Темы лирики Есенина
Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.
Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь». Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.
Все темы творчества Есенина, в частности тема любви к Родине и любви к природе, настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.
Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных». Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»).
С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»).
Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.
Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей». Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.
Стихи Есенина о любви. Глубокие, искренние, душевные
... Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет ... конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. // Прости… Прости…». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные ...
Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».
Мотивы пути и странничества в ранней лирике С. А. Есенина
Всякий поэт по природе своей — творец, и все то, что он творит, является выражением его собственной личности, мировоззрения, душевных порывов и терзаний. Кроме того, любой творец как личность творческая — многогранен, и нам непросто понять его мысли, мотивы тех или иных его поступков. Таким образом, изучение литературного творчества поэта помогает лучше понять его индивидуальные особенности. Творчество Сергея Есенина является, пожалуй, одним из наиболее интересных для изучения. Поэт рано ушел из жизни, однако оставил после себя богатое литературное наследие, разноплановое по тематике и стилистике. Есенин писал о любви и ненависти, о встречах и расставаниях, о деревне и городе, о непостижимой русской душе и столь же непостижимой русской природе, рассуждал о судьбе народа и пытался разгадать собственную судьбу. Лирика и проза последнего поэта деревни являет собой благодатный и богатый материал для исследования как литературоведов, так и лингвистов, чем объясняется актуальность нашей исследовательской работы. Следует отметить также, что, несмотря на всестороннюю изученность творчества Сергея Александровича, мотивы пути и странничества в лирике Есенина изучены недостаточно глубоко, что также объясняет актуальность нашей исследовательской работы.
Цель нашего исследования — изучить мотивы странничества и пути в ранней лирике Сергей Александровича Есенина. Из обозначенной цели вытекают задачи нашего исследования: проанализировать раннюю лирику Сергея Есенина на предмет заявленного исследования, описать и систематизировать изученный материал, сделать соответствующие выводы.
Темы пути и странничества воссоздаются Сергеем Александровичем в его стихотворениях во множестве различных образных модификаций, что формирует целую систему, охватывающую большую часть лирики.
Одно из первых опубликованных стихотворений Есенина, в котором впервые зазвучал мотив странничества, было «Дымом половодье…» 1910 года. В этом стихотворении лирических герой покидает родной край, уезжает с легким светлым чувством. Здесь нет пока печальных мотивов, характерных для более позднего творчества поэта. В стихотворении нет прямых указаний на настроение лирического героя, он едет «…на баркасе», спокойно смотрит на удаляющийся пейзаж, который кажется ему в этот момент старым и умирающим. Такой вывод мы делаем, проанализировав эпитеты, которые использует автор, описывая пейзаж: заунывный карк, черная кухарка (имеется в виду ворона), синий мрак. В двух последних строках лирический герой говорит, обращаясь к покинутому краю: «Помолюсь украдкой за твою судьбу» [1, с.40]. Лирический герой оставляет привычный маленький мирок и с надеждой на светлое будущее двигается в сторону «большой земли».
Схожее настроение мы находим в стихотворении «Пороша» (1914г).
Открывается оно строкой — «Еду. Тихо. Слышны звоны»…, дальше мы глазами лирического героя видим открывшийся ему очаровывающий зимний пейзаж. В этом произведении нет образа пути, это скорее стихотворение-картинка, застывшая, задремавшая, даже омертвелая. Ощущение динамики возвращается к читателю лишь в конце стихотворения, с последними строками: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль»… [2, с.30], но даже эта дорога кажется абстрактной нарисованной частью всего пейзажа. Мотивов пути или странствия как такового тут нет, есть лирический герой-путешественник, начисто забывший о дороге, зачарованный пейзажем зимнего леса, сквозь который пролегает его путь.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина,
... что была очень удивлена, когда на третий день после знакомства Сергей Есенин посвятил ей знаменитое стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и вручил сборник своих произведений с дарственной надписью. Дружба ... Я с севера», чувствуется, как автор скучает по Родине, по волнистой ржи, по огромной луне. В обращении к девушке лирический герой, в котором хорошо просматривается сам Сергей Александрович, ...
