Любимые женщины Сергея Есенина (юность)

Научно - исследовательская работа

Целью

задач:

1) рассмотреть мотивы любовной лирики С.Есенина и выявить взаимосвязь его поэзии с образами конкретных женщин, находящихся рядом с поэтом в добрачный отрезок его жизни;

2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций;

3)кратко проследить жизненный путь женщин, ставших дорогими сердцу Есенина.

Методы исследования

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Адресаты любовной лирики С. Есенина

На данный момент по теме адресатов любовной лирики существует всего несколько статей в газетах и журналах. В основном о взаимоотношениях Есенина с женщинами писали историки и биографы.

Очень большой материал воспоминаний людей, окружавших поэта в тот или иной период его жизни и творчества.

Существуют высказывания-свидетельства современников, близко знавших поэта. «Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов… Женщины не играли в его жизни большой роли» (С. Городецкий).

[5 С.54] «С женщинами, говорил он, ему по-прежнему трудно было оставаться подолгу. Он разочаровывался постоянно и любил периоды, когда удавалось жить «без них»; но зато если чувственная волна со всеми её обманами захлёстывала его на время, то опять-таки по-старому – «без удержу». Обо всём этом говорил он попросту, по-мужицки и смеясь, но без грусти и беспокойства» (В. Чернявский).[12 №5 С. 20]

И в самих стихах Сергея Есенина мы можем прочитать: «В глупой страсти сердце жить не в силе», «И тебя любил я только, кстати, Заодно с другими на земле». И, наконец, как бы итоговое: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Я не отдам её в чужие руки, Ни матери, ни другу, ни жене…»

Глава 2. «Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда…»

(Анна Алексеевна Сардановская)

С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фольклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, например «Подражание песне»:

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

2 стр., 795 слов

Любовная лирика Есенина и Маяковского

... и с кем. Любовь у Есенина наполнена сильными, подчас совершенно противоположными эмоциями. Часто любовь приносит страдания, но эти мучительные чувства смягчаются лиризмом и любовью к родине. У Маяковского ... с ним, потому что … вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел ... Он горестно говорит о том, что ей стал не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж». ...

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

(приложение 2)

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

(приложение 4).

Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы отправили в Спас-Клепиковскую учительскую школу, а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком. В Смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. А там, где молодёжь, там, конечно же, влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры…

Дивное время полуотрочества, полуюности! Дивные долгие летние вечера, бесконечные, зимние ночи, когда кипение души, разговоры, притяжение-отталкивание, стыдливая и оттого ещё более горячая и неудержимая влюблённость. Анна Сардановская! Анна Сардановская! Её имя уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы. А тогда – захлёст чувств, радости и сомнения – и строчки, строчки, строчки… (Анне посвящено стихотворение «За горами, за жёлтыми далями». Другие не сохранились.).

И предчувствие будущего, и сладкая тяжесть призвания, и крепнущий зов судьбы – всё, всё слилось, сконцентрировалось в эти два слова — Анна Сардановская.

Экономка Смирновых, Марфуша, постоянно говорила: « Ох, кума! У нашей Анюты с Сережей роман. Уж она такая проказница, скрывать ничего не любит. «Пойду, – говорит, — замуж за Серёжку», и всё это у неё так хорошо выходит». [13 С.18]

Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Как считал сам Сергей – причиной послужила его дружба с лучшей подругой Анны Марией Бальзамовой. Но всё оказалось довольно просто – причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с учителем Олоновским. Со временем их знакомство перерастает в дружбу, которая выливается в более близкие отношения. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем.

25 марта 1916 года Есенин был призван в армию. Он ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Всё это находит своё отражение и преломление во многих стихах поэта. Он пишет «За горами, за жёлтыми долами…», посвящённое А. Сардановской:

За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озёр водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идёшь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

После операции аппендицита Есенин получает краткосрочный (16дней) отпуск. Видимо, тогда и произошло важное выяснение отношений. Возможно, Сардановская призналась, что собирается выйти замуж. Эта новость Есенину была неприятна. Но она же могла вызвать определённый приступ ревности, которая преобразила его чувства в удивительные поэтические строки:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда…

***

…И весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога…

***

…И вновь вернусь я в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зелёный вечер под окном

На рукаве своём повешусь…

Расстались они все же друзьями. В 1920 году Сардановская выходит замуж за Владимира Алексеевича. Их счастливый брак оказался недолгим. 8 апреля 1921 года при родах в возрасте 25 лет Анна умерла, родив двух детей, один из которых умирает вместе с ней при родах, а второго, Бориса – воспитывает отец. Анна Сардановская была похоронена на кладбище села Дединова вместе со своей матерью.

