Диспут на тему «Делать людям хорошее — хорошеть самому».
На уроке Мировой художественной культуры учащиеся 10 класса просмотрели фильм по произведению Валентина Распутина «Уроки французского».
Экранизацию рассказа современного классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина ребята хотели посмотреть и потому, что писатель огромного таланта недавно ушел из жизни, и потому, что хотелось сверить ощущения от его произведения с экранным воплощением.
После просмотра состоялся диспут, на котором обсуждались духовные ценности, делающие человека богаче и щедрее.
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы это общение приносило радость. Так надо жить каждому из нас. На диспуте активно комментировались понятия:
- Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро;
- Духовные ценности — относящиеся к области духа, (дух — внутренняя моральная сила);
- Душевная щедрость – (душевно щедрый человек — охотно тратящий свою душу на других людей);
- Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств;
- Милосердие — готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия;
- Деликатность — вежливость, мягкость в обращении.
Рассказ Валентина Распутина о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми столкнулись мальчишки того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику.
Сочинения об авторе распутин
... чувством любви и сострадания к Отечеству. Духовные ценности нашего народа, его судьба — об этом беспрестанная забота человека и писателя Валентина Григорьевича Распутина. Животворящее слово его — мощная сила, ... чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из ...
Ключевой вопрос диспута: Какой жизненный урок сумела дать Лидия Михайловна своему ученику? Ученики 10 класса, подводя итог данного диспута, написали сочинения.
Сочинение.
Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» впервые был опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь», номер которой был посвящен памяти Александра Вампилова.
Герой рассказа – мальчик одиннадцати лет, который живет и учится в деревне. Сам он беден, испытывает недостаток денег на пропитание, так как жил в послевоенное время. Он вынужден играть на деньги со старшеклассниками, он выигрывает. В школе мальчик учился хорошо, испытывая затруднения только по французскому языку, из-за чего ему приходилось каждый день приходить домой к учительнице французского языка Лидии Михайловне.
Лидии Михайловне было жалко голодного мальчика, и она пыталась его накормить, но он гордо отказывался. Для того, чтобы как-то помочь своему ученику, учительница предлагает ему сыграть на деньги в «чику». Но позже, герой замечает, что учительница подыгрывает ему, но мальчик не понимает, что учительница дает ему самый главный урок его жизни: милосердия и стойкости, деликатности и взаимопонимания, доброты и уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница пыталась помочь способному мальчику. И яблоки среди сибирской зимы, и сами уроки Лидии Михайловны оставили неизгладимый след в душе и в жизни мальчика.