Что заслуживает раневская жалость или осуждение. образ Раневской в пьесе «Вишневый сад

Сочинение

«» — последний и решающий вклад Чехова в русскую драматургию. Это произведение стало завершающим в его творческом пути , но в нем были выработаны абсолютно новые стилевые приемы. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» является центральным в сюжете. На примере этой героини и других персонажей произведения, которое более ста лет вдохновляет драматургов по всем миру, можно проанализировать новаторство автора.

Начав работу над пьесой весной 1903 года, Чехов уже осенью завершил ее. Премьера состоялась на сцене Художественного театра. Постановка вызвала резонанс в культурных кругах Москвы. В чем уникальность этой пьесы? И почему образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» прочно вошел в историю литературы и стал предметом пристального изучения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце изложить сюжет.

Место действия

События происходят в имении одной из помещиц. Зовут ее Любовь Андреевна Раневская. Эта дама за границей разорилась и теперь, чтобы выбраться из долгов, вынуждена продать родовое имение. В доме собрались родственники помещицы и близкие знакомые. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» не является самым ярким, но вокруг него происходят основные события.

Сюжет

Единственное, что может спасти героиню и ее родственников от окончательного разорения, — это продажа имения. Друг семьи — купец Лопахин — уговаривает Раневскую и ее брата использовать этот шанс. Однако для этого придется вырубить огромный вишневый сад, и на этот шаг его владельцы пока пойти не могут.

Следует сказать, что в этом доме никто никого не слышит. Лопахин настаивает на продаже имения, Гаев беспрестанно выражает восхищение живописным садом, приемная дочь причитает о расточительстве хозяйки. Каждый говорит о своем. Между тем что-то нужно решать.

В конце концов имение продают. Новым хозяином его становится не кто иной, как Лопахин — человек добрый, деятельный, но весьма необразованный. Вступив во владение, он сразу приказывает срубить вишневые деревья. Раздается стук топора… В этом все содержание. Но почему у критиков образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» вызвал такой интерес?

Место действия 1

Жизнь до разорения

Сам автор произведения говорил театральным постановщикам, что играть эту героиню несложно. Нужно всего лишь придумать манеру смеяться… Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» вырисовывается по ходу пьесы. Становится ясно, что эта женщина когда-то была лишена забот. Она была счастлива и одухотворена любовью и красотой, которую умела видеть вокруг себя. Но жизненные обстоятельства несколько подкосили ее: погиб маленький сын, обманул и разорил возлюбленный.

4 стр., 1826 слов

Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад Чехова

... благородными людьми. Сочинение про Лопахина А.П. Чехов написал замечательное произведение «Вишневый сад», где один из героев позиционирует себя настоящим мужиком. Этого персонажа зовут Лопахин. Его образ можно назвать ... читателю взгляд на новый слой населения, который появляется на закате дворянства — на капиталистов. Вариант 2 Не все знают, но свою последнюю пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехов ...

За границу хозяйка имения бежала от своего горя. Но жизнь во Франции была сложной, неуютной. У нее была еще огромная дача, но ее промотал любовник. Исходя из этих событий, о которых читатель или театральный зритель узнает по ходу действия, можно сделать вывод, что образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» обладает такими , как доброта, непрактичность, легкомысленность, мечтательность.

Дочь

Из беседы героев читатель также узнает и подробности парижской жизни, которые еще раз подтверждают характеристику, данную выше. Образ Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад» несколько оттеняет , подчеркивает ее инфантильность. Дочь рассказывает Варе о том, что до Москвы они с трудом добрались — едва хватило денег. Что в Париже Раневская жила в ужасных условиях, но при всем этом по дороге домой в придорожных ресторанах заказывала исключительно дорогие блюда.

Жизнь до разорения 1

Майский сад

Возвращение Раневской — это не только вынужденная поездка с целью решить финансовые вопросы. Это также возвращение к отчему дому, ко всему самому дорогому в жизни. Действие происходит поздней весной, тогда, когда вишневый цвет создает в саду атмосферу волшебства. Красоту эту оценить может не каждый. Но Раневская и Гаев, в отличие от предприимчивого Лопухина, умеют видеть прекрасное. И потому именно в эти майские дни решение о продаже имения им так тяжело дается.

Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад» представляет собой противопоставление Лопухину. Хозяйка имения — дама хотя и непрактичная и не приспособленная к жизни, но весьма образованная и утонченная. Купец же, напротив, прыток, активен, но не способен постичь ни смысла , ни глубины театральной постановки, ни красоту вишневого сада.

Майский сад 1

Расточительство

Сочинение «Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»» — довольно распространенное задание по литературе. Знаменитая чеховская героиня — дама чрезвычайно противоречивая. Анализируя ее образ, вы найдете, о чем подумать.

По возвращении в имение она ведет себя странно и иррационально. Вместо того чтобы предпринимать решительные действия, она предается сентиментальным воспоминаниям, философским рассуждениям, устраивает в день торгов лихорадочный бал. Бездумность, расточительность, слабость и безволие — в этом заключается истинная характеристика образа Раневской в пьесе «Вишневый сад». Эта женщина не способна сохранить сад, который являет собой не просто территорию, засаженную вишневыми деревьями. Этим поступком она предает память и культуру предков.

Героиня произведения Чехова являет собой собирательный образ представителей дворянского рода, которые на рубеже веков вели жизнь бездумную, праздную. Вина героини «Вишневого сада» является также и ее бедой. Потеря имения — расплата за легкомысленную жизнь, которую вела она, как, впрочем, и большая часть интеллигенции в конце XIX и начале XX века.

3 стр., 1376 слов

Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

... в пьесе, разошлись. Консерваторы были недовольны пассивной ролью дворянства, марксисты увидели нарастающее революционное движение, Луначарский разглядел бессилие человека перед жизнью. Вишневый сад, так или иначе, связан с жизнью ... себя в образах Гаева и Раневской. Отношение другого героя Лопахина к саду прямо ... делец. Он предлагает построить в имении дачи, которые в последнее время стали пользоваться ...

Расточительство 1

В этой пьесе, как и в других, у Чехова нет отрицательных и . К каждому автор относится объективно. Ведь предприимчивость Лопухина — черта, которая полностью неведома Раневской, — в изображении автора также непривлекательна. Образ сада, который так безжалостно уничтожает новый владелец, — сама Россия. Страну запустили безалаберные дворяне, и этим воспользовались деятельные купцы. Но существует также третий тип — идеалисты, которые, возможно, смогут исправить положение. Один из них — Петя Трофимов. Однако, как показывает история, судьбу России вершили ни первые, ни вторые, ни третьи. Об этом Чехов так и не узнал, поскольку умер в тот самый год, когда москвичи увидели премьеру «Вишневого сада».

Раневская в системе образов героинь Чехова

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова, заняв на долгие годы подмостки мировых театров. Успех этого произведения был обусловлен не только его тематикой, вызывающей споры по сей день, но и образами, которые создал Чехов. Для него присутствие женщин в произведениях было очень важным: « Без женщины повесть, что без паров машина» – написал он одному из своих знакомых. В начале ХХ века роль женщины в обществе начала меняться. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» стал ярким шаржем на эмансипированных современниц Антона Павловича, которых он наблюдал в большом количестве в Монте-Карло.

Чехов тщательно прорабатывал каждый : мимику, жесты, манеры, речь, ведь через них он передавал представление о характере и чувствах, владеющими героинями. Внешний облик и имя так же способствовали этому.

Образ Раневской Любови Андреевны стал одним из самых спорных, и во многом это произошло благодаря актрисам, играющим эту роль. Сам же Чехов писал, что: « Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять…».

Ее образ сложен, однако в нем нет противоречий, так как она верна своей внутренней логике поведения.

История жизни Раневской

Описание и характеристика Раневской в пьесе «Вишневый сад» дается через ее рассказ о себе, со слов других героев и авторские ремарки. Знакомство с центральным женским персонажем начинается буквально с первых реплик, а история жизни Раневской раскрывается в первом же действии. Любовь Андреевна возвратилась из Парижа, где прожила пять лет, причем возвращение это было вызвано острой необходимостью решения вопроса о судьбе имения, выставленного на аукцион за долги.

