Банк итоговых сочинений по литературе

Сочинение

Пояснение по направлению «Надежда и отчаяние» от ФИПИ

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Как можно раскрыть тему «Надежда и отчаяние»

  • Понимание фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
  • Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  • Каковы последствия отчаяния?
  • Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Бывают ли надежды напрасными?
  • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
  • К чему может привести отчаяние?

Что такое НАДЕЖДА

Надежда — это обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для него.

С одной стороны надежда робкая, тихая, неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны — легкомысленная, ветреная и даже буйная.

Надежда в русской языковой картине мира характеризуется в основном положительными эмоциями «радость», «счастье», «восторг», «утешение».

Т.е. надежда — это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения;

Синонимы:

Отчаяние как психологическое состояние

Отчаяние — это потеря, отсутствие надежды, ощущение безысходности, отсутствия перспективы. Состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Включает гамму чувств: тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию. Характеризует психическое самочувствие отдельных людей и социальных групп. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.

17 стр., 8418 слов

Надежда и отчаяние

... филолог и литератор Мейсон Кули Подборка аргумент к направлению: «Надежда и отчаяние» Надежда помогает человеку справиться с жизненными неурядицами и дождаться исполнения мечты. Такой вывод можно сделать ... когда одно разгорается, то закипает другое. Итальянский поэт Франческо Петрарка В сердце человека запас надежд неистощим. Древнегреческий историк Геродот Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. ...

Особенно часто состояния отчаяния возникают в периоды общественных потрясений, когда многие люди чувствуют, что повлиять на происходящее они не имеют никакой реальной возможности.

Синонимы отчаяния

Уныние, упадок духа, безнадежность, печаль, безнадежность, тоска.

Глагольная сочетаемость отчаяния

Предаваться отчаянию, отчаяние овладело, отчаяние охватило, предаваться отчаянию, приходить в отчаяние, отчаяние придало, отчаяние отступило, отчаяние ушло, отчаяние исчезло, довести до отчаяния, чувствовать отчаяние, быть в отчаянии, смениться отчаянием, дойти до отчаяния

Безысходное, беспросветное, безутешное, безмолвное, безмерное, безумное, безграничное, тоскливое, горькое, неистовое, крайнее, невыносимое, бездонное, тихое, яростное, полное, глубокое, неописуемое, бесконечное, страшное, жуткое.

Список произведений «Надежда и отчаяние»

Развитие литературы: цитаты и высказывания

  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • В.Г. Распутин «Живи и помни»
  • Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • К. Симонов «Жди меня»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.

    Горький «На дне»

  • А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
  • И. А. Бунин рассказ «Надежда»
  • Е. И. Замятин «Мы»
  • Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»
  • А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
  • Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • М. Митчелл «Унесенные ветром»
  • Й. Макьюэн «Искупление»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цитаты и высказывания

6 стр., 2630 слов

Аргументы из литературы и жизни для итогового сочинения : «Надежда и отчаяние»

... «чаять» – надеяться, поэтому означает от-чаяться, т.е. лишиться надежды. Отчаяние – это состояние полнейшего опустошения. Отчаяние заставляет людей ... все трудности и препятствия. Наш народ верил в то, что скоро он вернётся к привычной жизни и всё встанет на свои места. Благодаря надежде не отчаивались ... взрослым мужчинам, выполняя крайне опасные задания. Во время одной из диверсий девушка попала ...

Этот исследовательский доклад посвящен теме «Надежда и отчаяние в человеческом опыте». В ходе работы были проанализированы различные цитаты и высказывания, отражающие разные аспекты этой темы.

  • Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум использовать все способы борьбы с ними. Торнтон Уайлдер
  • Только из глубины отчаяния может родиться надежда. Вальтер Беньямин
  • Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. И. Гёте
  • Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся. Р. Гурмон
  • Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. В. Гюго
  • Часто из самого отчаяния рождается надежда. Курций
  • Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души. Луций Флор
  • Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними. Т. Уайлдер
  • Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться.

    Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние — забвение и нарушение долга. Б. Пастернак

  • То, что мы называем отчаянием, часто — всего лишь острая досада из-за обманутых надежд. Джордж Элиот
  • Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть. А. Суворов
  • Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния. Уильям Шекспир
  • Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право презирать волю к власти – он вступил бы в полосу самого безнадежного отчаяния. Ф. Ницше
  • После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума. Анна Ахматова

«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Что бывает, когда тебя поглощает отчаяние

Сложная женская судьба одной из героинь романа Натальи. Постоянное переживание из-за неверности мужа, желание быть рядом, жить дружной любящей семьей и невозможность это получить, приводят ее к беспредельному отчаянию. Узнав о возобновившейся неверности Григория, беременная Наталья в порыве обиды решается на отчаянный шаг. Гордая, оскорбленная, она не хочет рожать от изменника, хоть и любимого, и делает аборт у деревенской бабки, после которого истекает кровью.

2 стр., 704 слов

История судьбы Мцыри и его характер в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)

... побеждает в неравном бою с барсом и рвется вперед. И последнее – темный лес. Мцыри долго блудил в нем, его начало охватывать отчаяние, но молодой гордый дух все также остался ... желание Мцыри – быть захороненным за пределами стен монастыря, там, где живет свобода. Образ Мцыри – это один из самых ярких романтических персонажей русской литературы. Его стойкий и сильный характер вызывает ...

Придя домой, Наталья кается перед Ильиничной, которая в ужасе от сделанного невесткой, но исправить ничего уже нельзя. Тихо, но неотвратимо Наталья приближается к смерти.

Ярко и образно автор описывает последние минуты жизни героини, наполненные трагизмом. Страдающая Наталья, ставшая уже тихой и покорной, понимает, что уходит навсегда, оставляя все самое дорогое в жизни: детей, любимого Григория, единственного мужчину в ее сердце. Она прощает ему все и с новой силой чувствует любовь к нему. И даже просит свекровь нарядить ее для похорон в зеленую юбку и поплиновую кофточку – наряды, которые очень нравились мужу. При прощании с детьми, Наталья дает наставления сынишке: «Мишатка, придет батька – поцелуй его за меня, скажи, чтобы жалел вас…»

Верное сердце Натальи принадлежало только Григорию, она ему его отдала, изо всех сил стараясь построить семейное счастье, боролась, как умела, за него, видела в этом смысл жизни. И когда все разрушилось, погибла сама.

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/nadezhda-i-otchayanie-argumentyi.html

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/nadezhda-i-otchayanie-argumentyi.html

«На дне», М. Горький

Основная черта главного героя пьесы Луки – желание добра людям, но оно не подкреплено способностью бороться за добро. Лука выступает пассивным утешителем, считая главным с состраданием, по-доброму относиться к людям. Его не волнуют мысли об устройстве мира, объективной сути вещей, их истинном положении. Его постулат: «Во что веришь, то и есть…» При этом он искренне желает помогать людям, раздавая советы, которые не срабатывают в жизни. Но это не значит, что он заведомо предлагает умышленную ложь. Теоретически можно многое достигнуть – и от алкоголизма очиститься, и светлую любовь встретить…

На ночлежников сострадательные слова Луки действуют как поддержка, надежда в возможность наступления лучшего завтра. Опираясь на эту, пусть и призрачную надежду, они раскрывают свои лучшие стороны, обретают человеческий облик, начинают верить в возможность светлого будущего.

Но Лука исчезает, и тут же рушатся надежды, возможности рассыпаются. Благородные стремления оказываются пустыми словами, не подкрепленными поступками. Силы бороться с тяжелыми жизненными обстоятельствами покидают ночлежников.

Сюжет ставит под сомнение позицию Луки. Его исчезновение – кульминационный момент пьесы – это несостоятельность героя перед реальными проблемами жизни. Он скрывается, понимая надвигающуюся драматическую развязку. Трагическое противоречие с Актером настолько глубокое, что его становится невозможно разрешить и персонаж совершает самоубийство. Развитие сюжета показывает точку зрения автора. Все, что наобещал Лука, привело к противоположным результатам. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука акцентировал внимание слушателей на необходимости надеяться, жить с надеждой. Но в жизни произошло все наоборот – Актер повесился, как герой в притче, жизнь ночлежников снова оказывается в старом жутком русле.

