Паспорт проекта
«Развитие творческого потенциала дошкольников »
Название |
«Мир театра» |
Разработчик |
Шаломеева Е.А. |
Тип проекта |
Информационно – творческий, групповой |
Участники проекта |
Дети средней группы, воспитатель группы, родители воспитанников, специалисты ДОУ |
Название ОУ |
МБДОУ ДС «Журавлик» |
Вид проекта |
Долгосрочный |
Цель проекта |
— влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста; -формирование у дошкольников психической базы развития; -формирование эстетической основы мировосприятия; -формирование творческой личности; -развитие речи и коммуникативных навыков -креативность. |
Задачи проекта |
— Познакомить дошкольников с основными видами творческой деятельности ; — Развивать эмоциональную отзывчивость , развитие воображения и творческих способностей ,формировать основы эстетического восприятия; -Способствовать развитию познавательной и творческой активности активизировать самостоятельный творческий поиск; -Коммуникативные способности; -Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: ИЗО, музыкой, художественной литературой, конструированием. |
Гипотеза |
Если в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческого потенциала использовать театрализованную деятельность, то формирование психологических способностей произойдет быстрее и эффективнее . Психологические способности:память, восприятие, внимание, мышление, речь, представление, воображение, ощущение, чувствительность. |
Ожидаемый результат |
-Заинтерисовать детей темой театра; -Проявление познавательной активности; -Расширение словарного запаса дошкольников; -Повышение эмоционального окрас, выразительности речи; -Формирование эстетического вкуса. |
Сроки реализации в месяцах |
Сентябрь 2015-май 2016 |
Реализация проекта |
-Совместная деятельность с детьми; -Взаимодействие с родителями. |
2.Пояснительная записка
2.1. Обоснование выбора темы
В современной России на данном этапе складывается сложная экономическая атмосфера. Новые рыночные отношения поставили перед ДОУ задачу : развитие творческого потенциала дошкольников и вооружить детей такими знаниями, чтобы они могли занять достойное место в социуме и приносить ему максимальную пользу. Важнейшим направлением решения этой проблемы является повышение качества общеобразовательной подготовки детей.
В Концепции развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р).
Необходимость её создания обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Проектная программа разработана в соответствии с :
-Международно-правовыми актами:
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
Конвенцией о правах ребенка;
Декларацией прав ребенка.
-Законами РФ:
Конституцией РФ;
Семейным кодексом РФ;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Законом «Об образовании».
— Документами правительства РФ:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
«О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.;
«Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года).
-Документами Федеральных служб:
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91 )
-С нормативно-правовыми документами Минобразования РФ:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)
«Временные (примерные) требования к содержанию методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» (приложение к приказу от 22.08.1996 г. №448)
«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения « (инструктивно-методическое письмо от 14.03.2000 № 65/23-16)
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (письмо от 09.08.2000 г. № 237/23-16;
«О порядке проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» (письмо от 17.01.1999 г. «№ 70/23-16);
«О статусе образовательных учреждений» (письмо от 08.06.1998 г. № 30);
«О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (инструктивно-методическое письмо от 24.03.1995 г. №42/19-15).
Учреждение работает по комплексной программе «Детство» в соответствии с ФГОС.В программе уделяется особое внимания развитию творческого потенциалу дошкольников. Форма образовательной деятельности в режимных моментах «Театрализованные игры» основной упор делается на всех сферах развития дошкольников и проводятся 2 раза в неделю в соответствие с возрастными особенностями детей. В программе используются: Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами. Игровые импровизации и театрализация Режиссерские игры и игра-фантазирование. Сюжетно-ролевые игры.
В соответствии с Законом «Об образовании», Типовым приложением и Уставом ДОУ, с учетом положения Конвенции ООН о правах ребенка и базисной программы развития ребенка – дошкольника педагогический коллектив основной целью своей работы видит создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития и самореализации личности всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа с детьми:
Работа по повышению эффективности театральной деятельности среды группы и насыщения специализированным оборудованием и развивающими пособиями..
