В купе куда я вошел с опозданием. по тексту Астафьева В

Сочинение

Здравствуйте, можете пожалуйста проверить сочинение?

Исходный текст:

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, — привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) — Мурочка! (7)Всё в порядке, — известил он даму и присел к столику.

(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! — (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

Сочинение.

Мир многолик и интересен, полон загадок и проблем. Люди, живущие в нем,не могут не обратить внимания на отношения друг с другом, с окружающей их средой. Особенно неравнодушны мастера слова. Одним из таких людей является В. Астафьев. Писатель предлагает нам поразмышлять на тему любви и задается вопросами: «Достоин ли любви человек, сам неспособный к этому чувству? На чем строятся близкие отношения между ?» Именно в них, на мой взгляд, и заключена основная проблема предложенного текста.

29 стр., 14356 слов

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным ...

... занятий изобразительным искусством для развития мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом. Тема исследования: развитие мелкой моторики руку учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством. Объект исследования: развитие мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом. Предмет ...

Любовь… Она бывает разная: счастливая и несчастная, взаимная и безответная, возвышающая и разрушающая. Какой бы она ни была ее ценили и будут ценить во все времена. Однако какую любовь можно назвать поистине настоящей? Каждый ли человек достоин ее? На эти вопросы и помогает нам найти ответ В. Астафьев.

Писатель раскрывает перед нами отношения семьи, которую он встретил в поезде. И буквально с первых строк поведение жены Мурочки вызывает у нас недоумение. Она даже не помогла мужу-инвалиду застелить постель, не уступила ему нижнюю полку, вынудив больного человека кое-как забраться на верхнюю. И при этом всем еще осталась недовольной. Муж искренне любит Мурочку, дорожит ею, боится потревожить. Однако любит ли она его? Разве любящий человек может так равнодушно относится к тому, кто ему особенно дорог? Нет,думаю я. В этом убеждает меня и автор. В. Астафьев не может постичь такую «любовь» Мурочки. На самом деле, она лишь позволяет себя любить, ничего при этом не отдавая взамен. Поэтому невольно вместе с автором начинаешь испытывать сострадание к инвалиду-фронтовику, ведь он по-настоящему любит свою жену.

Всем ходом своего повествования писатель подводит нас к мысли о том, что человек, неспособный любить, не достоин этого чувства и по отношению к себе..Иначе это принесет муку и горе тому, кто действительно любит. Настоящие, близкие отношения между любящими людьми строятся на уважении, взаимопомощи и понимании. В этом, на мой взгляд, и заключена позиция автора.

Трудно не согласиться с такой точкой зрения писателя. Действительно, трудно представить себе счастливые отношения, когда любит только один, а другой лишь позволяет. Здесь проявляется эгоизм того, кто не способен к этому чувству сам. А эгоизму нет места в любви. Искренние отношения должны строиться на взаимной любви. Только это принесет счастье обоим.

О любви написано не мало произведений. Каждое из них необычно и прекрасно по-своему.Говоря о любви, не могу не вспомнить повесть Чигниза Айтматова «Джамиля». Главная героиня влюбилась в бывшего фронтовика Данияра. Данияра никто не признает в аиле, он кажется всем странным. Но он необычайно красиво поет, и это позволило Джамиле увидеть в нем прекрасную душу, человека, с которым она хотела бы провести всю свою жизнь. И не смотря на то,что она уже была замужем и у нее были хорошие отношения с новой семьей, она бросает все и уходит жить с ним. Такая любовь не может не вызвать у нас восхищения, она поистине настоящая. Вот где царит взаимопонимание и поддержка с полуслова, с полузвука.

Настоящую, самоотверженную любовь мы можем встретить в произведении Короленко «Слепой музыкант». Эвелина искренне любит Петра, не смотря на то, что эта любовь лишает ее многих радостей жизни в городе. И хотя героиня молода и красива, она остается вместе с Петрусем, помогает ему пережить трудности, связанные с его неполноценностью. Эвелина учит его радоваться жизни, видеть и чувствовать красоту тогда, когда вокруг лишь темнота, а главное- она дарит Петру свою любовь и понимание.

