РазверткаСлайд 3Общая характеристика
Иван Андреевич Чацкий; Софья Петровна; Фамусов; Мысли Чацкого о жизни в Москве; Отношение Фамусова к него; «Не в деньгах счастье, говорить не буду. В них свобода их, но не счастье.» Для характеристики Общества используется тот же план, что и для отдельного персонажа. Записываем план в тетради, оставляя место для темы. III. Погружение в текстЦель исследования: представить общество Чацкого и Фамусова, описать их особенности. Энциклопедисты предоставляют афоризмы для лучшего их понимания. IV. ОбсуждениеГруппа 1 читает материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.
Иван Андреевич Чацкий – молодой человек около двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл детство и юность. Он жаждет возобновить отношения со своей возлюбленной Софьей. Получив отличное образование за границей, Чацкий обладает литературными способностями и мог бы добиться успеха в государственной службе, но не видит в этом смысла. Он владеет имуществом, но не стремится к наживе, что вызывает у Фамусова недоумение. Вернувшись в Москву, Чацкий осознаёт, что он чужой в этом обществе, не соответствует московским стандартам. 2. Говорящие имена, отчества, фамилии; |
Исследование
В данном исследовании рассматривается персонаж Александра Андреевича Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Изучается происхождение его имени и отчества, а также анализируется символика его фамилии.
Происхождение имени и отчества
Имя Александр имеет греческое происхождение и переводится как «мужественная защита». Отчество Андреевич указывает на его родословную и происхождение из «мужественного, храброго» рода. Эти имена символизируют темперамент, мужество и способность отстаивать свои убеждения.
Фамилия Чацкого
Фамилия Чацкого указывает на его принадлежность к потомственным дворянам, принадлежащим к знатным и старинным родам, таким как Трубецкие, Волконские и Оболенские. Это подчеркивает его высокое социальное положение и связывает его с аристократическими семьями того времени.
Индивидуальность и темперамент
Чацкий проявляет свою индивидуальность и темперамент через свои афоризмы и цитаты, выражая свои мысли и убеждения. Он также высказывается о реалиях жизни и общественных проблемах в России, используя разнообразные фразы, которые отражают его эмоциональность и страстность.
2. Психологические особенности
Персонажи комедии «Горе от ума» обладают различными психологическими особенностями. Некоторые из них проявляют эгоистичные черты личности, такие как Фамусов, а другие, напротив, имеют более альтруистический характер, как, например, Софья. Исследование психологических портретов персонажей позволит выявить их мотивации и цели внутри текста комедии.
3. Социальное окружение
Персонажи «Горе от ума» взаимодействуют в определенном социальном окружении, которое оказывает влияние на их поведение и мировоззрение. Это социальное окружение оказывает давление на персонажей и влияет на их выборы, а также определяет их возможности для развития внутри общества.
4. Интеллектуальные способности
Интеллектуальные способности персонажей также играют важную роль в комедии «Горе от ума». Некоторые из них проявляют высокий уровень образования и умения анализировать, в то время как другие могут быть более поверхностными в своих суждениях и решениях. Изучение интеллектуальных способностей персонажей поможет понять их роль в комедии и их влияние на сюжет и развитие сюжетных линий.
Учебный план:
I. Введение
Цель урока – разобраться, изобразил ли А.С. Грибоедов трагедию московского общества и всей России в своей комедии «Горе от ума».
II. Анализ текста
Проведем анализ отрывков из комедии «Горе от ума».
1. Отрывок 1:
- Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
2. Отрывок 2:
- Забрать все книги бы, да сжечь!
3. Отрывок 3:
- Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
В данных отрывках можно заметить отношение персонажей к образованию и интеллектуальному развитию. Это может свидетельствовать о затруднениях московского общества в принятии новых знаний и изменений.
III. Понятие «трагедия»
Проведем обсуждение понятия «трагедия» и его соответствия данной комедии.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии
Фамилии персонажей являются символическими и отражают их характеры. Например, фамилия Фамусов происходит от слова «молва», что указывает на его склонность к распространению слухов и зависимость от них. Фамилия Репетилов указывает на его недостаток собственного мнения и склонность повторять чужие идеи. Фамилия Хлёстова указывает на ее жесткость и грубость. Таким образом, фамилии персонажей являются своеобразной характеристикой их негативных черт.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
В монологах и диалогах персонажей прямо выражается их отношение к окружающей действительности. Они негативно относятся к просвещению, пренебрегают достоинством других людей, восхваляют крепостное право и делят законы на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных. Также они имеют своеобразное отношение к любви и браку.
4. Афоризмы, цитаты
- «Монашеским известен поведеньем!»
- «Кто беден, тот тебе не пара!»
- «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой!»
- «Грех не беда, молва не хороша.»
- «Желал бы зятя он с звездами, да чинами.»
- «И золотой мешок, и метит в генералы.»
- «Сам толст, его артисты тощи.»
- «Что за тузы в Москве живут и умирают!»
- «И он сгибался в перегиб.»
- «Ну как не порадеть родному человечку!»
- «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь.»
IV. Эпизод инсценировки и скрытый смысл
Анализируем эпизод инсценировки и скрытый смысл использования слов «сквозняк и ветер».
Скрытый смысл: «сквозняк, ветер» – это новые идеи, изменения, которые вызывают страх и непонимание у персонажей. Они предпочитают оградить себя от этих перемен, что ведет к духоте и застою в их мире.
V. Актуальность комедии
Размышляем о том, почему комедия «Горе от ума» остается актуальной на настоящий момент.
Эта комедия обнажает нравы и отношение к окружающей действительности, которые можно встретить и в наше время. В настоящем обществе, где главным стремлением является нажива денег, звания и власти, а другие люди воспринимаются как простые средства достижения целей, изображенные в комедии персонажи продолжают существовать.
VI. Темы для сочинения
Предлагаем выбрать тему для написания сочинения-рассуждения на основе материалов урока.
- Чацкий – борец или жертва?
- Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем, используя материалы урока.