Лагерная тема в творчестве шаламова

Сочинение

https://infopedia.su/6x31ff.html

“Лагерная” тема в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова”

Лагерная тема в творчестве шаламова 1

Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов

“Лагерная” тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов.

Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях.

Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-топо-своему пережить ее.

Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях “Один день Ивана Денисовича”, “Архипелаг ГУЛАГ” и Варлам Шаламов в “Колымских рассказах”. “Архипелаг ГУЛАГ” и “Колымские рассказы” писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.

В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности.

В рассказе Солженицына “Один день Ивана Денисовича” большая часть персонажей – подлинные, взятые из жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский.

Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. “Колымские рассказы” Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме.

Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли – холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников.

В рассказе “Один день Ивана Денисовича” узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком.

4 стр., 1727 слов

Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

... произведений Солженицына, сделавшее его всемирно известным, - "Один день Ивана Денисовича" о жизни в лагерях ГУЛАГа. Эта книга воспринимается обществом как разоблачение сталинских времен, со всей ... Он постоянно рассуждает о мировом кино, заводит споры с другими зэками из тех, кто ... я пишу - у меня отсрочка", - признавался сам Солженицын. И он со всей серьезностью подходит к делу всей своей жизни ...

Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха. Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи.

В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли.

В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении.

“Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи”, – указывает Шаламов в рассказе “Сентенция”. Отношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе “Плотники”. Задача строителей заключается в том, чтобы выжить “сегодня” в пятидесятиградусный мороз, а “дальше”, чем на два дня, не имело смысла строить планы”.

Люди были равнодушны друг к другу. “Мороз” добрался до человеческой души, она промерзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной.

В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые люди, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее достоинство и “себя не роняют”, не унижаются из-за сигареты, из-за пайка и уж тем более не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей ради улучшения собственной участи.

В лагерях действуют свои законы: “В лагерях вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”, “Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься”, “Кто кого сможет, тот того и гложет”.

Формальное освобождение уже не сможет изменить внутренний мир героя, его систему ценностей. Шаламов, в отличие от Солженицына, подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в тюрьму. В рассказе “Надгробное слово” идет уточнение: “Тюрьма – это свобода.

Это единственное место, где люди не боясь, говорили все, что думали. Где они отдыхают душой”. Творчество и философия двух действительно удивительных писателей приводят к разным выводам о жизни и смерти. По Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов уже не представлял свое “существование” на свободе, да и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так как там мысли человека приближаются к Богу. За пределами зоны полная преследований жизнь, которая уже “непонятна” Ивану Денисовичу. Осудив бесчеловечную систему, писатель создает подлинного народного героя, сумевшего пройти через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. В рассказах Шаламова не просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Вся страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Лагерь – это не изолированная часть мира. Это слепок того общества.

1 стр., 404 слов

Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе “Матренин двор”

... изображает и другие поселки. Так, например, изначально Владимирское ОблОНО намеревалось отправить Игнатича в деревню Высокое Поле. С одной стороны, это было место “где не обидно было ... Примечательно то, что герой возвращался не к родственникам или близким по духу людям, а в обезличенное общество, развращенное социальной ложью. Главного героя звали Игнатич и он, вернувшись ...

Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени. И их объединяет наличие огромной души, способность творить и созерцать.

Источник: https://rus-lit.com/lagernaya-tema-v-proizvedeniyax-a-solzhenicyna-i-v-shalamova/

«Лагерная» тема в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова — сочинение по творчеству В. Т. Шаламова

Лагерная тема в творчестве шаламова 2

«Лагерная» материя в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова Наш спор – не храмовой о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Отечественный спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и надумать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке.

Многие писатели, такие на правах Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все на свете они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, т. е. уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, принудительные меры.

И только тот, кто прошел через все сие, может до конца понять и оценить любое поделка о политическом терроре, концлагерях.

Нам же книга приоткрывает чуть занавес, заглянуть за который, к счастью, не имеется. Мы можем только сердцем почувствовать правду, сиречь-то по-своему пережить ее.

Наиболее наверняка описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один гемера Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах».

«Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались никак не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.

В своих произведениях тот и другой писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, шрифт наполнен приметами непридуманной реальности. В рассказе Солженицына «Один будень Ивана Денисовича» большая часть персонажей – подлинные, взятые с жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский.

«Колымские рассказы» Шаламова всплошную связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Сие доказывает и высокая степень детализированности.

