Роль внутреннего монолога в создании характера Героя

Сочинение

РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (ПО РОМАНУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”)

Домашнее сочинение, на подготовку и написание ко­торого отводилась одна неделя. Сочинение анализиро­вали трое одноклассников автора.

Творческий метод Лермонтова можно определить как психологический романтизм. Поэту-романтику всегда был свойственен глубокий самоанализ. Особенно пол­но его интерес к внутреннему миру человека выразился в романе “Герой нашего времени”. Во втором предисло­вии к роману автор говорит: “История

души человеческой, пусть даже самой мелкой души, едва ли не занимательней и полезнее истории целого народа”.

В своем произведе­нии Лермонтов использует такие формы психологизма, как психологический анализ, психологический портрет, психологический пейзаж, художественная деталь, рече­вая характеристика, внутренний монолог.

Значение внутреннего монолога, представленного в главе “Княжна Мери”, особенно велико, ведь Печорин, как и создатель этого героя, склонен к рефлексии. Глава имеет форму дневниковых записей. Это дает читателю возможность проникнуть в сознание молодого офицера, оценить

его способность дружить и любить.

Именно вну­тренний монолог длиной в две недели раскрывает такие свойства натуры героя, о которых мы раньше могли только догадываться.

Во взаимоотношениях с Грушницким проявляется спо­собность Печорина создавать “ситуации взрыва”. Ему доставляет особое наслаждение разоблачать людей, срывать с них маски. Узнав о заговоре Грушницкого и дра­гунского офицера, Печорин соглашается на дуэль, толь­ко чтобы узнать, до какой степени нравственного паде­ния дойдет его бывший приятель. В своих экспериментах главный герой заходит слишком далеко: Грушницкий убит на абсурдном поединке.

Доктор Вернер, присутствовав­ший на поединке, “в ужасе отвернулся от победителя”. Бесславно заканчивается и дружба Печорина с доктором. Герои испытывают глубокую симпатию друг к другу, одна­ко Печорин предпочитает “держать дистанцию”. О при­чине такого поведения мы читаем в тетради Печорина: “Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…” Даже перед дуэлью он не делится своими пе­реживаниями с доктором.

После поединка Вернер из­влекает пулю из тела Грушницкого, чтобы представить произошедшее как несчастный случай и спасти друга от наказания. Но и после этого неблагодарный Печорин не изменит своего отношения к спасителю. Даже когда док­тор захочет обнять его на прощание, офицер останется “холодным как камень”.

9 стр., 4409 слов

Печорин как герой своего времени

... на поприще культуры. ПЕЧОРИН – главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли Печорина с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. ...

Эгоизм Печорина и его безраз­личие к переживаниям окружающих сыграют решающую роль в отношениях с женщинами. В Пятигорске герой встречает Веру, женщину, с которой его несколько лет на­зад связывал длительный роман. Понимая, что отношения с замужней Верой бесперспективны. Печорин пользуется ее любовью, так как Вера – единственный человек, при­нимающий героя “со всеми слабостями и тяжкими по­роками”.

Отъезд Веры из Пятигорска становится полной неожиданностью для Печорина. Вспоминая это событие в мельчайших подробностях, он напишет: “Мысль не за­стать ее в Пятигорске молотком ударила мне в сердце… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничего не выразит моего отчаяния”.

Не догнав, несмотря на все уси­лия, ту, которой причинил столько душевных страданий, герой быстро приходит в себя. Как и в любой ситуации, разум Печорина берет верх над его чувствами… Момент, когда сердце героя смягчится, он на мгновение сбросит маску невозмутимости, скоро настанет вновь.

Во время последнего объяснения с Мери Печорин осознает вину перед отвергнутой им девушкой: “Казалось, еще мгнове­ние, и я упаду к ее ногам”. Но этого мгновения никогда не будет: Печорин слишком дорожит своей свободой. По­лучив желанную свободу, он не чувствует удовлетворе­ния, потому что стремится к свободе духа, а добивается лишь свободы от человеческих привязанностей.

Личная драма героя состоит в том, что он способен только брать и не в состоянии дать ничего взамен любящим его людям. В конце главы Печорин доверяет своему дневнику горь­кую мысль: “Я стал нравственным калекой”. Именно нрав­ственным калекой становится человек, живущий по прин­ципу “правота в желаниях”.