В.Астафьев поднял невероятно важную проблему, задуматься над которой должен каждый из нас. Необходимо понимать, что счастье и любовь царит там, где есть искренность, взаимопонимание, помощь, поддержка. Любовь – это всегда взаимной обмен чувствами, эмоциями,энергией. И мы должны стремится к тому, чтобы она была бескорыстной, искренней и настоящей.

2 стр., 591 слов

Приносит ли любовь счастье?

... вокруг любовь". Также читают: Картинка к сочинению Приносит ли любовь счастье? Популярные сегодня ... поступков неизбежен, потому, как человек любящий объект своего сердца, готов поступать ... темы Соня Мармеладова является центральным женским персонажем романа «Преступление и наказание». Она молода, хрупка и, в какой-то степени, совершенно невинна. Особое отношение ...

Гусева Юлия.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Блок С.

Объем сочинения –не менее 150 слов.

Исходный текст №1: (1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. (3)Инвалид принялся заправлять постели. (4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, — привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели. (6) — Мурочка! (7)Всё в порядке, — известил он даму и присел к столику. (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!» (9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд. (10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила: (11)- Ну, хорошо, хорошо! — (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её. (15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил. (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути. (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн А.И.) Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. (Лейбниц Г.) Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь. (Мольер) Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары её, ни счастья — выше наслаждения служить ей. (Шекспир У.) Любить пылко — это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно — еще лучше… Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях. Щадить, прощать, утешать — вот вся наука любви. (Франс А.) Мучительная любовь не есть истинная… (Герцен А. И.) Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность — богатством, а капли огня — жемчужинами. (Сервантес) Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.) У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (Паустовский К. Г.)

8 стр., 3860 слов

Готовые сочинения-рассуждения по текстам Астафьева

... вечное для меня и во мне нетленно. Астафьев. Примеры сочинений по тексту Астафьева: Пример сочинения 1. В детстве я любила смотреть, как ... заготовителей, точнее любовью конюха сохраненный и все еще работающий табунок деревенских лошадок,что, сколько бы машин ни перевидал, сколько бы чудес ... А рядом — редкостной красоты куст саранки. (12) Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета ...

Сочинение 1 (без правки): Автор данного текста, В.Астафьев, размышляет о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. На что способны люди ради любви? Эта проблема, поставленная автором, очень актуальна в наши дни. В.Астафьев заставляет задуматься над тем, что важнее в человеке: «внутренний мир» или внешность? Сейчас существует множество таких случаев, когда женщины выходят замуж за инвалидов. Поэтому проблема, которую выдвинул автор, заинтересовала меня сразу. В.Астафьев считает: «…такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно». Конечно, такие взаимоотношения не каждый способен выдержать. Я полностью согласна с мнением автора. Ведь нет жизни без любви. В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов. Моя соседка, по этическим причинам не буду называть её фамилию и имя, жила как все: утром ходила на работу, вечером хозяйничала дома. Но в один прекрасный день её сбила машин. Теперь она «привязана» к инвалидной коляске. Соседка не может самостоятельно передвигаться. Думала ли она, что с ней произойдёт такой случай? Конечно, нет. Но в одном ей всё-таки повезло: она вышла замуж за хорошего человека. Он не бросил жену в трудную минуту. Наоборот, муж всегда поддерживает её, помогает во всём. В заключение хочу сказать, что любовь – сильное чувство, ради которого люди способны на безумные поступки.

Сочинение 2 (без правки) В своём тексте В.Астафьев рассматривает проблему преданной любви. Автор пишет об отношениях мужа-фронтовика и его жены. Проблема, прозвучавшая в тексте, актуальна в наше время. Она обсуждается всеми: педагогами, телеведущими, писателями, социологами – в книгах, на телевидении, в частных беседах. Но звучание данной проблемы в тексте В.Астафьева поразило меня сокровенностью высказанных мыслей. Автор пишет о том, как преданно могут любить люди. Инвалид войны, оставшийся без руки, готов выполнять любые прихоти своей жены. Она же очень холодно относится к своему мужу. Авторская позиция понятна: никто не должен быть рабом в руках любимого человека. Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн . Вспомним «Гранатовый браслет». Желтков стал жертвой любви, потому что не мог быть рядом с человеком, который ему дорог. Например, повесть «Олеся», написанная тем же писателем. Героиня очень любила Ивана Тимофеевича. Олеся хорошо умела гадать. Она точно знала, что если останется со своим возлюбленным, то принесёт ему несчастье. Поэтому Олеся пожертвовала своими чувствами и покинула героя. Прочитанный текст заставил меня ещё раз задуматься о том, что очень часто люди становятся жертвами любви.