Автор уделяет напирать страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли — зима и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы получи и распишись ногах, жестокий беспредел уголовников.

В рассказе «Плотники» Шаламов указывает получай глухо замкнутое пространство: «густой туман, что в двух шагах безвыгодный видно было человека», «немногие направления»: больница, стража, столовая, — которое и для Солженицына является символичным.

В рассказе «Один праздник Ивана Денисовича» узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: по (что заключенный старается как можно быстрее перебежать участки в лоне помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и далина.

5 стр., 2112 слов

Шаламов эссе о прозе

... отдельное и довольно большое эссе. В нем изложены обстоятельства и подробности встреч с поэтом, краткий пересказ разговоров – о поэзии и прозе, о современниках, о жизни. Хотя Шаламов, как он пишет, не ... письме Александру Солженицыну, которое представляет собой отзыв на только что опубликованную повесть "Один день Ивана Денисовича", Шаламов пишет: "Я давно решил, что всю мою оставшуюся жизнь я посвящу ...

Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком.

Люди вроде бы и проявляют какие-так признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, затем что что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли.

В этом замкнутом круге, навечно остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, личность утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет общение с окружающими. Его душа уже не различает, идеже правда, где ложь.

Исчезает даже всякая человеческая неволя в простом общении. «Мне бы все равно – будут ми лгать или не будут, я был вне правды, кроме лжи», — указывает Шаламов в рассказе «Сентенция».

Связи между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе «Плотники». Сверхзадача строителей заключается в том, чтобы выжить «сегодня» в пятидесятиградусный водка, а «дальше», чем на два дня, не имело смысла созидать планы». Люди были равнодушны друг к другу. «Мороз» добрался после человеческой души, она промерзла, сжалась и, может бытовать, навсегда останется холодной.

В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые персонал, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее важность и «себя не роняют», не унижаются из-следовать сигареты, из-за пайка и уж тем паче не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей про улучшения собственной участи.

В лагерях действуют свои законы: «В лагерях смотри кто подыхает: кто миски лижет, кто получи санчасть надеется да кто к куму ходит стучать», «Кряхти а как же гнись. А упрешься – переломишься», «Кто кого сможет, оный того и гложет».

Лагерь, по Солженицыну, огромное язва, насилие, но страдание и сострадание способствовало нравственному очищению, а богатство несытости героев приобщает их к более высокому нравственному существованию.

Холст мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть без- на свободу, а в тюрьму. В рассказе «Надгробное слово» соглашаться уточнение: «Тюрьма – это свобода. Это единственное поле, где люди не боясь, говорили все, точно думали. Где они отдыхают душой».

Творчество и мировоззрение двух действительно удивительных писателей приводят к разным выводам о жизни и смерти.

Ровно по Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов ранее не представлял свое «существование» на свободе, ей-ей и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так во вкусе там мысли человека приближаются к Богу.

За пределами зоны полная преследований пир (жизненный), которая уже «непонятна» Ивану Денисовичу. Осудив бесчеловечную систему, щелкопер создает подлинного народного героя, сумевшего пройти поверх все испытания и сохранить лучшие качества русского народа.

В рассказах Шаламова маловыгодный просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, после пределами которых живут свободные люди, но и всегда, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Все страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Общество – это не изолированная часть мира.

Это копия того общества. Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли снаушничать всю истинную картину общества того времени. И их объединяет существование огромной души, способность творить и созерцать.

18 стр., 8849 слов

Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков

... о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины ... было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для ... блистательная школа исторического романа, расцветшая в нашем веке, в 20-х – 30-х годах, да и ...

Источник: http://sochbox.com/lagernaya-tema-v-proizvedeniyax-a-solzhenicyna-i-v-shalamova-sochinenie-po-tvorchestvu-v-t-shalamova/

«Лагерная тема» в творчестве Солженицына и Шаламова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Лагерная тема в творчестве шаламова 3

Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей.

Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А.

Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие.

В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А.

Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте.

Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.

Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники – это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.

Заключенный Щ-854 – Шухов – представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал».

Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов. По документам он сидит за измену родине. За то, что выполнял задание фашистов.

А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли.

По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать.

В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология. Он «укрепляется» в лагере, не роняя себя.

