Введение
Введение
Данная работа посвящена роли музыки в нравственном становлении и воспитании личности. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку проблема нравственного воспитания сегодня стоит особенно остро перед современными педагогами в связи с кризисными явлениями в духовной жизни современного общества. Ранние занятия музыкой помогают становлению личности, развивают эстетический вкус, делают натуру более восприимчивой к прекрасному. Музыка – это особый и прекрасный мир, который возможно познавать бесконечно, настолько он многогранен. Именно поэтому музыкальные занятия – это незаменимое средство духовно-нравственного воспитания личности. Музыка является важнейшей частью общественной жизни, и выполняет множество важнейших функций. Можно отметить, что музыка, её сущность и сод ержание привлекали внимание философов, начиная с самых ранних эпох. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что музыка совершенствует личность, помогает в воспитании эстетического вкуса, развивает эмоциональность, способствует становлению коммуникативных навыков, аналитических и творческих способностей.
Велика роль музыки в духовно-нравственном воспитании. Духовно-нравственное воспитание предполагает наличие мировоззренческого развития личности, обязательно включающего процесс освоения духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоения этого мировоззрения (как возможного итога) и выработки соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры. Как результат духовно-нравственного воспитания следует рассматривать формирование определенного образа жизни человеческой личности. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может носить только вариативный и добровольный характер.
Следует сказать о существовании и другой трактовки духовно-нравственного воспитания, согласно которой оно не дифференцируется по мировоззренческому признаку, понимается как воспитание духовности, нравственности в некоем общем положительном смысле, здесь отсутствует четкое указание на наличие определенного мировоззрения и системы морали.
Итак, духовно-нравственное воспитание способствует формированию нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих общественным нормам. Нравственное воспитание основано на общечеловеческих ценностях, непреходящих моральных нормах, выработанных людьми в процессе исторического общественного развития, новых принципах и нормах, которые возникли на современном этапе развития общества.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...
... нравственного воспитания Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. ... здоровье детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня представляет собой первостепенную задачу современной образовательной системы и является важным компонентом социального заказа для образования.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании подлинного духовного человека, способного к взвешиванию и иерархизации всех больших и малых альтернатив, совершению сознательного выбора вне зависимости от специфики внешнего влияния и обстоятельств. Иначе говоря, это воспитание направлено на формирование правильной системы ценностей.
Данная проблема изучалась многими специалистами, педагогами. В частности, следует выделить Л. Посоховой, Т. Богатовой, А. Гогоберидзе и других.
Всеми без исключения авторами отмечается, что музыка, музыкальное воспитание – это необходимый компонент образовательной деятельности детей разных возрастов. Возможности музыкального воспитания для достижения дидактических целей, нравственного воспитания являются практически безграничными. Кроме того, музыкальное воспитание представлено многочисленными и, по сути, универсальными методами.
Главная цель работы – рассмотреть роль музыки в нравственном становлении личности.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать историко-теоретические аспекты проблемы влияния музыки на нравственное становление личности.
2. Дать определение понятия духовно-нравственного воспитания.
3. Рассмотреть и описать эффективные методики музыкального воспитания для развития нравственной культуры детей различного возраста – от дошкольного до подросткового.
4. Сделать выводы по исследованию.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- аналитический;
- метод синтеза;
- метод систематизации.
Объект исследования – музыкальное воспитание.
Предмет исследования – музыка как средство духовно-нравственного воспитания.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования.
Первая глава носит теоретический характер, она посвящена историко-теоретическим аспектам влияния музыки на нравственное становление личности.
