Художественные средства Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»
Арсенал художественных приемов и средств каждого великого писателя отличается своей индивидуальностью и призван служить для более яркого и полного отражения действительности. Свои секреты и открытия в этом плане имеет и великий мастер слова Николай Васильевич Гоголь, особенно ярко это проявляется в его поэме «Мертвые души».
Один из ярких примеров мастерства Гоголя — галерея помещиков-крепостников, которые постепенно утрачивают свою опору на самодержавие и деградируют на протяжении произведения. Все герои являются на фоне маскировки имен, но каждый из них обладает собственной индивидуальностью. Гоголь использует множество художественных средств для создания образов своих героев: сатира, гротеск, ирония, портрет и другие приемы. Так, для каждого героя автор находит свой оттенок и цвет, который делает имя его незабываемым.
Гоголь часто использует детали, которые делают его образы особенно запоминающимися. К примеру, коробочка-дубинноголовая, Ноздрев — «исторический человек», щегол, неопределенного пола и возраста, в доме кулака Собакевича просто повторяет его имя, даже прореха на человечестве Плюшкина уже потеряла облик человека.
Анализ предложений из отрывка поэмы «Мертвые души»
Один из примеров того, как Гоголь использует сложные синтаксические конструкции, — отрывок из поэмы «Мертвые души» о Маниловке и ее хозяине.
«Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины .
По поэме Мертвые души Гоголя
... Гоголь много думал над ним. Не случайно он уничтожил вторую часть – видимо, уровня мастерства в первой части ему не удалось достигнуть. По поэме Мертвые души Несколько интересных сочинений ... нарядами. Дворянская знать не оставляет о себе хорошего впечатления. Чичиков тоже не очень- ... есть записи о мертвых крестьянах. Он старается подстраиваться под каждого собеседника, использовать свою изворотливость ...
В данном отрывке только два простых предложения — первое и последнее. Все остальные предложения — сложные. Два из них — бессоюзные. Следует отметить, что сложные конструкции помогают автору создать более полную картину обиталища героя. Таким образом, в первом предложении описывается господский дом, который неразумно расположен был , на возвышении, открытом всем ветрам, что делает его бесприютным и сиротливым. Покатость горы, на которой дом стоит, была покрыта подстриженным дёрном, но не будто это окультуривает домовладение, видимо хозяин хотел окультурить место своего проживания ,но из этого мало что получилось. На горе бесприютен даже домовладелец.
Во втором безусловном предложении описываются другие предметы этой общей картины: английские клумбы с «сиренями» и желтыми акациями, несколько берез, которые небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Мы снова видим потуги хозяина украсить усадьбу: английскими клумбами, модными кустарниками, но эти «мелколистные жиденькие вершины берез» указывают на тщетность усилий Манилова по благоустройству своего места обитания. Мы еще с ним не встретились, но уже нас насторожила какая-то бесприютность окружающей действительности. Далее автор с иронией продолжает повествовать о хозяине поместья, и мы убеждаемся, что не ошиблись в своем осторожном восприятии его характера. Нелепым среди этого бесхозного и неуютного имения выглядит беседка с помпезным, претендующим на оригинальность названием «Храм уединенного размышления!». И пруд, покрытый зеленью, тоже говорит о безосновательной претенциозности Манилова.
И далее еще большее подтверждение нашего мнения о нем как о прожектере и беспочвенном мечтателе мы видим в том, что у подошвы возвышения «Храма» темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы.
— Описание поместья Манилова говорит о никчемности, прожектерстве, беспочвенной претенциозной мечтательности Манилова. Подтверждение этого первоначального мнения мы найдем в дальнейшем описании интерьера его жилища, в отношении к продаже мертвых душ, в мечтах построить мост и т.д. Действительно, Маниловка немногих могла заманить…