1 стр., 437 слов

Водоросли в жизни человека

... определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее. На стенах этого здания живут и процветают настоящие водоросли, для поддержания жизни которых, нужны лишь фотобиореакторы. Благодаря им, ... биологическое топливо и снижают затраты на охлаждение объекта летом. Пока, такие технологии мало изучены и используются преимущественно в качестве декора. Полезный материал по теме:

Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей «накипь злую». Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести.

Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.

Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была опубликована во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России.

В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает.

Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике.

В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.

Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихи и прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете.

Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму.

Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках!

Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию «зачеловеческому». «Ад на земле» может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности.

Здесь они больше не нужны. Шаламов пишет: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута.

Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть».

Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, но мы слышим объективный голос свидетеля.

Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе за пайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько «далеко» ушло человечество в «науке» придумывания пыток и мучений себе подобных.

Писателям XIX века и не снились ужасы Освенцима, Майданека и Колымы.

Вот слова автора, сказанные от своего имени: «Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону.

Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе.

К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей».

Страх, разъедающий личность, описан в рассказе «Тифозный карантин». Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба.

Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки.

После этого герою не хочется жить.

Лагерь, по мнению Шаламова, – это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря – наивные понятия.

В слове «героизм» есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали.

Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря: тоталитарной системы.

Источник: http://resoch.ru/lagernaya-tema-v-tvorchestve-solzhenicyna-i-shalamova/

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова

Своеобразие раскрытия лагерной темы в колымских рассказах в т шаламова 1

Варлам Тихонович Шаламов в своем творчестве отразил тему лагерей в русской литературе. Поразительно точно и достоверно писатель раскрывает весь кошмар лагерного быта в книге «Колымских рассказов».

Рассказы Шаламова пронзительны и неизменно оставляют тягостное впечатление у читателей. Реализм Варлама Тихоновича не уступает мастерству Солженицына, который писал раньше.

Казалось бы, Солженицын достаточно раскрыл тему, тем не менее манера изложения Шаламова воспринимается как новое слово в лагерной прозе.

Будущий писатель Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Еще в отрочестве он начал писать. Шаламов закончил Московский университет. Писатель провел в тюрьмах, лагерях и ссылках многие годы.

Впервые его арестовали в 1929 году, обвинив в распространении фальшивого политического завещания В. Ленина. Этого обвинения оказалось достаточно, чтобы попасть в судебную машину на двадцать лет. Вначале три года писатель провел в лагерях на Урале, а затем с 1937 года его отправляют на Колыму.

После ХХ съезда КПСС Шаламова реабилитировали, но это не компенсировало потерянные годы жизни.

Главная тема «Колымских рассказов» – существование человека в нечеловеческих условиях. Писатель воспроизводит виденные им неоднократно ситуации и атмосферу безысходности, морального тупика. Состояние героев Шаламова приближается к «зачеловеческому».

Заключенные каждый день теряют физическое здоровье и рискуют расстаться с психическим. Тюрьма отнимает у них все «лишнее» и ненужное для этого страшного места: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности.

Шаламов пишет: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные.

Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть».

Шаламову досконально известен лагерный быт. Он не питает иллюзий и не внушает их читателю. Писатель чувствует всю глубину трагедии каждого, с кем столкнула его судьба за долгие двадцать лет. Все свои впечатления и переживания он использует для создания персонажей «Колымских рассказов».

Он утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. Для неподготовленного читателя события произведений автора кажутся фантасмагоричными, нереальными, невозможными.

Тем не менее мы знаем, что Шаламов придерживается истины, считая искажения и перегибы, неправильную расстановку акцентов непозволительными в данной ситуации. Он рассказывает о жизни заключенных, их нестерпимых порой страданиях, труде, борьбе за еду, болезнях, смертях, гибели.

Материалу для книг Шаламова и проблематике, из него вытекающей, позавидовали бы писатели-реалисты XIX века. Читатель содрогается от осознания того, насколько «далеко» ушло человечество в «науке» придумывания пыток и мучений себе подобных.

Вот слова автора, сказанные от своего имени: «Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Возвратившись на волю, он видит, что не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми.

Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе.

К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей».

В рассказе «Сентенция» автор, как врач, анализирует состояние человека, единственным чувством которого осталась злоба. Самое страшное в лагере, страшнее голода, холода и болезней, – это унижение, сводившее человека до уровня животного.

Оно доводит героя до состояния, когда все чувства и мысли заменены «полусознанием». Когда смерть отступает и к герою возвращается сознание, он с радостью ощущает, что его мозг работает, а из подсознания выплывает забытое слово «сентенция».