Задания для домашней работы: Выучить план сочинения-рассуждения. Написать свой вариант сочинения по исходному тексту или отредактировать предложенные сочинения.

Вступление (зачин) в сочинении-рассуждении.

Речевые клише: Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)… Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.) Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

27 стр., 13295 слов

Напишите по прочитанному тексту. Используйте фрагмент рецензии, ...

... Стоит ли тратить её на обиды и ссоры? «Не ругай» — это призыв, обращённый к каждому из нас. Следующая часть сочинения — это позиция автора. Мы ... Петя вырос. В старом доме теперь мы проводим ... в тексте? К чему призывает нас автор? На примере взаимоотношений членов одной семьи писатель убеждает нас в ... любви. Трудно не согласиться с автором. ... не вдруг. Вот и мать ... ён в сокращении). Два случая. Между ними — ...

1) «Равнодушие – это паралич души», — писал известный русский писатель А.П.Чехов . Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости. 2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкин а, Лермонтова, Тургенев а? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли? 3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. 4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни? 5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? 6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», — так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? 7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях. Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений

Исходный текст №2: (1)Удивительная пора — детство. (2)Каким бы оно ни было бедным, всё равно представляется в зрелом возрасте как самое хорошее, светлое, радостное время. (3)Необорудованные бараки, в которых мы жили, запомнились тем, что, выходя из дверей, мы сразу оказывались на солнце, на воздухе, на земле… (4)Постоянные трудности быта ложились на плечи родителей, в нашей семье — на плечи мамы. (5)Но странно: чем дальше это время, тем теплее воспоминания о города х детства в чудесном краю — Приморье. (6)«3елёная» гимназия (после установления Советской власти — трудовая школа) приняла нас, выходцев из Гнилого угла, без сопротивления, но и без восторга. (7)Начальница гимназии, дворянка, представительная дама с лорнетом, затянутая в корсет, глядела обычно поверх детских голов. (8)Шествуя по широкой лестнице на второй этаж в свой красиво обставленный кабинет, она не замечала вновь поступивших и обращалась только к ученикам «из прежних». (9)С высоты своего роста ей нетрудно было смотреть поверх наших буйных голов. (10)Это нас нимало не смущало. (11)Мы не чувствовали себя в школьном большом здании с большими светлыми окнами парнями. (12)Мы инстинктивно понимали, что теперь все это наше, общее. (13)Маленькая горстка прежних гимназистов, родители которых не успели или не захотели бежать в Японию или Китай, сначала держалась особняком, потом растворилась в общей школьной массе. (14)«3елёной» наша школа называлась по традиции. (15)До революции в городе существовало две гимназии для привилегированных. (16)Ученицы одной — на Суйфунской улице — носили зелёную форму (лягушки), ученики другой — на Пушкин ской улице — коричневую (тараканы).

(17)Не вспомню теперь имена наших педагогов, но прозвища некоторых, их манеру преподавания память сохранила. (18)Например, «обществоведка» (мы её между собой звали Сова) любила, чтобы все формулировки выучивались наизусть. (19)Я до сих пор могу в любую минуту отчеканить. «Империализм — это есть капитализм в той стадии развития, когда сложилась монополия финансового капитала, приобрёл выдающуюся роль вывоз капитала и начался раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. ». (20)Строгий математик так же строго учил нас своему предмету. (21)Этот суровый учитель лодырей и ловкачей не терпел. (22)Беспощадно ставил «неуд.» -тогда были такие отметки: «хор.», «уд.», «неуд.». (23)Мы его уважали всемерно, и во время его уроков в классе стояла тишина, нарушаемая только его голосом, стуком мела о черную доску или ответом ученика. (24)Очень хорошо относились мы к учителю рисования, но шум на уроках бывал как на переменках. (25)Ученики, свободно перемещаясь по классу от одной парты к другой, подходили к его столу. (26)Он нам всё разрешал, кроме безделья. (27)«Художниками вы не станете, вернее, не все станете, — говорил он, — но понимать пропорции фигур вы будете…» (28)Каждое поколение торопит школьные годы. (29)Торопит то, что невозвратно, что ничем восполнить нельзя. (30)Школьные годы начинаешь ценить уже в зрелом возрасте, а пока бегаешь в школу, сидишь на уроках — всё представляется довольно тяжёлой обязанностью. (По Л. Стешовой)