Во второй главе предложены рекомендации по музыкальным занятиям с детьми разных возрастов с целью использования возможностей музыки для духовно-нравственного воспитания личности.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Фрагмент работы для ознакомления
Процесс обучения музыке требует, чтобы дети проявляли большую активность и умственное напряжение. Ребёнок учится сравнивать свое исполнение с другими, прислушиваться к исполняемой мелодии, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. А значит, развиваются его эстетические возможности, музыкальный слух и вкус. Нельзя не сказать о благотворном влиянии музыки, в частности, пения на детский организм, на такие аспекты, как развитие речи, углубление дыхания, укрепление голосового аппарата. Об этом мы поговорим подробнее чуть позже. Также, в процессе обучения музыке, особенно активно осуществляется развитие музыкальных способностей детей, а именно, речь идет об эмоциональной отзывчивости, музыкальном слухе и чувстве ритма.Художественно – педагогическое значение музыки состоит в том, чтобы помочь детям в правильном понимании эстетического содержания музыкальных образов, овладении необходимыми навыками, проявлении своих чувств посредством естественного и непринужденного исполнения. Например, в процессе исполнения нужно научить ребенка сделать акцент на ласке, нежности, заботливости, нужно показать ребенку, что такая песня способна успокаивать, что она помогает засыпать, а значит, она должна исполняться тихо, напевно, медленно, равномерно, постепенно затихать.
Слушание музыки в детском саду как основной путь развития эмоциональной ...
... музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе. 1.2 Роль слушанья музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В ... к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь ...
А вот если мы говорим о марше, то здесь требуется настроение жизнерадостности, устремленности, бодрости. Марш должен исполняться звонко, четко, в умеренно-быстром темпе. В процессе обучения ребенок учится различать разные музыкальные жанры, понимать их назначение и специфику, что также способствует становлению эстетического чувства. Таким образом, музыку можно рассматривать в качестве основного средства эстетического воспитания в детском саду, поскольку музыка является близким искусством, доступным для детей. К. Ушинский отмечал, что для дошкольников очень важно петь с самого раннего возраста, так как «…в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство». Обучение детей пению, таким образом, представляет собой важнейшую задачу музыкального руководителя детского сада. И данная задача требует того, чтобы педагог обладал высоким профессионализмом. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на том, чтобы ставить яркие, зрелищные номера, разучивать современные песни, которые будут согласоваться со сценарием, однако эстетические и физические возможности и потребности ребенка при этом мало учитываются.
Эта проблема является еще и крайне актуальной по той причине, что необходимо искать новые пути эстетического воспитания ребенка в детском саду, а пение как раз выступает в качестве самого доступного, активного вида музыкальной деятельности. Важно также отметить, что занятия музыкой помогают объединять детей, создавать условия для эмоционального музыкального общения. Музыку органично можно включать в игровую деятельность, усиливать ее эффективность, углублять представления об окружающей действительности, активизировать познавательное и эстетическое развитие, в том числе и посредством расширения музыкального кругозора. Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности, а также в целом повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания. Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть многие детские психологические проблемы, такие как излишняя застенчивость, скованность. Наконец, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Важно отметить, что в процессе игры на том или ином музыкальном инструменте мы получаем возможность творческого самовыражения, ведь в игре ярко проявляются индивидуальные черты исполнителя. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей. Как справедливо отмечает Н. Кононова, обучаясь игре на инструменте, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У детей также улучшается качество пения и музыкально-ритмических движений. В целом, игра на музыкальных инструментах является прекрасным средством не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Наконец, отметим, что человек, начиная с самого раннего возраста должен развиваться комплексно, целостно. Музыка и музыкальные впечатления, полученные в процессе игры на музыкальных инструментах, помогают включиться в культурный процесс. Как справедливо отмечает А.Г. Гогоберидзе, культура есть среда целостного развития ребёнка, а музыка является значимой частью культуры. Кроме того, музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на человека. Действительно, когда мы не очень хорошо себя чувствуем, бывает так, что именно музыка приходит нам на помощь, она появляется как свет, как некая истина, после обретения которой нам становится значительно легче. На востоке справедливо полагали, что «все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку… Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». Ещё в древности люди оценили не только эстетические достоинства музыки, но и её целебные свойства. К музыкотерапии прибегали врачи времён Гиппократа, древнеегипетские и средневековые целители. Было замечено, что музыка способна избавить от хандры, веселить сердце и душу, благотворно влиять на весь человеческий организм, настраивая его как тонкий инструмент на нужный лад. Подобное воздействие объяснялось тем, что музыка обращена непосредственно к чуткому и восприимчивому миру человеческих чувств и эмоций. Думаю, что каждый из нас сталкивался с подобным действием музыки. В античные времена музыка была лишена самостоятельности и являлась только составляющей театрального действия, ритуального обряда или пышного празднества. Впоследствии стали выделяться отдельные музыкальные жанры, то есть музыка начинала свой самостоятельный путь. Важно отметить, что во все времена музыка существовала и существует в разных этапах её роль была более или менее значительной, но всегда её присутствие в общественной жизни ощущалось.На протяжении всей истории культуры музыка совмещает различные функции. Известно, что в культуре античного мира музыка занимала большое место. Недаром Аристотель писал следующее: «Музыка должна иметь полезное применение не ради одной цели, а ради нескольких: 1).
Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста
... музыкой в процессе музыкального восприятия. Цель исследования: обосновать необходимость организации игры, как формы музыкально-творческой деятельности младших школьников и как средства развития их музыкальных представлений. Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей ...
ради воспитания; 2).
ради очищения… 3).
ради интеллектуального развлечения». Развитие общественных отношений в целом усложнило отношения искусства и человека с обществом. Роль музыки и искусства в формировании духовного мира людей значительно возросла. В связи с тем, что жизнь общества становилась всё более и более многообразной и многоаспектной, музыка различных жанров приобрела особое значение, соответственно, можно говорить об организующей роли музыки, её способности к упорядочению и организации быта в самых разных его проявлениях. В целом, важно отметить, что музыка испытывает воздействие изменившихся условий её существования в обществе. Как отмечает Ю.Н. Бычков, «музыкальное искусство постоянно питается жизненными соками, реагирует на общественные процессы, отражает и оценивает жизненные явления своими специфическими средствами». Не говоря уже о произведениях композиторов реалистического направления (оперы М. Мусоргского, симфонии П. Чайковского), о творчестве композиторов, сознательно откликавшихся на общественно-исторические процессы (Л. Бетховен и французская буржуазная революция), даже такие своеобразные художественные явления как музыка французских клавесинистов или произведения А. Веберна были порождены определенными сторонами современной им общественной жизни, психологией тех или иных общественных слоев. Конечно же, функции музыки очень многообразны. Знаменитый писатель Ромен Роллан справедливо отмечал следующее: «Музыка, это интимное искусство, может быть также и искусством общественным; она может быть плодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть также порождением радости и даже легкомыслия. Она приспосабливается к характеру всех времён и народов… Один называет её движущейся архитектурой, другой – поэтической психологией; один видит в ней искусство чисто пластическое и формальное, другой – искусство непосредственного этического воздействия… Это песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие».Итак, выделим основные функции музыки в жизни общества. Данной проблемой занимались многие исследователи. Чешский исследователь Й. Кресанек в труде «Социальная функция музыки» называет шесть функций музыки: целеустремлённость, монументальность, культурное развлечение, субъективное выражение, программность и новаторство. В то же время функция целеустремлённости, по мнению Й. Кресанека, делится на функции: магическую, интерпретационную, этически-воспитательную и прикладную. А.С. Клюев отмечает: если говорить о проявлении рассматриваемой – совершенствующей – функции музыки в обществе, прежде всего вследствие воздействия музыки на отдельного человека, то здесь она «распадается» на две основные функции: 1) гармонично-развивающую и 2) сопутствующую (комитантную).
Специфика музыкального воспитания дошкольников
... развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально ...