Страх, который превращает человека в раба, описан в рассказе «Тифозный карантин». Герои произведения согласны служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами, ради удовлетворения такой привычной для нас потребности – голода.

Главному герою рассказа не хочется жить после того, что он видит.

«Васька Денисов, похититель свиней» – рассказ о голоде и о том, до какого состояния он может довести человека. Главный герой Васька жертвует жизнью ради еды.

Шаламов утверждает и пытается донести до читателя, что лагерь – это хорошо организованная государственная преступность. Здесь происходит умышленная подмена всех привычных нам категорий. Здесь нет места наивным рассуждениям о добре и зле и философским диспутам. Главное – выжить.

Несмотря на весь ужас лагерной жизни, автор «Колымских рассказов» пишет и о безвинных людях, которые смогли сохранить себя в поистине нечеловеческих условиях.

Он утверждает особый героизм этих людей, граничащий порой с мученичеством, для которого не придумано еще названия.

Рассказы Шаламова стали, с одной стороны, пронзительным по силе документальным свидетельством кошмаров лагерной жизни, с другой – философским осмыслением целой эпохи. Тоталитарная система представляется писателю тем же лагерем.

Источник: https://scribble.su/work/otlichno/106.html

«Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова

Своеобразие раскрытия лагерной темы в колымских рассказах в т шаламова 2 Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов.

Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях.

Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее.

Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.

Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. «Колымские рассказы» Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности.

Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли — холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников.

В рассказе «Плотники» Шаламов указывает на глухо замкнутое пространство: «густой туман, что в двух шагах не видно было человека», «немногие направления»: больница, вахта, столовая, — которое и для Солженицына является символичным.

В рассказе «Один день Ивана Денисовича» узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком. Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха.

Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи.

В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли.

В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении.

«Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи», — указывает Шаламов в рассказе «Сентенция».

Actionteaser.ru — тизерная реклама

В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые люди, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее достоинство и «себя не роняют», не унижаются из-за сигареты, из-за пайка и уж тем более не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей ради улучшения собственной участи. В лагерях действуют свои законы: «В лагерях вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать», «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», «Кто кого сможет, тот того и гложет». Лагерь, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание способствовало нравственному очищению, а состояние несытости героев приобщает их к более высокому нравственному существованию. Иван Денисович доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение уже не сможет изменить внутренний мир героя, его систему ценностей.

Шаламов, в отличие от Солженицына, подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в тюрьму. В рассказе «Надгробное слово» идет уточнение: «Тюрьма – это свобода. Это единственное место, где люди не боясь, говорили все, что думали. Где они отдыхают душой».

Творчество и философия двух действительно удивительных писателей приводят к разным выводам о жизни и смерти.

По Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов уже не представлял свое «существование» на свободе, да и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так как там мысли человека приближаются к Богу.

За пределами зоны полная преследований жизнь, которая уже «непонятна» Ивану Денисовичу.

Осудив бесчеловечную систему, писатель создает подлинного народного героя, сумевшего пройти через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа.

В рассказах Шаламова не просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Вся страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Лагерь – это не изолированная часть мира. Это слепок того общества.

Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени. И их объединяет наличие огромной души, способность творить и созерцать.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/lagernaya-tema-v-proizvedeniyax-a-solzhenicyna-i-v-shalamova/

Ссылка на основную публикацию Adblock

detector

Лагерная проза — явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе. Личный творческий опыт бывших узников ГУЛАГа: А.Солженицына, В.Шаламова и др., позволил им не только запечатлеть ужасы гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеч. сущ-я.

Александр Исаевич Солженицын. 1941 — мобилизован в армию. Проходит путь от Орла до Восточной Пруссии. В 1945 г. капитана С. арестовывают за критику Сталина в письме другу детства, кот-е было просмотрено контрразведкой, затем — лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме в пригороде Мск. С 1949 г. — лагерь в Экибастузе (Казахстан).

С 1953 г.

С. — «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбульской области. В 1956 г. — реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт, где он учительствует, снимая комнату у Матрены Захаровой (прототип для «Матрениного двора»).

С сер. 50-х годов начинается наиболее плодотворный период творчества, работа над «Архипелагом ГУЛАГ» (1958-1968; 1979)).

1970 г.

— лауреат Нобелевской премии; но из СССР не выезжал (боялся лишиться гражданства).