2 стр., 830 слов

По тексту Д.А. Гранина по проблеме роли детства в жизни человека

... Именно они и формируют личность. Д.А. Гранин рассуждает над проблемой роли детства в жизни человека. В центре внимания ... подарки и развлечения. Прочитав этот текст, понимаешь, какую важную роль играет детство в жизни каждого, ведь оно ... детства как о счастливом и невозвратимом времени. И хотя Николенька нередко обижался и сердился на строгих, но справедливых наставников – гувернёра Карла Ивановича ...

Варианты зачинов: Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в чудесное и беззаботное время – детство. Только по происшествии многих лет человек может оценить что-то важное… Именно об этом пишет в своём тексте Л.Стешова, ярко обозначая проблему… Школьные годы чудесные… Как часто приходится слышать эти слова! Все ли согласятся с ними? Почему ребёнок всегда стремится быстрее повзрослеть? Почему для него школа, учеба – это обуза, тяжёлая ноша? И почему взрослые, наоборот, мечтают вернуться в страну беззаботного детства. Именно об этом размышляет в своём тексте Л.Стешова.

Основные виды проблем: Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Речевые клише. Формулируем проблему Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему Касается … проблемы. Уделяет внимание… проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения Автор затрагивает проблему… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор очень эмоционально отстаивает идею… Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

Исходный текст №3: (1) — Наденька, так вы меня любите? — спросил я. (2) — Люблю, конечно, люблю, — ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька! (10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!.. (16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке. (20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!.. (26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье! (28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!» (33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок… (36) Любили и других. (Ю. Котлярский)

5 стр., 2286 слов

Музыкальное образование в России и за рубежом: к проблеме этнопедагогических ...

... Василюк В центре нашего внимания - современные тенденции гуманизации музыкального образования в России и за рубежом. Музыкальное образование несёт в себе важные творческую, социально-формирующую, культурологическую ... 6; 12]. За рубежом уроки музыки и специального инструмента присутствуют не только в системе дополнительного, но и общего образования. Целью музыкального образования является воспитание и ...

Исходный текст №4: (1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал. (3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей. — (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или , вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и — всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом… (12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого. (13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад. (18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте — футбол , «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк». (21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно — по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка , и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22ДНад этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (по В. Солоухину)

19 стр., 9002 слов

Проблема смысла жизни. По тексту Воробьёва. Я не думаю, что можно ...

... Сочинения по русскому языку и литературе Сочинение в публицистическом стиле на тему: Что ... не знаю, зачем рос и учился, что теперь делать, чем заниматься, к чему ... мир говорит об ... пример, конечно, ... можно считать, что «нахождение себя» состоялось. Что ... что значит найти себя. Вкратце мы предложим вам свое виденье данной проблемы. ... по мне, следуя даже лучшие примеры, надо идти своим путем, делать то, что тебе по ...

Исходный текст №5 (1) Система образования переживает не . (2) Это, конечно, не новость. (3) Оп­ределённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд. (6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образова­ния диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консерватив­ной и стабильной, а система воспитания — национально-патриотической (со всеми положитель­ными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либераль­ной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно ста­бильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой. (8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного простран­ства, а значит, делению России на удельные княжества. (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лице­ев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Синга­пур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним. (13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специа­листов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной — без уклонов — школы , которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать? (По М. Мартынову)

14 стр., 6798 слов

Публикации о проблемах языка Русского географического общества

... разных краях» [1]. Тема выпускной квалификационной работы «Публикации о проблемах языка в журналах Русского географического общества» связана с необходимостью освещения деятельности РГО в средствах массовой информации, что является ... Своей целью ученый считал «исследовать, каким именно языком, наречием или говором говорит народ в том или ином крае и каково именно было влияние местных ...

