Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Сочинение

Сочинение: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(418 слов) Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.

Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.

А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.

Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.

Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.

19 стр., 9429 слов

Женские образы в романе Мастер и Маргарита

... и других образов и тем в романе. Цель работы – исследовать особенности воплощения женских образов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать образ Маргариты в романе; 2. Рассмотреть второстепенные женские образы и особенности их воплощения. 1 ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ: ...

Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.

Автор: Виктория Арутюнян

СПАДИЛО.РУ

Воланд

Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошую литературу не портит время.

Мир героев Булгакова разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует, как зло, так и добро. Эти деления очень условны.

Воланд и его свита

Олицетворение зла. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо.

— так кто же ты, наконец?

— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

“Фауст” И. Гете

Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра, жестоки.

Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая, деньги всем желающим, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время, эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.

Фрида

Юная девушка, над которой надругался хозяин кафе, где она работала. В следствии, чего родился нежеланный ребенок от насильника. Младенец напоминал ужас и боль, которые испытала героиня. К тому же, она понимала, что не сможет выкормить, воспитать малыша. Она душит его, вложив в рот платок, после чего закапывает в лесу. Теперь Фрида живет в аду. Во всех смыслах этого слова. Ведь ад, как известно, у каждого свой. Ежедневно, просыпаясь, девица видит на тумбочке свой роковой платок. Она его сжигала, топила, рвала, уничтожала. Но все это бесполезно.

Женщина постоянная гостья на балу у Сатаны. Среди преступников, убийц, висельников, моральных инвалидов. Но можно ли считать ее злом? Она стала жертвой насилия. А у ребенка не могло быть хорошей жизни. Малыш рос бы голодным оборванцем, всеми унижаемым, возможно, стал бы преступником.

Абадонна

Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя, персонаж. Оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой, производит сильное впечатление. А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому. Он слеп, как Фемида, оттого, не оказывает предпочтения.

2 стр., 668 слов

Я часть той силы что вечно хочет зла и вечно совершает благо

... никакой возможности отка­заться. Носителем и воплощением идеи бесстрастного судьи в романе выступает Воланд. Он имеет право наказывать и награждать, опре­делять соразмерность причины и следствия, учитывая индивидуа­льность ... “Все будет правильно, на этом построен миро, – говорит он, намекая на то, что и судьба Сатаны должна в итоге вписываться в это построение. Исполнение желания Маргариты ...

У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить. Тогда чем он лучше Фриды?

Иешуа как образ добра в романе

Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.

Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.

Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.

Вывод

М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.

Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро

…так кто ж ты, наконец? -Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Фауст Гёте. События в начинаются. В столице появляются сатана и его свита. Главным представителем нечистой силы является Воланд. Он грозой проносится над Москвой, наказывая непорядочность, эгоизм и алчность. Воланд появился в столице, чтобы героев романа, верша. Он карает взяточников и пьяниц, воздаёт должное Мастеру и Маргарите, которые сохранили верность друг другу и любовь. Суд над ними вершится не по законам добра, а по законам нечистой силы. Воланд судит жителей города по совершенным ими поступкам. И Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Стёпа Лиходеев-все получают по заслугам. Внезапная встреча с нечистой силой заставляет всех этих и прочих корыстных людей снять маски. Кажется, что все они наказаны по заслугам. А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал, что эти два человека добрые, бескорыстные и любящие друг друга. Кажется, что Воланд со своею свитою делают добро, помогают найти Маргарите её Мастера, но их поступки порождали зло. Мастер отчаянно боролся со злом, но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу над нечистой силой. Воланд ищет в Москве такого человека, который прибегнет к его услугам, но не из-за жадности и ненасытности, а из-за чего-то возвышенного, такого как любовь. Таким человеком, попавшемся в руки сатаны, стала Маргарита. И Воланд овладел её душою, а потом и душою Мастера. Как можно говорить о добре, когда Воланд намеренно решает Маргарите, преследуя в этой сделке свою цель. Нечистая сила несёт лишь зло. А пример с Мастером и Маргаритой — это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка. Эта помощь шла не от чистого сердца, а от сатанинского изощрённого ума. Почему Воланд берёт на себя обязанность решать чужие судьбы, наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится. Я думаю, что М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

8 стр., 3938 слов

«Прощение и вечный приют». Урок-размышление о судьбе ...

... покой и воля. Что заслужил Мастер? Он не заслужил света, он заслужил покой. «Прощение и вечный приют» «Прощение и вечный приют» - такова тема урока. А размышление о судьбе Мастера в финале романа и ... облик принимают и рыцари Воланда. Торжествует справедливость Комментарий учителя. Добро и зло неминуемо связаны в деяниях Воланда. Фантастика снова в романе Булгакова выходит на первый план и помогает ...

