Рассуждение почему базаровы нужны россии

Сочинение

Роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на людей, любовь в жизни героев, роль отдельной личности в целом обществе. В частности, ставится вопрос о том, нужны ли России такие люди, как Евгений Васильевич Базаров – ключевая, центральная, основная фигура в данном романе. Тургенев – скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, рассматривает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев. Нужны ли Базаровы России? Сложно сказать. Если говорить в общем, то Базаров нужен так же, как и любой другой человек. Хотя бы для разнообразия. Почему бы и не быть таким, как он. По-моему, не худший вариант.

К тому же от Евгения Васильевича Базарова есть реальная польза: он занимается исследованиями в области медицины и лечит больных людей. А вообще, “нужен России” – понятие абстрактное. Если вкладывать в него значение необходимости обществу, то Базаров не представлен совершенно бесполезным: он нигилист и вносит в общество новые идеи, которые многим людям кажутся справедливыми и прогрессивными. У Евгения Васильевича даже есть последователи (Аркадий Кирсанов) и единомышленники (Ситников).

Правда, эти люди не искренне убежденные в правильности нигилистических идей и положений. Но, несмотря на вроде бы очевидную пользу обществу, Евгений Васильевич Базаров не может найти в нем себя. Он оказывается “лишним”, потому что отрицает все, что дорого остальным. Евгению Васильевичу не к чему стремиться, общественная деятельность не стала его светлой целью, поэтому он не может быть необходимым в данной сфере жизни в масштабах целого государства, да еще и такого огромного, как наша Россия. Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, не вызывая отвращения к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, вылазит из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что нужен обществу, но перед смертью говорит: “нет, видно не нужен”, а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. Возможно, если бы Иван Сергеевич Тургенев не привел своего героя к смерти так рано, мы могли бы с полной уверенностью утверждать, нужны ли такие люди, как Евгений Васильевич Базаров, России. Но так как герой умер, можно лишь говорить, что за свою жизнь он не сделал ничего выдающегося, ни отрицательного, ни положительного, ничего такого, что могло бы послужить веским доказательством его необходимости России. Я думаю, что Базаров нужен России, но, скорее, не в масштабах целого государства. Он не обходим отдельным людям: родственникам, друзьям, знакомым, пациентам. А так как он приносит пользу хотя бы какой-то малой части России, можно сказать, что Базаровы нужны стране.

6 стр., 2586 слов

Функции дизайна в жизни человека, общества, бытии

... человека, общества в целом. Организующая функция дизайна Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как ... опасность, с которой приходится бороться искусству. Фактически это парадокс (нет излишка ... не генеральный директор Microsoft в России и СНГ норвежец Биргер ...

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется «хоть ругать их», но «возиться» с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался «так, болтал кое-что». Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был «чем-то вроде шута горохового». Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек — один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Сочинение по литературе на тему базаров и русский народ

Вся Россия и русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, “русского Инсарова”. О его скором появлении убежденно писал в финале своей статьи “Когда же придет настоящий день?” критик Н. А. Добролюбов. И такой герой явился в лице Евгения Базарова, главного героя романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Его новизна заключалась в том, что, в отличие от Печориных и Рудиных, в нем, по словам другого критика, Д. И. Писарева, “знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”. У Евгения Базарова было несколько жизненных прототипов: поразивший Тургенева “молодой провинциальный врач” Дмитриев; встреченный писателем на железной дороге человек, позже сосланный в Сибирь; сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ и, возможно, участник нелегальных организаций. Отразились в Базарове и отдельные черты Белинского, Добролюбова, Бакунина. В итоге из-под пера Тургенева вышел собирательный образ, подлинный герой нового времени. Новый герой явился, но нужен ли он России? Автор предлагает нам встретить Базарова “по одежке”, а проводить “по уму”, самостоятельно ответив на этот вопрос.

7 стр., 3199 слов

В романе «отцы и дети » Базаров герой положительный или отрицательный

... Евгений Базаров представляет поколение «детей», новый, зарождающийся класс разночинцев – демократов. Сочинение Образ Базарова При чтении произведения у читателя часто возникает вопрос о главном герое- отрицательным или положительным героем ... от прочитанного и от самого автора. Автор статьи уверен, что даже человек далёкий от искусства и литературы почувствует невероятное наслаждение при прочтении ...