Систематический мониторинг усвоения воспитанниками групп проектных задач с целью дальнейшего усовершенствования проекта .
Тщательный отбор содержания, методов и приемов работы с воспитанниками с учетом индивидуальных особенностей и непременным соблюдением прогрессивных дидактических принципов в театрализованной деятельность.
Работа с родителями:
Работа по повышению информативности театрализованной деятельности пространства группового помещения детского сада посредством оформления тематических и познавательных выставок и стендов наглядного педагогического промоушна.
Систематический анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей воспитанников группы; анализ удовлетворенности родителей качеством воспитательно-образовательной работы
Отбор содержания и методов работы с родителями по повышению уровня психолого-педагогической культуры семей; создание условий для максимального привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательной и театрализованной деятельности.
3 Аннотация
3.1 Актуальность
Актуальность данной темы заключается в том, что в соответствии с Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Опубликован 25 ноября 2013 г.
Вступает в силу 17 октября 2013 г.
Регистрационный N 30384
В системе образования все учреждения переходят на ФГОС ДО один из основных принципов отражён в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей 4-5 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности ,в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.»
Театрализованная деятельность в ДС- это прекрасная возможность раскрытие творческого потенциала дошкольников, воспитание творческой направленной личности.
Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка . Проект направлен на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Предполагается развитие интересов детей, любознательности, становление сознания; развитие воображения и творческой активности(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Принимая участие в театральной деятельности, дети попадают в мир выдумки и фантазии , а это свойственно детям.
Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Активно развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет.
С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. В этом возрасте главный, ведущий вид деятельности игра.. Именно в игре у дошкольников идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями»
— настоящей, в которой они дети;
-фантазийной, в которой они герои произведений или фантазийные герои.
Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше.
Возрастная особенность детей 4-5 лет является способность отделять фантазии от реальности, и применение понятия в речи слов «понарошку» и «как будто».
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатель ДОУ может создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка в сфере театральной деятельности.
3.2 Цель проекта
Основной целью проекта является возможность для наиболее эффективного развития творческого потенциала дошкольников , которое должно быть направлено на формирование : психической базы развития, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование эстетической основы мировосприятия, креативность.
Достижение названной цели проекта возможно через постепенное решение задач, которые позволяют дошкольникам совершенствоваться с точки зрения получения и развития творческих способностей в системе дошкольного образования. Также делать упор на развитие компетентностей педагогов. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ограниченные возможности здоровья и национальную идентичность. В данном проекте предлагается распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно развить творческий потенциал, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста.
3.3 Задачи проекта
— Познакомить дошкольников с основными видами творческой деятельности ;
— Развивать эмоциональную отзывчивость , развитие воображения и творческих способностей ,формировать основы эстетического восприятия;
-Способствовать развитию познавательной и творческой активности , активизировать самостоятельный творческий поиск ;
-Провести исследовательскую работу, подтверждающую влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
— Изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
3.4 Гипотеза
Театрализованная деятельность позволяем духовно обогатиться, и возвысится, учит различать добро и зло; сопереживать героям; воспитывает, через игру на сцене; влияет на сознание и эмоциональное состояние человека. Искусство, которое задействует и обостряет сразу несколько органов чувств.
В процессе просмотра или участия в театрализованном действе, остаются только яркие воспоминания, легкость и радость. Ученые доказали, что театр является настоящим антидепрессантом, забываешь на миг, про все свои неудачи и обиды, а в душе рождается позитивные эмоции. С помощью театральной игры, дети лучше начинают понимать окружающий мир, со всеми его правилами и законами .
Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям(коммуникация) с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления .
Если в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование психологических способностей произойдет быстрее и эффективнее.
3.5 Ожидаемый результат
Эмоции. Понимание и различение ярко выраженных эмоциональных состояний,их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие), связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу.
Освоение способов проявления сочувствия, отзывчивости на эмоциональное состояние детей и взрослых. Отражение эмоций в имитационных играх, театрализации, этюдах.