Господин из Сан-Франциско сочинение

«Душа душна» Б.Пастернак Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздо полноценнее, потому что они бы больше думали о других, их жизнь не принадлежала бы деньгам, она могла бы быть прекрасной. Но они посвящают свою жизнь зарабатыванию денег, чтобы потом на эти деньги пожить. Так делает господин из Сан-Франциско из рассказа Бунина. Деньги для него являются целью, а не средством осуществления своих планов и желаний. Деньги — это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдес

Книга в моей жизни (В.Г. Распутин «Живи и помни»)

В последнее время мы чаще стали говорить о нравственности. Отношение к народу, его жизни со всеми тяготами и радостями, его опыту, выступает главным мерилом духовной сущности человека. В жизни часто встречаешься с безнравственностью. Поэтому, чтобы воспитывать в себе нравственность, я обращаюсь к книгам. И книга стала моим учебником жизни. Такие книги, как «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» В. Распутина, стали моими настольными книгами. Больше всего раздумий вызвала у меня повесть «Живи и помни». Действие повести происходит во время войны. Но Распутин останавливается не на

Человек на войне (по повести Василя Быкова «Сотников»)

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и пол

Творческие искания Блока Баллада «Незнакомка»

Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию которой Блок почувствовал и полюбил, приводит его к напряженным творческим поискам. Он радостно воспринимает окружающую природу (цикл стихов «Пузыри земли»).

В слиянии с естественной жизнью природы, с ее стихийными силами поэт видел преодоление уединенности, субъективизма. Поиски новых идеалов, новых тем, новых поэтических средств велись и в другом направлении. Еще в 1902 году Блок писал отцу о своей близости к Достоевскому, о реализме, граничащем с фантастикой. В 1906 году у него возникает идея «мистицизма в повседневности».

5 стр., 2085 слов

История любви Мастера и Маргариты (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)

... душевные переживания и разлуку. Мастер и Маргарита Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая ... и они опять соединились и умерли в один день. Другие сочинения: ← Нравственный выбор в романе Мастер и Маргарита↑ БулгаковТема творчества в романе Мастер и Маргарита → Роковая встреча Любовь между мастером и ...

Лука и Сатин. Пьеса «На дне»

Первая проблема пьесы — философский спор о правде. Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки. 2) Правда Сатина. Третья — ложь-якорь, держащий людей на «дне». В пьесе «На дне». Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки — вера в человека: «Челов

Сейчас смотрят:{module Булгаков:}

Похожие сочинения

  • «Мастер и Маргарита», тема любви и прощения в романе
  • Cкрытая интрига романа Мастер и Маргарита
  • «Ведомство» Воланда»
  • «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • «Искусство стремится непременно к добру…» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • «Их воскресила любовь» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Кто любит должен разделить участьтого кого он любит»
  • «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2
  • «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» Булгаков — Дьявол и его литературные предшественники
  • «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе»
  • «Мастер и Маргарита» сочинение
  • < Назад
  • Вперёд >

Сочинения

Мастер и Маргарита — многогранная работа, написанная Булгаковым. Ее хочется перечитывать, раздумывая над поднятыми проблемами, где освещается тема морали, нравственности общества, тема религии, проблема семейных ценностей, а главное, в романе писатель затрагивает извечную борьбу добра и зла и это является центральной темой всего произведения. Автор показывает читателю, насколько неразделимые эти понятия, ведь для того, чтобы понять доброе начало, существует в противовес ему зло, и наоборот, чтобы распознавать зло, существует понятие добра. Как раз о добре и зле, что раскрывает автор в романе, более подробно и остановимся в нашем сочинении.

Мастер и Маргарита тема добра

Сколько бы не существовало человечество, вопросы доброго и злого всегда существовали. Люди постоянно пытаются разграничивать эти понятия, да только границу между ними провести непросто, поэтому эти вопросы не теряют своей актуальности. К данной проблематике обратился и Булгаков, в очередной раз пытаясь переосмыслить ее в своем романе. При этом тематика раскрывается неоднозначно. Читатель начинает понимать, что добро хоть и приносит пользу, да только зло не всегда несет в себе вред.

Если говорить о добре, то сразу вспоминается образ Иешуа, который представляет собой доброе начало. Этот человек идет по пути добра и считает добрыми окружающих. Мало того, мы замечаем доброе начало даже в Понтии Пилате, который приговорил к смерти Га-ноцри. Не было бы огонька добра в сердце Пилата, то и собственный приговор ему бы был безразличен. А так он начинает переживать, в нем говорит совесть, да только трусость не позволяет все изменить.

Сила добра представлена в романе и любовью двух героев. Благодаря главным героям в лице Мастера и Маргариты, автор показывает, насколько сильным бывает чувство любви, позволяющее менять мир вокруг и людей в целом.

Зло в романе Булгакова

Продолжая рассуждения в нашем эссе по роману Мастер и Маргарита на тему добра и зла, хочется остановиться и на второй стороне медали. Зло представлено в образе Воланда. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Он уверен, именно злое начало преобладает в душах всех людей и чтобы его разбудить не понадобится много усилий. В целом, сам Воланд не вносит зло в этот мир, он только судит. Зло идет от самого человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что именно жители столицы и являют собой зло.