Во внешности Базарова бросается в глаза его худое лицо “с широким лбом”, “висячими бакенбардами песочного цвету”, лицо, которое “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Длинные густые волосы его “не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”. Такое описание внешности дополняется упоминанием “обнаженной красной руки” и длинного балахона с кистями. Широкий лоб и просторный череп — свидетельство недюжинного ума, балахон, длинные волосы и бакенбарды — выражение вкусов людей из окружения Базарова, вызов моде, которой придерживаются хозяева дома, а красная рука — свидетельство причастности героя к физическому труду. Красноречивы и своеобразны манеры Базарова. Он называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым, намеренно демонстрирует бестактность, грубость и вульгарность манер, выражает угрюмую недоверчивость к хозяевам Марьино. В его речи присутствуют нотки категоричности, слышна самоуверенность, но она полностью лишена высокопарности, иностранных слов, отличается меткостью, простотой и лаконизмом. Базаров гордится своими “корнями” (один его дед — “секунд-майор такой-то”, зато другой — “землю пахал”).

Автор неоднократно подчеркивал демократизм своего героя. Так, например, он писал в письме К. К. Слечевскому о Базарове: “Он честен, правдив и демократ до конца ногтей”. Евгений Базаров — нигилист — “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, как характеризует друга Аркадий. Вполне естественно, что такого необычного гостя “отцы” — братья Кирсановы — приняли настороженно. Николай Петрович откровенно “побаивался” молодого нигилиста, а Павел Петрович так же откровенно “всеми силами души возненавидел”. Он считает Базарова “гордецом, нахалом, циником, плебеем”. Жаркие споры, полемика, разгоревшиеся между Базаровым и Павлом Кирсановым, отражают идеологические баталии эпохи, запечатленной в произведении. Базаров, критикуя консерватизм своего противника, барскую изнеженность, пустословие отечественных либералов, проявляя презрение к громкой и красивой фразе, часто одерживает победы в этих поединках. Но он не только спорит, говорит о деле, а и погружен в него. В то время как Павел Петрович проводил свои дни в унылой праздности, презираемый им “пришелец” трудился. Когда “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.

Он ставит физические опыты, изучает жуков, препарирует лягушек. И все это подчинено главным образом практической цели — лечению пациентов. Будучи типичным естественником 60-х годов XIX века, Евгений с. уважением относится к биологии, химии, медицине, решительно отрицая псевдонаучные, с его точки зрения, френологию, витализм, гуморальную патологию. Герой романа вообще делает основной упор на утилитарность, полезность жизненных явлений. Природу он рассматривает как мастерскую, а человека — как работника в ней. То, что природа еще и храм, он начисто отрицает. Небрежно относится Базаров и к искусству, как русскому, так и зарубежному, литературе, музыке, называя все это непростительной дурью. Герой романа часто характеризуется как нигилист, отрицатель. И в этом его главная сущность. Он сторонник решительного разрушения старых основ бытия. Он отрицает мелкое, нелепое обличительство в литературе, дутые авторитеты, крепостное право и его пережитки, незыблемые основы самодержавного государства. Такое последовательное отрицание революционно по своему характеру, и это подчеркивал в письме сам автор: “…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”. Но отрицание отрицанием, а что взамен? Базаров ничего не предлагает, он отказывается формулировать свою положительную программу, замечая только: “строить не наше дело”.

2 стр., 693 слов

Базаров Тургенева и «новые люди» из романа «Что делать?»

... глубокое удовлетворение. «Новые люди» знают и понимают искусство. Чернышевский показал в романе, что «новые люди» — это «обыкновенные порядочные люди нового поколения», что, облегчая жизнь других, они не лишают себя радостей жизни. Образами «новых людей» Тургенев и Чернышевский показали, что в России назревает революция, ...