В значительной мере причи­ной очерствения души Печорина является постоянный самоанализ. Рефлексия перерастает у него в болезнь. Пе­реживания и поступки, как свои, так и других людей, герой делает объектом бесстрастного наблюдения, теряя при этом восприимчивость к боли другого и переставая раз­личать добро и зло.

Однако глубокое познание собственного “я” имеет и позитивную сторону. Герой сам осознает пагубность своего характера и страдает от этого: “Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судь­ба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние”.

К сожалению, у Печорина не хватает воли, что­бы изменить свою “роль топора в руках судьбы”. Нерви­ческая натура, пытливый ум, беспокойное сердце не по­зволяют герою сосредоточиться на конкретном деле, ве­сти размеренный образ жизни. Роковые вопросы: “Кто я? Для чего родился на свет?” – мучают его беспрестанно и приводят к разрушению личности.

В. Г. Белинский сказал о Печорине: “Печорин бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду, и горько упрекает себя в своих заблуждениях”.

Глава “Княжна Мери” так полно раскрывает образ глав­ного героя именно потому, что представляет собой его внутренний монолог. Мысли и чувства Печорина являются достоянием его личного опыта и душевной работы, хотя и проходят сквозь призму авторского сознания.

Прием внутреннего монолога еще не раз будет исполь­зоваться писателями при создании сложных философ­ских и психологических образов в таких произведениях XIX века, как “Отцы и дети” И. С. Тургенева, “Преступле­ние и наказание” Ф. М. Достоевского, “Война и мир” Л.Н. Толстого.

7 стр., 3171 слов

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

... и по любимым темам. Вновь Печорин. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Лермонтов ценен нам тем, ... характеров. LiveInternetLiveInternet Вот решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть в печатном виде. ... Печорин. Он даже Максиму Максимычу говорил, что его душа «испорчена светом». В исповеди главного героя перед Мери ...

Достоинства данной работы состоят, прежде всего, в том, что части сочинения соразмерны, продуманы, логично выстроены. Небольшое по объему вступление вместило в себя не только рассуждения о внутреннем монологе, но и указало на его место в творческом методе писателя, роль и значение в повести “Княжна Мери”, которая, по замечанию выпускницы, представляет со­бой “монолог длиной в две недели”. Автор сочинения указал конкретные эпизоды, в которых внутренний мо­нолог обнажает истинные чувства героя, характеризует отношение Печорина к любви и дружбе.

Несомненной заслугой ученицы является самостоятельный вывод о влиянии рефлексии на склад характера современника М. Ю. Лермонтова. Убедительно звучит вывод в заклю­чительной части сочинения о преемственности лермон­товской традиции психологического анализа в творче­стве писателей второй половины XIX века.

Нельзя не отметить, что сочинение написано пра­вильным литературным языком и стилистически соот­ветствует содержанию. Умелое цитирование, соразмер­ность частей сочинения, точность и богатство лексики позволили экзаменационной комиссии оценить работу на “отлично”.

Однако, как и во многих ученических работах, здесь есть речевые недочеты. Они подчеркнуты в тексте со­чинения, попробуйте исправить их самостоятельно.

Роль внутреннего <a href=монолога в создании характера Героя 1" onmouseover="current_rating(57962, 1, '1 Star');" onmouseout="ratings_off(0, 0, 0);" onclick="rate_post();" onkeypress="rate_post();">Роль внутреннего монолога в создании характера Героя 2Роль внутреннего монолога в создании характера Героя 3Роль внутреннего монолога в создании характера Героя 4Роль внутреннего монолога в создании характера Героя 5

(No Ratings Yet)

18 стр., 8993 слов

Проблема – аргумент. Учимся правильно писать в части С по русскому языку

... писателя». Крепостной разбойник Марей с «тонкой нежностью» натуры. •И. С. Тургенев «Муму». Богатырская внешность и чуткое сердце Герасима. •Дина Рубина «Концерт по путевке "Общества книголюбов"». ... заключение я хочу сказать… Завершает композицию сочинения. Практика показывает, что к моменту написания ... мысли относительно предмета мысли. В художественном тексте участвует не автор (бывают исключения), а ...

— Домашнее сочинение, на подготовку и написание ко­торого отводилась одна неделя. Сочинение анали…»>