Сергей Есенин тяжело переживал смерть Анны Сардановской. Вот что вспоминает об этом писатель Иван Грузинов: «Есенин расстроен, усталый, пожелтевший, растрепанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты. «У меня была настоящая любовь к простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней, приходил тайком. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне, жалко. Она умерла, никого я так не любил. Больше я никого не люблю».[13, С.78]

Грузинов вспоминал, что Есенин никогда не лгал в своих стихах. Сегодня, когда стали известны письма Есенина к Сардановской, новые материалы, документы, воспоминания современников – эта истина становится более очевидной. Главным и бесспорным доказательством здесь остаются стихи и поэмы Есенина.

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Этими строками поэт завершает стихотворение, «Какая ночь! Я не могу…», написанное на излёте жизни 30 ноября 1925 года. Поэт с полным правом мог утверждать: «Я сердцем никогда не лгу». Всё, что рассказывал поэт о себе в своих стихах вплоть до мельчайших подробностей – правда [13, С.80].

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души…

[«Быть поэтом это значит то же…» 1925]

Глава 3. «Мы все в эти годы любили…»

(Лидия Ивановна Кашина)

(приложение 5).

(приложение 6-8).

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

В черновике данного стихотворения сохранилась такая строчка: «Прощай, моя невеста, до новых журавлей». Та, которой посвящалась эта строчка, не могла быть невестой Есенина. Но интонация, откровенность, невольно подталкивают к отождествлению лирического героя с самим автором, а трепетной берёзки – с вдохновившей поэта молодой женщиной [9].

Прогулкой с Кашиной на яр летом 1917 года навеяно стихотворение «Не напрасно дули ветры…»

Известный на всю Москву поэт вошёл в «дом с мезонином» по приглашению самой Лидии Кашиной – она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькина — служанка в доме Кашиной: «В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. «Будто на алтарь, какой вошёл», — вспоминала она.[12, С. 125] Есенин рассказал об этом в поэме иначе:

Был скромный такой мальчишка,

А нынче…

Поди ж ты…

Вот…

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придёт, —

  • как бы переговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он, сын простых крестьян, всегда воспринимал барышню как «нечто из иных миров…».

Судьба Кашиной была печальней и трагичней, чем у героини поэмы. Крестьяне села Константиново действительно хотели сжечь усадьбу. Это произошло бы, если б не вмешательство Есенина. «Растащите, разломайте всё. И никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!» — выступал он на собрании колхоза с речью. [7 С.41]Через год там открыли медпункт, а затем там жили учителя, преподававшие в окрестных школах (В 1917 году Кашины уехали из усадьбы).

Кашина, в отличие от Снегиной, не была вдовой. Её муж, сельский учитель Николай Кашин, стал исследователем творчества Александра Островского, одним из первых советских профессоров.

В 1919 году Лидия Ивановна нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году её взяли на работу в издательство газеты «Труд». В течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а затем литературного редактора. В эти годы Есенин нашёл Кашину в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих — веселые, по-дружески открытые лица.

В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались «органы». В 1936 году последовал арест профессора, а в 1937 — арест Лидии Ивановны Кашиной. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака…

Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве. «Кашины иногда приезжают в наши края, — рассказывают жители Константинова, — одну из правнучек зовут Аней, и она напоминает ту девушку в белой накидке… А еще больше она напоминает самого Сергея Александровича. Беленькая, кудрявая, веселая…» [10 С.56]

(приложение 9).

Глава 4. «Девушка в белой накидке…»

(О трех прототипах Анны Снегиной)

(приложение 10).

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далёкие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Кто же она, «девушка в белой накидке», первая любовь поэта? Есениноведы дружно отвечают — Л.Кашина. Да, Есенин мог любоваться ею, когда она в зеленой амазонке скакала на коне, может быть, даже романтически вздыхал о ней. Но могла ли помещица Л.Кашина, замужняя женщина, мать двоих детей, стоять у деревенской калитки с безвестным пятнадцатилетним пареньком? И мог ли впоследствии Есенин такую женщину называть «девушкой», «девчонкой»? Думаем, что в это время юный поэт встречался у калитки совсем с другой — с Анной Сардановской. По отношению к ней слова «девушка», «девчонка» вполне уместны.