К сожалению, “ломание” героя предполагает также отбрасывание всех исторических и культурных ценностей, отрицание таких нравственных категорий, как долг, честь. Уязвимым местом Базарова становится также его отношение к женщине. Любовь к женщине он считает “чепухой”, “распущенностью” , сводя ее лишь к физиологии и объявляя это чувство “белибердой” и “непростительной дурью”. Но тем болезненнее и горше постигшее его разочарование. Любовь к Анне Сергеевне стала для Базарова едва ли не самым трудным жизненным испытанием. Ощутив крах своей любви и своих прежних представлений о ней, герой пасует и перед жизненной неудачей, в которой во многом виноват сам. Еще одним противоречием героя становится его отношение к родителям. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений, с другой — испытывает к отцу и матери большую человеческую нежность, сознавая, что “таких людей, как они, в …большом свете днем с огнем не сыскать”. В этих суждениях тургеневский герой особенно противоречив. Еще более противоречивы отзывы Евгения о народе. Он презирает отсталость простых мужиков, патриархальность, невежество крестьянства. Но при этом его нигилизм обусловлен интересами именно этих простых мужиков, вызван “народным духом”.

Резкие суждения Базарова о народе рождены не столько трезвым отношением к забитости крестьянства, сколько авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократической сущностью. Сюжет романа построен таким образом, что к концу жизни Евгений рвет все былые связи с близкими ему людьми, а также “последователями” и “попутчиками”. Юный друг Базарова Аркадий Кирсанов не годится для “горькой, терпкой, бобыльной” жизни, которой требует избранный путь. Он всего лишь “мякенький, либеральный барич”, который в эпилоге показан уже полностью перешедшим в стан “отцов”. Эмансипированную помещицу Авдотью Никитичну Кукшину на самом деле интересует только одна тема — “говорить о любви”. В эпилоге о ней говорится, что теперь она в Гейдельберге изучает естественные науки и архитектуру, “по-прежнему якшается со студентами, …которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же профессоров своим совершенным бездействием и абсолютной ленью”. Виктор Ситников, который именует себя “старинным знакомым” Базарова и его учеником, самостоятельных убеждений не имеет. Его “прогрессивность” проявляется прежде всего в отрицании и презрительном отношении ко всему, что попадается на глаза.

В эпилоге романа Тургенев сообщает: “…С великим Елисевичем Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает “дело” Базарова. Говорят, его кто-то побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном тем-ном журнальце, он намекнул, что побивший его— трус…” Как видим, ни искренних и преданных друзей, ни возлюбленной, ни настоящих соратников и продолжателей его дела у Базарова нет. Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессии привело его к рассеянности при вскрытии трупа мужика, заражению и последующей смерти. Но это только повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него свой смысл. Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Незадолго до смерти Евгений производит оценку своих нравственных ценностей: “Я нужен России… Нет, видно не нужен…” Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможностей для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных. К тому времени еще не созрели условия для одержания ими победы над царящим злом.

2 стр., 584 слов

Нравственный выбор в жизни героев романа «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)

... связь с людьми. Второй нравственный выбор Евгений Онегин совершает в любви, этот выбор оказывается неправильным. ... Онегин наоборот разочарован в жизни и относится к ней скептически. Различное отношение героев к жизни ... свои чувства, а иначе неопытность может довести ее до беды. Третий нравственный выбор Онегина проявился в дружбе с Ленским, этот выбор тоже оказался неправильным. В дружбе Евгения ...

И потому дело героя и сам он предстают трагически обреченными, и именно это, чувствовал Базаров, размышляя о “собственном ничтожестве” перед вечностью, о неизбежности смерти. Для понимания характера и позиции Базарова важное значение имеют характеристики, которые дают ему другие действующие лица. Аркадий считает Базарова “одним из самых замечательных людей”, с которыми он когда-либо встречался; отец — что “…подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином…”. Ситников называет себя “учеником” Базарова; Одинцова сначала находит его “странным”, а затем приходит к выводу, что он “не из числа обыкновенных” и что он не удовольствуется “скромною деятельностью”. Катя видит в Евгении что-то “хищное”. А Павел Петрович в своих высказываниях фактически указывает на главную причину “ненужности Базарова”: “Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех — миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!” Показательно, что в эпилоге романа Тургенев упоминает, что единственным продолжателем дела Базарова оказался именно жалкий и никчемный Ситников, “тоже готовящийся быть великим”.