Его положение в СССР все ухудшается: его исключают из Союза писателей, начинается травля. В 1974 г. лишают совет. гражданства и высылают из СССР. В 1988 г. С. было возвращено гражданство СССР, а в 1990 г. в «Новом мире» публик. романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994 г.

вернулся в Россию.

«Один день…» — 1962г. в журнале “Новый мир”. Она сразу стала событием общественной жизни. В ней автор практически открыл для отечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. Его принимают в союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию.

С. предлагает новую концепцию личности: его герои — Матрена, Иван Денисович, — люди не рефлексирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, не ими выработанными представлениями.

И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. С образом Ивана Денисовича в лит-ре утвердилась новая этика, выкованная в лагерях.

Шухов, не желая потерять челов. достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни — иначе просто не выжить. В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагич. обстоят-вам.

Чисто народная, мужицкая практичность И. Д. помогает ему выжить и сохранить себя человеком.

Правда о ГУЛАГе показала «всему прогрессивному человеч-ву» органическое родство всех отвратительных разновидностей тоталитаризма, будь то гитлеровские «лагеря смерти» (Освенцим), или сталинский Архипелаг ГУЛАГ — те же лагеря смерти, направленные на истребление собственного народа. Единственное, что подтверждает индивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее С. в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока “пленников” и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

В «Одном дне…» образ лагеря — воплощение отгороженности от большого мира; временная структура замкнутая – один день. Главные свойства лагерного пространства — отгороженность и обозримость (на вышке часовой видит все).

Внутри свои единицы закрытого пространства — барак, рабочие объекты.

Варлам Тихонович Шаламов

1907 — родился в Вологде. Вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. 1929 г. — арестовывается при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает 3 года заключения в лагерях. Октябрь 1931 г. — освобождается. 1932 г.

— возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах. 1937 г. — арестован за контрреволюционную деятельность. Осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. 1943 г. — арест по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес Бунина. 1943 г. — осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей.

Колыма. 1945 — тяжело больным находится в больнице. 1945 г. — работает с лесорубами в тайге. Решается на побег. 1945-1946 — в наказание за побег направляется на общие работы на штрафной прииск. 1946 г. — направляется на работу фельдшером. 1949 – 1950 — Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». 1951 г.

— окончание срока заключения. Продолжает писать стихи, отправляет в Мск к Б.Л.Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка. 1953 г. — встреча с Б.Л.Пастернаком, кот-й помогает установить контакты с лит. кругами. 1954 г. — начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». 1961 г.

-1967гг — издает первую книжку стихов «Огниво»; создает сборник рассказов; завершает сборники рассказов колымского цикла.

1962-1964 — работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир». Принят в Союз писателей СССР. 1979 г. — направляется в пансионат для престарелых и инвалидов. 1982 г. — умирает.

Шаламов с полным основанием чувствовал себя первопроходцем, первооткрывателем лагерной темы, первооткрывателем этой страны в стране – «архипелага ГУЛАГ» как позже назовет ее Солженицын. «Автор – писал о себе Ш. – считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа.

Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для». И тем не менее он писал о лагере, считая это своим безусловным нравственным долгом. В рассказах и записях Ш.

есть прямые параллели между Колымой и Освенцимом, а в некоторых своих суждениях он считает Колымские лагеря гораздо более жестокими, чем тот же Освенцим.

«Последний бой майора Пугачева»

Ш. высоко ценил героический порыв к свободе, «взрывное» в человеке, об этом говорит «Последний бой майора Пугачева». По свидетельству автора, после войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, прошедшие войну и вражеский плен.

Это были люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие». Но главное, эти люди обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война.. Они не были развращены лагерным рабством и не были еще истощены до потери сил и воли.

«Вина» же их состояла в том, что они побывали в окружении или в плену. И герою рассказа, майору Пугачеву, одному из тех, еще не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть – сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях.

Тогда он собирает столь же решительных и сильных заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными.

Говоря о человеке в лагере, Шаламов отмечает то, о чем другие писатели не могут или не хотят говорить – в лагере умирают даже те, кому удается выжить. Причины физической и моральной смерти носили характер чисто материальный – голод и труд.

Для Солженицына Иван Денисович, добросовестно, с увлечением работающий в лагере – символ человека не сдавшегося, сохранившего самое важное – любовь к работе, к творчеству. Шаламов смотрит на это иначе.

Для него работа в лагере – рабский труд, недостойный человека.