задание 15.1:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.1 заметно усложнили. Если раньше оно звучало более конкретно и понятно для выпускников, то сейчас его формулировка может смутить многих ребят, потому что она не содержит прямого вопроса по лингвистике. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не только прокомментировать слова лингвиста, но и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста, иллюстрирующими лексические и грамматические явления.
Специалисты ФИПИ сообщили, что на выпускном экзамене в 9 классе будет предложено только высказывание Г.Степанова, обучающиеся должны будут прокомментировать слова лингвиста и подобрать аргументы на примере разных текстов.
Лексические средства
Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная).
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы, Гипербола
Литота – худ-е преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг. Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
Контрольная работа : «Древняя Русь» Вариант 1 Задания уровня ...
... дружину князя Владимира. А.5. Прочтите отрывок из сочинения историка XX века и укажите, о ком идет речь. «При нем, как говорит ... Г В.3. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите древнерусского князя, к которому относится эта характеристика. «Таким ... 2 Задания уровня А. При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех ...
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
Метонимия
а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
- б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
- в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или.
Читая Белинского…
Оксюморон, Олицетворение, Оценочная лексика
Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не Неве приютил Гоголя.
Пословицы и поговорки, Сравнение
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца. Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
Фразеологизмы, Цитаты из других произведений
Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: болтушка сорока, роковые часы.жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
«Односоставные предложения»
... глагольных односоставных предложений как сказуемых, входящих в структурную схему предложения без подлежащего и тем самым усиливающих значимость выраженного ими действия (признака, состояния). В двусоставном предложении сказуемое семантическими свойствами ориентировано на предмет ...
Тавтология, Разговорная лексика, Историзмы
Архаизмы — слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями. (уста-рот, ланиты-щеки)
В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического
Заимств. слова, Грамматические средства., Восклицательные частицы, Восклицательные предложения, Инверсия –, Многосоюзие, Парцелляция –
Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Риторические вопросы и риторические восклицания
Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!
Синтаксический параллелизм, Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .
Односоставные, неполные предложения, Анафора, или единоначатие
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.