Гармонично-развивающая функция музыки связана с использованием музыкального искусства как средства всестороннего – телесно-душевно-духовного воспитания человека (в этом смысле данная функция включает в себя все те функции искусства вообще и музыки в частности… В этом своём качестве музыка издавна использовалась в практике воспитательной работы. Кроме того, А. Клюев подчёркивает, что наиболее важной в общественной жизни является совершенствующая функция музыки, то есть музыка облагораживает действительность и делает каждого из нас хотя бы немного лучше. Музыка, тесно связанная с такими категориями, как красота, эстетика, развивает и совершенствует общество, людей и весь мир в целом. Достаточно сложным и дискуссионным является вопрос о развлекательной функции музыки. 20 век подарил нам множество разнообразных музыкальных жанров лёгкой музыки: головокружительные джазовые композиции, зажигательные ритмы латиноамериканской музыки, которая завоевала весь мир, тонкие и лиричные мелодии знаменитых бродвейских мюзиклов – и это ещё далеко не всё, что слушали и продолжают слушать и сейчас люди всего мира во время досуга. В нашей стране творили поистине выдающиеся музыканты: Дунаевский, Т. Хренников, В. Соловьёв-Седой, Р. Паулс, А. Пахмутова и многие другие. Развлекательная функция музыки тесно связана с эстетической. Действительно, слушая музыку, мы получаем эстетическое наслаждение, удовольствие, то есть мы развлекаемся. Музыка является неотъемлемой частью досуговых и развлекательных мероприятий различного уровня и рассчитанных на разнообразную аудиторию: массовые празднества, театральные действа, да и просто развлекательные мероприятия в клубах невозможно себе представить без музыки.Глава 2.Практические аспекты применения возможностей музыки для нравственного становления личности ребенкаНачинать музыкальное воспитание следует с самого раннего возраста, а именно, с дошкольного. В дошкольном возрасте музыка позволяет развивать творческие возможности, эстетический вкус, что непосредственно способствует духовно-нравственному становлению личности ребенка.В первую очередь, следует, на мой взгляд, обратить внимание на применение детских музыкальных инструментов. Мне представляются эффективными следующие методики работы.Музыкальные занятия являются основной формой музыкальной деятельности в старшей группе в детском саду. Музыкальные занятия, как правило, включают: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движение и игру на детских музыкальных инструментах. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах должна проводиться организованно и последовательно. Знакомство с инструментами происходит во время музыкальных групповых занятий и индивидуальной работы с детьми. Во время обучения используются различные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание записей музыки и т.п. На данном этапе целесообразно использовать музыкальные игрушки и инструменты: дудочки, органчики, металлофон и пианино, так как важно научить детей различать звуки по высоте, а также знать и различать бубна и погремушки, то есть улавливать тембровые различия инструментов. Как отмечает Н.А. Метлов, самый доступный для ребенка инструмент — металлофон. Я полагаю, что это правильно. Металлофон состоит из 15 пластинок (две октавы) в тональности до мажор. На каждой пластинке — нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Ввиду того что в детских садах нотную грамоту не изучают, мы при обучении детей игре на музыкальных инструментах пользуемся цифровой системой. Цифры помогают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне, струну — на цитре, клавишу — на аккордеоне. Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которыми ударяют посредине пластинок. Не следует спешить с участием детей в оркестре. Надо дать им возможность усвоить мелодию, чтобы они могли играть более свободно, без напряжения. Индивидуальная игра значительно легче, чем в коллективе, где требуется согласованность. Индивидуальные занятия в старшей группе ведутся обычно утром, до завтрака, или во второй половине дня. Занятие с каждым ребенком должно длиться 5—7 мин. Занятия с оркестром проводятся во второй половине дня один раз в неделю, по мере надобности — чаще или реже. Продолжительность занятий — 15—20 мин, в зависимости от репертуара и степени подготовленности детей. По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему — в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до и т. д. На цитре играют медиатором — пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой — на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.В детском саду учим ребят играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем Для каждой мелодии указываем удобное расположение пальцев (аппликатуру).
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
... детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль. Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян. В детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми». 2. Обучение игре на музыкальных инструментах Знакомство детей ...