«Девочка со спичками», Г.Х.Андерсен

Надежды могут не оправдаться, особенно, если они возложены на других, а им до вас нет никакого дела. Каждый поглощен собственными интересами. Это ярко видно на примере героини Г.Х.Андерсона, история которой представлена в святочном рассказе «Девочка со спичками».

Введение

Сказки и истории имеют огромное значение в жизни людей. Они помогают нам увидеть мир с другой стороны, развивают наше воображение и вдохновляют на достижение целей. В данной статье мы рассмотрим две истории — «Спички» Ганса Христиана Андерсена и «Алые паруса» Александра Грина, чтобы выяснить, как вера в сказочные истории влияет на развитие людей и их стремление к прекрасному будущему.

Тело статьи

История «Спички» Ганса Христиана Андерсена

В канун Рождества маленькая бедная девочка надеется на чудо. Она желает, чтобы кто-то из прохожих обратил на нее внимание и купил спички, чтобы она могла принести деньги на чердак, где живет, и сделать настоящий праздник. Однако люди, занятые своими делами, проходят мимо нее, не обращая внимания на ее проблемы и нужды. Даже злобный мальчишка украл у нее туфлю. Отчаявшись получить помощь от людей, девочка начинает жечь спички, погружаясь в свои фантазии. Она видит образ умершей бабушки, которая приходит к ней на помощь. Девочка перестает различать реальность и сон, она счастлива, что не одна и что чудо все-таки произошло, хоть и не так, как она ожидала.

Утром прохожие обнаруживают замерзшую девочку с почти пустой коробкой спичек в руках. Она улыбается. Она замерзла, но не от холода на улице, а от холода в душах людей, которые не проявили никакого сострадания к ее бедам.

История «Алые паруса» Александра Грина

Лонгрен — мужественный моряк, который старается сделать жизнь своей дочери Ассоль счастливой, хотя они живут в неприветливом рыбацком поселке на берегу моря. Лонгрен мастерит игрушки для дочери и поощряет ее фантазии. Ассоль наделяет каждую свою игрушку живой душой и реальным поведением.

Ассоль верит, что однажды в бухту зайдет шхуна под алыми парусами, чтобы увезти ее в сказочный мир, где царит любовь и справедливость. Эта вера помогает Ассоль развиваться и стремиться к прекрасному будущему.

Заключение

Обе истории показывают, что вера в сказки и истории может влиять на развитие людей и их стремление к прекрасному будущему. Она вдохновляет нас видеть мир с другой стороны, развивает воображение и помогает нам бороться за свои цели. Вера в сказочные истории может быть источником надежды и вдохновения, который помогает нам преодолевать трудности и стремиться к лучшей жизни.

Анализ героев в произведениях «Мцыри» и «Ассоль»

Герои привлекают внимание читателя своей смелостью, силой воли и верой в свои мечты. Оба героя, Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова и герой романа «Ассоль» оставили свои убежища и отправились в путешествия, чтобы изменить свою жизнь и осуществить свои мечты.

Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова

Главный герой поэмы «Мцыри» — молодой юноша, обладающий сильной волей и стремлением вырваться из заточения. Он противостоит окружающему миру и стремится к свободе. Угнетение, своеобразная тюрьма монастыря, вызывает у него желание бежать и искать свою идеальную родину.

Мцыри практически не имеет друзей, поэтому он обращается к природе как к своему истинному второму «дому». Его близость с природой помогает ему ощущать себя частью широкого мира дикой красоты.

Основная мечта Мцыри – увидеть свою идеальную родину, где все создано для счастливой жизни. Он стремится найти этот идеальный мир, покончить с монастырским узом и насладиться свободой, которую только природа может дать.

Ассоль из романа «Ассоль»

Главная героиня романа «Ассоль» также сталкивается с ограничениями и несправедливостью в своей жизни. Утверждение ее индивидуальности и вера в свою мечту позволяют ей справиться с трудностями и добиться своей цели.