Вообще в своих стихотворениях Сергей Есенин часто, говоря о дороге, поэтизирует ее, употребляет ласкательные выражения и эпитеты: «…не чужда тропинка»… («Тебе одной плету венок»,1915);»…тропинкой кривенькой»… (По селу тропинкой кривенькой», 1914).
Однако, следует отметить, что в своей ранней лирике поэт, когда описывает городские дороги, либо путь из села в город, рисует, как правило, пейзажи непривлекательные, используя соответствующие эпитеты: «…еду грязною дорогой с вокзала/ Вдалеке от родимых полян» («Туча кружево в роще связала, 1915) [1, с.39], «Еду на баркасе»… («Дымом половодье, 1910) [1, с.40],
В некоторых ранних стихотворениях Сергея Есенина, таких как «Шел господь пытать людей в любови» (1914), «По дороге идут богомолки»… (1914), «Калики» (1910), мотив дороги тесно связан с образом странствующего монаха, монашки, богомольца. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Так, в стихотворении «По дороге идут богомолки» читатель глазами лирического героя видит, как деревенские женщины идут молиться в церковь. В стихотворении «Калики» Есенин рассказывает читателям о каликах, странниках, которые, не имея дома, бродят по всей России от дома к дому, от деревни к деревне, читают молитвы, поют песни, посвященные Богу и Иисусу. Однако в этом стихотворении Есенин говорит о каликах с явной иронией:
Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Иисусе.
Мимо клячи с поклажею топали
Подпевали горластые гуси. [1, стр.43]
Очевидно, что калики, их образ жизни и их страх перед Богом вызывают у лирического героя насмешку, как и мысль об отлучении от всех благ для посвящения себя служению церкви и Богу. Однако в другом своем более позднем стихотворении Есенин уже рассуждает иначе в стихотворении «Я странник убогий», где лирический герой сам себя называет бездомным странником, единственная отрада которого — путешествовать по миру и петь перед людьми славу Иисусу. В стихотворении «Наша вера не погасла» (1915) поэт говорит от лица лирического героя, верного православной вере и русской земле. В этом стихотворении дорога — это жизненный путь всякого русского человека, путь трудный, омытый слезами и горестями, однако ведущий в лучшую жизнь. Стоит отметить, что одной из трудностей земного пути, препятствующей движению к лучшему светлому миру, «…к раю» [2, с.74] лирический герой называет «…палаты из церковных кирпичей»… [2,с.74]. В этом стихотворении появляется новое понимание дороги — она есть истинный путь к Богу, не в метафорическом смысле. Дорога — собственно дорога, путь — собственно путь, и странничество, таким образом, — простейший способ познать себя и Бога, а прозябание в храмах и корпение над книгами — не более чем самообман.
Любовь к женщине в поэзии есенина
... это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении “Ты меня не любишь, не ... в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя ...
«Наша вера не погасла» — не единственное стихотворение, где тема дороги связана с темой Родины, ср: «На плетнях весят баранки» (1915)
Одним из важнейших для изучения мотива странничества у Есенина является написанное им в 1914 году стихотворение «Пойду в скуфье смиренным иноком». Лирический герой делится с читателем своим желанием бросить все мирские дела и заботы и отправиться в странничество по миру. С первой же строки он заявляет — «Пойду в скуфье смиренным иноком»…, не хочу, не мечтаю, а именно «пойду». Возможно, лирический герой пытался сказать, что странничество это ждет его уже не в земной жизни, а в загробной, и что оно неизбежно не только для него, но и для всех других живущих на этой земле.
В следующей строфе лирический герой рассуждает о будущем своем пути. Автор использует глагол «хочу» — «Хочу концы земли измерить/ Доверясь призрачной звезде»… [1, с.46], поэтому мы можем говорить не о неизбежности, а именно о желании лирического героя отправиться странствовать по миру, отдавшись во власть неизвестности, року. В странничестве он видит не страшную участь, а возможность познать мир, увидеть природу и восхититься ею, но самое главное — «…в счастье ближнего поверить»… [1, с.46]. Счастье это, по мнению лирического героя, заключается в том, чтобы бросить мирские дела и богатства и начать путешествовать по миру налегке безо всякой цели — проще говоря, отправиться в странничество. Таким образом, в этом стихотворении странничество для лирического героя — и вопрос, и ответ: он желает отправиться в путь без начала и конца, чтобы познать истинное человеческое счастье, а счастьем этим оказывается сам путь.