«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...
... характеру музыки; средствам музыкальной выразительности; форме музыкального произведения. 1.2 Виды музыкально- ритмических движений. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры . Музыкальная игра ...
Играть двумя руками дошкольникам трудно. Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.При обучении детей игре на аккордеоне необходимо пользоваться цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой. Когда дети научатся играть на аккордеоне, более музыкально одарённых можно учить игре на духовом инструменте. Из духовых инструментов целесообразно использовать сначала духовую гармонику.Важно отметить, что обучение игре на музыкальных инструментах важно проводить постепенно, то есть от занятия к занятию усложняя музыкальные задания и упражнения. Кроме того, дети должны получать только радостные эмоции от общения с музыкальным инструментом. На данном этапе также полезно применять разнообразные музыкальные игры, направленные на выработку у детей чувства ритма, умения слушать музыку, так как впоследствии эти музыкальные навыки пригодятся им при освоении более сложных музыкальных инструментов. Закреплять знания о музыкальных инструментах и музыкальных игрушках также следует в старшей группе. Также на этом этапе стоит продолжить работу с металлофоном и начать обучение детей игре на ударных инструментах. Особенное внимание следует уделить барабану. Для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, можно использовать ритмические игры с применением ударных инструментов. К примеру, воспитатель даёт ребёнку бубен и просит назвать своё имя и при этом передать ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием. Кроме того, дети этой возрастной категории с удовольствием выполняют различные движения с инструментами. Отметим, что знакомство со всеми музыкальными инструментами, особенно с металлофоном, следует проводить преимущественно в игровой форме. Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале надо проводить в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии).
Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного ...
... методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и ... музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную ...
Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика. Наиболее музыкально одарённых и физически развитых детей можно начать знакомить с аккордеоном и баяном (данные инструменты можно включить в различные музыкально-дидактические игры).
Как уже отмечалось ранее, велика роль пения в нравственном воспитании. Этот метод музыкального воспитания следует использовать для разных возрастов – от дошкольного до подросткового.Пению под силу развивать ребенка в разных аспектах. Согласно позиции многих детских психологов, сегодня многие дети страдают от эмоциональной глухоты, часто проявляют жесткость, равнодушие, у них с самого раннего возраста отсутствует основа для развития и воспитания внутренней духовной культуры. И пение как раз способно исправить данную ситуацию, поскольку, как справедливо отмечал К. Ушинский, «…в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство». Обучение детей пению, таким образом, представляет собой важнейшую задачу музыкального руководителя детского сада. И данная задача требует того, чтобы педагог обладал высоким профессионализмом.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vliyanie-muzyiki-na-formirovanie-pravosoznaniya/
1. Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка.// http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonka
2. Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание./Электронный ресурс// http://yuri317.narod.ru
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. – М., 1989.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2005/Электронный ресурс// http://www.pedlib.ru/
5. Клюев А.С. Функции музыки./А.С. Клюев//Интеллектуальная Россия. № 3, 2008// http://www.intelros.ru
6. Книга о музыке: Популярные очерки. /Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988.
7. Колесниченко С.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности.// http://festival.1september.ru/articles/607957/
8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
9. Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993. http://elib.gnpbu.ru/text/malinin_vospitatelnaya-sistema-shatskogo_1993/go,51;fs,0/
10. Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка — детям// http://www.musichild.ru
11. Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека. 2006.
12. Посохова Л.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-24-15-59-19/151-preschool-other/4442-2014-01-15-06-56-14.html
Театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка
... познавать культуры и традиции других народов. Таким образом, театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка сегодняшнего дня находится в стадии становления, а исследования ... технологий театральной педагогики в образовательном процессе еще не закончены и находятся в стадии эксперимента в творческой деятельности учителя. Список используемой литературы [Электронный ресурс]// ...
13. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь//Музыкальная палитра, No5, 2004.
14. Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288