Роман завершается великолепным музыкальным аккордом — лирической концовкой, рисующей стариков Базаровых на могиле сына. Они “молятся и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…” Этот финал звучит как реквием и как стихотворение в прозе, где пейзаж, скорбно застывшие фигуры и тишина, вопросы и восклицания передают глубину авторских переживаний. Позиция автора и ответ на вопрос “Нужен ли России Базаров?” становятся ясны: Базаровы явились на арену русской общественной жизни слишком рано, они уже пришли, но время их еще не началось. Именно этим автор мотивирует раннюю и печальную смерть своего героя, а вместе с ним хоронит и нигилизм, мировоззрение для него неприемлемое, поскольку несет в себе только разрушение и лишено созидательных начал.

3 стр., 1354 слов

Спор Базарова и Павла Петровича в романе Отцы и дети Тургенева

... Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны. Сочинение Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанов Роман ... человека, его отношение к жизни. Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или ... древнейших городов России, имеющий долгую ...

Нужен ли Базаров России сочинение 10 класс

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на людей, любовь в жизни героев, роль отдельной личности в целом обществе. В частности, ставится вопрос о том, нужны ли России такие люди, как Евгений Васильевич Базаров – ключевая, центральная, основная фигура в данном романе. Тургенев – скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, рассматривает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев. Нужны ли Базаровы России? Сложно сказать. Если говорить в общем, то Базаров нужен так же, как и любой другой человек. Хотя бы для разнообразия. Почему бы и не быть таким, как он. По-моему, не худший вариант. К тому же от Евгения Васильевича Базарова есть реальная польза: он занимается исследованиями в области медицины и лечит больных людей. А вообще, «нужен России» — понятие абстрактное. Если вкладывать в него значение необходимости обществу, то Базаров не представлен совершенно бесполезным: он нигилист и вносит в общество новые идеи, которые многим людям кажутся справедливыми и прогрессивными. У Евгения Васильевича даже есть последователи (Аркадий Кирсанов) и единомышленники (Ситников).

Правда, эти люди не искренне убежденные в правильности нигилистических идей и положений. Но, несмотря на вроде бы очевидную пользу обществу, Евгений Васильевич Базаров не может найти в нем себя. Он оказывается «лишним», потому что отрицает все, что дорого остальным. Евгению Васильевичу не к чему стремиться, общественная деятельность не стала его светлой целью, поэтому он не может быть необходимым в данной сфере жизни в масштабах целого государства, да еще и такого огромного, как наша Россия. Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, не вызывая отвращения к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, вылазит из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что нужен обществу, но перед смертью говорит: «нет, видно не нужен», а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. Возможно, если бы Иван Сергеевич Тургенев не привел своего героя к смерти так рано, мы могли бы с полной уверенностью утверждать, нужны ли такие люди, как Евгений Васильевич Базаров, России. Но так как герой умер, можно лишь говорить, что за свою жизнь он не сделал ничего выдающегося, ни отрицательного, ни положительного, ничего такого, что могло бы послужить веским доказательством его необходимости России. Я думаю, что Базаров нужен России, но, скорее, не в масштабах целого государства. Он не обходим отдельным людям: родственникам, друзьям, знакомым, пациентам. А так как он приносит пользу хотя бы какой-то малой части России, можно сказать, что Базаровы нужны стране.

7 стр., 3416 слов

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

... времени. 2. Образ Баранова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» тургенев базаров роман произведение В 1869 году, касаясь истории создания этого романа, Тургенев писал: «…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна ... имела для будущего России. Тогда же все более критическим становится его отношение к либералам. Тема двух поколений, отражающая сюжет романа «Отцы и дети», была подсказан ...