Но самые удивительные ассоциации имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине не только фамилию и сюжет, но и привела за собой других героев. Эта женщина – писательница, автор нескольких книг — Ольга Павловна Сно, которая подписывала свои произведения: «О. П. Снегина, Ольга Снегина, О. Снегина, Снежинка, О. С.».

Знакомство Есенина со Снегиной состоялось в апреле 1915 года в её литературном салоне, куда поэта привёл его друг М. П. Мурашов, автор нескольких очерков для журналов, где Снегина состояла в редколлегии. К тому времени писательница была известна в широких литературных кругах. Гостями её были: Ф. Шаляпин, И. Е. Репин, Л. Андреев, С. Чёрный. Часто она встречалась с И. С. Буниным. Кроме того, Есенин и Снегина встречались под одной обложкой в журнале «Голос жизни». Для Есенина эта публикация была особенно дорога и памятна как первая крупная подборка его стихов в петербургском журнале с первой рецензией, сопроводительной статьёй Зинаиды Гиппиус. А рядом напечатан рассказ Снегиной «Тени теней».

Первая любовь, первые встречи в петербургской печати, первая оценка критики. Всё соединилось в одном образе!..[14, С.14]

Псевдоним «Снегина» — перевод фамилии мужа-англичанина, литератора Е. Э. Сноу (что в переводе — снег (Snow).

Не случайно Анна Снегина эмигрирует в Англию.

Пленительный образ главной героини поэмы «Анна Снегина» постоянно представал в новых неожиданных гранях, и за каждой угадывалось живое лицо – три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Образ девушки в белой накидке и образ надменной помещицы Снегиной, который символизирует печальную тайну, преступную страсть женщины, брошенной, как выпитая бутылка, а так же той Анны Снегиной, которая в эмиграции вспоминает о родине и о необузданной первой любви, не совпадают и живут как бы отдельной жизнью.

Выводы:

Тема любви является одной из центральных тем в творчестве С. А. Есенина.

У многих стихотворений, посвященных теме любви, есть свои прототипы. Именно они вдохновляли поэта на создание поэтических шедевров.

Встречи с женщинами, их любовь к поэту и его любовь к ним нашли своё отражение в творчестве поэта.

Любовная лирика Есенина именно потому и волнует нас до сих пор, что она посвящена определенным женщинам.

III. Заключение

(приложение 11).

Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам, с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию.

Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей.

Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи, посвященные любимым женщинам – это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины, с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому-то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом-то и заключается его трагедия.

Стихи поэта мелодичны, поэтому многие из них стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Интерес к поэзии Есенина, к его любовной лирике не угасает. Читая стихи о любви, мы становимся духовно богаче, учимся бережнее относиться к этому святому чувству. В ходе исследования были достигнуты цели и решены задачи. Гипотеза, которая была приведена выше, подтвердилась.

IV. Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/esenin-i-anna-sardanovskaya/

Автобиографии. Есенин С. А. Собр. сочинений в 5 тт. том 5 – М.: 1968 С. 7-26

Базанов о Есенине. Русская литература: 1974, №4 С. 19-35

Березарк И. Штрихи и встречи – Л.: 1928 С. 41 – 52

Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника, ч 1. «Советская Россия », М., 1969, стр. 169 -170

Воспоминания о Сергее Есенине – М.: 1965

Друзин В. Вблизи и на расстоянии – М.: 1974 С. 9 – 34.

Есенин С. Воспоминания родных – М.: 1985

Есенина А. А. Родное и близкое. Воспоминания. – М.: Сов. Россия 1968.

Есенин С.А. в воспоминаниях современников. – в 2томах. Вступит. статья сост. Козловский А.А.. – М.: Худ. литер., 1987

Есенин и современность (сборн. под ред. М. Базанова ) – М.: Современник, 1975

Есенинская тетрадь. Наш современник: 1990 №10 С. 154-181

Коробов В. Шесть женщин С.Есенина. – Москвичка: 1998, №5-10

Прокушев Ю. Л. Юность Есенина – М.: Московский рабочий 1963.

Шубникова-Гусева А. «Мы все в это время любили»: О трёх прототипах Анны Снегиной. Труд: 1997, 4 октября

13