Взаимоотношения и сотрудничество. Представления о правилах
согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой игре, продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог, использовать приемы справедливого распределения ролей и материалов (считалки, жребий), проявлять внимание к действиям партнеров, пояснять для других свои намерения и действия.
Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Освоение
правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду. Быть неравнодушным к окружающему миру.
В реализации проекта примут непосредственное участие родители воспитанников группы. С родителями будет проведён дидактический урок на тему «Театр», где будут даны практические советы:
-Беседы с детьми;
-Чтение стихов, загадок, художественной литературы;
-Рассматривание иллюстраций;
-Совместное резюмированние прочитанного произведения;
-Совместное детско – родительское творчество, «занятие в 4 руки»;
-Театр дома.
4. Описание проекта.
4.1. Проблема
Архаичность общества-это основная проблема нашего времени. Дети –это будущее становление нашей державы. Многое в этом становление зависит от родителей и педагогов .
В нашем городе нет театра . Поверхностные знания родителей о театральных помостах . Вакуум в информации о театральной культуре.
Проблема нашего общества, что дети проводят бесконтрольное время перед телевизором, и поглощают как «губки» не нужную информацию. Учёными уже доказано пагубное влияние на психологическое развитие детей при просмотре TV.Мало того у детей происходит иволюция воображения.
Воображение играет в психической жизни дошкольника исключительно важную роль. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Недоказанной остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
4.2 Участники проекта
В реализации проекта примут участие воспитанники средней группы(4-5 лет).
Особенности развитие возрастной группы 4-5 лет:
Физические:
— Улучшение координации.
-Активное развитие моторики.
-Повышается выносливость(дозировать нагрузки .рост мышц быстрый, но не равномерный).
Психические:
-Продолжают быстро развиваться психические процессы : память, восприятие, внимание, мышление, речь, представление, воображение, ощущение, чувствительность.
— Особенность становление более сознательными, развитие волевых качеств.
-Тип мышления наглядно – образный.
-Продолжает увеличиваться объём памяти.
— Повышение устойчивости внимания.
-Осознание гендерных особенностей.
Игровая деятельность:
— Игровая деятельность основная, более усложняется.
-Появление ролевых игр.
-Предпочтение в игре к однополым сверстникам.
Творческие способности:
-Большой интерес к творческому развитию.
-Становление ИЗО деятельности.
-Сочинение небольшой сказки, истории.
-Понимание рифмы, умение пользоваться.
-Заучивание небольших стихов.
-Яркая фантазия, богатое воображение.
Развитие речи:
-Улучшение дикции.
-Словарный запас до 2000 слов и более.
-Четкое выражение мысли.
-Способность к описательным характеристикам.
-Способен пересказать художественный текст.
-Развитие связанной речи.
Общение:
-Активное взаимодействие со сверстниками.
-Появляется понятие «Лидер».
-Общение со взрослыми приобретает авторитарный характер. Взрослые- источник знаний.
-Потребность в поощрении. Часто обижаются.
Эмоциональные особенности:
-Сопереживание, понятие душевного состояния.
-Чувствительные, ранимые.
-Появление страхов.