Ассоль покидает свой родительский замок, ощущая в нем угнетение и стеснение своей души. Она отправляется в путешествие, где сталкивается с неблагоприятными условиями и преодолевает их. Постепенно, она становится сильнее и увереннее в своих силах. Вера в свою мечту и надежда на лучшее помогают ей выдержать мгновения насмешек и издевок.

В конечном итоге, Ассоль вознаграждается: она достигает своей цели и превращает свою мечту в реальность, благодаря силе своей веры.

Сравнение и общие черты героев

Мцыри и Ассоль имеют много общих черт в своих характерах. Они оба сталкиваются с трудностями, окружены несправедливостью и лишены свободы. Одеяния, в которых они живут, вызывают у них стеснение и душное чувство.

Они оба отказываются мириться с этим положением вещей и отправляются в путешествие, где их ожидает преодоление трудностей и борьба за свои мечты.

Сильное желание, вера и упорство помогают Мцыри и Ассоль преодолеть свои преграды и превратить свои мечты в реальность.

Мцыри Ассоль
Характеристика Сильная воля, гордость, стремление к свободе Уверенность в своих силах, сила веры
Путешествие Искание идеальной родины Постепенное освобождение от ограничений
Нахождение решения Во внетреннем мире, в природе Вера в мечту и надежда на лучшее

Облачный атлас, Д. Митчелл

В романе-антиутопии «Облачный атлас» автор знакомит читателя с необычным государством Ни-Со-Копрос, расположенным на территории современной Кореи. В этом государстве люди разделены на две группы — чистокровные и фабриканты.

Чистокровные — это люди, появившиеся на свет естественным путем, через рождение. Они считаются более ценными и высокоуважаемыми членами общества. Однако, рядом с ними существуют фабриканты — люди, созданные в лаборатории с помощью клонирования и научных достижений.

Фабриканты являются массовым производством и используются в различных сферах труда, включая специализированную технику. Они не рассматриваются как настоящие люди, а скорее как заменяемая техника. Фабрикантов легко заменить, уничтожить или убить, поскольку они не считаются ценными или важными.

Такое отношение к фабрикантам проявляется в жестокости и негуманном отношении к ним. Их судьба и жизнь не вызывают интереса или сострадания у общества. Они считаются всего лишь инструментом, который можно использовать и уничтожать по желанию.

Введение

Цель данного исследования заключается в анализе и сравнении трех литературных произведений: «Сонми-451» Рэя Брэдбери, «Ванька» Антона Чехова и «Господин из Сан-Франциско» Ивана Бунина. В данном исследовании мы сосредоточимся на анализе развития темы разрушенных надежд в этих произведениях.

1. «Сонми-451», Рэй Брэдбери

В романе «Сонми-451» события разворачиваются в мире будущего, где государство контролирует и подавляет любые проявления интеллектуальности и свободы мысли. Главная героиня, Сонми-451, является клоном, который начинает осознавать несправедливость и неравенство в обществе, в котором она живет. Она присоединяется к людям, борющимся за гуманизм и справедливость, и вместе с ними сражается против государства.

Однако, несмотря на их усилия, борьба приводит к потерям — погибают товарищи и любимый человек Сонми-451. Она сама попадает в плен и приговорена к казни. В своем последнем исповедании перед «архивистом», единственным человеком, услышавшим ее историю, Сонми-451 передает важное послание — пока живет человек, готовый сражаться за гуманизм, надежда на справедливое устройство мира не погаснет.

2. «Ванька», Антон Чехов

Рассказ «Ванька» Антона Чехова рассказывает историю мальчика, который пишет письмо своему дедушке, выражая свои страдания и отсутствие любви и заботы в своей жизни. Ванька надеется, что его добрый дедушка приедет и поможет ему. Однако, разочарование приходит, когда адресат письма указывается на деревню дедушке, что означает, что надежда на помощь разрушается.

Рассказ «Ванька» показывает, что надежды могут быть разрушены и реальность может не соответствовать ожиданиям. Мальчик продолжает жить в ожидании помощи, но суровая реальность не дает ему возможности осуществить свои надежды.