Аргументы на тему добра и зла

Чтобы дать ответы и понять, что собой представляет добро и зло в работе Булгакова, приведем аргументы. Так, в каждом герое мы можем наблюдать те или иные проявления чувств. Что самое главное, никого из них невозможно однозначно отнести к темной или светлой стороне. Ведь даже те, кто кажется олицетворением зла, например свита Воланда или сам Воланд, или представлены строго положительными героями, как Мастер и Иешуа, постоянно пребывают на грани. Никто не идеален, поэтому мы постоянно прослеживаем борьбу между добром и злом. Она особенно видна в исторической части романа, где автор показывает противоборство прокуратора и проповедника.

Если говорить о Воланде, то он лишь судья, испытания которого помогали понять людям на какой они стороне, и в конце концов выводили их на чистую воду. Кому-то приходилось нести наказание, как например, неверующему Берлиозу. А кто-то получал воздаяние, например, как члены Массолита, которых не уничтожила свита Воланда только потому, что у тех был некий страх перед высшими силами, а значит, у них имелся шанс спасти свою душу.

Получается, в каждом человеке живут одновременно две силы. Другой вопрос, какая из них в конце концов победит?

Прочтя Мастера и Маргариту, становится еще более понятным, насколько неразделимы между собой добро и зло. Зло лишь фон, на котором добро выглядит еще более важным. Свое сочинение мне хотелось бы завершить словами Воланда, которые и станут лучшими аргументами, доказывающие важность сосуществования двух начал. Воланд спрашивает и просит подумать над тем, что бы пришлось делать добру, если бы зло на земле исчезло? Что станет со Вселенной, если с лица земли стереть все живое, оставив лишь голый свет? И это лучшее доказательство того, что добро и зло неразделимы. Мало того, многим людям даже необходимы те круги ада, что им посылает судьба. Благодаря этому они могут осознать что такое любовь, добро, милосердие и покаяние, делающие человека повелителем своей жизни, а не рабом обстоятельств.

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита — сочинение

А какую оценку поставите вы?

(Булгаков «Мастер и Маргарита». Глава 29 «Судьба Мастера и Маргариты определена».)

…Оба находящиеся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату.

Мастер и Маргарита. Художественный фильм

Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.

  • Ба! – воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, – менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
  • Я к тебе, дух зла и повелитель теней, – ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
  • Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.
  • Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.

– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

  • Я не буду с тобою спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей.
  • Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?
  • Он прислал меня.
  • Что же он велел передать тебе, раб?
  • Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик.
  • Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Итак…

  • Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
  • Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно.

– Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?

  • Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.
  • Передай, что будет сделано, – ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: – И покинь меня немедленно.
  • Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
  • Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Левий Матвей после этого исчез…

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический. Автор создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях. Яркие и запоминающиеся образы помогают нам, читателям, уловить дух эпохи, современной автору. В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Все в нем, романе, относительно, каждый решает сам, на чьей он стороне. Любой герой находится на грани между добром и злом, между светом и тьмой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в произведении воедино, как в жизни. «Мастер и Маргарита» – роман о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое является порывом к свету и добру. Булгаков создал «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей — поиском истины. Ершалаимские главы романа представляют собой булгаковскую интерпретацию библейской истории Иисуса Христа. В этих главах заключен глубочайший философский смысл. Противопоставленными оказываются римский прокуратор Понтий Пилат — человек, обладающий огромным влияние и практически неограниченной властью в Ершалаиме, и бедный, если не сказать нищий, проповедник Иешуа. Несмотря на разницу в положении он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастливые. Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины». Понтий Пилат хотел спасти Иешуа, однако, не посмел рискнуть своей размеренной жизнью. Проповедник был казнен, казалось бы, зло восторжествовало. Но у Иешуа остался ученик, продолжающий дело его, — Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили. Одним из главных героев московских глав романа оказывается сатана – олицетворение зла мирового зла. Однако, Воланд – не отрицательный и не положительный персонаж. Он стал «катализатором», разрушившим спокойное течение жизни московского общества и ускорившим все нравственные процессы, происходившие в нем. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Мерилом добра и зла становится представитель преисподней, традиционно сочетающий в себе все пороки и грехи человечества. Вопреки традиции все благородные поступки в романе совершаются Воландом или при его участии. «Прозрение» Ивана бездомного, возвращение Маргарите Мастера, возвращение Мастеру его романа, обретение Понтием Пилатом вечного спокойствия – все это деяния князя тьмы. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там люди, объявленные обществом ненормальными, обретают покой и поддержку, которых они не находят среди людей «нормальных». На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Библейские главы повествуют о времени, тысячелетней давности. Времени, когда проблема зла и добра стояла также остро, как и в 30-е годы двадцатого столетия. Эта проблема вечна. Роман Булгакова больше задает вопросы, чем дает ответы. Но все же он играет огромную роль для тех, кто имеет нравственную силу понять его.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