Любовь Андреевна вышла замуж за «присяжного поверенного, недворянина…», «который делал одни только долги», так еще и «страшно пил» и «умер от шампанского». Была ли она счастлива в этом браке? Навряд ли. После смерти мужа Раневская «на несчастье» влюбилась в другого. Но ее страстный роман длился недолго. Трагически погиб ее малолетний сын, и чувствуя себя виноватой, Любовь Андреевна навсегда уезжает за границу. Однако ее любовник поехал за ней «безжалостно, грубо», и после нескольких лет мучительных страстей «он обобрал… бросил, сошелся с другой», а она в свою очередь пробует отравиться. Семнадцатилетняя дочь Аня приезжает за матерью в Париж. Как ни странно, но эта юная девушка отчасти понимает свою мать и жалеет ее. На протяжении всей пьесы видны искренняя любовь и привязанность дочери. Пробыв в России всего пять месяцев, Раневская сразу же после продажи имения, взяв деньги, предназначенные для Ани, возвращается в Париж к своему любовнику.

6 стр., 2508 слов

Любовь в жизни героев (Отцы и Дети)

... испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой. Образ ... Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль. Популярные сочинения Сочинение Дуняшя в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Служанка Дуня является второстепенным персонажем в ...

Характеристика Раневской

С одной стороны Раневская это красивая женщина, образованная, с тонким чувством прекрасного, добрая и щедрая, которую любят окружающие, но ее недостатки граничат с пороком и поэтому так заметны. « Хороший она человек. Легкий, простой»- говорит Лопахин. Он искренне любит ее, но его любовь так ненавязчива, что ни кто не догадывается об этом. Почти тоже самое говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». О ее неумении распоряжаться деньгами говорят абсолютно все , и она сама это прекрасно понимает: « Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»; «…у нее ничего не осталось. И мама не понимает!», говорит Аня, «Сестра не отвыкла еще сорить деньгами»- вторит ей Гаев. Раневская привыкла жить не отказывая себе в удовольствиях, и если ее родные стараются ужать свои расходы, то у Любови Андреевны это просто не получается, она готова отдать последние деньги случайному прохожему, хотя Варе нечем кормить домочадцев.

На первый взгляд переживания Раневской очень глубоки, однако если обратить внимание на авторские ремарки, то становиться понятно, что это лишь видимость. Например, ожидая в волнении брата с аукциона, она напевает лезгинку. И это яркий пример всего ее существа. Она как бы дистанцируется от неприятных моментов, стараясь заполнить их действиями, способных принести положительные эмоции. Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: « Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза», говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряв в своем мире.

«О, сад мой! После темной ненастной осени и хо¬лодной зимы опять ты молод, полон счастья, анге¬лы небесные не покинули тебя…» – такими словами приветствует Раневская сад после долгой разлуки, сад, без которого она «не понимает своей жизни», с которым неразрывно связаны ее детство и юность. И, кажется, что Любовь Андреевна любит свое имение, и жить без него не сможет, однако предпринять какие- то попытки для его спасения она не старается, тем самым предав его. Большую часть пьесы Раневская надеется, что вопрос с имением решится сам собой, без ее участия, хотя именно ее решение является главным. Хотя предложение Лопахина самый реальный способ его спасти. Купец предчувствует будущее, говоря, что вполне возможно, что «дачник … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным», ведь на данный момент сад находится в запущенном состоянии, и не приносит ни пользы, ни прибили своим хозяевам.

Для Раневской вишневый сад значил ее неотрывную связь с прошлым и ее родовой привязанностью к Родине. Она часть его, так же как и он часть ее. Она осознает, что продажа сада это неизбежная плата за , и это видно в ее монологе о грехах, в котором она их осознает и принимает на себя, прося Господа не посылать больших испытаний, а продажа имения становится их своеобразным искуплением: «Нервы мои лучше… Я сплю хорошо».

22 стр., 10941 слов

«Вишневый сад» А.П. Чехова: смысл названия и особенности жанра

... отношений. Цели реферата: Познакомится с произведением А. П. Чехова «Вишневый сад»., Выделить главные особенности произведения, проанализировать их., Выяснить смысл названия пьесы., Сделать вывод. вишневый сад чехов 1. «Вишневый сад» в жизни ... хотя и в преобразованном виде, вошла в характеристику Раневской. «От действующего лица пахнет рыбой, все говорят ему об этом». Это будет использовано для ...

