Астафьев В. Рассказ «Людочка» — приговор обществу (Литература XX века)

Сочинение

Рассказ В. Астафьева «Людочка» полон писательской боли за судьбу малых деревень, за нравственное обнищание души русского человека, за часто несправедливо оскорбленного, беззащитного перед жестоким миром.

В. Астафьев подчёркивает, что история молоденькой девушки Людочки простоя и обыденная, к сожалению, так часто встречающаяся.

И так больно жжёт сердце автора.

Людочка — обычная девчонка из захудалой деревни Вычуган, в которой уцелели два целых дома. Люди бегут отсюда. Брошенные дома растаскивают на дрова. Деревня заросла дикими травами и кустарниками. Угасли садовые деревья. Некогда роскошная яблонька обломилась ветками, остался от неё голый ствол, «словно крест с обломанной поперечиной на погосте» «Памятник умирающей деревеньке.

Ни отец-пьяница, рано исчезнувший из жизни Людочки, ни её угасшая малая родина не подарили девочке силы и здоровья. Слабая, болезненная, она напоминала «примороженную траву». Училась на троечки. Но, как подмечает автор, она не была дурой. Когда она разговаривала сама с собой, то находила очень много мудрых мыслей. Но перед людьми она терялась.

Девочка очень добра к людям. В больнице, мучимая воспалением лёгких, она, ещё десятиклассница, старается облегчить страдания умирающего парня заботой о нём, нежными словами. Молитвы она лепечет над ним, не зная их совершенно. А как трогательно её попурри из случайно запомнившихся поэтических строк. Не очень грамотная, она душой смогла понять умирающего и то, что сострадание не спасает.

Когда у матери появился постоялец, Людочка внимательно наблюдает за ним, подмечает, как этот неловкий мужик врастает в хозяйство. Что-то в нем даже смешит девочку: как по-мальчишечьи он ведёт себя на реке, бегает вприпрыжку, бросается в воду, словно наверстывает детство, украденное репрессиями. Отношения с отчимом не сложились — они были чужими друг для друга. Мать и отчим, занятые своей судьбой, отправили Людочку обустраиваться в город.

А городское счастье оказалось непомерной ношей. Люди города — жестокие и циничные. Гавриловна, хваткая, практичная, приютила девочку, потому что сразу увидела в ней тихую, работящую девчонку, которая сможет безропотно выполнять всю домашнюю работу. Гавриловна пристроила Людочку учеником в парикмахерскую, но «сдать на мастера» девчонка не смогла и осталась убирать мастерскую. Ей приходилось терпеть насмешки подружек, нелегкий нрав хозяйки. Все время чувствовала свои бесприютность и одиночество.

4 стр., 1896 слов

Нравственные проблемы в современной русской литературе (на примере ...

... к людям. Так, послушав рассуждения Гавриловны о городских девчонках, бегающих на танцы, Людочка думает: «И зачем она вместе с Гавриловной ... бытия, борьба со злом... Рассказ Виктора Астафьева «Людочка» был написан сравнительно недавно, в ... парень медленно, мучительно умирал. Людочка, сидя у постели умирающего парня, чувствует, что ... она ждет ребенка и словно бы оставляет Людочку в «прежней» жизни. Мать ...

Район, где жила Людочка с Гавриловной, парк Вэпэвэрза (парк вагонно-паровозного депо) — район заброшенный, полный криминала. Погибающий парк с канавой и трубой в распаренной глине — показательная характеристика городка. В канаве топили щенят и котят, дохлых поросят. Она полнилась бутылками всех мастей, бумагой, обертками. Стояла страшная вонь. Ходить через парк было опасно. Шпана во главе с Артемкой-мылом задиралась к прохожим. Артемка стал приставать к Людочке, нагло и развязно, пока она не стукнула атамана стрижущей машинкой. Мыло сам присмирел и не давал никому лапать девчонку.

Людочка чувствовала себя в безопасности. Но вскоре после очередной отсидки вернулся из зоны Стрекач, совершенно деградированная личность. Порочный с детства, часто за свой произвол он неоднократно попадал в исправительно-трудовые лагеря. Возвращаясь домой на недолгий срок, верховодил местной шпаной, поддерживая авторитет мерзкими выходками. Населению жилось тревожнее с появлением в поселке Стрекача. Этот «пахан», «вор в законе», вычурно одетый, развязный был для местной шпаны «редкостным человеком», которого ослушаться не решался никто. Он жестоко и безжалостно насилует Людочку, отдавая ее на растерзание всей шайке и ее главарю — Антону-мыло.

Людочка после своей беды ринулась домой, к маме. Мать, женщины много пережившая и перестрадавшая, все поняла с первого взгляда на дочь, но не стала облегчать страдания несчастной — должна сама справиться со своей болью.

Мелькнула мысли об отчиме: «может, пожалеет». Хотелось просто жалости, чтобы кто-то погладил по голове. Отчима не было дома. Выплакаться некому. Сострадания в мире нет.

Она всегда была способна на отчаянные поступки. Ещё в детстве «первая прыгала в холодную речку — греть её». Её смерть — это тоже отчаянный поступок. Одевая на шею петлю, комсомолка Людочка оправдывает себя перед Богом тем, что потеряла комсомольский значок.

За Людочку со Стрекачом расправился отчим. Взбешенный подлостью, он твердо и расчетливо сбросил негодяя в горячую канаву. Разделался по-звериному с этим зверем. Почуяв в нем силу, пакостные шестерки расступились.

Где же милиция? Милиция просто выжидает, когда Стрекач засветится и его можно будет снова посадить. Астафьев горько говорит об этом: «У МВД не доставало сил и возможностей».

Каждой своей строкой автор выносит приговор существующему строю: за незащищенность людей перед бандитами, безнаказанность преступлений, общий уровень падения морали и человечности в обществе.

Сухая заметка о морали в городе с сухими и жесткими фактами о преступлениях в городе, среди которых не звучит убийство Людочки, — это окончательны приговор писателя времени, всему обществу.

11 стр., 5473 слов

Тема милосердия в современной прозе («Людочка» Астафьева)

... когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника. Вспомним ... продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья ( ... наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в нас ...

Автор уверен, что вымирающие деревни ведут к вымиранию совести, морали, к разнузданности нравов.