В этом стихотворении вырисовывается новый образ дороги как человеческой жизни. В другом своем стихотворении, «Край любимый! Сердцу снятся»… (1914г.) Есенин продолжает эту тематику:
Я пришел на эту землю
Чтоб скорей ее покинуть. [1,с.45]
В этом лирическом произведении человеческое существование представляется как длинный путь, и земная жизнь — лишь временное пристанище перед продолжением долгого скитания.
Кроме мотивов пути и странничества в лирических произведениях Сергея Есенина мы находим в стихах мотив бродяжничества: «О край дождей и непогоды» (1916), «Голубень» (1917), «Город» (1915).
Странничество у читателя, как правило, вызывает ассоциации с добровольным отречением от благ цивилизованного мира и скитание с целью обрести духовную свободу, счастье; укрепить связь с природой, с родной землей и Богом. Бродяга же — человек, потерявший свое место жизни и дом против своей воли, вынужденный скитаться без права вернуться в родные края. В более поздних стихотворениях Есенина его лирический герой чаще в образе бродяги, чем странника.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
В ранней лирике Сергея Александровича Есенина распространен особый тип лирического героя, покинувшего родной дом и странствующего по земле. В таких стихотворениях дорога либо отрадна для лирического героя, и он предчувствует счастье в конце своего пути, либо она отводит героя дальше и дальше возможности лучшей участи для него.
Родина и революция в лирике С. Есенина
... есенин принял революцию с крестьянским уклоном стихи революции тема революции в лирике есенина революционная лирика революция с крестьянским уклоном Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/e/esenin/essays/common/rodina-i-revolyuciya-v-lirike-s.-esenina Тема Родины в творчестве Есенина сочинение 11 класс Большинство талантливых людей ...
Дорога, ее внешний вид и качество часто отражает настроение лирического героя. Как правило, в своих стихотворениях Сергей Александрович поэтизирует образ дороги, употребляя соответствующие эпитеты.
Мотивы пути и странничества в стихотворениях Есенина часто связаны с православными образами — каликами, монашками, странствующими богомольцами, и т. п.
Тема дороги в лирике поэта, как правило, связана с темой природы. В некоторых стихотворениях появляется мотив дороги-судьбы.
Лирика Сергея Есенина, вобравшая в себя глубокое и многогранное «я» поэта, дает возможность увидеть и прочувствовать многоплановость образов дороги, пути и странничества. Мотив пути и странничества является, по нашему мнению, одним из стержневых в лирике Есенина, скрепляющих все его творчество.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/analiz-stihotvoreniya-esenina-strannik-ubogiy/
- Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1 Стихотворения. Поэмы / Слово о поэте Ю. В. Бондарева; Сост. вступ. ст. и коммент. Ю. Л. Прокушева. — М.: Сов. Россия: Современник, 1992–480 с.
- Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю. Л. Прокушева. — М.: Сов. Россия: Современник, 1991–384 с.
- Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С. П. Кошечкина. — М.: Правда, 1988. — 608 с.
- Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. / Т. Б. Щепанская. — Москва: «Индрик», 2003. — 528 с.
Бог
Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.
Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы («схимник-ветер… целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «дня закатного жертва искупила весь грех»).
Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.
Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в Октябрьскую революцию и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, «град Инонию, где живет божество живых». Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя «смиренным иноком», молящимся на копны и стада.
Периодизация творчества поэта
Что касается этапов творчества Есенина, то здесь существует несколько различных вариантов периодизации жизни и творчества русского поэта. Одной из общепринятых точек зрения является концепция Б. Розенфельда, согласно которой вся жизнь поэта может быть условно поделена на пять периодов:
- Первая фаза длится с 1914 по 1919 год. Это дореволюционный этап в его творчестве. К данной ступени относятся поэтические сборники «Радуница», «Голубень». Тема любви в творчестве Есенина практически не возникает на этом этапе. Однако уже появляется показательное в этом отношении произведение 1916 года под названием «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем образ возлюбленной сливается с образом родной природы.