Раневская – это отголосок культурного прошлого, истончающегося буквально на глазах и исчезающего из настоящего. Прекрасно осознавая пагубность своей страсти, понимая, что эта любовь тянет ее на дно, она возвращается в Париж, зная, что «денег этих хватит ненадолго».

Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки к соседям, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения. Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди, в старом имении очень переживает за будущее своей матери, и опечалена скорым расставанием. «…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще не знакома с жизнью.

Дальнейшая судьба Раневской весьма неясна, хотя сам Чехов сказал, что: «Такую женщину может угомонить только смерть».

Характеристика образаи описание жизни героини пьесы пригодится ученикам 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова».

Тест по произведению

«Вишневый сад» — последнее произведение А. П. Чехова, которое завершило его , его идейные и художественные искания. В этой пьесе воплотились выработанные писателем новые стилевые принципы, новые приемы построения сюжета и композиции.

Приступив к работе над пьесой в марте 1903 года, Чехов уже в октябре посылает ее в , на сцене которого 17 января 1904 года и состоялось первое представление «Вишневого сада». Премьера спектакля совпала с пребыванием писателя в Москве, с днем его именин и рождения, и актеры театра устроили торжественное чествование своего любимого драматурга.

Рассмотрим один из главных образов пьесы – образ Раневской.

Действие пьесы, как сообщает автор в первой же ремарке, происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Это настоящее «дворянское гнездо», с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи».

Вишневый сад является в пьесе . Он объединяет очень разных героев, у каждого из которых свое представление о нем. Но вишневый сади разъединит всех героев в конце пьесы.

Вишневый сад как прекрасный дом для Раневской существует лишь в ее прекрасном прошлом. С ним связана память о детстве, о молодости.

Раневская появляется в своем доме, где она не была пять лет. И это ее последнее, прощальное посещение Родины. Героиня приезжает из-за границы, от человека, который обворовал ее, но которого она все еще очень любит. Дома Раневская думала найти успокоение. Сама природа в пьесе как бы напоминает ей о необходимости духовного обновления, о красоте, о счастье человеческой жизни.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В вишневом саду – «белые массы цветов», поют скворцы, над садом блестит голубое небо. Природа готовится к обновлению – и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую, светлую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной несчастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

15 стр., 7387 слов

Роль авторских ремарок в пьесе чехова «вишневый сад»

... его пьес. В «Вишневом саде», например, неожиданный звук лопнувшей струны обнажает неустроенность жизни героев, показывает, что при внешней веселости они ощущают драматизм своего положения. Огромную новаторскую роль в пьесах драматурга играют ремарки, которые ...

Но прошлое не дает себя забыть, так как сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег. И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Когда Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости».

Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости, ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из-за каких-то дач. Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской и к судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей. Все ее , энергию поглотила любовная страсть, которая поработила постепенно волю этой женщины, заглушила ее природную отзывчивость на радости и беды окружающих людей.

Подчеркивая чувство равнодушия Раневской, Чехов показывает нам отношение героини к телеграммам из Парижа. Это отношение находится в прямой зависимости от степени угрозы, нависшей над садом. В первом действии, пока говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав». Во втором действии уже известен покупатель – Раневская читает и рвет телеграмму. В третьем действии состоялись торги – она признается, что решила уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее. В Париже Раневская собирается жить на деньги, которые бабушка прислала на покупку имения.

Героиня совершенно забыла все обиды, причиненные ей бывшим возлюбленным. В России она бросает всех на произвол судьбы. Варя, приемная дочь Раневской, вынуждена пойти в экономки к Рагулиным. Любовь Андреевну совершенно не заботит ее судьба, хотя она и сделала попытку выдать Варю замуж за Лопахина. Но эта попытка оказалась неудачной.

Раневская непрактична, эгоистична, безалаберна. Она забывает о Фирсе, слуге, который проработал у них всю жизнь. Она не устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти. Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего… (Садится и тихо плачет)».

Но, в то же время, героиня добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова помочь, готова отдать последние деньги. Так, Раневская отдает пьянице последний золотой. Но в этом видна и ее непрактичность. Она знает, что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини.

Образ Раневской очень противоречив, нельзя сказать, хорошая она или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно, так как это живой, сложный и противоречивый характер.