Исходный текст №6: (1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него, — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе. (Н. Гоголь)

Как сформулировать проблему исходного текста?

Текст№7. Выразительно прочитайте текст: (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургенев ым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама ! (по К.Г. Паустовскому).

Какая проблема не затрагивается К.Г.Паустовским? 1) проблема отцов и детей; 2) проблема материнской любви; 3) проблема одиночества; 4) проблема старости

Текст №8. Выразительно прочитайте текст: Орел и воробьи. Сказка-притча (1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”. (6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные . (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали. (8) И сказал тогда Орел воробьям: — Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце. (12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”… (14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. (15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Текст№9. Выразительно прочитайте текст: (1) Есть много книг о «хороших манерах». (2) Эти книги объясняют, как дер­жать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. (3) Но люди обычно мало черпают из этих книг. (4) Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. (5) Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (6) Простое ли это собрание «рецептов» поведения? (7) В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы чело­век не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. (8) Надо уметь не мешать друг другу. (9) Поэтому не надо шуметь. (10) По­этому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. (11) Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. (12) И не надо класть локти на стол — опять-таки, чтобы не мешать соседу. (13) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть. (14) Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. (15) И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них — бережное отношение к людям, к природе. (16) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходи­мость уважительного отношения к другим. (17) А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их при­менять. (По Д. Лихачеву)

Текст №10.Прочитайте выразительно текст: Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте? 1) проблема взаимоотношений человека и природы; 2) проблема ответственности каждого за свои поступки; 3) проблема умения ценить красоту; 4) проблема состояния окружающей среды.

Текст №11. Прочитайте выразительно текст: Прошлым лето м наблюдал я в деревне такую сценку. Остановились у колодца «Жигули», вышли из машины папа, мама и девчушка лет пяти-шести. Она огляделась вокруг и вдруг восхищённо воскликнула: — Папа! Кто это?! Неподалёку от «Жигулей» вышагивал впереди суматошных кур потрясающей красоты петух: ярко-рыжий, пышным разноцветным букетом хвостовых перьев, изогнутых, как турецкий ятаган. Голова с боевым малиновым гребнем гордо поднята, а грудь по-генеральски надменно выпячена вперёд. — Да петух это, Светлана, — мимоходом объяснил папа, — я же тебе недавно сказку читал: «Петушок, пету­шок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бо­родушка». -Но этот не такой, этот лучше, — всё так же восхи­щалась девчушка и изо всех сил тянула отца к куриной семье. Папа наконец тоже внимательно вгляделся в петуха. — А ведь и впрямь красив, паршивец?! — обратился он ко мне с полувопросом. — Хоть картину с него пиши. — Живой он, настоящий, — кратко сказал я. — Как? — не понял папа. — Ах да, конечно, именно настоящий: не из книжки и не из телевизионной пере­дачи. На лице владельца «Жигулей» появилось нечто вро­де раздумья, но мама уже усадила упирающуюся Свет­лану в машину и нетерпеливо звала мужа. «Жигули», пахнув бензиновым угаром, умчались в сторону боль­шого города … Поэт назвал зверей нашими меньшими братьями не только потому, что мы, как сказал Киплинг устами Мау­гли, «все из одной стаи», все кровные братья Матушки-Природы. В каждом из нас живёт извечное желание при­коснуться к её лону, стремление приласкать, оказать по­кровительство бессловесным младшим сородичам, общаясь с ними, стать добрее, доверчивее, проще. До сих пор помню, как в детстве не мог устоять от же­лания погладить жеребенка, пугливо жмущегося к ревни­вой матери, с осторожностью поднести к тёплым мягким губам лошади кусок хлеба на ладошке. И четвероногих Друзей моего детства представляю так отчётливо, как буд­то расстался с ними вчера. Видно, дали они мне нечто та­кое, что стало частью характера, частью самого меня. (По Б. Воробьёву)

Текст №12. Прочитайте выразительно текст: (1)Осень ю лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыка нта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало исто­ченную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20) — Зачем? (21) — А просто так… (22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола па­трон и сунул его в карман. (23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и лю­бить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и непривет­лив? (26)Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, ост­ровком темнеющую в поле?