3. «Господин из Сан-Франциско», Иван Бунин

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин описывает главного героя, который откладывает настоящую жизнь на завтра и терпеливо живет в настоящем. Господин из Сан-Франциско посвятил свою жизнь работе и откладывает отдых на будущее.

Рассказ показывает, что надежды на отдых и расслабление могут быть отложены на неопределенное время. Господин из Сан-Франциско продолжает трудиться, надеясь, что когда-нибудь заработает достаточно средств для отдыха.

Заключение

Анализируя различные литературные произведения, мы видим, что тема разрушенных надежд является важной и актуальной. В каждом из рассмотренных произведений авторы показывают, что надежды могут быть разрушены и реальность не всегда соответствует ожиданиям.

Однако, несмотря на разочарования, герои проявляют силу и выносливость, продолжая бороться и надеяться на лучшее. Это свидетельствует о том, что надежда на справедливое устройство мира не погаснет, пока есть люди, готовые сражаться за гуманизм и справедливость.

Вопреки тщательно продуманному плану, мечты господина из Сан-Франциско об обширном двухлетнем путешествии обернулись неудачей. Приблизившись к Италии, его охватила морская буря, которая вывела его из колеи и лишила радости предстоящего отдыха. Вместо живописных пейзажей и культурных сокровищ, он оказался в серой, унылой обстановке, раздраженно воспринимая окружающих итальянцев.

Побережье, которое он так тщательно планировал посетить, оказалось зараженным плесенью, покрытым грязью и запущенным. Мечты о романтических прогулках по Венеции, наслаждении итальянской музыкой и культуре рухнули, заменившись разочарованием и раздражением.

По мере того как герой продвигался в своем путешествии, ужасающая реальность раскрывалась перед ним. Вместо ярких воспоминаний о Константинополе, Афинах, Египте и Японии, он ощущал себя старым и разбитым, и его путешествие становилось мучительным испытанием.

В итоге, его мечта об идеальном отдыхе рухнула, как карточный дом. История заканчивается трагически — герой умирает, пытаясь уцепиться за последние моменты настоящего.

Почему же так произошло? Анализируя произошедшее, можно прийти к выводу, что господин имел возможность воплотить свою мечту в жизнь гораздо раньше. Откладывая решительные действия на потом, он лишил себя возможности наслаждаться жизнью в полной мере, пока ему еще было это доступно.

На самом деле герой мечтал дышать полным объемом легких, жить полноценной жизнью, тратить деньги, но не сейчас, а потом, когда-нибудь, когда для этого сложатся все условия. А если такое случится – это и будет счастье. Он начнет радоваться, купаться в этих светлых ощущениях. Но читателя охватывают сомнения, был бы счастлив герой, если бы его реальность сложилась по-другому: погода была бы солнечной, и Италия предстала бы в другом свете.

Мечтая жить счастливо, герой не сумел или не успел осознать, что такое счастье. Что оно не там где-то за горизонтом, оно здесь и сейчас, оно в самой жизни. И не факт, что осуществившаяся мечта изливает на человека в тот же миг фонтан счастья. К тому же стоит понимать, что мечта и цель не одно и то же.

Господин из Сан-Франциско волевой и целеустремленный, живет мечтой, которая скорее цель, но он это не осознает. Он умирает, не реализовав задуманного. Но если разобраться и допустить, что двухлетнее путешествие может стать мечтой всей жизни – стоит ли ради двух лет всю оставшуюся жизнь наполнять лишениями, бессмысленным трудом и страданиями? И нужно ли исполнение мечты откладывать в долгий ящик?

Можно просто не успеть реализовать свою мечту, если откладывать ее исполнение на потом. Что, собственно, и случилось с героем рассказа. К тому же, ожидая слишком многого от реализованного, можно ошибиться в своих надеждах и тогда постигнет горькое разочарование. И уже не спасет ни сияющее солнце, ни морской бриз, на красивые пейзажи – все будет отдавать вкусом горечи.