний монолог. Мысли и чувства Печорина являются достоянием его личного опыта и душевной работы, хотя и проходят сквозь призму авторского сознания.
Прием внутреннего монолога еще не раз будет использоваться писателями при создании сложных философских и психологических образов в таких произведениях XIX века, как “Отцы и дети” И. С. Тургенева, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, “Война и мир” Л.Н. Толстого.
Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»
... и по любимым темам. Вновь Печорин. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Лермонтов ценен нам тем, ... характеров. LiveInternetLiveInternet Вот решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть в печатном виде. ... Печорин. Он даже Максиму Максимычу говорил, что его душа «испорчена светом». В исповеди главного героя перед Мери ...
Достоинства данной работы состоят, прежде всего, в том, что части сочинения соразмерны, продуманы, логично выстроены. Небольшое по объему вступление вместило в себя не только рассуждения о внутреннем монологе, но и указало на его место в творческом методе писателя, роль и значение в повести “Княжна Мери”, которая, по замечанию выпускницы, представляет собой “монолог длиной в две недели”. Автор сочинения указал конкретные эпизоды, в которых внутренний монолог обнажает истинные чувства героя, характеризует отношение Печорина к любви и дружбе.
Несомненной заслугой ученицы является самостоятельный вывод о влиянии рефлексии на склад характера современника М. Ю. Лермонтова. Убедительно звучит вывод в заключительной части сочинения о преемственности лермонтовской традиции психологического анализа в творчестве писателей второй половины XIX века.
Нельзя не отметить, что сочинение написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. Умелое цитирование, соразмерность частей сочинения, точность и богатство лексики позволили экзаменационной комиссии оценить работу на “отлично”.
Однако, как и во многих ученических работах, здесь есть речевые недочеты. Они подчеркнуты в тексте сочинения, попробуйте исправить их самостоятельно.
монолога в создании характера Героя 1" onmouseover="current_rating(57962, 1, '1 Star');" onmouseout="ratings_off(0, 0, 0);" onclick="rate_post();" onkeypress="rate_post();">
(No Ratings Yet)
18 стр., 8993 слов