Написать сочинение по тексту 10.

Как сформулировать проблему исходного текста?

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала: (3) — Слушайте, люди, меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией: (5) — А кого она не достала! (6)Этих двух реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох. (7)Наш одиннадцатый «А» считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было. (9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет. (10)- Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков. (11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов. (12)Я направился к дверям. (13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради. (14)- Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. (15)- Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт… (16) — А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха. (17)- У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! — ехидно пропела Лена Болдырева. (18)Носков злобно сощурился: (19) — Петруха, против коллектива идёшь! (20)- Я что-то не так делаю? (21)Вам не надо — вы уходите, мне надо — я остаюсь. (22) — Кончай, говорю, писать и давай собирайся… (23) — Он, небось, кляузу на нас уже строчит! — опять сострила Болдырева. (24) — Петруха, трус, предатель! (25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил. (26) — Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (27)3най: подхалимов нигде не любят! (28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! — грозно промолвил Носков. (29)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева: (30) — Я никуда не пойду! (31)- Ну смотри! — сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника. (32)Внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (33)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники. (34) — Гарри, а ты чего? — недоуменно спросил Носков. (35)- Я тоже остаюсь… (36) — Друга, что ли, спасаешь? — Носков хмыкнул. (37) — У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать… (38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев. (39)- Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал Носков и плюхнулся на свой стул. (40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места. (41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев. (42)Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть… (43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку. (По Н. Татаринцеву)

В приведённых фрагментах сочинений учащихся даётся формулировка проблемы, над которой размышляет Н.Татаринцев. Оцените эти фрагменты сочинений и напишите свой вариант. Автором данного текста является Н.Татаринцев. Он пишет об учениках одиннадцатого класса. Какую роль в жизни общества играют сострадание и дружба? Связаны ли эти два понятия между собой? Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни… 3. Автор данного текста Н.Татаринцев рассказывает о случае из жизни школьников, когда они всем классом решили сбежать с урока химии. В связи с этой темой автора интересует проблема: «Нужно ли сбегать с уроков?» 4. Автор этого текста Н.Татаринцев затрагивает очень актуальные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в коллективе. Во-вторых, писатель заставляет задуматься о том, есть ли у членов коллектива право на собственное мнение… 5. Автор данного текста Н.Татаринцев рассказывает незатейливую, простую историю о самых обыкновенных школьниках. Но именно эти обыкновенные школьники сталкиваются с очень важными проблемами, которые касаются не только их класса, но и всего общества. Ключевой проблемой в этом тексте, на мой взгляд, является проблема взаимопонимания между людьми, взаимопомощи, чуткости…

МИЛОСТЫНЯ (1) Вблизи большого города по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. (2) Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочились и спотыкались, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… (3) Он изнемогал. (4) Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль. (5) Он вспоминал… (6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… (7)И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его по кинули, друзья еще раньше врагов… (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно. (10) А слезы все капали да капали, орошая седую пыль. (11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидел перед собою незнакомца. (12) Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. (13) — Ты все свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? (14) — Не жалею, — отвечал со вздохом старик, — только вот умираю я теперь. (15) — И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? (16) Старик ничего не отвечал — и задумался. (17) — Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возмож­ность показать на деле, что они добры. (18) Старик встрепенулся, вскинул глазами, но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге пока­зался прохожий. (19) Старик подошел к нему и протянул руку. (20) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. (21) Но за ним шел другой, и тот подал старику малую милостыню. (22) И старик купил себе на данные гроши хле­ба, и сладок показался ему выпрошенный кусок. (23) И не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. (По И. С. Тургенев у)

Прочитайте выразительно текст, сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста: (1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному, (3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. (6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности. (9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. (11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

Прочитайте выразительно текст, сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста: (1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь — «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» — мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». (10)Русский язык, по словам А.С. Пушкин а, «переимчив и общежителен», он легко принимает , если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенев а и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде. (33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться — язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей — то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное — как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Напишите сочинение: 1 в. – текст 15 2 в. – текст 16.