4.3 Обеспечение проекта
Кадровое |
Должность:студентка-практиканта; Шаломеева Елена Анатольевна; Студентка 1 курса. |
Нормативно правовое |
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -ФГОС ДО на период с 2016-2018 г. |
Финансовое обеспечение |
В новой концепции развития образования предлагается использовать различные источники финансирования ДО. Большую часть расходов должен взять на себя федеральный бюджет. Участие в финансовом обеспечении примут муниципальные и внебюджетные организации, спонсорская помощь, благотворительная. |
Информационное обеспечение |
Организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта(презентация) |
Материально техническое обеспечение |
-Технические и методические средства обучения; -Оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками; |
4.4 Этапы и сроки реализации проекта
1 этап- организационный |
-Формирование проблемы и цели проекта; -Прогнозирование результатов; -Подбор методического материала, фонотеки, декораций, костюмов, атрибутов. Разработка планирования работы над сказкой, разработка интегрированных занятий; — Разработка диагностического аппарата для отслеживания уровней эмоционально-ценностного творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования. |
2 этап-реализационный |
Внедрение различных форм работы по теме «Мир театра »в образовательное пространство средней группы. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. |
3 этап-обобщающий |
Заключительная оценка уровня форсированности эмоционально-ценностного отношения к театральной деятельности и творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей театрально образовательной деятельности в ходе реализации проекта. Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Мир театра» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
4.5 Апробация и распространение опыта
Целью проекта, разработанного Шаломеевой Е.А., стала апробация модели театрализованной деятельности « Мир театра» в ДОУ. Была научно и практическая обоснованность проекта функционирования в ДОУ средней группы. Проект способствует решению проблемы увеличения охвата детей дошкольным образованием, особенно в сельской местности.
Апробация показала, что разработанная и реализуемая в ДОУ и условия её реализации соответствуют требованиям действующих нормативных правовых документов. Мониторинг индивидуального развития детей средней группы ДОУ(тесты) показал, что степень ожидаемых результатов проекта в процессе освоения детей средней группы на высоком уровне. Мониторинг овладевший необходимыми умениями и навыками(отчётный спектакль с родителями и детьми) показал высокий уровень по всем показателям поставленных задачь проекта. Диагностика в целях оценки психологического развития детей, овладение ими основными театрализованной деятельности показали уровень развития психологических качеств соответствует норме. Уровень удовлетворенности родителей качеством деятельности проекта «Мир театра» ДОУ – высокий.
Заключение
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что театрализованная деятельность обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала дошкольников.
В образовательной деятельности ДОУ особенно важно обеспечить положительными эмоциями в образовательной работе с детьми, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от совместной работы со сверстниками и воспитателями, родителями.
Анализ результатов апробации театрализованной деятельности в средней группе ДОУ позволяет утверждать об эффективности и перспективности его использования в дальнейшем и в других ДУ.
Исходя из вышеизложенного, сделан вывод о том, что театрализованная деятельность обучения — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и воспитательной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, естественным образом запускает механизм саморазвития. В данном проекте главным является не только сообщение определенных результатов полученных знаний дошкольников, но и развитие у них эмоциональной отзывчивости , развитие воображения и творческих способностей ,формировать основы эстетического восприятия, познавательной и творческой активности , активизировать самостоятельный творческий поиск, коммуникативные способности, развитие всех видов творческой деятельности.
В дальнейшем проект получит своё продолжение по выбранной теме и будет усовершенствоваться.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovoy/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-v-teatralizovannoy-deyatelnosti/
1) Акулова О. В.,. Бабаева Т. И, Березина Т. А., Вербенец А. М., А. Г.
Гогоберидзе, Грядкина Т. С., Деркунская В. А., Ивченко Т. А.,Никонова Н. О,.Ничипоренко Л. К, Новицкая, З. А. Михайлова, Полякова М. Н., Римашевская Л. С., Солнцева, О. Н. Сомкова, Яфизова Р. И.. «Детство» примерная образовательная программа ДО
— «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014Спб.
2) Гиппенрейтер Ю. Б., Спиридонова В.А., Фаликман М. В., Петухова В. В.. Психология мышления: Учебное пособие: АСТ 2008-686 с;
3) Гилфорд Д. . «Психология мышления», под редакцией А.М.Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – 534 с;
4) Жукова Р.А.: Театрализованная деятельность. Занимательные материалы.:корифей 2009-112с.;
5) Родина М. И., А. И. Буренина .Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD).: Музыкальная палитра,2008.-112с;
6) Туник E.E. Модифицированные креативные тесты Вильямса.РЕЧЬ Санкт-Петербург 2003
7) Концепция модернизации российского образования на период до 2018. // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы http://www.edu.ru ;
8) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) http://минобрнауки.рф/documents/1450 ;
9) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» u
5. Приложения