- Вторая и третья ступени (длятся с 1919 по 1922 год) отражают реакцию поэта на события революции. Второму этапу свойственно положительное восприятие перемен, третьему – отрицательное. К данному периоду относятся сборники «Преображение», «Триптих», пьеса «Пугачев».
- Четвертый этап длится с 1922 по 1923 год. Произведения на данном этапе относятся главным образом к узко-личной лирике. Главный сборник – «Москва кабацкая». Однако уже в эти годы творчества Есенина он становится «последним поэтом деревни», превращаясь в свидетеля «Руси уходящей».
- Заключительный этап длится с 1923 по 1925 год. Основной поэтический сборник – «Русь советская». В его произведениях отражается отношение Есенина к новой действительности в стране.
Человек
Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни («каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь покинет дом»).
Пушкин и С. Есенин – певцы русской природы
... активно продвигался и контролировался советскими властями как «народный» поэт. Сочинение на тему Пушкин и С. Есенин – певцы русской природы А. С. Пушкин и С. А. Есенин – певцы русской природы Конец XX ... поэта с памятником, но не слушателями. По словам современников и авторским заметкам глубокое понимание пушкинского творчества пришло к Есенину постепенно. В молодые годы он пишет, что «Влияния Пушкина ...
Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу «молодость — зрелость» («Отговорила роща золотая…»).
Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого («я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть»).
Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде «Бог — природа — человек». В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.
Природа
Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»).
Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.
Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).
Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.
Стихотворение Есенина «Береза»
Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки).
Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.
Значение Родины для поэта
В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена тем, что жизнь Есенина прошла на стыке двух эпох – Российской империи, которая уходила в прошлое, и появления нового государства, где старым порядкам не было места. Революционный переворот 1905 года, Первая мировая война, сложная гражданская война – все эти события без конца терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, ощущал весь трагизм этой ситуации и смог отразить его с помощью своего литературного таланта. Таким образом, тема Родины в творчестве Есенина стала одной из основных.
С. Есенин – певец родной природы
... человечность. Что же касается моего отношения к творчеству Есенина, то я с уверенностью могу сказать, что Сергей Есенин – истинный певец родной природы. Он настоящий патриот Родины с ее безграничными ... круг, окончен жизненный цикл – от зимы до осени. Белый цвет поэт соотносит с дорогими сердцу березами, стройными с густым убранством кроны, с неяркий, но изящный нарядом. ...
Почти в каждом своем произведении Есенин описывает красоту родной природы. Она прекрасна для поэта в любые времена, даже в эпоху трудностей, которые выпали на долю страны. Есенин любовался Родиной, однако его не покидала мысль о тех суровых страданиях, которые следовали за революцией. Поэтому произведения поэта можно по праву назвать патриотичными.
Общее настроение лирики
Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть «по гречневым просторам», а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем «все так же будет жить, плясать и плакать у забора». Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: «Грустная песня, ты — русская боль».
Особенности поэзии Есенина
Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.
Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие художественные образы в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами («вечер черные брови насопил», «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», «галочья стая на крыше служит вечерню звезде»).
Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.
Благодаря таким особенностям художественного мира поэта «деревянной Руси» его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики «Бог — природа — человек» в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: «Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек…»
Желание побывать в Персии
В сочинении по творчеству Есенина можно указать, что поэт шел несколько лет к своему обожаемому Востоку. Он верил в то, что одним из необходимых для поэтического мастерства компонентов является освоение древневосточной классической литературы. Зимние месяцы 1924-1925 годов Есенин провел в Батуми. Там он познакомился с учительницей по имени Шаганэ Тальян, которой посвятил несколько своих произведений. Например, стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» также вошло в цикл «Персидские мотивы». В сентябре 1924 года поэт выехал уже в четвертый раз на Кавказ, движимый желанием наконец навестить загадочную Персию. Однако эта мечта Есенина, к сожалению, так и не сбылась.
Есенин — поэт серебряного века
... за судьбу родной Руси — с крестьянскими избами, деревнями, лугами. Таким образом, Сергей Есенин — поэт серебряного века, который вобрал в своём творчестве разные новые литературные формы ... потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не любить?». С.А. Есенин — поэт XX века. Революционные события нашли той эпохи нашли отражение в творчестве Сергея Александровича. Например, стихотворения ...