  • < Назад
  • Вперёд >

klassreferat.ru

Образ Евгения Базарова создан И.С. Тургеневым в условиях общественно-политической борьбы начала 60-х годов XIX века, когда русское общество мучительно решало вопросы: пришли ли они, «новые люди», каковы они, за ними ли будущее? Объясняя идейный смысл образа Базарова, автор говорил, что фигура Базарова «все-таки стоит в преддверии будущего», что он «лицо трагическое». Эти размышления автора, несмотря на симпатию к герою, нашли прямое отражение в содержании романа. Так, в сцене смерти Базарова автор показывает его трагические раздумья о смысле жизни, о правильности выбранной им жизненной цели. И звучат горькие, трагические слова: «Я нужен России…Нет, видно, не нужен». Эту мысль как бы дополняет заключительная часть эпилога, рассказывающая о могиле Базарова о цветах на ней, которые «говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». То есть в заключительных строках романа звучит сожаление о прожитой Базаровым короткой жизни и высказана мысль о бессилии борьбы «грешного, бунтующего сердца». Споры вокруг романа «Отцы и дети» не утихали долго, и далеко не все читатели согласились с автором в оценке нужности и полезности для родины людей типа Базарова. Одну из точек зрения на роман Тургенева, на мой взгляд наиболее верную, высказал Д.И.

Писарев в статьях «Реалисты» и «Базаров». В них показана типичность образа Базарова, его общественное значение, правильно определен идейный смысл других персонажей произведения и четко дан ответ на вопрос о нужности и полезности для России людей типа Базарова. Многие читатели, несмотря на противоречивость позиции автора, увидели на страницах романа в образе Базарова человека нужного и полезного России. Евгений Базаров нужен Росии прежде всего потому, что он истинный патриот своего отечества. Он не произносит громких и пышных фраз, как Павел Петрович, не делает вида, что его есть за что «красным величать», как Николай Петрович, но он правильно оценивает «безобразное состояние общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, религиозность, крестьянскую общину, семейный гнет, отсталость России от Европы в экономическом и политическом отношении. Такая трезвость суждений Базарова нужна была России, просыпающейся к новой жизни. Правильным и необходимым было и отношение Базарова к народу. Он не умилялся его темнотой и набожностью, он критически и требовательно относился к мужикам, которым помочб невозможно, если они сами себе помочь не хотят. В базаровской беседе с мужиком слышится желание пробудить сознание этого самого мужика, без чего и жизнь самого Базарова не имела смылса.

Базаровы и нужны были России 60-х годов прежде всего потому, что они верно оценивали цель и смысл своей жизни как задачу «место расчистить» для того, чтобы строили потом другие. «Нас не так мало, — заявляет Базаров и добавляет: — От копеечной свечи, говорят, Москва сгорела». То есть он говорит о том, что значение жизни его и его единомышленников для общества таково же, как пламя свечи для целого пожара. Невольно вспоминаются известные к тому времени млова декабриста Одоевского: «Из искры возгорится пламя». Базаров необходим России еще и потому, что он «умен и знающ», трудолюбив и упорен в своем стремлении приобретать знания и работать. Он знает основы агрономии, биологии, ботаники, химии, он всерьез занимается медициной и не чуждается неэстетичных сторон этих наук. Мы узнаем из романа, что он много читает и действительно стоит на современных передовых позициях в науке. Такие люди были необходимы России, именно они приближали будущее. Базаров незаурядно умен, честен, прям, горд,правильно понимает необходимость чувства собственного достоинства, именно потому он не принимает «милостины» от Одинцовой при отъезде из ее имения. Огромной волей и мужеством обладает Базаров, о чем свидетельствует глава о его смерти, он умирают как герой. Влияние образа Базарова на современников было огромно. Большая часть молодежи стала подражать ему, так как видела в нем не только интерусную личность и положительного героя, но борца и гражданина, необходимого родине.

3 стр., 1487 слов

Столкновение теории с жизнью в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

... Жизнь оказалась сложнее теоретических выкладок Базарова. В романе автор показывает крах его односторонних вульгарно-материалистических взглядов. Оказывается, что требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Так, Базаров, ... самоотверженно. В отношениях с Фенечкой теория Базарова тоже не срабатывает. ... Базаров смотрит на жизнь трагически, поскольку ему не дает покоя мысль о собственной ...